"ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НАДЕЖДА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА"
статья

Акимова Кристина Сергеевна

"ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НАДЕЖДА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА" - распространение опыта работы с программой дополнительного образования (на основе фольклорного кружка)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akimova_k.s._g.smolensk.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №28 «НАДЕЖДА» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Акимова Кристина Сергеевна, Смоленская область, г. Смоленск,

музыкальный руководитель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 «Надежда»

Аннотация: На примере работы МБДОУ «Д/с №28 «Надежда» г. Смоленска показана деятельность над возрождением культурных традиций дошкольников на материале фольклора Смоленской области, а также актуальность выбранной проблемы для современной системы ДО.

Abstract: On the example of MBDOU "kindergarten №28 "the Hope" of the city of Smolensk shows the activities on revival of cultural traditions preschoolers on the material of folklore of Smolensk region, as well as the relevance of the chosen problem for the system TO.

Ключевые слова статьи: детский фольклор; духовно-нравственные ценности; культурные традиции; бытование фольклора в повседневной жизни дошкольников.

Key words of the article: children's folklore; spiritual and moral values; cultural traditions; existence of folklore in everyday life of preschool children.

Относительно недавно обсуждалась тема необходимости духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основании возрождения культурных традиций. В настоящее время актуальной становится другая тема - как это сделать практически.

Сегодня ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит, в основном, школе, изредка - детскому саду. Но не стоит думать, что для достижения главной цели - дать детям нравственные ориентиры - достаточно только воспитания в образовательных учреждениях. Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй. Как говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как: во-первых, не все родители занимаются нравственным воспитанием своих детей, причём не только «неблагополучные семьи», но и «сверхблагополучные», где дом - полная чаша, где у детей есть всё… всё, кроме родительского тепла и внимания» [5].

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных обедов, во время которых идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела. И это замечательно, ведь сейчас такое «живое общение» на вес золота, так как оно заменено всевозможными гаджетами и электронными устройствами.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, лечь в основу его воспитания как патриота своей Родины. Русский философ Иван Ильин подчёркивает, что душа ребёнка должна быть «направлена в духовный опыт родины, вовлечена в него, приучена пребывать и творчески расцветать в нём» [3, c. 179]. Изучение православных и народных традиций, культуры малой Родины и страны в целом в условиях ДО позволит воспитаннику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры.

Воспитанием гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей я занимаюсь на протяжении всей своей, хоть и небольшой, педагогической деятельности. И таким образом содействую реализации национального проекта «Образование».

Своеобразие моего опыта состоит в том, что возвращение к народным традициям я выстраиваю на основе фольклора Смоленской области. Воспитываясь с детства на традициях народной музыки, я внесла это направление в свою работу через реализацию программы дополнительного образования «Ясе́нька», цель которой - приобщение дошкольников к истории и культуре своей малой Родины, и построена она на традициях, народных праздниках и фольклорном материале Смоленской области.

Главными задачами, на которые я опираюсь, стали:

  • возрождение национальных традиций и обычаев;
  • сохранение нравственных семейных ценностей;
  • знакомство детей с творчеством и традиционными праздниками Смоленской области.

Организовывая мероприятия, связанные с традициями Смоленской области, я всегда стремлюсь, чтобы родители стали единомышленниками и нашими друзьями. По словам философа Ивана Ильина, «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз. Он призван строиться на любви, на вере и на свободе» [3, с. 128]. Родителям необходимо помочь осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться духовные ценности и обычаи, что именно родители ответственны за воспитание своих детей. Святой Иоанн Златоуст, живший в 4 веке, говорил: «Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний» [4, с. 717].

Присутствуя на подобных мероприятиях, родители замечают, какие чувства и эмоции испытывают дети, начинают осознавать важность и необходимость этой работы и с удовольствием приобщаются к ней, участвуют в создании костюмов, атрибутов, всячески помогают в подготовке праздников. И проблемы современной семьи, которые порождены духовным оскудением в обществе, могут быть решаемы на основе обращения к возрождению народных традиций.

Чтобы дети еще ближе приобщались к истокам народной культуры и ощутили «живую» связь поколений, в ДОУ стало доброй традицией приглашать на народные праздники фольклорный ансамбль «Алатырь» СОЦНТ, участником которого я являюсь. Ансамбль в своем творчестве показывает лучшие образцы смоленского фольклора. А дети принимают участие в постановках вместе с артистами ансамбля.

