Картотека сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных навыков.
картотека (средняя группа)

Алхилова Гульнара Саадуллаевна

В данной разработке приводятся примеры сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 года обучения. Эти игры  помогут развить творческие и  коммуникативные навыки детей дошкольного возраста. Данная разработка будет полезна не только педагогам, но и родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека сюжетно ролевых игр.21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно ролевых игр, направленных на развитие социально коммуникативных навыков дошкольников с нарушением слуха.

Воспитатель. Алхилова Г.С.

Игра «Утро куклы»

Цель: учить производить цепочку действий, связанных между собой. Развивать игровые умения и навыки (учить находить нужный для игры предмет, и использовать в игре предмет заменитель). Учить использовать в игре знакомые слова и фразы, общаться с помощью речи. Формировать навыки общения в процессе совместных игр (обмениваться игрушками, оказывать необходимую помощь).

Закрепить названия одежды и посуды.

Речевой материал:  будем играть, игра называется «Утро куклы». Это кукла. Как ее зовут? Спросите меня. Кукла проснулась, ее надо одеть. Надо заправить постель. Мама будет Лиза, папа будет Рахим. Надень платье, туфли. Кукла будет делать зарядку. Марина, покажи кукле упражнение. Молодец. Хорошо. Накормите куклу. Чашка, тарелка. Ложка. Хлеб, каша, чай, на, пей, ешь, вытри рот салфеткой. Что мы делали? Мы играли.

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Кто будет ее мамой? Лиза будет мамой. Рахим, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает ваша дочка Катя. (Подходят к кроватке, на которой спит кукла.) Лиза дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Рахим, поможем ей встать с постели. Лиза  будет одевать  ее, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво заправлена. Теперь Катя должна сделать зарядку. Марина покажи, пожалуйста, как нужно делать зарядку. А теперь кукла Катя должна поесть. Рахим и Лиза, чем вы накормите Катю? Дети накрывают на стол  и кормят куклу Катю.

Игра «Парикмахерская»

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Речевой материал:  будем играть. Игра называется «парикмахерская». Это парикмахер. Парикмахер стрижёт волосы. Делает прически. Это расческа. Это шампунь. Это фен. Это ножницы. Это машинка для стрижки. Подстригите меня, пожалуйста. Какую стрижку вы желаете? Спасибо!

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Игра «Помоги Маше»

Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Речевой материал:  будем играть. Игра называется «Помоги Маше».

Ход игры: Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть. Детям показывают несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки  и др. Раздать участникам по одной части и попросить помочь Маше починить игрушки.

Игра «Поликлиника»

Цель: раскрытие смысла деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли, развивать интерес к игре. Формировать положительные отношения и коммуникативные навыки между детьми, воспитание у детей уважения к труду врача.

Речевой материал:  будем играть. Игра называется «Поликлиника». Врач. Это аптечка. Это баночка с мазью. Это  шприц.  Это лекарство. Это витамины. Это градусник. Это вата. Что болит. Полечите меня, пожалуйста. Спасибо. Что мы делали? Мы играли. Молодец.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку дополнительную роль  пациента,  а сам берет основную роль доктора. Воспитатель: "давай поиграем в" Доктора": я буду доктором, а ты - пациентом. Где будет кабинет врача? Давай, как будто бы это кабинет (ставит ширму) А что нужно врачу? (ребенок с помощью взрослого раскладывает на столе медицинские  принадлежности из аптечки). А это у нас баночка с мазью, а это шприц ..." (Постепенно ребенок сам начинает называть и расставлять необходимое). Воспитатель надевает шапочку и белый халат: " Я – доктор приходите ко мне на прием. Заходите, здравствуйте. У вас болит горлышко или животик? Когда вы  заболели? Давайте посмотрим горлышко. Откройте  рот, скажите а-а-а-а. Ай, ай, какое красное горлышко. Сейчас смажем, не больно? А голова у вас не болит?

Игра с одним ребенком привлекает внимание других детей. Воспитатель, заметив наблюдающих за игрой детей, говорит: "У вас тоже что-то заболело?  Становитесь в очередь, больные, Подождите"

Игра «Семья»

Цель: учить детей последовательно осуществлять в играх несколько взаимосвязанных действий (приготовить обед, накормить папу, дочку, сходить в магазин и т.п.).  

Учить брать на себя роли близких взрослых людей и выдерживать их до конца игры. Учить подчинять свои действия взятой роли, сюжету, находить и использовать в игре предмет заменитель, использовать знакомые слова и фразы во время игр, общаться в игре друг с другом и взрослыми с помощью речи.

Речевой материал: будем играть. Игра называется «Семья». Мама, папа, девочка (дочка), мальчик (сын), бабушка, дедушка, семья. Магазин, дом, комната, приготовь обед, накорми папу, мама варит суп, мальчик играет. Папа иди в магазин. Купи. Спасибо. Пожалуйста. молодец, верно, читает книгу, бабушка моет посуду, сядь, возьми, положи.

Ход игры: игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы. «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яса, помогает приготовить игрушки для игры. Воспитатель предлагает детям рассказать, кто живет с ними в доме. Кто чем занимается в семье. Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни. В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

Игра «Детский сад»

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Речевой материал: будем играть. Игра называется «Детский сад». Кто кем будет? Воспитатель, няня, повар, мама, папа.  Что делают дети в детском саду? Играйте. Что делали? Мы играли.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Игра «Зоопарк»

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Речевой материал: будем играть. Игра называется «Зоопарк». Дикие животные. Живут в лесу. Хищники. Опасно. Медведь. Лиса. Волк. Заяц. Белка. Кабан. Едят мед, коренья, травку, мясо, рыбу, орешки, шишки, грибы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Игра «Гости»

Цель: Учить понимать и выполнять поручения по устной инструкции. Понимать глаголы повелительного наклонения множественного числа. Закрепить названия посуды, мебели, опираясь на табличку. Побуждать детей использовать речь в игре. Закреплять умение пользоваться салфеткой. Выполнять правила игры.

Речевой материал: будем играть. Игра называется «Гости». Это наши гости. Кто это? Что это? Кукла, куклы,  стол, стул, чашка, ложка, тарелка. Печенье, конфеты, салфетка. Покормите куклу. Дай, на, ешь, пей. Возьмите, возьми, поставьте, положите, привет, пока, молодцы, спасибо.

Ход игры: воспитатель вносит в группу кукол и сообщает детям о том, что к ним пришли гости.

Детям предлагается взять на себя роль хозяев и встретить гостей. Дети рассаживают кукол за стол и угощают их чаем. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой; их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Возьмите кусочек кекса», «Угощайтесь печеньем», «Не хотите ли еще чаю?»…

Однако, предлагая угощения, дети должны соблюдать чувство меры, не быть назойливыми (об этом воспитатель рассказывает в предварительной беседе, до начала игры).

После чаепития хозяева предлагают гостям прочитать любимое стихотворение.

Наступает вечер, пора прощаться с гостями. Хозяева благодарят гостей за визит, приглашают еще в гости:

- До свидания!

- Спасибо, что пришли!

- Чем мы угощали гостей?

- Какие вежливые слова употребляли в игре?

Игра «Магазин»

Цель: Учить производить развернутые действия, отражать правильную последовательность действий, находить нужный для игры предмет. Учить использовать в игре предмет заменитель. Закреплять умение подчиняться правилам игры,  общаться в ходе игры с помощью речи.

Речевой материал: Будем играть, игра называется «Магазин игрушек», «Магазин- продукты», «Книжный магазин».

Сумка, кошелек, продавец, кассир, покупатель. Дом, иди, купи, продавай, покупай, спасибо, пожалуйста. Сколько стоит? Что это? Дайте мне. Это чек. Привет. Спасибо, пожалуйста

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Драматизация сказки «Репка».

Цель: учить детей выполнять свою роль. Общаться с помощью речи. Продолжать формировать у детей умение осуществлять в играх логическую последовательность нескольких взаимосвязанных действий, учить играть дружно. Закреплять названия персонажей.

Речевой материал: будем играть. Сказка называется «Репка». Ты будешь дедушка, ты – бабушка. Ты - девочка, ты – собака, кошка, мышка. Это репа. Посадил, выросла, большая, желтая. Тащи, вот так. Позови бабушку. Иди, помоги. Вытащили. Молодцы. Хорошо играли

Ход игры: детям предлагается выбрать наиболее понравившуюся роль и сыграть ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативных навыков

Наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью дошкольников я пришла к выводу:что необходимо учить играть,помогать в игре детям это способствует их всестороннему развитию в том числе и развитию ком...

Обобщение педагогического опыта «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Предлагаю ознакомиться с опытом работы по развитию коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры. Опыт результативен и может использоваться в педагогической практике...

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в рамках ФГОС

В презентации дана информация о значении сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста....

Использование сюжетно-ролевых игр с целью формирования коммуникативных навыков у детей шестого года жизни

Данный методический  материал отражает специфику формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролеворй игры....

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

В современном обществе человек, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки – эт...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями речи

Данная статья представлена в сборнике докладов XIV Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика в системе гуманитарного знания", г. Москва , 2-3 апреля 2015 г....