Проект «Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»
проект

Кокорева Светлана Владимировна

 «Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»

                                        

Актуальность

 

Семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Создание такого музея правильно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленной на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Экспонаты музея дети могут не только рассмотреть, но потрогать руками, даже применить. Таким образом старинные предметы быта, произведения искусства, вещи, книги, фотоматериалы, реально принадлежащие одной семье, превращаются из застывших экспонатов в живых свидетелей ее истории, традиций и обычаев. Это и привлекает детей.

                                

Цель создания комплекса мини музеев:

Вовлечь родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

 

Задачи:

1.Создать условия для эффективного взаимодействия с родителями.

2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение.

 

На базе нашего детского сада была внедрена инновационная технология по созданию комплекса мини-музеев.

Главная особенность наших мини-музеев – это ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ воспитателей и родителей.

Родители активно принимали участие в создании музейной экспозиции, принимали участие в мастер-классах и совместной деятельности с детьми.

 

                                          

Принцип построения наших музеев:

 

  1.   - наглядность;
  2. - доступность;
  3. - достоверность;
  4. - вариативность;
  5. - психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве;
  6. - координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.

 

Работа по созданию мини – музеев мы условно разделили на несколько этапов:

 

1.Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (воспитатели, дети, родители) определяют тему и название мини- музея, разрабатывают его модель, выбирают место для его размещения.

   2. Практический этап.

 Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини – музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят, изготавливают экспонаты для музея, помогают в оформлении, что сближает родителей и детей, делает их настоящими партнерами.

   3. Заключительный этап.

 Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбомы с фотографиями, рисунками; тематические праздники.

 

В настоящем музее трогать экспонаты руками нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 

Формы работы в мини – музее с родителями

На одном из родительских собраний мы предложили родителям создать домашний мини-музей и прочитали на их лицах удивление и недоумение. Мы предложили темы музея и тут родители приободрились. Буквально в течение месяца многие семьи собрали предметы для семейных музеев.

Мы организовали несколько экскурсий в городской музей, чтобы замотивировать и пробудить интерес.

Также нами был проведён круглый стол между детьми и родителями на тему «Семейные традиции и увлечения»

В результате у детей появился устойчивый интерес к традициям своей семьи.

Родители воспитанников стали больше общаться, обмениваться идеями. Эта работа помогла сблизить взрослых членов семьи со своими детьми.

Некоторые родители уже создали свои семейные музеи, а еще несколько семей подхватили эту идею и поэтому наш проект стал долгосрочным.

 

Главная особенность наших мини-музеев: их содержание периодически меняется-по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

И каждый год с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Одни экспонаты можно убирать, другие добавлять в экспозицию.

                                

 

Участники этих музеев – дети и родители всего детского сада.

 

Мини-музей хлеба «Хлеб всему голова»

Цель создания: познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Донести до сознания детей, что хлеб-это итог большой работы многих людей.

 

Данный музей создан общими усилиями родителей и детей.

Ребята с удовольствием лепили и пекли из солёного теста экспонаты для музея, изготавливали много дидактического материала и снимки для фотоальбомов.

 

Следующая экспозиция «Путешествие в мир нашего детства»

 

Цель: Знакомство с разновидностями игрушки из прошлого. 

Продолжать формировать у детей познавательный интерес к объекту.

 

В данной экспозиции представлены экспонаты не только наших современных производителей, но и уникальные игрушки начала прошлого столетия!

Родителей очень увлекла эта идея и они с удовольствием делились своими семейными реликвиями.

Все игрушки очень разнообразны и некоторые удивляют своей давней и интересной историей.

 

 

Следующая интересная находка – Музей в чемоданчиках «Семейная коллекция»

Активное участие в его создании также принимали родители. Некоторые семьи создали свой Музей семьи. Экспонаты данных коллекций-семейные реликвии, семейные фото, много предметов, указывающих на увлечения и интересы их семьи.

