Рабочая программа по музицированию "Веселый оркестр"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Адаптированная дополнительная образовательная программа по музицированию для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста "Веселый оркестр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adop_veselyy_orkestr.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №98»
ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
.
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании Педагогического заведующий МДОУ «ЦРР-д/сад №98»
совета г.Магнитогорска
МДОУ «ЦРР-д/сад №98
г.Магнитогорска _____________/Манушина Л.Н.
Протокол № 1 от 09 сентября 2021 г приказ № 154-П от 09 сентября 2021.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»
Направленность : художественная
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Уровень : ознакомительный
Срок реализации : 1 год
Автор-составитель:
Науменко Снежанна Владимировна
музыкальный руководитель
г.Магнитогорск
2021 г
Содержание
- Комплекс основных характеристик
- Пояснительная записка…….…………………………………………..3
- Цель и задачи программы.………………………………………........13
- Содержание программы.……………………………………………...15
- Планируемые результаты……...……………………………………... 21
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график………………………………………..23
- Условия реализации программы ……………………………………. 23
- Формы аттестации……………………………………………………. 26
- Оценочные материалы…………………………………………………27
- Методические материалы ……………………………………………..33
3. Список литературы
- Литература для педагога……………………………………………...39
- Литература для родителей и детей…………………………………...42
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 Пояснительная записка
Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение данной проблемы обеспечивает гармоничное развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувств личной и социальной ответственности, движения личности к своему образному «Я» . Культура выступает тем связующим звеном между социальным и генетическим в личности, что делает человека членом цивилизованного общества. В этой связи воспитание понимается как явление культуры, а образование обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства. Музыкальное искусство – самое сильное, активное средство эмоциональной коммуникации, способствующее более полному развитию личностных качеств ребенка. Именно через общение с музыкой происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детей – инвалидов и в жизни, и в современном обществе.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа (далее АДОП) «Веселый оркестр» имеет художественную направленность, ориентирована на детей 5–7 лет. Срок реализации программы 1 год. Уровень освоения программы – ознакомительный.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)
-Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14)
- Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2.3286-15),
-Нормативные и уставные документы Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 98» города Магнитогорска
- Договор о предоставлении дополнительных образовательных услуг между ДОУ и родителями (или) законными представителями ребенка с ОВЗ.
АДОП «Веселый оркестр» составлена на основе авторских программ :
- «Ансамбль ложкарей» И. Каплуновой
- «Наш веселый оркестр» И. Каплуновой
- «Сказки - шумелки» Е. Железновой
- собственного педагогического опыта.
Актуальность программы.
Наши дети- это будущее России, перспектива развития которой в значительной мере зависит от того, как будет мобилизован и использован «ресурс молодого поколения». Социальный заказ государства на сегодня – это воспитание человека образованного, нравственного, культурного, ведущего здоровый образ жизни, способного самостоятельно принимать решения, готового к диалогу, сотрудничеству и взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Всё вышесказанное нашло отражение в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
-создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, личности;
-формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития;
-поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
-поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
-обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания…
Музыкальное искусство, воспитание музыкой занимают одно из ведущих мест в процессе всестороннего развития личности ребенка и является его приоритетным направлением. Богатейшее поле для коррекции, социализации, адаптации детей с ОВЗ, развития их музыкально-творческих способностей представляет одно из направлений музыкального искусства: музицирование или игра на детских музыкальных инструментах ( далее ДМИ). АДОП «Веселый оркестр» направлена на формирование музыкально-исполнительской, общей и эстетической культуры; на развитие музыкально-творческих способностей ; на обеспечение детей с ОВЗ в более высоком уровне интеллектуального, нравственного развития; способствует адаптации к окружающей действительности, социализации в современном обществе.
