Тренинг «Тимбилдинг как способ сплочения педагогического коллектива «Мы вместе»
материал

Ситникова Елена Викторовна

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon timbilding_my_vmeste_gotov.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Тимбилдинг как способ сплочения                    педагогического коллектива «Мы вместе»

Актуальность

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель: повышение сплоченности коллектива

Задачи:

  • Улучшать эмоционального состояния педагогов
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами
  • Снять эмоциональное напряжения педагогов
  • сплотить коллектив и построить эффективное командное взаимодействие
  • раскрывать сущности работы по формированию групповой сплоченности в технологии тимбилдинга
  • развивать умение работать в команде, уметь договариваться, прислушиваться.

Форма проведения: тренинг для педагогов

Место проведения: сенсорная комната (для теоретической части), спортивный зал (для практической части)

Время проведения: 13.15- 14.45 (1,5 часа)

Материалы и оборудование:

Стулья по количеству участников;

Шкатулка;

Зеркало;

Ноутбук, интерактивная доска, проектор;

Презентация «Технология тимбилдинга»;

Реквизит «Командные прицеплялки»;

Мячи;

Реквизит «Гиганские шаги»;

Кольца-резинки;

Реквизит «Человеческая рогатка»

Ожидаемые результаты:

1. Педагоги лучше узнают друг друга.

2. Улучшится качество взаимодействия между педагогами.

3. Увеличится работоспособность группы.

4. У педагогов сформируется умение работать в команде.

5. Улучшится психологический климат в коллективе.

6. Повысится сплоченность педагогического коллектива.

План проведения:

1. Введение в тему.

2. Упражнение «Давайте поздороваемся»

3. Упражнение «Шкатулка»

4. Основная часть: Технология тимбилдинга. Показ «слайд-шоу» и беседа по слайдам.

5. Практическая часть:

«Командные прицеплялки»,

«Головомяч»,

«Хвостоглаз» с использованием реквизита «Гиганские шаги»,

Игра с кольцом-резинкой «Геометрика»,

«Счёт до десяти» с использованием реквизита «Человеческая рогатка»,

Упражнение «Подарок».

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход тренинга

Педагог – психолог:

1. Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести. А в другом – зачахнуть.

Так и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, проводят меньше времени. Их личностный рост замедляется, а в других – коллектив функционирует оптимально, и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата – сплоченность коллектива – это дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Если климат благоприятный, там царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

Если члены коллектива готовы к работе – они проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело.

Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, узнать о себе и коллегах немного больше, и стать немного ближе друг для друга.

2. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Педагог-психолог: Давайте встанем для начала и поздороваемся друг с другом, но сделаем мы это необычным образом.

Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками,

2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела.

Когда я позвоню в колокольчик, наша игра закончится. Молодцы!

Психолог: Вот мы с вами и поздоровались. А сейчас, закройте, пожалуйста, глаза.

3. Упражнение «Шкатулка» (по одному)

        Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

        После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)

        Анализ упражнения:

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

4. Основная часть. Технология тимбилдинга. Показ «слайд-шоу» и беседа по слайдам.

Тимбилдинг - термин, обычно используемый в контексте бизнеса и применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды.

Еще тимбилдинг можно назвать командообразованием. Другими словами, тимбилдинг – это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, корпоративных игр, тренингов и прочего.

История (справка)

Осуществление различных мероприятий, которые нацелены на сплочение и повышение организованности команды, было известно еще в годы Второй мировой войны. Игры и тренинги для коллективов разрабатывались британскими специалистами в 40-х годах прошлого века.

Наиболее приближенный к тому тимбилдингу, который применяется в современных компаниях, появился в Америке в 50-х годах 20 века. Тогда самым распространенным видом укрепления коллектива был именно исторический и ролевой тимбилдинг, когда сотрудники переодевались в костюмы исторических персонажей и выполняли различные коллективные задания. Так тимбилдинг стал не просто методом проведения совместного досуга, но и эффективным способом выработки «командного духа», так как в ходе разыгрывания сценок или выполнения заданий сотрудники находили новые точки соприкосновения и лучше друг друга узнавали, что помогало им в совместной трудовой деятельности.