И об этом рассказывают сами ребята, как бы являясь Экскурсоводами в своих мини-музеях. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

                               

Также в нашем садике мы внедрили новый инновационный вид музея – Интерактивный музей.

Это одна из наиболее интересных форм проведения занятий. Ведь это не просто экспозиция, а место, где можно смотреть, думать и использовать много других возможностей.

Где мы только не «побывали» с нашими ребятами! Ребята в восторге и нам огромная помощь. Ведь как нам их всех отвести, тем более во время учебного процесса, в тот или иной музей, не нарушая строгих рамок СанПин и расписаний образовательного процесса!

                                

                                

Недавно у нас проходило занятие «Свет повсюду». Сначала ребятам была представлена презентация о значении света. В ней было показано, что источники света бывают искусственные и естественные. Дети с интересом участвовали в обсуждении данной темы.

Но дальше было самое интересное… В группе ребятам было предложено закрепить пройденную тему в интересной форме: им был предложен демонстрационный материал и они в игровой форме показали, что запомнилось им на пройденном занятии. Совершенно очевидно, что детям нравится быть активными и полноценными участниками любого образовательного процесса.

 

Это и является главной особенностью инновационной интерактивной формы музея – ребёнок не только слушает, но и сам является активным участником.

 

                                          

Мини- музеи стали неотъемлемой частью предметно –развивающей среды нашего садика и показали огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.

 

   Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

   В дальнейшем мы планируем вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музеев, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.

 

В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми

 

А самое главное, благодаря совместному созданию мини-музеев, сплотился наш коллектив педагогов и родителей, а у детей сформировался неподдельный интерес к новому виду деятельности, что будет способствовать их развитию.

 

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_muzei.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»

                                         

Актуальность

Семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Создание такого музея правильно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленной на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.

Экспонаты музея дети могут не только рассмотреть, но потрогать руками, даже применить. Таким образом старинные предметы быта, произведения искусства, вещи, книги, фотоматериалы, реально принадлежащие одной семье, превращаются из застывших экспонатов в живых свидетелей ее истории, традиций и обычаев. Это и привлекает детей.

                                 

Цель создания комплекса мини музеев:

Вовлечь родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи:

1.Создать условия для эффективного взаимодействия с родителями.

2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение.

На базе нашего детского сада была внедрена инновационная технология по созданию комплекса мини-музеев.

Главная особенность наших мини-музеев – это ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ воспитателей и родителей.

Родители активно принимали участие в создании музейной экспозиции, принимали участие в мастер-классах и совместной деятельности с детьми.

                                           

Принцип построения наших музеев:

  •   - наглядность;
  • - доступность;
  • - достоверность;
  • - вариативность;
  • - психологическая комфортность и безопасность деятельности в музейном пространстве;
  • - координация обучения и воспитания в условиях детского сада и семьи.

Работа по созданию мини – музеев мы условно разделили на несколько этапов:

1.Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (воспитатели, дети, родители) определяют тему и название мини- музея, разрабатывают его модель, выбирают место для его размещения.

        2. Практический этап.

 Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини – музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят, изготавливают экспонаты для музея, помогают в оформлении, что сближает родителей и детей, делает их настоящими партнерами.

        3. Заключительный этап.

 Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбомы с фотографиями, рисунками; тематические праздники.

В настоящем музее трогать экспонаты руками нельзя, в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Каждый мини-музей-результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Формы работы в мини – музее с родителями

На одном из родительских собраний мы предложили родителям создать домашний мини-музей и прочитали на их лицах удивление и недоумение. Мы предложили темы музея и тут родители приободрились. Буквально в течение месяца многие семьи собрали предметы для семейных музеев.

Мы организовали несколько экскурсий в городской музей, чтобы замотивировать и пробудить интерес.

Также нами был проведён круглый стол между детьми и родителями на тему «Семейные традиции и увлечения»

В результате у детей появился устойчивый интерес к традициям своей семьи.