Новизна.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления музыкального слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование речи в дошкольном возрасте. Если чувство ритма не сформировано, то замедляется становление развернутой , слитной речи, она невыразительна, слабо интонирована, неэмоциональна; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем, слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Решение данной проблемы, в частности- развитие чувства ритма, возможно с помощью игры на детских музыкальных инструментах. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на ДМИ развивает мускулатуру, мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления, активизации речевых центров, двигательных функций всего организма. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров ДМИ для детей с ОВЗ и детей –инвалидов до сих пор считается задачей трудновыполнимой. Такое положение объясняется отсутствием специализированных программ по музицированию для детей с ОВЗ и детей–инвалидов; ограниченным выбором качественных сертифицированных детских музыкальных инструментов ; неготовностью педагогов-музыкантов к работе в данной области с детьми с нарушениями музыкального слуха, особенно его ритмической и динамической основы.
Педагогическая целесообразность. Программа педагогически целесообразна , т.к. в процессе ее реализации у обучающихся будут развиты музыкальные способности : ритмический и ладовый слух, музыкально-слуховые представления (классификация по Б.Теплову), будет освоена техника игры на ДМИ, сформированы знания в области элементарной музыкальной грамоты, творческие способности, музыкальный и эстетический вкус. Программа имеет большое воспитательное значение : на занятиях у дошкольников будут сформированы такие волевые качества как выдержка, умение сконцентрировать внимание, самодисциплина, усидчивость , целеустремленность и настойчивость в освоении техники игры на новом музыкальном инструменте, а также уверенность в своих силах, чувство коллективизма , дружбы , радости от совместной игры, музыкального общения- что в целом даёт возможность каждому обучающемуся социализироваться, включиться в образовательный процесс.
Отличительные особенности программы. При создании данной программы был использован опыт зарубежной и отечественной музыкальной педагогики ( К.Орф, Н.Ветлугина, А.Зимина, Э. Тютюнникова, Н.Кононова, И.Каплунова, Е.Железнова) , учитывались современные требования дошкольного образования в соответствии с ФГОС, личный опыт автора.
В данной программе широко используются игровые технологии, которые способствуют формированию и поддержанию у детей с ОВЗ мотивации, интереса к образовательному процессу (музыкальные пальчиковые игры, музыкально- дидактические игры на развитие всех видов музыкального слуха, творческие задания «Расскажем сказку музыкальными звуками»). Игровые ситуации, творческие задания, эмоционально окрашенная, выразительная речь педагога , стихи о музыке , загадки о музыкальных инструментах стимулируют интерес воспитанников, в результате чего каждый ребенок ощущает себя артистом, волшебником, творцом. Активное включение игровых технологий обусловлено, прежде всего, возрастными и психофизическими особенностями воспитанников. Жизнь дошкольника тесно связана с игрой. Игра - это не только удовольствие, через игру наши дети познают окружающий мир. С помощью игровых технологий у ребенка можно развить внимание, воображение, память. Данная программа разработана с учетом психофизических и возрастных особенностей детей с ОВЗ, построена по принципу «от простого к сложному», с использованием многократных вариативных повторений. Уровень сложности заданий нарастает постепенно , поэтапно, последовательно с учетом возрастных, психофизических особенностей. Реализация программы предполагает обязательное использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, красочных, качественных и безопасных детских музыкальных инструментов. Учебно-воспитательный процесс должен быть ориентирован на личность ребенка, его индивидуальные, психофизические, возрастные особенности и способности, что позволит создать на занятии особую атмосферу доверия, сотрудничества, взаимопомощи и заинтересованности в музыкальной активности каждого ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов.
Адресат программы. АДОП «Веселый оркестр» рекомендована для обучения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с ОВЗ с замедленным психическим развитием.
Задержка психического развития ( далее ЗПР) - это замедление темпа развития психики ребенка, выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа. В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (инфантилизм), а в других случаях преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.
Для успешной реализации программы рекомендуется составить и согласовать совместно со специалистами ДОУ (учителем-дефектологом, логопедом, психологом, медицинской сестрой) индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося с учетом специальных условий обучения и воспитания, особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также в соответствии с запросом родителей и законных представителей ребенка.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучающиеся с ЗПР имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности, которые следует учитывать при организации образовательного процесса. У детей с ЗПР:
- не сформирована готовность к школьному обучению, проявляющаяся в трудностях овладения графомоторными навыками;
- наблюдаются трудности в произвольной организации деятельности, снижение внимания;
-быстрая утомляемость, которая при увеличении нагрузки может привести к отказу от завершения начатой деятельности;
- неполноценность развития зрительного и слухового восприятия (т.е. требуется больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений);
-недостаточно сформированы пространственные и временные представления;
-сложность при планировании и выполнении двигательных программ.
При организации образовательного процесса следует учитывать основные принципы создания адаптивной среды для детей с ОВЗ и особые образовательные потребности, свойственные дошкольникам с ЗПР. Потребность в :
- в получении специальной помощи средствами образования, адекватного образовательным потребностям обучающегося
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных и дополнительных образовательных областей
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития)
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов у обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.)
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи в осмыслении и расширении усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в комплексном сопровождении, направленном на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательной организации (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Рекомендации по организации, проведению занятий
-продолжительность занятия не более 25 минут ( с обязательным учетом психофизического , эмоционального состояния каждого ребенка)
-постепенный переход от простых заданий к более сложным
-обеспечение оптимального режима нагрузок
-использование вариативных форм для повторения, закрепления ЗУН
-учет индивидуальных особенностей каждого ребенка
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима
-использование современных педагогических технологий для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности
-создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика умственных и психологических перегрузок, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Для успешной реализации программы рекомендуется составить и согласовать совместно со специалистами ДОУ (психологом, учителем-дефектологом, логопедом, медицинской сестрой) индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося с учетом специальных условий обучения и воспитания, особых образовательных потребностей ребенка с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, а также в соответствии с запросом родителей и законных представителей ребенка.
Обьем программы: 64 часа
Срок освоения программы: 32 недели /8 месяцев /1 год
Режим занятий: программа рассчитана на 1 год обучения – 64 часа ( 2 занятия в неделю по 1 часу)
Форма организации образовательного процесса : групповая ( не более 12 человек)
Тип занятия: теоретическое, практическое
Форма проведения занятий: беседа, учебное занятие, занятие-игра, игра-путешествие, открытое занятие, концерт, праздник, фестиваль.
Методы обучения:
Для достижения цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
1.Словесный (беседа, рассказ, объяснение, художественное слово , пояснение, напоминание, указание)
2. Наглядный
- слуховая наглядность (звучание музыкального сопровождения, музыкального фрагмента, музыкальных инструментов)
- зрительная наглядность (иллюстрации, фото, видео, инструменты)
- тактильно-мышечная наглядность
3.Практический (обучающие многократные упражнения, самостоятельное игра)
Данная программа отвечает современным потребностям детей с ОВЗ
(ЗПР) в получении необходимых теоретических знаний и практических навыков в области музыкального музицирования для личностного развития, успешной социализации и адаптации к жизни в современном обществе, соответствует государственной политике в области дополнительного образования, а также ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей детей с ОВЗ и родителей (законных представителей) в области художественно-эстетического развития.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
- Формирование основ общей, эстетической культуры, музыкального вкуса посредством приобщения обучающихся к шедеврам музыкального искусства
- Развитие музыкальности ( музыкального слуха), творческих способностей через получение теоретических знаний и обучение основным приемам игры на детских музыкальных инструментах.
- Удовлетворение духовно-нравственной потребности в совместном общении обучающихся , совместной игре в музыкальном ансамбле, оркестре.
