Проект «Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»
проект
«Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»
Актуальность
Семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Создание такого музея правильно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленной на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.
Экспонаты музея дети могут не только рассмотреть, но потрогать руками, даже применить. Таким образом старинные предметы быта, произведения искусства, вещи, книги, фотоматериалы, реально принадлежащие одной семье, превращаются из застывших экспонатов в живых свидетелей ее истории, традиций и обычаев. Это и привлекает детей.
Цель создания комплекса мини музеев:
Вовлечь родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
1.Создать условия для эффективного взаимодействия с родителями.
2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение.
На базе нашего детского сада была внедрена инновационная технология по созданию комплекса мини-музеев.
Главная особенность наших мини-музеев – это ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ воспитателей и родителей.
Родители активно принимали участие в создании музейной экспозиции, принимали участие в мастер-классах и совместной деятельности с детьми.
Принцип построения наших музеев:
- - наглядность;
- - доступность;
- - достоверность;
- - вариативность;
- - психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве;
- - координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.
Работа по созданию мини – музеев мы условно разделили на несколько этапов:
1.Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (воспитатели, дети, родители) определяют тему и название мини- музея, разрабатывают его модель, выбирают место для его размещения.
2. Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини – музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят, изготавливают экспонаты для музея, помогают в оформлении, что сближает родителей и детей, делает их настоящими партнерами.
3. Заключительный этап.
Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбомы с фотографиями, рисунками; тематические праздники.
В настоящем музее трогать экспонаты руками нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы работы в мини – музее с родителями
На одном из родительских собраний мы предложили родителям создать домашний мини-музей и прочитали на их лицах удивление и недоумение. Мы предложили темы музея и тут родители приободрились. Буквально в течение месяца многие семьи собрали предметы для семейных музеев.
Мы организовали несколько экскурсий в городской музей, чтобы замотивировать и пробудить интерес.
Также нами был проведён круглый стол между детьми и родителями на тему «Семейные традиции и увлечения»
В результате у детей появился устойчивый интерес к традициям своей семьи.
Родители воспитанников стали больше общаться, обмениваться идеями. Эта работа помогла сблизить взрослых членов семьи со своими детьми.
Некоторые родители уже создали свои семейные музеи, а еще несколько семей подхватили эту идею и поэтому наш проект стал долгосрочным.
Главная особенность наших мини-музеев: их содержание периодически меняется-по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.
И каждый год с учётом возрастных особенностей дошкольников.
Одни экспонаты можно убирать, другие добавлять в экспозицию.
Участники этих музеев – дети и родители всего детского сада.
Мини-музей хлеба «Хлеб всему голова»
Цель создания: познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Донести до сознания детей, что хлеб-это итог большой работы многих людей.
Данный музей создан общими усилиями родителей и детей.
Ребята с удовольствием лепили и пекли из солёного теста экспонаты для музея, изготавливали много дидактического материала и снимки для фотоальбомов.
Следующая экспозиция «Путешествие в мир нашего детства»
Цель: Знакомство с разновидностями игрушки из прошлого.
Продолжать формировать у детей познавательный интерес к объекту.
В данной экспозиции представлены экспонаты не только наших современных производителей, но и уникальные игрушки начала прошлого столетия!
Родителей очень увлекла эта идея и они с удовольствием делились своими семейными реликвиями.
Все игрушки очень разнообразны и некоторые удивляют своей давней и интересной историей.
Следующая интересная находка – Музей в чемоданчиках «Семейная коллекция»
Активное участие в его создании также принимали родители. Некоторые семьи создали свой Музей семьи. Экспонаты данных коллекций-семейные реликвии, семейные фото, много предметов, указывающих на увлечения и интересы их семьи.
И об этом рассказывают сами ребята, как бы являясь Экскурсоводами в своих мини-музеях. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Также в нашем садике мы внедрили новый инновационный вид музея – Интерактивный музей.
Это одна из наиболее интересных форм проведения занятий. Ведь это не просто экспозиция, а место, где можно смотреть, думать и использовать много других возможностей.
Где мы только не «побывали» с нашими ребятами! Ребята в восторге и нам огромная помощь. Ведь как нам их всех отвести, тем более во время учебного процесса, в тот или иной музей, не нарушая строгих рамок СанПин и расписаний образовательного процесса!
Недавно у нас проходило занятие «Свет повсюду». Сначала ребятам была представлена презентация о значении света. В ней было показано, что источники света бывают искусственные и естественные. Дети с интересом участвовали в обсуждении данной темы.
Но дальше было самое интересное… В группе ребятам было предложено закрепить пройденную тему в интересной форме: им был предложен демонстрационный материал и они в игровой форме показали, что запомнилось им на пройденном занятии. Совершенно очевидно, что детям нравится быть активными и полноценными участниками любого образовательного процесса.
Это и является главной особенностью инновационной интерактивной формы музея – ребёнок не только слушает, но и сам является активным участником.
Мини- музеи стали неотъемлемой частью предметно –развивающей среды нашего садика и показали огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.
Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В дальнейшем мы планируем вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музеев, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.
В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми
А самое главное, благодаря совместному созданию мини-музеев, сплотился наш коллектив педагогов и родителей, а у детей сформировался неподдельный интерес к новому виду деятельности, что будет способствовать их развитию.
Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini_muzei.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»
Актуальность
Семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.
Создание такого музея правильно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленной на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.
Экспонаты музея дети могут не только рассмотреть, но потрогать руками, даже применить. Таким образом старинные предметы быта, произведения искусства, вещи, книги, фотоматериалы, реально принадлежащие одной семье, превращаются из застывших экспонатов в живых свидетелей ее истории, традиций и обычаев. Это и привлекает детей.