В своей работе стараюсь воплощать различные проекты по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников, такие как:

  • празднование Дня города Смоленска, на котором я знакомлю детей с историей города, рассказываю о древних мастерах, занятиях населения того времени. Мы с воспитанниками готовим творческие подарки - танец «Смоленский гусачок», инсценировку Смоленской народной ярмарки;
  • Широкая Масленица - с песнями, хороводами, игровыми забавами, а также традиционным угощением - блинами. В 2019 и 2020 гг. вместе с воспитанниками участвовали в региональном фестивале народной песни «Смоленские жаворонки», где представляли смоленские обряд встречи весны и обрядовую песню масленичной недели «А мы масленицу дожидаем»;
  • В праздник Великой Победы дети разыгрывают театральные постановки, исполняют попурри из военных песен у фронтового костра. В 2017 году мы приглашали ветеранов ВОв. Неотъемлемой частью праздника вот уже 3 года подряд становится акция «Наш Бессмертный полк», в которой дошкольники всех возрастных групп проходят шествием с фотографиями погибших в ВОв родственников;
  •  «Аты-баты, шли солдаты», «День России» и «День государственного флага РФ» - подобными проектами я знакомлю детей с историей и культурой нашей страны.

Своим опытом приобщения детей к истокам народной культуры я делюсь с коллегами. С 2018г. на базе ДОУ работают ТГ по различным тематикам, где мои воспитанники показали открытое занятие по празднику «Троица», обряд «Встреча весны» и народную зарисовку «По дворам ходила коляда» - весь музыкальный материал был выстроен на Смоленском фольклоре. Выбранную тему я продолжила в работе ТГ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», руководителем которой являюсь в прошлом и этом уч.гг.

В ДОУ также создан мини-музей - «Смоленский край», в котором представлены образцы быта, обустройство избы, народный костюм Смоленской области. Интерьер уголка составили подлинные предметы старины, собранные сотрудниками и родителями воспитанников. Мини-музей служит местом для тематических занятий, во время которых дети знакомятся с разнообразием культуры, творчества и быта смоленского народа.

Таким образом, и музыкальными, и художественно-эстетическими средствами происходит становление социально-нравственной стороны личности дошкольника. На музыкальных занятиях и занятиях доп.образования я стараюсь вложить в сердца своих воспитанников основы человеколюбия, добра, любви к ближним, родному краю, Отчизне.

Приобщать детей к традиционным ценностям народной культуры - это труд, это радость, приносящий бесценные плоды. А возрождение культурных традиций в ДОУ имеет огромный воспитательный потенциал, как для дошкольников, так и для взрослых. Мы, педагоги, ставим перед собой очень непростую задачу - научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути.

Конечно, выбранная мною тема обширна, она будет актуальной еще не одно десятилетие, и о результатах духовно-нравственного воспитания пока говорить рано. Известно, что воспитание начинается в детстве, а продолжается всю жизнь. Становление гармонично развитой и социально ответственной личности не заканчивается с выпуском дошкольника из ДС. И хочется надеяться, что благодаря возрождению духовно-нравственного воспитания на основе нашей ТНХК, нам удастся возродить былое величие России в личностях наших воспитанников. А ДОУ в данном случае будет выступать платформой погружения детей в мир родной культуры Смоленской области. Все это позволяет рассматривать образовательную деятельность ДОУ как путь сохранения культурных художественных традиций русского народа. Ведь сохранение ТНК - основа стабильности государства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гладких Л. П. Основы православной культуры: Науч.-метод. пособие для педагогов детских садов. - Курск, 2008.
  2. Духовное наследие М. К. Тенишевой и проблемы сохранения, развития традиционной народной культуры: научно-практическая конференция - Смоленск, 2008. - 239 с.
  3. Ильин, И.А. Путь духовного обновления. М.: Даръ, 2017. - 279 с.
  4. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений святителя Иоанна Златоуста. Том 12. Часть 2. - СПб, Наследие С.-Петербургской Духовной Академии, 1906. - 953 с.
  5. Овсянникова О.В. Методические разработки, презентации и конспекты: // Роль православных ценностей в формировании православных традиций. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/12/rol-pravoslavnyh-tsennostey-v-formirovanii-pravoslavnyh (Дата обращения: 04.09.2020).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей»

Президент РФ Владимир Владимирович Путин  7мая 2018 года подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024года». В этом доку...

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ.

ВОСПИТАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ И СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ. Первая задача национального проекта « Образование»— обеспечение глобально...

План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 1,5-3 лет на 2021-2023 учебные года МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...