Достижение целей возможно при решении следующих задач:
Образовательные задачи:
- Приучать внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на ее звучание, понимать настроение, характер
- Познакомить с основами элементарной музыкальной грамоты
- Формировать знания о музыкальных инструментах, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности
- Обучить приемам игры на ДМИ
- Формировать навыки совместной игре в ансамбле, оркестре
Воспитательные задачи :
- Формировать музыкальный вкус, музыкальную культуру, прививать любовь к музыке
- Формировать нравственно-эстетические отношения между обучающимися и взрослыми в коллективе
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, чувства удовлетворения от совместного детского творчества
- Развивать коммуникативные способности детей, умение радоваться успехам сверстников, поддерживать дружеские отношения , обьективно оценивать музыкальное исполнение товарищей
Развивающие задачи :
- Способствовать становлению и развитию музыкальной памяти, внимания, выдержки, настойчивости, усидчивости, целеустремленности
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение действовать одновременно обеими руками в освоении приемов игры на ДМИ
- Развивать музыкальность, музыкальный слух (ритмический , динамический , ладовый, тембровый, звуковысотный)
- Развивать фантазию, творческое воображение , умение создавать и передавать музыкальный образ, творческий замысел в музыкальной игре («Сказки – шумелки»)
.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Таблица 1- Учебный план
№№ | Наименование | Всего часов | В том числе | Форма аттестации/контроля | |
теория | практика | ||||
11 | Раздел 1. «В гости к музыке» | 2 | 1 | 1 | МДИ «Угадай , кто в домике живет» |
2 | Раздел 2. «Ударные стучащие инструменты» | 12 | 2 | 10 | Открытое занятие для сотрудников ДОУ, родителей |
3 | Раздел 3. «Ударные звенящие инструменты» | 22 | 3 | 19 | выступление в клубе «Музыкальная гостиная», фестиваль «Звездочки Магнитки» |
4 | Раздел 4. «Ударные звуковысотные инструменты» | 28 | 2 | 26 | отчетный концерт для сотрудников , воспитанников, родителей |
ИТОГО | 64 | 8 | 56 |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. " В гости к музыке"
Теория . Введение . Понятие «Музыкальное искусство. Музыкальные жанры» Беседа.
Практика. Правила обращения и хранения музыкальных инструментов. Основы техники безопасности в музыкальном зале.
Основные группы , классификация ДМИ. Понятие инструментальная, вокальная музыка.
Контроль. МДИ «Кто в музыкальном домике живет?»
Раздел 2. "Ударные стучащие инструменты"
Тема 2.1. "Ложки расписные, музыкальные , резные"
Теория. История создания , строение инструмента. Просмотр видео с выступлением Ансамбля ложкарей. Словарная работа : « черенок, черпачок, ложка одинарная, ложка двойная, оркестр народных инструментов.»
Практика. Обучение приемам игры на ложках : прямой удар, часики, солнышко, лошадка. Игра в ансамбле с музыкальным сопровождением по ритмическим схемам ( "Из-под дуба" р.н.м.)
МДИ «Эхо»
Тема 2.2. "Маракасы, кастаньеты- веселей на свете нету"
Теория. История создания , строение инструментов. Сравнение звучания. Просмотр видео с выступлением артистов –музыкантов ( карнавал) .
Практика. Обучение приемам игры на маракасах, кастаньетах с музыкальным сопровождением ( «Ча-ча-ча») по ритмическим схемам.
Сказка- шумелка «Танец для мышки»
МДИ «Тихо-громко»
Контроль. Открытое занятие для сотрудников ДОУ, родителей .
Раздел 3. «Ударные звенящие иструменты»
Тема 3.1. "Румба, бубенцы- два веселых брата удальцы"
Теория . История создания , сравнение строения и звучания инструментов. Просмотр видео с выступлением музыкантов оркестра народных инструментов им. А.Осипова
Практика. Обучение приемам игры ( «тремоло», ритмический удар) на бубенцах, румбе с музыкальным сопровождением ( «Лошадка» ч.н.м.) по ритмическим схемам.