Цель создания комплекса мини музеев:
Вовлечь родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
1.Создать условия для эффективного взаимодействия с родителями.
2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение.
На базе нашего детского сада была внедрена инновационная технология по созданию комплекса мини-музеев.
Главная особенность наших мини-музеев – это ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ воспитателей и родителей.
Родители активно принимали участие в создании музейной экспозиции, принимали участие в мастер-классах и совместной деятельности с детьми.
Принцип построения наших музеев:
- - наглядность;
- - доступность;
- - достоверность;
- - вариативность;
- - психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве;
- - координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.
Работа по созданию мини – музеев мы условно разделили на несколько этапов:
1.Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (воспитатели, дети, родители) определяют тему и название мини- музея, разрабатывают его модель, выбирают место для его размещения.
2. Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини – музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят, изготавливают экспонаты для музея, помогают в оформлении, что сближает родителей и детей, делает их настоящими партнерами.
3. Заключительный этап.
Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбомы с фотографиями, рисунками; тематические праздники.
В настоящем музее трогать экспонаты руками нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы работы в мини – музее с родителями
На одном из родительских собраний мы предложили родителям создать домашний мини-музей и прочитали на их лицах удивление и недоумение. Мы предложили темы музея и тут родители приободрились. Буквально в течение месяца многие семьи собрали предметы для семейных музеев.
Мы организовали несколько экскурсий в городской музей, чтобы замотивировать и пробудить интерес.
Также нами был проведён круглый стол между детьми и родителями на тему «Семейные традиции и увлечения»
В результате у детей появился устойчивый интерес к традициям своей семьи.
Родители воспитанников стали больше общаться, обмениваться идеями. Эта работа помогла сблизить взрослых членов семьи со своими детьми.
Некоторые родители уже создали свои семейные музеи, а еще несколько семей подхватили эту идею и поэтому наш проект стал долгосрочным.
Главная особенность наших мини-музеев: их содержание периодически меняется-по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.
И каждый год с учётом возрастных особенностей дошкольников.
Одни экспонаты можно убирать, другие добавлять в экспозицию.
Участники этих музеев – дети и родители всего детского сада.
Мини-музей хлеба «Хлеб всему голова»
Цель создания: познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Донести до сознания детей, что хлеб-это итог большой работы многих людей.
Данный музей создан общими усилиями родителей и детей.
Ребята с удовольствием лепили и пекли из солёного теста экспонаты для музея, изготавливали много дидактического материала и снимки для фотоальбомов.
Следующая экспозиция «Путешествие в мир нашего детства»
Цель: Знакомство с разновидностями игрушки из прошлого.
Продолжать формировать у детей познавательный интерес к объекту.
В данной экспозиции представлены экспонаты не только наших современных производителей, но и уникальные игрушки начала прошлого столетия!
Родителей очень увлекла эта идея и они с удовольствием делились своими семейными реликвиями.
Все игрушки очень разнообразны и некоторые удивляют своей давней и интересной историей.
Следующая интересная находка – Музей в чемоданчиках «Семейная коллекция»
Активное участие в его создании также принимали родители. Некоторые семьи создали свой Музей семьи. Экспонаты данных коллекций-семейные реликвии, семейные фото, много предметов, указывающих на увлечения и интересы их семьи.
И об этом рассказывают сами ребята, как бы являясь Экскурсоводами в своих мини-музеях. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.
Также в нашем садике мы внедрили новый инновационный вид музея – Интерактивный музей.
Это одна из наиболее интересных форм проведения занятий. Ведь это не просто экспозиция, а место, где можно смотреть, думать и использовать много других возможностей.
Где мы только не «побывали» с нашими ребятами! Ребята в восторге и нам огромная помощь. Ведь как нам их всех отвести, тем более во время учебного процесса, в тот или иной музей, не нарушая строгих рамок СанПин и расписаний образовательного процесса!
Недавно у нас проходило занятие «Свет повсюду». Сначала ребятам была представлена презентация о значении света. В ней было показано, что источники света бывают искусственные и естественные. Дети с интересом участвовали в обсуждении данной темы.
Но дальше было самое интересное… В группе ребятам было предложено закрепить пройденную тему в интересной форме: им был предложен демонстрационный материал и они в игровой форме показали, что запомнилось им на пройденном занятии. Совершенно очевидно, что детям нравится быть активными и полноценными участниками любого образовательного процесса.
Это и является главной особенностью инновационной интерактивной формы музея – ребёнок не только слушает, но и сам является активным участником.
Мини- музеи стали неотъемлемой частью предметно –развивающей среды нашего садика и показали огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.
Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В дальнейшем мы планируем вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музеев, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.
В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми
А самое главное, благодаря совместному созданию мини-музеев, сплотился наш коллектив педагогов и родителей, а у детей сформировался неподдельный интерес к новому виду деятельности, что будет способствовать их развитию.
Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».
Статья из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Колокольчик" г. Луховицы. В статье рассказано о создании муни музеев в ДОУ усилиями сотрудников и родителей. Статья предназначена для тех, кт...
«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
Создание в группе мини-музея песка "Такой разный песок"...
Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики ост...
Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников.
В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему посёлку, городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся ...
«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».
. Мини-музей «Мои любимые игрушки» в первой младшей группе....
Проект «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается...
МИНИ-МУЗЕЙ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ КАК ФОРМА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В работе изложен современный подход к вопросу о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи в решении задач –патриотического воспитания дошкольников через пр...