НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ И В СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ
статья
Сегодня как никогда прежде, сохранение народного искусства и возрождение прежних традиций необходимо новому поколению для формирования национального самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravstvennoe_vospitanie.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В ОБЩЕСТВЕ И В СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЕСПЕЧЕНИИ
ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Сегодня как никогда прежде, сохранение народного искусства и возрождение прежних традиций необходимо новому поколению для формирования национального самосознания. Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству уникальные. Именно эти традиции формируют личность, формируют нацию. Поэтому все, что касается традиционной русской культуры свято. Надо ничего не жалеть для того, чтобы сохранить ее.
За последние годы произошло резкое изменение социальных норм. В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас ещё и потому, что идёт процесс формирования нового поколения российских граждан. Становление человека предполагает не только развитие его умственных способностей, но и усвоение им системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость.
Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Духовность понимается, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что большинство людей поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Ответить на эти вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Работая с детьми в детском саду, используются различные формы традиционной педагогической деятельности: обучение на занятиях познавательного цикла, закрепление материала во всех видах продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация, рисование), целевые прогулки, экскурсии и т. д.
Посещение городского музея расширили знания детей не только о том, как жили и как одевались люди, но и познакомились с предметами домашнего обихода, утварью, орудиями труда, рукоделием и изделиями прикладного искусства. В детском саду была организованна выставка, где были представлены работы по бисероплетению и вышивке детей и взрослых членов семьи. На кружковых занятиях знакомим детей с православными святыми, они узнали о жизни и подвиге преподобного Серафима Саровского, о святителе земли русской Сергие Радонежском. Целью этих занятий было не только рассказать о жизни святых, но и формировать у детей духовно – нравственные представления о главных жизненных ценностях человека, научить детей различать добро и зло, быть внимательными, послушными, заботливыми, трудолюбивыми. На занятии посвященному «75-ю Великой Победы», дети познакомились с историей России и ее защитниками: узнали о смелом богатыре святом Ильи Муромце, о подвиге святого Георгия Победоносца, о значении георгиевской ленты, а так же о защитниках в годы Великой Отечественной Войны. Целью этого занятия было воспитание любви к Родине, уважении и благодарности ее защитникам, желание быть похожими на мужественных, смелых людей любящих свое Отечество.
Одной из традиций стало знакомство детей с православными праздниками, где дети знакомятся с историей появления праздника с его событиями. В широком масштабе отмечаются и большие праздники, как «Рождество Христово» и «Пасха». В доступной форме детям рассказали о значении праздника для православных людей, с православными традициями подготовки и проведения его. К этим праздникам организуется городская выставка, где участвуют все детские сады и школы, проводятся концерты и ярмарки. Большое участие в организации и проведении этих мероприятий принимают родители. Православные праздники можно считать и народными, они связаны с трудом и общественной жизнью людей. Народные праздники всегда связаны с игрой, а ведь она, к сожалению, почти исчезла сегодня из детства. Игра подключает ребёнка к миру фольклорного театра, где он развивает свою творческую фантазию, учится двигаться, поёт, танцует, декламирует. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, внимательности. А разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают игру ещё более интересной и содержательной. Это огромный потенциал для физического развития детей. Ни один праздник не обходится без игры на музыкальных инструментах, поэтому необходимо знакомить с ними детей: это свистульки, деревянные ложки, колокольчики, дудка, балалайка, гусли, гармонь. Знакомство с этими инструментами способствует музыкальному развитию детей. Знание детей истории и традиций своего народа это и есть приобщение детей к важной части духовной культуры своего народа. И первые шаги в этом показали, насколько велик к этому интерес детей. Производимая работа по воспитанию духовно – нравственных чувств через историю и традиции нашего народа позволяет расширять запас знаний и умений, представлений о жизни нашего народа, его истории и культуре.
Опыт свидетельствует о том, что знания истории своего народа, народных традиций поможет детям в дальнейшем. В своей работе стараемся донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русских народных традиций.
Мы считаем необходимым продолжать целенаправленное развитие у дошкольников проявлений духовности, а точнее - её светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно - нравственное его совершенствование и принимать участие в этом должны все.
Только все вместе - образовательное учреждение, семья, церковь, государство - путём целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви и добра к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни всё» и «действовать ради целей обогащения любым способом».
Гладких, Л.П., Меньшиков, В.М., Основы православной культуры. Мир прекрасное творенье. Курск 2008.
Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург; Акцидент, 1997,-157с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа эмоционально-эстетического и нравственного воспитания дошкольников на основе песенного фольклора и православных традиций Кубани «КОЛОСОК»
Цель программы:...
Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций
В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре....
Рабочая программа педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно- нравственному воспитанию на основе православных традиций с учетом ФГОС дошкольного образования.
Составлена на основе учебно-методическогопособия «Мир-прекрасное творение» под. ред. Л.П. Гладких, архимандритаЗиновия (В.М.Меньшикова)...
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций.
Слайд 2В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической с...
Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".
Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...
Участие и выступление в Областной ежегодной конференции по научно-педагогическим проблемам возрождения православных традиций образования и воспитания молодежи
Содержание выступления - моделирование практического занятия представленного УМК "Удивительный мир"...
"ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НАДЕЖДА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА"
quot;ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НА...