Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе реализации экологических проектов
проект (старшая группа)
Чтобы сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, в своей практической деятельности мы используем метод проектов, цель которого – получение информации на основе наблюдений, исследований, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Метод проектов используется для решения определенных задач в процессе исследования. Они инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде; нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_opytn.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Выполнила: воспитатель
Пономарева Наталья Витальевна
Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Экологическое воспитание детей - это прежде всего воспитание доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Главные задачи экологической работы в детском саду - это научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относится ко всему живому, передать определенные знания в области экологии.
В соответствии с возрастными возможностями детей создаются условия для формирования и развития у них естественно-научных представлений, на этой основе закладывается фундамент экологической культуры.
Чтобы сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, в своей практической деятельности мы используем метод проектов, цель которого – получение информации на основе наблюдений, исследований, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с ее объектами. Метод проектов используется для решения определенных задач в процессе исследования. Они инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде; нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
По длительности проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Длительность проектов зависит от масштаба решаемых задач, от возраста и возможностей детей, а так же от содержания образовательной программы дошкольного учреждения. Проекты могут выполняться индивидуально, подгруппами или всем коллективом.
Экологический проект – способ формирования собственного опыта ребенка, и развития его как личности. Деятельность в рамках проекта выполняется не как задание, а по собственному желанию.
В течение учебного года нами были разработаны и проведены краткосрочные проекты в рамках тематических недель: «Деревья и кустарники», «Дикие животные» «Домашние животные», «Перелетные птицы».
Самым интересным получился проект «Перелетные птицы»
Тип проекта: познавательный, речевой, творческий.
Цель проекта: закрепление ранее полученных знаний детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми.
Подобрали художественную литературу, картинки и иллюстрации с изображением птиц. Дидактические игры.
При реализации работы с экологическим проектом, прежде всего, мы пытались вызвать интерес детей к исследуемой проблеме. Для этого создали благоприятно-эмоциональный фон у детей для быстрого усвоения ими нового материала, передали знания детям в форме игры (дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Сложи птицу из частей»; словесные игры: «Найди маме птенца»; подвижные игры: «Птицы, гнезда, птенцы», «Птицелов», «Птички в гнездышке», «Перелет птиц»; пальчиковые игры: «Птички», «Листочка» «Дятел»; игра-перевоплощение «Все когда-то мечтали стать птицей»). Были проведены беседы «Птицы весной», «Птицы и люди», «Как можно помочь птицам», «Друзья птиц», «Жизнь птиц», «Дом для птицы». Прослушали аудиозаписи с голосами и пением птиц. Рассмотрели альбом «Перелетные птицы», картину «Грачи прилетели» провели беседу по ней. Заучивали и читали стихотворения о перелётных птицах, обсуждали пословицы и поговорки, приметы о птицах. Отгадывали загадки о птицах. Читали художественные произведения о птицах: Г.Снегирев «Птицы наших лесов», И.Сладков «Скворцы-молодцы», Г.Скребицкого «Берегите птиц», «Крылатые соседи», В.Бианки «Кто, чем поет», «Синичкин календарь».
В рамках проекта были проведены образовательные ситуации «Весенние заботы птиц», «Перелётные птицы», «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели»; аппликация «Уточки плавают в пруду»; конструирование: «Птичка» (из природного материала). Во время прогулки наблюдали за птицами на участке. Совместно с детьми создали коллаж «Пришла весна-прилетели птицы».
Родители приняли самое активное участие в нашем проекте. Дети вместе с родителями создали книгу-альбом «Перелётные птицы» (в которой информация о жизни и обитании перелетных птиц, игры, зарисовки, логические задания, правила бережного отношения к птицам). Изготовили скворечники.
Итогом проекта стал вернисаж детских рисунков «Перелетные птицы».
В результате проведённой работы дети получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием конструировали из бумаги и раскрашивали птиц. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Они стали более отзывчивыми и добрыми.
Возникла идея создать в группе огород на подоконнике. Огород на подоконнике в детском саду является приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется посмотреть на весеннюю зелень.
Проект «Огород на подоконнике» среднесрочный, рассчитан на 6 месяцев.
Участниками проекта стали дети, воспитатели, родители.
Цель: формирование у детей интереса к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Дать представления о том, как надо ухаживать за растениями в комнатных условиях.
На первом этапе родители помогли в организации огорода на окне. Они приобрели контейнеры, землю, семена для посадки. Помогли подобрать художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки.
Мы подготовили землю и посадили семена (лук, укроп, петрушка, перец, лекарственные травы). Поставили в воду веточки разных деревьев; провели экспериментирование «Какие деревья просыпаются раньше?» Далее каждый день наблюдали за ростом растений, проводили опыты. Заносили данные в исследовательский дневник об изменении и росте посаженных культур. Провели беседы: «Что такое огород, что на нем растет», «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»; проводили дидактические игры: "Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус», «Разрезные картинки», «Во саду ли, в огороде», «Вершки и корешки»; словесные игры: «Назови ласково»; пальчиковые игры: «Засолка капусты», «Хозяйка однажды с базара пришла»; подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород».