Сказка- шумелка «Трусливый заяц»
МДИ «Музыкальная телеграмма»
Тема 3.2. «Бубен-тамбурин»
Теория . История создания , сравнение строения и звучания инструментов. Просмотр видео с выступлением профессиональных музыкантов . Понятие «эстрадный оркестр»
Практика. Обучение приемам игры ( «тремоло», ритмический удар : ладонь , колено, плечо) на бубне, тамбурине с музыкальным сопровождением ( «Тик-так» В. Бухвостов.) по ритмическим схемам.
Сказка- шумелка «Страшный Пых»
МДИ «Танец с бубном»
Тема 3.3. « Волшебник Треугольник»
Теория . История создания , сравнение музыкального инструмента. Просмотр видео с выступлением профессиональных музыкантов, слушание «Танец Феи Драже» ( П.Чайковский «Щелкунчик») . Понятие «симфонический оркестр». «гвоздь» «петелька»
Практика. Обучение приемам игры на треугольнике с музыкальным сопровождением ( « Киска» Г.Куриной.) по ритмическим схемам.
Сказка- шумелка «Зима в лесу»
МДИ «Музыкальная беседа»
Тема 3.4. « Треугольник+ тамбурин»
Теория. Анализ , сравнение строения двух инструментов , определение и сравнение звучания по тембру. Закрепление понятия «ансабль,оркестр, дирижер, музыканты
МДИ « Угадай , на чем играю»
Практика. Обучение игры в оркестре подгруппами по ритмическим партитурам с музыкальным сопровождением(«Вальс» В.Леви)
МДИ « Дирижер»
Сказка-шумелка «Лиса и рыбка»
Контроль.
Выступление обучающихся на Новогоднем празднике, концерте «8 Марта», участие в городском фестивале «Звездочки Магнитки»
Раздел 4. «Ударные звуковысотные инструменты»
Тема 4.1. «Диатонические колокольчики»
Теория . История создания , строение музыкального инструмента. Виды колокольчиков. Просмотр видео с выступлением профессиональных музыкантов, слушание звучания колоколов, валдайских , диатонических и хрустальных колокольчиков, сравнить звучание ( понятия- динамика , элементы нотной грамоты, ноты, язычок, юбочка, ручка)
Практика. Обучение приемам игры на диатонических колокольчиках с музыкальным сопровождением ( « Веселый колокольчик» В. Кикта.) по ритмическим схемам, нотам ( ми, до)
Сказка- шумелка «Пришла Весна»»
МДИ «Пока музыка звучит»
Тема 4.2. «Колокольчики и ложки, повеселимся немножко»
Теория . Анализ , сравнение строения двух инструментов , определение и сравнение звучания по тембру. Закрепление понятия «оркестр, дирижер, музыканты»
МДИ «Угадай , на чем играю» «Тихо-громко»
Практика. Обучение приемам игры на спаренных ложках ( потолочек, коленце, тремоло ) , совместной игры в оркестре подгруппами по нотным партитурам с музыкальным сопровождением («Калинка» р.н.м.)
МДИ «Игра в кругу»
Сказка-шумелка « Три поросенка»
Тема 4.3. «Металлофон ( глокеншпиль)»
Теория . История создания , строение музыкального инструмента. Виды металлофонов. Просмотр видео с выступлением музыкантов, слушание звучания профессионального металлофона, ( молоточек, регистры)
Практика. Изучение нотной грамоты , обучение приемам игры на металлофоне с музыкальным сопровождением ( « Гамма До мажор»)
Сказка- шумелка «Три медведя»»
МДИ «Эхо» «Прослушай –повтори»
Тема 4.4 « Металлофон+ треугольник»
Теория . Анализ , сравнение строения двух инструментов , определение и сравнение звучания по тембру. Закрепление понятий «оркестр, ансамбль, дирижер, музыканты»
Практика. Обучение приему игры на металлофоне «глиссандо» «туше»
Игра в оркестре с музыкальным сопровождением по ритмичесикм схемам и нотным партиям с музыкальным сопровождением ( «Мишка с куклой пляшут полечку» М.Качурбиной)
Сказка- шумелка «Глупая лисичка»
МДИ «Цирковые собачки»
Тема 4.5. В нашем оркестре всего понемногу
( ксилофон, маракас, треугольник, ложки)
Теория. Анализ, сравнение строения, тембра звучания музыкальных инструментов, соотнести к каким видам оркестра они относятся. Понятие «тутти», «соло»
МДИ « Вот оркестр зазвучал, какой к себе инструмент позвал ?»
