Конспект развлечения «Посиделки».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Фольклорный праздник
Цель: Приобщать детей к истокам русского народного творчества, развивать их творческие способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.3.konspekt_posidelki.docx | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Развлечения
«Посиделки».
в старшей группе
д/с «Ромашка»
(Фольклорный праздник)
Муз. руководитель: Макеева С.А.
2007-2008 уч. Год.
Место проведения: Зал детского сада.
Тема: «Посиделки».
Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Развивать сценическое мастерство. Воспитывать любовь к народной культуре. Способствовать развитию эстетического вкуса у детей.
Оборудование: Аудиотехника, уголок русской избы, печь, пяльцы, глиняная и деревянная посуда, рубашки, лапти. Шумовые музыкальные инструменты, лавка, на столе самовар с угощениями: печенья и конфеты на каждого ребёнка.
Музыкальный материал: Русские народные песни:
«А я по лугу»;
«Во кузнице…»;
«Все мы песни перепели»;
«Я на горку шла»;
Частушки.
Танцевальные композиции: «Тополек»;
«А я по лугу»;
«Барыня».
Игры: «Сиди, сиди Яша»; «Плетень».
Литературный материал: Русские народные пословицы, загадки.
Зал оформлен в виде русской избы: печь, на стене зеркало, украшенное расшитыми полотенцами, на полке глиняная и деревянная посуда, стол, на столе самовар.
За прялкой сидит бабушка Варвара сказительница (воспитательница).
Хозяйка (ведущая) накрывает стол, прихорашивается перед зеркалом. (Между собой).
Хозяйка: Бабушка Варварушка, что-то гости не идут, видно задерживаются. (Раздается стук в дверь.) А вот и они.
Входят девочки.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие!
Девочки: Здравствуй, хозяюшка! (поклон).
Здравствуй, бабушка! (поклон).
Хозяюшка: «Хорошему гостю и хозяин рад!»
Девушки: «А хозяюшка в дому,
Как оладушек в меду».
«Много гостей, много и новостей.
«Что есть в печи-
На стол мечи».
Девушки: (друг к другу):
У бабушки нашей посиделки
будут,
(к бабушке): Что ты, бабушка, нам прясть дашь
Бабушка: Старым старушкам – шерсти клочок,
А красным молодушкам – белый ленок.
Раздает пяльцы с полотном, девочки усаживаются, изображают вышивание.
Хозяйка: Проходите, красны девицы! Садитесь, выши-
вайте, да петь не забывайте.
Девочки поют русскую народную песню «Все мы песни перепели».
По окончании песни.
Хозяюшка: Голосисто поёте, видно в гости кого-то завёте? (Раздаётся стук в дверь).
Хозяйка: А вот и ещё гости пожаловали. Пойду-ка я дверь открывать, гостей приглашать. (Открывает дверь).
Это парни пришли, молодые – удальцы!
Проходи, честной народ, не пыли, дорожка,
Добры, молодцы идут, погулять немножко.
(Девочки в это время прихорашиваются, мальчики проходят, садятся на стульчики, поклон хозяевам, девушкам.)
Хозяйка: Вот мы и собрались в нашей хате на весёлые посиделки!
Милости просим на чашечку чая!
Рады всех мы пригласить,
Петь, плясать и веселиться,
И друг с другом подружиться.
Ребёнок:1 Тара – бары – растабары,
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
Ребёнок:2 Чай с вареньем и с лимоном,
С кренделями и с поклоном.
Завари, и крепкий чай
Добрым молодцам подай!
Ребёнок:3 И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
Напился чаю от души,
Веселись тогда пляши!
Ребёнок:4 Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадём,
Если надо, то станцуем,
Если надо, то споем!
Ребёнок:5 Кто сказал – частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!
( Дети исполняют частушки.)
Хозяюшка: Ну-ка, быстро все вставайте, да частушку запевайте!
Частушки мальчики: У ворот сидели
Девочки – болтушки
И с утра до ночи
Пели всем частушки.
Девочки: Мы частушек много знаем
И весёлых, и смешных.
Приглашаем, тех послушать,
Кто не знает никаких.
Девочка: Ты прости, дружочек Федя,
Что тебя обидела.
Я пирог твой откусила,
А тебя не видела.
Девочка: Ах, пятка носок,
Расковыривай песок.
Уж я так попляшу
Вам всю избу распашу.
Мальчик: Балалаечка играет,
Балалаечка поёт!
Балалайке сделай ножки
Балалаечка пойдёт!
Девочка: Я надену бело платье,
Буду я красавица.
Пусть лентяи не подходят,
Пока не исправятся!
Мальчик: Балалайка, балалайка,
Балалайка семь досок
Подберу такие струны
Как у милки голосок!
