ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРИЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАМКАХ ШКОЛЫ – КОМПЛЕКСА
статья
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволяет обеспечить непрерывность образовательного процесса в условиях реализации модели современного образовательного учреждения «Школа – комплекс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemstvennost_detskiy_sad_-_shkola.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРИЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАМКАХ ШКОЛЫ – КОМПЛЕКСА
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения – «Школа – комплекс»: детский сад, начальная школа, средняя и старшая школа, дополнительное образование. Пример развития личности учащихся в условиях реализации модели такой школы, мы хотим предложить на опыте нашей организации. Появлению нашего образовательного учреждения способствовала реорганизация — объединение нескольких организаций в одну. МАОУ СШ № 148 имени героя советского союза Ивана Андреевича Борисевича, объединила три образовательных учреждения МАОУ СШ № 148, МАОУ СШ № 54, МБДОУ № 324 и размещена в 3-х типовых зданиях: начальная школа, основная и средняя школа, и структурное подразделение детский сад. Организация образовательного процесса в школе – комплексе обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.
В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.
Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС – научить детей самостоятельно учиться. Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и начальной школы.
На совместном педагогическом совете педагогами начальной школы и детского сада разработаны задачи сотрудничества, намечены направления и формы работы по осуществлению приемственности.
Задачи:
- выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
- максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
- просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
- создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
- распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.
Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.
Работа по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:
- методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе) .
Формы осуществления преемственности разнообразны, их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Работа с педагогами | Работа с детьми | Работа с родителями |
Мастер – классы.
образовательной деятельности.
|
|
|
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволяет обеспечить непрерывность образовательного процесса в условиях реализации модели современного образовательного учреждения «Школа – комплекс».
Библиографический список
- Бохорский Е. М., Эльконин Д. Б. Проблема готовности к школьному обучению. Москва : Просвещение, 2003. 173 c.
- Ганелин Ш. И., Бушля А. К. Преемственность учебно-воспитательной работы. Москва: Педагогика, 2005. 215 с.
- КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 Москва: 2013г. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:10.03.2020)
- Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. Преемственность в работе детского сада и школы [Электронный ресурс];
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ преемственности в художественно- эстетическом воспитании между дошкольным и начальным образованием
Статья подготовлена для районной педагогической конференции "Преемственность в развитии творческих способностей детей в дошкольном, основном и дополнительном образовании". раскрывает проблемы и пути п...
Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием
Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Опыт налаживания преемственных связей...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...
Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей ДОУ, и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...
Технология «Час свободного творчества» как одна из форм организации преемственности между дошкольным и начальным образованием
В статье предстален опыт реализации технологии "Час свободного творчества" на основе взаимодействия школы и детского сада...