Родители воспитанников стали больше общаться, обмениваться идеями. Эта работа помогла сблизить взрослых членов семьи со своими детьми.

Некоторые родители уже создали свои семейные музеи, а еще несколько семей подхватили эту идею и поэтому наш проект стал долгосрочным.

Главная особенность наших мини-музеев: их содержание периодически меняется-по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

И каждый год с учётом возрастных особенностей дошкольников.

Одни экспонаты можно убирать, другие добавлять в экспозицию.

                                 

Участники этих музеев – дети и родители всего детского сада.

Мини-музей хлеба «Хлеб всему голова»

Цель создания: познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Донести до сознания детей, что хлеб-это итог большой работы многих людей.

Данный музей создан общими усилиями родителей и детей.

Ребята с удовольствием лепили и пекли из солёного теста экспонаты для музея, изготавливали много дидактического материала и снимки для фотоальбомов.

Следующая экспозиция «Путешествие в мир нашего детства»

Цель: Знакомство с разновидностями игрушки из прошлого. 

Продолжать формировать у детей познавательный интерес к объекту.

В данной экспозиции представлены экспонаты не только наших современных производителей, но и уникальные игрушки начала прошлого столетия!

Родителей очень увлекла эта идея и они с удовольствием делились своими семейными реликвиями.

Все игрушки очень разнообразны и некоторые удивляют своей давней и интересной историей.

Следующая интересная находка – Музей в чемоданчиках «Семейная коллекция»

Активное участие в его создании также принимали родители. Некоторые семьи создали свой Музей семьи. Экспонаты данных коллекций-семейные реликвии, семейные фото, много предметов, указывающих на увлечения и интересы их семьи.

И об этом рассказывают сами ребята, как бы являясь Экскурсоводами в своих мини-музеях. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

                               

Также в нашем садике мы внедрили новый инновационный вид музея – Интерактивный музей.

Это одна из наиболее интересных форм проведения занятий. Ведь это не просто экспозиция, а место, где можно смотреть, думать и использовать много других возможностей.

Где мы только не «побывали» с нашими ребятами! Ребята в восторге и нам огромная помощь. Ведь как нам их всех отвести, тем более во время учебного процесса, в тот или иной музей, не нарушая строгих рамок СанПин и расписаний образовательного процесса!

                                 

                                 

Недавно у нас проходило занятие «Свет повсюду». Сначала ребятам была представлена презентация о значении света. В ней было показано, что источники света бывают искусственные и естественные. Дети с интересом участвовали в обсуждении данной темы.

Но дальше было самое интересное… В группе ребятам было предложено закрепить пройденную тему в интересной форме: им был предложен демонстрационный материал и они в игровой форме показали, что запомнилось им на пройденном занятии. Совершенно очевидно, что детям нравится быть активными и полноценными участниками любого образовательного процесса.

Это и является главной особенностью инновационной интерактивной формы музея – ребёнок не только слушает, но и сам является активным участником.

                                           

Мини- музеи стали неотъемлемой частью предметно –развивающей среды нашего садика и показали огромную значимость в воспитании и развитии дошкольников.

        Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

        В дальнейшем мы планируем вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музеев, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.

В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми

А самое главное, благодаря совместному созданию мини-музеев, сплотился наш коллектив педагогов и родителей, а у детей сформировался неподдельный интерес к новому виду деятельности, что будет способствовать их развитию. 

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».

Статья из опыта работы МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Колокольчик" г. Луховицы. В статье рассказано о создании муни музеев в ДОУ усилиями сотрудников и родителей. Статья предназначена для тех, кт...

Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики  ост...

Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников.

В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему посёлку, городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся ...

Проект «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается...

МИНИ-МУЗЕЙ ВОИНСКОЙ ДОБЛЕСТИ И СЛАВЫ КАК ФОРМА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В работе изложен современный подход к вопросу о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи  в решении задач –патриотического воспитания дошкольников через пр...