Девочка: Гармониста Петю я
Давно заприметила.
Играет он старательно.
Моргает завлекательно.
Частушки гармониста:
1 Мальчик: Я приду с гармошечкой
Под твоё окошечко,
Погляди, гармошка,
Откроется ль окошко.
2 Мальчик: Я играю, замечаю.
Кто кого из вас бойчей.
Кто из вас из всех девчат
Потанцует веселей.
Все вместе:
Мы частушек много знаем
Под разлив гармошечки,
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошечки!
Хозяйка: После таких частушек задорных, ноги сами в пляс просятся!
Мальчики: Обойди весь белый свет,
Лучше русской пляски нет,
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь!
Девочки:
Ай да ты, ай да я,
Ай да барыня моя!
Барыня, барыня,
Попляшем, сударыня?
Хозяюшка: Выходите, попляшите
Своей пляской всех зажгите.
Исполняется пляска барыня.
Хозяйка: Ну, что бабушка, понравились тебе наши танцоры?
Бабушка: Ой, да молодцы,
Повеселили меня от души!
Хозяйка: Бабушка, а что интересного ты нам припасла?
Бабушка: Я весной на завалинке, а зимой у окошка сижу,
Сижу, на народ гляжу,
Все всегда запоминаю
Да в копилку собираю.
Это вот моя корзинка - Копилка.
Сяду рядышком на лавке.
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей погляжу!
(Загадывает загадки в русском стиле).
- Толстая Федора
Наедается нескоро,
Но зато, когда сыта
От Федоры теплота (печка).
Хозяюшка: Ну, какая русская изба без печки? У нас она тоже есть.
Бабушка:
2)Кривая собачка
В печку глядит (кочерга).
3)Морщинистый Тит
Всю деревню веселит (гармонь).
4)Четыре ноги, Два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар).
5)Шипит, Кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).
Хозяйка: Да, ни одни посиделки не обходились без самовара, ведь: «Чай пить - не дрова рубить». Ребята не зря я назвала эту пословицу, вы ведь тоже много знаете пословиц и поговорок, давайте подарим их бабушке, пусть положит их в свою корзинку – копилку.
(Дети читают поговорки и пословицы, как бы с листочка и отдают бабушке).
«Встречай не с лестью, а с честью».
«Умей в гости звать, Умей и угощать».
«Не красна изба углами, а красна с пирогами».
«Чай – бальзам от всех болезней, и напитка нет полезней».
«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».
«Скучен день до вечера – коли делать нечего».
Бабушка: Молодцы, хорошие пословицы знаете. Вот и моя копилочка наполнилась с вашей помощью. Ну, а чтобы, как говорит пословица, скучен день до вечера не был, весело нам спойте, всех раззадорьте.
Исполняется р.н.п. «Во кузнице…».
Бабушка: Хорошо вы песню пели,
Милые ребятки,
А теперь пришла пора
Поиграть нам детвора.
Проводится игра «Плетень».
Хозяйка: Дружно дети вы играли, весело все танцевали. Не зря есть такая пословица: «Делу время потехе – час». Посмотрите, что есть у нас. В нашей избе много инте-ресных шумовых музыкальных инструментов, на них можно сыграть народные мелодии, ладно да складно.
Ребёнок: А теперь нельзя зевать!
Хочешь с нами поиграть?
Кто в весёлый наш оркестр?
Давай быстрее, не хватит мест!
(Дети играют р. н. п. «Я на горку шла», а бабушка пританцовывает.)
Бабушка: Славно играли, меня забавляли! Ребятки, а я знаю такую игру, которая похожа на гадание. Она называется «Сиди, сиди Яша». Давайте поиграем в неё.
Девочки становятся в круг. Выбирается Яша. Он
встаёт в центр круга. Ему завязывают глаза.
Девочки идут по кругу и поют.
Сиди, сиди, Яша, под ореховым кустом.
Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,
Орешки каленые, ядра золочёные!
(Останавливаются и говорят, хлопая в ладоши.)
Чок, чок, пяточок,
Вставай, Яша - дурачок!
Где твоя невеста?
В чём она одета?
Как её зовут и откуда привезут?
Яша крутится на месте и на окончание слов идёт наугад, выводит девочку на середину и угадывает кто она. Игра повторяется с разными водящими.
Бабушка: Ну, как вам моя игра, понравилась? (ответы детей).
Хозяйка: Бабушка, ты наверное уже убедилась, что на-ши дети любят не только играть, но и песни петь, и не какие–нибудь там, буги– вуги, а русские народные. Садись, отдохни, да послушай и подпевай.
Бабушка: Вот, спасибо подпою.