В России и странах СНГ тимбилдинг появился уже в конце 20 века. Первым применяемым методом тимбилдинга был метод бизнес-тренингов. Со временем стали набирать популярность и другие способы – спортивные и психологические игры, творческие мероприятия и другие.

Сейчас понятие «тимбилдинг» всё больше расширяется, добавляются новые варианты сплочения коллектива, вырабатываются новые тактики. Даже проведение корпоративных праздников часто сопровождается различными играми, нацеленными на создание духа единства.

Тимбилдинг направлен на сплочение, увеличение доверия, открытости образовательного пространства, что приводит эффективному взаимодействию детского сада и семьи.

5. Практическая часть.

- Чтобы попробовать это на практике, я предлагаю немного поиграть.

«Командные прицеплялки» (работа в паре – 2 человека)

Раздать каждому участнику по одной прицеплялки. Пусть оденут их себе петлей на руку.  Поменять их местами, запутать, так чтобы им было сложнее найти пару.  По команде им нужно объединиться в пары. Побеждает та пара, которая первой нашла нужную застежку и прицепилась.

«Головомяч» (работа в паре – 2 человека)

Затем каждой паре необходимо поднять мяч с пола своими головами и попробовать перенести его, не уронив на другую сторону зала.

 «Хвостоглаз» с использованием реквизита «Гиганские шаги» (3 команды по 8-10 человек)

Цель: Сплочение, разминка, тренировка умения управлять другими людьми и выполнять указания того, кто управляет.

Реквизит: платки для глаз, препятствия.

Описание игры: Участники встают в колонну, каждому зацепляют ноги реквизитом «Гиганские шаги». Расстановка участников случайная. Каждый кладет руки на плечи или пояс стоящего впереди. Ведущий поясняет, что участники – это загадочная сороконожка, глаза которой расположены не на голове, а на хвосте. Все, кроме стоящего последним, закрывают глаза, а тот, кто оказался в хвосте, управляет движениями всей «сороконожки», отдавая голосом команды тому, кто находится впереди, а при необходимости и другим участникам. Задача – перемещаться, таким образом, по заданной ведущим траектории (обойти по периметру помещение, пройти «змейкой» между несколькими стульями и т. п.).

Рефлексия:

- В чем сложность задачи управлять движениями «сороконожки», какие качества позволяют успешно ее решить?

- Какие впечатление от игры? Где находились Вы, в начале, в конце, середине? Как чувствовали себя?

Игра с кольцом-резинкой «Геометрика» (2 команды по 15 человек)

Вся команда держится за кольцо-резинку. Участники команды не имеют право отпускать ее из рук. Команде необходимо по команде (свистку) ведущего построить геометрические фигуры, такие как: круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, треугольник, прямая линия. Разговаривать между собой запрещено правилами игры.

Чья команда выполняет задание первой и точно воспроизводит фигуры, та и победила.

(Это тестирование лидерских качеств в сотрудниках, потому как после небольшой заминки обычно именно лидеры начинают выстраивать нужную фигуру, подтягивая за собой остальных членов коллектива. Игра развивает способность действовать в команде, помогает сплотить людей.)

«Счёт до десяти» с использованием реквизита «Человеческая рогатка»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Описание игры: «Все участники стоят внутри «Человеческой рогатки» Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Рефлексия:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение «Подарок» с использованием реквизита «Человеческая рогатка»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

(Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.)

6. Рефлексия. Подведение итогов: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы – единое целое, каждый из Нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Мы – сила! Спасибо всем за участие!»

Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини – тренинг для педагогов на сплочение педагогического коллектива «Команда ДОУ».

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллек...

буклет Психологический квест, как способ сплочения педагогического коллектива

Основные принципы и условия проведения квест-игрыПедагоги  должны чётко представлять    цель квест-игры, в которой будут принимать участие;Цели и задачи должны соответствовать возр...

Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Вместе мы сила»

Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Вместе мы сила»...

Конспект открытого занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение педагогического коллектива»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущ...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...

«Тимбилдинк, как способ сплочения педагогического коллектива»

Педагогический коллектив – это коллектив людей, разных по возрасту и опыту педагогической работы, характеру и темпераменту, интересам и ценностным ориентациям.Особенность педагогического коллект...

Тренинг для сплочения педагогического коллектива "Работать вместе - это успех"

Цель:•сплочение педагогического коллектива,• развитие коммуникативных навыков,•эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу...