Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативных навыков
статья (старшая группа) по теме
Наблюдая за самостоятельной игровой деятельностью дошкольников я пришла к выводу:что необходимо учить играть,помогать в игре детям это способствует их всестороннему развитию в том числе и развитию коммуникативных навыков.Игра крайне необходима для развития детей дошкольного возраста.Ведь именно в игре дети делятся впечатлениями и опытом,учатся сопереживать друг другу и выстраивать общечеловеческие отношения.Исследователи отмечают ценность игры,ее условность,а так же указывают на ее значения в формировании социального поведения,самоутверждения в ситуации общения(Георг Клаус,К.Г.Юсупов,В.И.Истомин,В.И.Устименко и др.).Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста,которая основывается на на окружающем его мире,жизни и деятельности взрослых и сверсников.В сюжетно-ролевой игре,дети проигрывают воображаемою ситуацию,основанную на ранее пережитых ими событий в реальной жизни.Особенно хочется отметить психо-эмоциональное состояние ребенка в игре.Выплеск эмоций и проигрывание сюжета,помогают ребенку посмотреть на ситуацию с разных сторон,проаналтзировав свои действия и действия окружающих.Очень важно,чтобы дети,играя дома в сюжетно-ролевые игры привлекали в игру взрослых.Ведь взаимодействие взрослого и ребенка влечет за собой дальнейшее многостороннее развитие ребенка как личности.С помощью сюжетно-ролевой игры у ребенка развивается:речь,внимание,воображение,творческое начало,коммуникативные навыки,самоанализ,мышление.Выявив проблему в общении между детьми я поставила перед собой задачу улучшить коммуникативные навыки своих воспитанников для этого,проанализировала методическую литературу я стала искать решение на поставленную мною задачу.Для того ,чтобы улучшить взаимоотношения мужду детьми мною было введено несколько вариантов игр формирующих доброжелательное отношение друг к другу,такие как:"Вежливые слова","Цветик- Семицветик","Дарите друг другу комплименты".В этих играх дети учатся сопереживать,уважать,доброжелательно относится друг к другу.После организации детей и настроя их на нужный лад ,я предложила расширить кругозор .Таким образом перед каждой сюжетно-ролевой игрой ( выбрали тему профессии),мы с детьми действовали по ранее разработанному алгоритму и это позволило постепенно ввести детей в самостоятельную игровую деятельность.Проделав и проанализировав свою работу я пришла к выводу ,что можно и нужно учить детей играть.Ведь ребенок познает окружающий мир и самого себя через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра, как фактор развития коммуникаций.
Работая с детьми ,я заинтересовалась проблемой формирования и развития коммуникативных навыков у детей старшего возраста. В связи с тем ,что по результатам моих наблюдений за общением детей я выявила недостаточность развития коммуникаций.
Как мы знаем, дети познают окружающий мир и формируют свои коммуникативные навыки через игру.
Игра-это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающийся исследователь в области советской психологии Л.С.Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих в сочетании со сложными безоговорочными правилами игры
К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные формы поведения и деятельности взрослых.
Изучив проблему организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Я решила уделить особое внимание сюжетно – ролевым играм. Изучив литературу, используя опыт методических объединений, решила, что необходимо расширить кругозор детей, а именно изучению профессий. С целью побуждения к дальнейшему обыгрыванию профессий в играх, разработав для этого алгоритм постепенного вовлечения детей в игру.
Алгоритм
- Беседа о профессии
- Рассматривание иллюстраций
- Экскурсии на места
- Беседа (Впечатления детей.)
- Рисунки детей
- Изготовление и приобретение необходимой атрибутики
- Игра с помощью воспитателя
- Самостоятельная игровая деятельность
Хотелось бы остановиться на этапе проведения экскурсий. Например, подготовка к сюжетно-ролевой игре «Поликлиника».
Была проведена предварительная работа:
чтение художественной литературы(Айболит).
Рассматривали иллюстрации (поликлиника, кабинет врача регистратура, больница).
Была проведена экскурсия в медицинский кабинет, а затем в поликлинику. Беседа (Впечатления) о увиденном (детские рассказы, изображенные в рисунке),
подготовка медицинских атрибутов к игре совместно с детьми (карточки для больных, для того чтобы можно было быстро найти нужную карточку , было предложено детям обклеить корешки карточек полосками цветной бумаги. Карточки для малышей – желтой полоской, карточки на каждого ребенка - фиолетовой полоской, карточки для взрослых – красной, создали журнал осмотра и прививок. Затем расставили карточки в картотеку в соответствии с возрастом. Вместо полок использовали корзинки под карточки были изготовлены карточки на каждого ребенка).
В роли доктора сначала была я сама, а затем дети. Мной с детьми был организован медицинский кабинет, в нем были новые медицинские атрибуты. Все дети включались в игру с удовольствием. Игра прошла интересно. Тем самым закрепили полученные знания и научились играть в сюжетно- ролевую игру « Поликлиника».
Используя алгоритм знакомства, дети закрепили, какие бывают магазины, посетив разные отделы: «Магазин обуви», «Хозяйственный», «Канцелярия», «Гастроном», «Овощи и фрукты», «Бытовая техника». Побывали в парикмахерской, где дети увидели работу мастеров мужского и женского зала, рассмотрели инструменты, которыми работают мастера. Рассмотрели журналы с модными современными прическами. Используя экскурсии, учитывая современное время, используя гендерный подход, мне удалось заинтересовать детей ролевыми играми. Дети с удовольствием применяют полученные знания в своих играх, которые приобрели дома и в детском саду. Используют предметы заместители. Например «купив» в
магазине бутылочку сока, обыгрывая момент обеда, уже используют предмет-заместитель (кеглю).
Так же мною были проведены такие игры на сближение детей как:
“Вежливые слова”
“Цветик-семицветик”
“Дарим друг другу комплименты”
Я для себя сделала вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры детей.
В результате проведенной работы, дети стали самостоятельно играть, придумывая новые сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, воспитанники проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домыслить предложенный вариант сюжета. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы.
Из выше сказанного можно сделать вывод, сюжетно-ролевая игра – школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста в период адаптации....
"Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников."
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее раз...
Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков.
Развитие коммуникативных навывков детей....
Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников
Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отра...
Презентация " Коммуникативные танцы-игры как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Презинтация....
Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков
Коммуникативные игры направленына развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения слушать и слышать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы....