Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС
консультация на тему
Преемственность между дошкольным и начальным образованием
в процессе введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 города Ставрополя
Консультация для воспитателей
«Преемственность между дошкольным и начальным образованием
в процессе введения ФГОС»
Воспитатель: Тибейко Н.И.
2015 год
«Преемственность между дошкольным и начальным образованием
в процессе введения ФГОС «
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” отмечается “Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста. В Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей, в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования”. Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования
Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
В связи с введением ФГОС второго поколения для начального общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” необходимо создать систему взаимодействия Детский сад – Начальная школа.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельности подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать, ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение само ценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.
Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Задачи:
- Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться
- Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;
- Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольном уровне:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Реализации общих целей так же способствуют психолого-педагогические условия:
На дошкольной ступени:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Из опыта работы в должности воспитателя могу обобщить следующее, что большую эффективность составили такие формы как , экскурсии в лицей №15,посещение школьной библиотеки лицея №15,встричались и
беседовали с бывшими воспитанниками детского сада №50 . Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
- Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьной библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
- Взаимодействие педагогов:
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
- Сотрудничество с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.
У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Опыт налаживания преемственных связей...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...
Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей ДОУ, и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...
«Преемственность между школой и дошкольной организацией в условиях введения ФГОС»
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...
"Проблема преемственности между дошкольной организацией и школой в условиях реализации ФГОС»
ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детско...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»
На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...
Статья «Психологическая готовность выпускников ДОУ к школьному обучению по ФГОС. Преемственность между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования"
Проблема психологической готовности к школьному обучению всегда являлась одной из важнейших проблем образования. Эта тема всегда интересна педагогам, а сейчас, в связи с введением ФГОС, она особ...