Исполняется р. н. п. «А я по лугу».
Бабушка: Ох, и весёлая песенка. Молодцы, ребята, девчата!
Хозяюшка: Песни славно дети пели, а плясать не захотели?
Ребёнок: У кого здесь скучный вид
Слышишь, музыка звучит,
Танец весело начни
Настроенье подними.
А вы гости не скучайте,
И за нами наблюдайте.
Исполняется танец «Тополёк».
По окончании танца девочки остаются на местах, а к ним подходят все остальные в полукруг.
Ребёнок: Мы тут пели и плясали,
И немного поиграли,
Что узнали сами –
Всем вам рассказали.
Будем дальше подрастать,
Будем дальше узнавать.
Хозяйка: А я тем временем заварила крепкого чаю,
Всех к столу вас приглашаю,
Отведать угощения, конфеты и печенья.
И вкусные блины для вас испечены.
Бабушка:
Вот и закончился праздник весёлый,
Рада увидеться с вами я снова!
Хозяйка:
Приходите снова к нам
Рады мы таким гостям!
Доклад
На тему:
« Воспитательная роль
музыкального
фольклора».
д/с «Ромашка»
Муз. руководитель: Макеева С.А.
«Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Это высказывание характеризует одну из целей музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Думаю, что серьезную помощь в этом мо-жет оказать и обращение к детскому музыкальному фольклору. Интересное содержа-ние народного творчества, богатство фантазии, яркие художественные образы при-влекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Знакомя детей с музыкальным фольклором, я развиваю у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитываю художественный вкус, а также многому учу: у детей развивается речь, обогащаются знания о природе, формируются нравственные привычки. Ведь народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. В них мужчина-«орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее - «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой. Не могу не отметить, что целый пласт народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Народная педагогика берет начало в колыбельной песне - первых мелодиях, первых музыкальных впечатлениях ребенка. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного значения - успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью. Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках - любви к родному человеку, доброте, честности. Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному. Народная поэзия, народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве.
На моих музыкальных занятиях малыши ласково и нежно поют простейшие колыбельные, пытаясь, убаюкивать зайчиков, мишек и кукол. Эти эстетические впе-чатления, полученные ими с самого раннего детства, надеюсь, останутся незабывае-мыми на всю их жизнь.
Традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского тру-да, национально-психологические черты так же находят отражение в народных пес-нях. Многие забавы, игры, используемые мною - это одновременно и знакомство с трудовым процессом взрослых, и шуточное подражание ему («А мы просо сеяли», «Кузнецы», «На горе-то калина»). Например, в игре «Редька», песне «Мы посеяли горох» проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что редьку, горох надо сеять, полоть, поливать, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать, не повредив их..
Одной из задач народной педагогики является воспитание доброты и любви к лю-дям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, видящим свои недостатки, не осуждающим других, способным к сопереживанию. Эти качества почти утеряны современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, по моему мнению, которое нуждается в реабилитации, и в этом плане музыкальный фольклор не оценим. Например, предлагаемая мною детям для инсценирования песня «Как на тоненький ледок», лучше всяких занятий по этике служит воспитанию доброты и стремления помогать людям.
Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстети-ческую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей: укрепляется мышечный аппарат, развивается пластика, моторика, чувство ритма, ко-ординация движений. Я широко использую на занятиях русские народные подвиж-ные игры, многие из которых полюбились моим воспитанникам, среди них:
«Ворон», «Гори ясно», «Колобок», «Золотые Ворота», «Плетень».
Я считаю, что в дошкольном возрасте основным педагогическим средством формирования личности является игра. Игра соответствует природе дошкольника. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игровую композицию можно создать на
основе сюжета любой народной песни (например: «Мы на луг ходили», «Козынька», «Ай, Весна-красна, тепло летечко» или «Земелюшко-чернозем», «А я по лугу», «Ходит Ваня», «Сидит Яша»), а также путем соединения 2-3 песен. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции, в которых дети не просто слушатели, а участники и постановщики. Я считаю, что в таких играх развитие способностей и формирование личностных качеств, проис-ходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает вос-питательный процесс назидательности.
Думаю, что ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его по-мощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоцио-нальное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художествен-ные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Русский народный фольклор — это источник вечный и чистый. Его всегда отли-чали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, сни-сходительностью, деликатностью по отношению к человеку.
Фольклор — источник нравственного, эстетического, трудового, художест-венного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.
В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.
Фольклор — кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть. В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.
Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта,
развитию музыкальных и творческих способностей. Репертуар, предлагаемый детям в процессе музыкальных занятий и кружковой работы, различен. Фольклорные номера включаются в общие праздники, развлечения, утренники.
Моя цель - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.
Задачи, которые я ставлю перед собой во время знакомства с русским фольклором это:
1. Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
2. Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.
3. Развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений.
4.Формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной
музыки.
Я знакомлю детей с «Детским музыкальным фольклором» (прибаутками, попевками, закличками, дразнилками, скороговорками, считалками, частушками);
"С народной песней" (календарными, обрядовыми, лирическими); " С игровым фольклором" и т. д.
- развиваю в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления
речи, памяти;
- развиваю чувство юмора, логическое мышление, стимулирую познавательную
деятельность;
- помогаю правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы,
исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;
- совершенствую вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность
дикции.
- учу детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие
ритма, выразительность языка;
- совершенствую навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.
- развиваю у детей культуру движений;
- учу применять различные виды интонирования (от лирического, мелодического
пения до мелодизированного говора);
- развиваю творческую активность.
В свою работу с детьми я стараюсь активно включать причисляемые к фольклору словесные, музыкальные, хореографические виды народного творчества во все формы организации музыкального воспитания, начиная с группы раннего возраста. Работа основана на принципах народной педагогики и включает в себя несколько направлений.
Первое - работа с детьми по формированию певческих навыков. Решая задачи по развитию певческого голоса, я стараюсь использовать народные песни и попевки. Этот песенный материал, по моему мнению, больше всего подходит для воспитания таких важных певческих навыков как выработка легкого, льющегося звука, правильного дыхания и чистоты интонирования.
Учитывая традиции звучания народной песни, одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками считаю обучение детей пению без музыкального сопровождения. В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т.е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы "про себя", без предварительного повторения звуков вслух.
Второе - музыкально-образовательная работа. Обучение музыкальной теории (освоение ритмических рисунков, основ нотации, различных вариантов музыкальных построений) и формирование представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм, происходит в
процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включаемого во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей считаю не менее важным, чем работа с песенным материалом. Прибаутки, считалки и произведения других жанров обладают такой же музыкальной ценностью, как и детские песни, и их роль в работе с дошкольниками не менее значительна.
Третье - использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара. Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением, на мой взгляд, способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает мне развивать у детей воображение, активизировать их творческие проявления. В работе с дошкольниками по формированию двигательных навыков я использую и "игры со словом", которые знакомят детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца и т.д.), совершенствует качество их выполнения. Так, в игре "Скок - поскок" под распевное произнесение текста дети учатся ритмичному, выразительному выполнению легких прыжков, мягкому пружинному шагу, шагу с высоким подъемом ног:
Скок-скок-поскок, молодой дроздок.
По водичку пошел - молодичку нашел.
Четвертое направление - включение фольклорного материала в праздники, развлечения и самостоятельную деятельность. Разученные мною на занятиях песни, танцы, игры, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными детям, когда включаются в их повседневную жизнь и используются в самостоятельной деятельности. Я рекомендую воспитателям организовывать участие детей в хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях вне музыкальных занятий, что позволяет детям наиболее полно проявить свои
музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психо эмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.
Большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Организации и проведению годовых праздников в нашем детском саду уделяется особое внимание, ведь каждый праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. Я организую, праздники и развлечения, в которые стараюсь включать ранее выученные с детьми народные песни, танцы, потешки, дразнилки. Такие развлечения как «Посиделки», «Бабушка Варвара в гостях у малышей», «Ваня – Ванечка» и другие, носят не только развлекательный, но и образовательный характер. А ставшие уже традиционными календарные фольклорные праздники Рождества, Масленица и «Пришли святки, запевай колядки» - стали незабываемыми яркими моментами жизни наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект развлечения "Девичьи посиделки" -для детей старшего дошкольного возраста
Познавательное развлечение с интересными играми на основе фольклорного материала...
Конспект развлечения "Покровские посиделки"
конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект развлечение "Кубанские посиделки" в подготовительной группе.
Конспект развлечение "Кубанские посиделки" в подготовительной группе....
Конспект развлечения с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Веселые посиделки».
Русский фольклёр...
Конспект развлечения «Посиделки» с детьми подготовительной к школе группы
Конспект развлечения«Посиделки» с детьми подготовительной к школе группыЦель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников.Задачи: Упражнять в лепке дымковской игрушки с натуры, п...
Конспект развлечения "Посиделки в русской избе"
Цель:Формирование интереса к истории русской национальной культуры.Задачи:Приобщать к общечеловеческим ценностям.Развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические к...
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Посиделки у бабушки Авдоньи» (для детей средней группы )
КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «Посиделки у бабушки Авдоньи» (для детей средней группы )...