Практика. Закрепление приемов игры на муз инструментах ( глиссандо, тремоло, туше, лошадка, потолочек, часики). Совместная игра в оркестре с музыкальным сопровождением ( «Песня старого извозчика» Н.Богословского)
Сказка –шумелка «День рождения гнома»
МДИ «Оркестр»
Итоговый контроль .
Отчетный концерт для родителей , воспитанников , сотрудников ДОУ.
Учебно-тематический план
Таблица 2-Учебно-тематический план
№ | Наименование | Всего часов | В том числе | Формы аттестации/ контроля | |
теория | практ | ||||
1 | Раздел 1. «В гости к музыке» | 2 | 1 | 1 | МДИ «Угадай, кто в музыкальном домике живет» |
11.1 | Введение | 1 | 1 | 0 | |
11.2. | Знакомство с элементами нотной грамоты, правилами обращения с инструментами, правилами поведения, соблюдения техники безопасности в музыкальном зале | 1 | 0 | 1 | |
2 | Раздел 2. «Ударные стучащие инструменты» | 12 | 2 | 10 | открытое занятие |
22.1 | Ложки расписные, музыкальные, резные. "Из-под дуба" р.н.м. | 6 | 1 | 5 | Педагогическое наблюдение |
22.2 | "Маракасы, кастаньеты- веселей на свете нету" «Ча-ча-ча» | 5 | 1 | 4 | творческое задание |
22.3 | Открытое занятие для сотрудников ДОУ, родителей. | 1 | 0 | 1 | 1 |
3 | Раздел 3. «Ударно-звенящие инструменты» | 22 | 4 | 18 | мини-концерт/ участие в фестивале |
33.1. | "Румба,Бубенцы- два веселых брата удальцы". «Лошадка» ч.н.м. | 6 | 1 | 5 | творческое задание |
33.2. | "Бубен.Тамбурин". «Тик-так» В.Бухвостов | 6 | 1 | 5 | МДИ |
33.3 | "Волшебник Треугольник" «Киска» Г.Куриной | 4 | 1 | 3 | «Играем сказку звуками» |
3.4. | "Треугольник +тамбурин" « Маленький вальс». В.Леви | 5 | 1 | 4 | Педагогическое наблюдение |
33.5 | Мини-концерт для родителей на заседании клуба «Музыкальная гостиная"/участие в фестивале «Звездочки Магнитки»/выступление на Новогоднем празднике,/ концерте 8 марта | 1 | 0 | 1 | 1 |
4. | Раздел 4. «Ударные звуковысотные инструменты»» | 28 | 5 | 23 | отчетный концерт |
44.1. | Диатонические колокольчики. «Веселый колокольчик» В.Кикта | 5 | 1 | 4 | Педагогическое наблюдение |
44.2 | "Колокольчики ,ложки- повеселимся немножко" «Калинка» р.н.м. | 6 | 1 | 5 | МДИ |
34.3. | "Металлофон. Глокеншпиль". «Гамма До мажор» | 6 | 1 | 5 | Педагогическое наблюдение |
4.4 | «Металлофон ,треугольник» «Мишка с куклой пляшут полечку» М.Качурбиной | 5 | 1 | 4 | творческое задание |
44.5 | "В нашем оркестре всего понемножку" «Песня старого извозчика» Н.Богословского | 5 | 1 | 4 | Педагогическое наблюдение |
44.6 | Итоговая аттестация Отчетный концерт для родителей, воспитанников , сотрудников ДОУ | 1 | 0 | 1 | 1 |
ИТОГО | 64 | 12 | 52 | 3 |
1.4. Планируемые результаты освоения программы
1.В результате обучения по АДОП «Веселый оркестр» обучающиеся
Будут знать:
-основные направления музыкального искусства, музыкальные жанры различать вокальную, инструментальную музыку
-средства музыкальной выразительности
-основы элементарной музыкальной грамоты
- строение музыкальных инструментов, различать виды музыкальных оркестров
Будут уметь:
-овладеют техникой игры на детских музыкальных инструментах
-играть инструментальные композиции с музыкальным сопровождением соло, в ансамбле, в оркестре
-различать звучание музыкальных инструментов на слух
-определять средства музыкальной выразительности
- воспроизводить ( читать с листа ) ритмические схемы
- создавать музыкальные характеристики героям сказок- шумелок
