"Развивающая игра - "Танграм""(Из опыта работы)
материал
"Танграм" - игра-головоломка - это отличное развивающее пособие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tangram.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Малоалабухский детский сад
Доклад на тему: «Развивающая игра – «Танграм»».
(Из опыта работы)
Подготовила: Коробкова Валентина Анатольевна, воспитатель старшей разновозрастной группы
2021 год
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста становится чрезвычайно актуальной в современных условиях. В федеральном государственном образовательном стандарте говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Реализовать свою творческую и познавательную активность, индивидуальные возможности - ребёнок может только в практических видах деятельности, поэтому немаловажную роль в самостоятельной детской деятельности играет организация предметно - пространственной развивающей среды. В свободном пользовании у детей занимательные игры разной сложности. Одна из таких занимательных игр - «Танграм».
«Танграм» - это старинная китайская игра - головоломка. Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши – Чао – Тю» - квадрат, разрезанный на семь частей.
И уже тот факт, что игре более тысячи лет, говорит о том, что она увлекательна и полезна. Слово «Танграм» в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы.
Интересно, что если сложить элементы в определенной последовательности, то получится квадрат. Свободу творчества ограничивает два простых правила – нельзя накладывать один элемент на другой, а в построении должны быть задействованы они все.
Несмотря на кажущуюся простоту, «Танграм» является отличным развивающим пособием. Не зря его называют также разрезной головоломкой или геометрическим конструктором. Собирая различные фигуры из деталей танграма, ребенок может многому научиться.
Упражнения с головоломкой в ненавязчивой форме развивают у детей полезные умения:
- учат пространственному мышлению;
- формируют и закрепляют понятия цвета и формы;
- улучшают внимание, воображение;
- развивают способность «читать» схему-инструкцию;
- учат визуально делить целый объект на части;
- помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки дети складывают на столе при помощи пальцев.
При работе с танграмом важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты. В противном случае малыш быстро заскучает, и будет заниматься через силу. Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее.
Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4 лет. Сначала знакомим малышей с новым набором, изучаем его элементы. Дети находят, например, по заданию треугольник, показывают, какой из них большой, какой – маленький. Далее распечатываю схему в полную величину, предлагая детям наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек.
Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, и задание сложить что-либо, например птицу или кораблик.
Чтобы дошкольникам не было скучно, придумываю сюжет – например, сочинить сказку про животных, которые хотели бы поселиться в домике. Чтобы каждый из них занял свою «комнату», следует собрать зверей из элементов головоломки. Они делают котика, зайца, лошадь, рыбу, утку, собаку. Рядом с домиком мы можем «посадить» ель, чтобы было красиво. Наконец, жилище для зверинца выстроил человек – его фигурку выкладываем тоже по схеме.
Любителям котиков можно предложить составить этих животных из элементов головоломки по различным схемам. Установка дается примерно такая: сегодня день кошек, давайте попробуем собрать как можно большее количество различных видов. Или другой вариант: к нам в гости пришла кошка, рассказала много интересного о своих родственниках. Давайте покажем ей, как мы умеем собирать котиков.
«Танграм» можно применять на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
Использовать «Танграм» можно для развития речи. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора. Так мы обыграли русскую народную сказку «Теремок», создав терем и животных.
Мы с ребятами придумывали множество игр с танграмом - «Найди похожие фигуры», «Что на что похоже?», «Чем отличаются фигуры?» и др.
Даже делали оригинальные украшения.
Применяя «Танграм» в работе, я пришла к выводу, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов, а также дети слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу. Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учит терпению и последовательности.
Играть в такую игру дети могут довольно долго и с увлечением.
«Танграм» - игра – головоломка на все времена!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в...
Презентация "Развивающая игра "Танграм"
Особое место среди математических развлечений занимает игра "Танграм" на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигу...
Консультация для родителей: "Плоскостное моделирование в развивающей игре "Танграм""
Что из себя представляет игра "Танграм" и какое развивающее значение имеет....
Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».
Материал поможет воспитателям организовать работу с детьми с развивающей игрой "Блоки Дьенеша"...
НОД "Путешествие в страну Математики" с использованием кодирования, блоков Дьеныша, палочек Кьюзинера, развивающей игры "Танграм"
В этом математическом путешествии удалось найти эффективное соотношение игровых и обучающих приемов. Детям было интересно! Все использованные в данной НОД игровые задания успешно перешли в самостоятел...
Методическая разработка по теме "Развивающая игра "Танграм". Сказка "Лисичка со скалочкой""
Цель игры: Развивать познавательный интерес детей к развивающим играм.Задачи: 1.Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец;2.Развивать логи...
Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию (Информация из опыта работы)
В данной статье описывается система работы по использованию Блоков Дьенеша для развития логико - математических представлений у детей дошкольного возраста....