Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».
консультация по математике (подготовительная группа) по теме

Рощупкина  Алла Васильевна

Материал поможет воспитателям организовать работу с детьми с развивающей игрой "Блоки Дьенеша"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Информация для воспитателей ДОО.37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

                                               

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

          В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются   логические блоки Дьенеша.

           Изучив методику и изготовив комплекты геометрических фигур, я работаю с блоками в течение пяти лет со 2-ой младшей группы.        

Приобретенные навыки и умения позволят в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики и информатики.

Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям), включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества.

         Практически все варианты игр возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Задания в играх упрощаю или усложняю, использую меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.

          В соответствии с принципом постоянного наращивания трудностей предусматриваю, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Предоставляла возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливали, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

   Работу по формированию познавательных способностей начинала со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагала детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, предлагала игры на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

  Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводила специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволило развить способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, вводила код, обозначающий отрицания «не» (не «квадрат», значит круг и т. д.)

Каковы же формы организации работы с логическим блоками?

  1. Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
  2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
  3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО - деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентировки.)

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

Логические блоки можно использовать:

  • В подвижных играх (предметное ориентирование, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
  • Как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»)
  • В сюжетно-ролевых играх: Магазин -деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта-адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначаются кодовыми карточками. Аналогично, Поезд –билеты, места.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, сделают их интересней, поможет детям ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.)

   Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, постоянно придумываю варианты игровых задач, сюжетов, сказочных персонажей.

Работать с детьми, заниматься с детьми, развивать и обучать возможно только в системе и на основе личностно-ориентированной модели общения, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства.

 Перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности:

Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способствовать логично т обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.Важно, чтобы педагог был инициативным, думающим, любящим детей человеком, способным на творческий подход в работе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация из опыта работы «Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -одно из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в...

«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование развивающих игр блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Данный обогащённый опыт даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память, активизирует  мыслительные процессы, учит рассуждать и аргументировать собственные у...

Конспект коррекционного занятия по теме: «Разноцветные карманы» для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии развивающие игры: Блоки Дьенеша.

Цель:  Закрепить умение дифференцировать и группировать предметы  по цвету в процессе игровых действий.Задачи:Образовательные: Закрепление понятий «большой», «маленьки...

Использование развивающей игры Блоки Дьенеша в работе с детьми по математическому развитию (Информация из опыта работы)

В данной статье описывается система работы по использованию Блоков Дьенеша для развития логико - математических представлений у детей дошкольного возраста....

Описание опыта работы «Использование развивающих игр и упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений с учётом индивидуальных особенностей ребенка»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта воспитанника играет математическое развитие. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,...

Дипломная работа "Использование игр с блоками Дьенеша для формирования представлений форма и геометрическая фигура(в группе среднего дошкольного возраста)

Дипломная работа "Использование игр с блоками Дьенеша для формирования представлений форма и геометрическая фигура(в группе среднего дошкольного возраста)...

Программа профессионального саморазвития педагога «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для логико – математического развития детей»

Математика – наука довольно сложная. Однако ответ может быть очень простым! Оглянитесь вокруг.  Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, располож...