Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативных навыков
статья (старшая группа) по теме

Белоус Татьяна Валерьевна

Наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью дошкольников я пришла к выводу:что необходимо учить играть,помогать в игре детям это способствует их всестороннему развитию в том числе и развитию коммуникативных навыков.Игра крайне необходима для развития детей дошкольного возраста.Ведь именно в игре дети делятся впечатлениями и опытом,учатся сопереживать друг другу и выстраивать общечеловеческие отношения.Исследователи отмечают ценность игры,ее условность,а так же указывают на ее значения в формировании социального поведения,самоутверждения в ситуации общения(Георг Клаус,К.Г.Юсупов,В.И.Истомин,В.И.Устименко и др.).Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста,которая основывается на на окружающем его мире,жизни и деятельности взрослых и сверсников.В сюжетно-ролевой игре,дети проигрывают воображаемою ситуацию,основанную на ранее пережитых ими событий в реальной жизни.Особенно хочется отметить психо-эмоциональное состояние ребенка в игре.Выплеск эмоций и проигрывание сюжета,помогают ребенку посмотреть на ситуацию с разных сторон,проаналтзировав свои действия и действия окружающих.Очень важно,чтобы дети,играя дома в сюжетно-ролевые игры привлекали в игру взрослых.Ведь взаимодействие взрослого и ребенка влечет за собой дальнейшее многостороннее развитие ребенка как личности.С помощью сюжетно-ролевой игры у ребенка развивается:речь,внимание,воображение,творческое начало,коммуникативные навыки,самоанализ,мышление.Выявив проблему в общении между детьми я поставила перед собой задачу улучшить коммуникативные навыки своих воспитанников для этого,проанализировала методическую литературу я стала искать решение на поставленную мною задачу.Для того ,чтобы улучшить взаимоотношения мужду детьми мною было введено несколько вариантов игр формирующих доброжелательное отношение друг к другу,такие как:"Вежливые слова","Цветик- Семицветик","Дарите друг другу комплименты".В этих играх дети учатся сопереживать,уважать,доброжелательно относится друг к другу.После организации детей и настроя их на нужный лад ,я предложила  расширить кругозор .Таким образом перед каждой сюжетно-ролевой игрой ( выбрали тему профессии),мы с детьми действовали по ранее разработанному алгоритму и это позволило постепенно ввести детей в самостоятельную игровую деятельность.Проделав и проанализировав свою работу я пришла к выводу ,что можно и нужно учить детей играть.Ведь ребенок  познает окружающий мир и самого себя через игру. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра, как фактор развития коммуникаций.

Работая с детьми ,я заинтересовалась проблемой формирования и развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста. В связи с тем ,что по результатам моих наблюдений за общением детей я выявила недостаточность развития коммуникаций.

  Как мы знаем, дети познают окружающий мир и формируют свои коммуникативные навыки через игру.

  Игра-это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка,  его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

  Выдающийся исследователь в области советской психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих в сочетании со сложными безоговорочными правилами игры

  К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные формы поведения и деятельности взрослых.

Изучив проблему организации  самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Я решила уделить особое внимание сюжетно – ролевым  играм. Изучив литературу, используя опыт методических объединений, решила, что необходимо расширить кругозор детей, а именно изучению профессий. С целью побуждения к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх, разработав для этого алгоритм постепенного вовлечения детей в игру.

Алгоритм

  1. Беседа о профессии
  2. Рассматривание иллюстраций
  3. Экскурсии на места  
  4. Беседа  (Впечатления детей.)
  5. Рисунки детей
  6. Изготовление и приобретение  необходимой атрибутики
  7. Игра с помощью воспитателя
  8. Самостоятельная  игровая  деятельность

Хотелось бы  остановиться на этапе проведения экскурсий. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Поликлиника».

 Была проведена предварительная работа:

чтение художественной литературы(Айболит).

Рассматривали иллюстрации (поликлиника, кабинет врача регистратура, больница).

Была проведена экскурсия  в медицинский кабинет, а затем в  поликлинику. Беседа (Впечатления) о увиденном (детские рассказы, изображенные в рисунке),

 подготовка медицинских атрибутов  к игре совместно с детьми (карточки для больных, для того чтобы можно было быстро найти нужную карточку , было предложено детям обклеить корешки карточек полосками цветной  бумаги. Карточки для малышей – желтой полоской, карточки на каждого ребенка - фиолетовой полоской,  карточки для взрослых – красной, создали журнал осмотра и прививок. Затем расставили карточки в картотеку в соответствии с возрастом. Вместо полок использовали корзинки под карточки были изготовлены карточки на каждого ребенка).

В роли  доктора  сначала была я сама, а затем дети. Мной с детьми был организован медицинский кабинет, в нем были новые медицинские атрибуты. Все дети включались в  игру с удовольствием.  Игра прошла интересно. Тем самым закрепили полученные знания и научились играть в сюжетно- ролевую игру  « Поликлиника».

Используя  алгоритм  знакомства, дети  закрепили, какие бывают магазины, посетив разные отделы: «Магазин обуви», «Хозяйственный», «Канцелярия», «Гастроном», «Овощи и фрукты», «Бытовая техника». Побывали в  парикмахерской, где  дети  увидели  работу мастеров мужского и женского зала, рассмотрели  инструменты, которыми работают мастера. Рассмотрели журналы с модными современными прическами. Используя экскурсии, учитывая современное время, используя гендерный подход, мне удалось заинтересовать детей ролевыми играми. Дети с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, которые приобрели дома и в детском саду. Используют предметы заместители. Например «купив» в

магазине бутылочку сока, обыгрывая момент обеда, уже используют предмет-заместитель (кеглю).

Так же мною были проведены такие игры на сближение детей как:

“Вежливые слова”

“Цветик-семицветик”

“Дарим друг другу комплименты”

Я для себя сделала вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры детей.

В результате проведенной работы, дети стали самостоятельно играть, придумывая новые  сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, воспитанники проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы.

Из выше сказанного можно сделать вывод, сюжетно-ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации....

"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников

Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отра...

Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков

Коммуникативные игры направленына развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения слушать и слышать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы....