Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС
консультация на тему

Тибейко Наталья Ивановна

Преемственность между дошкольным и начальным  образованием

 в процессе введения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 города Ставрополя

Консультация для воспитателей

 «Преемственность между дошкольным и начальным  образованием

 в процессе введения ФГОС»

Воспитатель: Тибейко Н.И.

2015 год

«Преемственность между дошкольным и начальным  образованием

 в процессе введения ФГОС  «

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” отмечается “Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста. В Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей, в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования”. Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования

Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

В связи с введением ФГОС второго поколения для начального общего образования, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655 “Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” необходимо создать систему взаимодействия Детский сад – Начальная школа.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

 В этом заключается деятельности подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать, ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

        Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

        Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение само ценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании  плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Цель: реализовать  единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  1. Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников  основы умения учиться
  2. Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;
  3. Формировать  творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
  4. Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

 •         воспитание нравственного человека;

 •         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

 •         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

         Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

 •       приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

 •      обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

 • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

 •    формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой  активности детей в различных видах деятельности;

 •     развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  •  умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

 Реализации общих целей так же  способствуют  психолого-педагогические условия:

На дошкольной ступени:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

 -опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

 -направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

 -сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

           

Из  опыта  работы  в  должности  воспитателя  могу  обобщить  следующее, что большую  эффективность  составили  такие  формы  как , экскурсии  в лицей №15,посещение  школьной  библиотеки  лицея №15,встричались и

  беседовали  с бывшими воспитанниками  детского сада  №50 .   Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

 Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми:
  • экскурсии в школу;
  • посещение школьной библиотеки;
  •  знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  •   выставки рисунков и поделок;
  •   встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной  школы);
  •         участие в театрализованной деятельности;      
  •  посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
  1. Взаимодействие педагогов:
  •   психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  •  проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  •   открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  •  педагогические и психологические наблюдения.

 Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  1. Сотрудничество с родителями:
  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и школы;
  •  встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • семейные вечера,  тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило  нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует  успешной адаптации детей к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...

Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей  ДОУ, и школы  является четкое понимание  целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...

«Преемственность между школой и дошкольной организацией в условиях введения ФГОС»

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

"Проблема преемственности между дошкольной организацией и школой в условиях реализации ФГОС»

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детско...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...