Чтение художественной литературы Дж. Родари «Чиполлино», чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», выставка книг сказок, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах. Провели консультативную работу с родителями «Зеленый мир на окне», «Как растить трудолюбивых детей», «Витамины на грядке», «Исследовательская деятельность детей в детском саду» «Огород на подоконнике».
В конце проекта высадка окрепшей рассады на общем огороде.
В ходе реализации проекта мы собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Определи, на какой звук…», «Лото», «Какого цвета овощи?», «На что похожи овощи?». Провели конкурс «Угадай названия овоща».
На заключительном этапе нашего проекта дети совместно с родителями изготовили книжки-малышки.
В результате такой работы у детей расширились представления о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Развилось этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились ухаживать за растениями.
Еще одним интересным проектом стал познавательно-исследовательский проект «Зеленый наряд детского сада», долгосрочный рассчитан на 2 учебных года.
Цель проекта: формирование у детей системы представлений об экологии, расширение и обобщение знаний о природе, формирование активной позиции защитника природа в различных видах детской деятельности через создание развивающей среды на территории ДОУ.
На подготовительном этапе были собраны материалы, необходимые для проекта. Проинформировали и вовлекли родителей в проектную деятельности.
«Зеленый наряд детского сада» очень обширный проект. В рамках проекта прошел конкурс огородов на подоконнике среди групп, конкурс для родителей «Лучшая кормушка». С детьми провели беседы: «Для чего нужны деревья», «Растение – живое существо», «Как деревья дышат», «Если б не было растений», «Какие деревья и кустарники растут на территории детского сада», «Какие деревья растут на нашем участке»; рассматривали иллюстрации «Лекарственные растения», «Береги живое в лесу, на лугу» провели беседу по ним; ухаживали и наблюдали за комнатными растениями; читали художественную литературу: Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», сказка «Спор деревьев», М. Пришвин «Разговор деревьев».
Игровые приемы позволили заинтересовать детей такой не совсем «детской темой». Проводили разнообразные игры: сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин», «Мы дизайнеры участков», дидактические игры: «Узнай растения по описанию», «Что растет в огороде?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что нужно для работы?», «Сложи цветок» (из геометрических фигур); вместе с детьми создали экологические знаки, при помощи которых мы учились правильно вести себя в окружающей природе, изготовили газету «Сохраним природу чистой».
Проводили целевые экскурсии и наблюдение на территории детского сада в разное время года, провели экспериментирование «Почему шуршат листья», «Зачем дереву корень», составили «Круга полезности деревьев», совместную деятельность воспитателей и детей по уборке участка детского сада, акцию «Все на субботник» в которой приняли участия воспитатели и родители, консультативно-методическую работу с родителями «Воспитание любви к природе», «Экологическое воспитание в семье», «Вокруг оглядись, в природу вглядись».
Особое значение мы придаем озеленению детского сада. В рамках проекта проходит конкурс на лучшее оформления Экологической тропы: фитоогорода. Совместно с детьми провели коллективную работу по составлению макета фитоогорода. Дети были дизайнерами, решили сделать грядки в виде горки и распределили лекарственные травы.
На следующий год запланированы реконструкции клумб на территории ДОУ, совместный экологический праздник «День Земли», фестиваль «Лучший участок ДОУ».
На заключительном этапе планируем провести день открытых дверей «Наш уютный детский сад».
Проект расширяет представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Учит видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
Работа над любым проектом не может быть осуществлена в полном объеме, без вовлечения родителей. Ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе ДОУ экологическая проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Ни одного проекта в нашей группе не прошло без участия родителей, они помогают создавать необходимую развивающую предметно-пространственную среду, активно участвуют в организации и проведении мероприятий с детьми, конкурсах.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками является на сегодняшний день достаточно оптимальным и перспективным методом, который достойно занимает свое место в системе дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поиск...
«Организация поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Как известно крепки и прочны те знания, которые дети добывают самостоятельно, а не получают в готовом виде. Научить детей добывать знания - наша задача. Ведущую роль в этом процессе играет поиск...
Организация самостоятельной продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГТ.
Данная статья содержит описание опыта работы по организации разлиных видов самостоятельной продуктивной деятельности детей и конспект НОД....
«Взаимодействие с родителями по организации культурно-досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей....
Конспект НОД по организации познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Кто зажигает лампочку?»
познакомить детей с достижением человечества – электричеством; дать представление о возможностях использования электричества человеком;обобщать знания детей о электрических приборах и их использ...
Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Программа организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста "Удивительные камни"
Ребёнок привёз с моря и принёс в группу необычный камень. Дети захотели узнать, какие ещё бывают удивительные камни......