«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста по средствам игры»
консультация
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_deryabina_l.a._razvitie_rechi_po_sredstvam_igry.docx | 22.63 КБ |
prezentatsiya_konsultatsiya.pdf | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Консультация для педагогов
Тема: «Развитие связной речи
у детей дошкольного возраста по средствам игры»
Подготовила воспитатель:
Дерябина Людмила Алексеевна,
высшая квалификационная категория
2018 г.
«Связная речь - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Ф. А. Сохин
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.
Полноценное овладение связной речью возможно только в условиях целенаправленного обучения у детей с нормальным речевым развитием и потому целенаправленное формирование связной речи имеет важное значение в общей системе работы воспитателя.
Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте активизация словаря оказывает большое влияние на развитие связной речи. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает высокого уровня. Ребенок на вопросы отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми ответами. Развивается умение дополнять или исправлять, оценивать высказывания и ответы товарищей. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.
Дошкольный возраст – важный период для формирования связной речи, в котором средством формирования является игра. Процесс обучения в каждом возрасте имеет разные формы, в данном случае дошкольник учится – играя.
Двусторонняя связь между речью и игрой существует в игровой деятельности старших дошкольников. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, тем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. В игре, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
Для связной речи используются все виды игровой деятельности.
3 слайд
- Дидактические игры (пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение и упражняют в составлении связных высказываний, умение правильно выражать свои мысли) Например: «Рассмотри и опиши», «Запоминай-ка»
Дидактические задачи многих игр развивают умение детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. Развивается в игре способность аргументировать свои утверждения, доводы. Дидактические игры в свою очередь делятся на три основных вида:
- С предметами (В играх с предметами развитие связной речи происходит таким образом, что ребёнок учится устанавливать сходство и различие предметов, сравнивать их друг с другом)
- Настольно-печатные. (Например, в играх на запоминание состава, количества и расположения картинок, дети учатся связно рассказывать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.)
- Словесные игры (обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности) Играя в словесные игры, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, находят алогизмы в суждениях. Используются такие игры: «Кто больше заметит небылиц?», «Цепочка слов». Игра с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Назови три слова»
- Сюжетно-ролевая игра (совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи). Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. В игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.) для активизации детских диалогов. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх. Обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи. Например, игра «К нам гости пришли», где дети распределяют между собой роли: хозяева дома и гости. Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей и др.
- Игры-драматизации (способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности). Игры–драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
- Подвижные игры, малоподвижные (оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры) способствуют приучению к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров к очередности своих реплик. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать. Подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно. Например: «Мы веселые ребята...», «Кот и мыши», «Тик - так», «Гуси-гуси»
Организация совместных видов деятельности стимулируют активную связную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.
Предлагаю несколько дидактических, словесных игр:
4 - 11слайд Игра «Овощи» Цель. Закрепить представление об овощах. Совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать логические ответы.
12 слайд «Кто больше заметит небылиц?» Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Другие примеры небылиц:
Ехала деревня Мимо мужика. Вдруг из-под собаки Лают ворота. Он схватил дубинку Разрубил топор. А по нашей кошке Пробежал забор. | Дело было в январе Первого апреля. Жарко было во дворе Мы окоченели. | По железному мосту Сделанном из досок, Шел высокий человек Низенького роста. Был кудрявый без волос, Тоненький как бочка. Не было детей у него Только сын да дочка. |
13 Слайд «Найди картинке место» Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. Оборудование: серийные картинки.
14 Слайд «Чего на свете не бывает» Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. Оборудование: картинки-нелепицы.
15 Слайд «Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Оборудование: серийные картинки.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие связной речи каждого ребенка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
«Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Творческий проект...
Интеррактивная игра как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста
Использование игры для позитивной социализации и развития речи дошкольников во время приобретения знаний о родном городе...
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста по средствам рассматривания сюжетных работ
Сообщение из опыта работ...
Консультация для родителей по теме: «Игра, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей по теме:«Игра,как средство развития связной речиу детей дошкольного возраста»...