Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию (Информация из опыта работы)
статья по математике

В данной статье описывается система работы по использованию Блоков Дьенеша для развития логико - математических представлений у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию (Информация из опыта работы).

 Аннотация: В данной статье описывается система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: блоки Дьенеша, игра, математика, дошкольник, геометрические фигуры.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются   логические блоки Дьенеша. 

С помощью игр с логическими блоками мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики. Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться, изучив такую литературу как: «Логика и математика для дошкольников», Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

Изучив методику и изготовив комплекты геометрических фигур, мы  работаем с блоками в течение пяти лет.

Приобретенные навыки и умения позволят в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики и информатики.

Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям), включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества.

Практически все варианты игр, возможно, использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх упрощаем или усложняем, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

В соответствии с принципом постоянного наращивания трудностей предусматриваем, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляли возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливали, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей начинали со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагали детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, предлагали игры на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

 В младшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей. Для этого следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий, основанную на самоконтроле и самооценке. Работу с малышами мы начинаем с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.).

Большое внимание в младшей группе уделяем упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах. Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени (правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь).

Каковы же формы организации работы с логическими блоками?

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО - деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентировки.)

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

Логические блоки можно использовать:

- В подвижных играх (предметное ориентирование, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

- Как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»)

- В сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта-адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначаются кодовыми карточками. Аналогично, Поезд –билеты, места.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделают их интересней, поможет детям ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.)

   Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, постоянно придумываем варианты игровых задач, сюжетов, сказочных персонажей.

Работать с детьми, заниматься с детьми, развивать и обучать, возможно, только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

Список использованных источников:

  1.  «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.2021.-161с.
  2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в...

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Материал поможет воспитателям организовать работу с детьми с развивающей игрой "Блоки Дьенеша"...

Консультация для родителей: «Универсальная развивающая игра — блоки Дьенеша!

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры....

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует  мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...

Конспект коррекционного занятия по теме: «Разноцветные карманы» для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии развивающие игры: Блоки Дьенеша.

Цель:  Закрепить умение дифференцировать и группировать предметы  по цвету в процессе игровых действий.Задачи:Образовательные: Закрепление понятий «большой», «маленьки...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...