2. У обучающихся будут развиты:
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в совместной игре в оркестре, при создании совместной музыкальной сказки
- музыкальная память; умение эмоционально откликаться на звучание инструментальной музыки, музыкальные способности, внимание , усидчивость, целеустремленность в освоении техники игры на ДМИ
- способности бесконфликтного общения, терпимость , толерантность, умение устанавливать дружеские отношения в коллективе между сверстниками
- навыки бережного отношения к ДМИ
- навыки публичного выступления,
-желание поделиться результатом совместного творчества с окружающими ( сотрудники, родители , друзья)
3. У детей будут сформированы:
- навыки сотрудничества как с педагогом , так и со сверстниками, построенные на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы, терпимости и толерантности
-умения безопасной игры на музыкальных инструментах , при обращении с атрибутами , оборудованием музыкального зала
-потребность в эмоционально-музыкальном общении ( желание слушать инструментальную музыку)
- основы общей, эстетической культуры, музыкальный вкус.
Будут воспитаны:
- нравственные качества: трудолюбие, дисциплина, выносливость, усидчивость, терпение, уважение к партнеру, детскому коллективу
-навыки общения, сотрудничества со взрослыми и сверстниками
-коммуникативные навыки: навыки бесконфликтного общения со сверстниками, взаимного уважения, умение договариваться, действовать в соответствии с едиными правилами
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Таблица 3- Календарный учебный график
Срок реализации программы | 1 учебный год с 01.10.2021по 31.05.2022 |
Количество занятий в год | 64 |
Недельная образовательная нагрузка (количество занятий кружка)/ Объем образовательной нагрузки | 2 занятия / 25 мин |
Каникулы | с 01.01.2022 по 07.01.2022 с 01.06.2022 по 31.08.2022 |
Выходные | Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные законодательством РФ |
Название программы | возраст | День недели | Время | Место проведения |
АДОП «Веселый оркестр» | 5-7 лет | вторник четверг | 17.00-17.25 17.35-18.00 | музыкальный зал |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение :
Реализация программы "Веселый оркестр" предусматривает наличие специального зала, оснащенного зеркалами, размещенного не выше третьего этажа здания, площадь которого составляет не менее 3 кв. м на одного обучающегося (в соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14 постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41), а также :
- качественное, ровное, нескользкое покрытие пола (ковролин, линолеум, специальное покрытие)
- музыкальный инструмент для педагога, концертмейстера
- аудио аппаратура для музыкального сопровождения игры на ДМИ
- проектор, экран , компьютер для демонстрации видеоматериалов
- музыкальные инструменты:
тамбурины, бубны
колокольчики, бубенцы
треугольники
металлофоны. ксилофоны( диатонические)
музыкальные тарелки
маракасы, кастаньеты, трещетки
ложки деревянные одинарные, спаренные
стульчики детские
столики ( подставки) для металлофонов
Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Учебно-методическая литература:
Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007
Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 1989
Буренина А.И. Коммуникативные игры для детей./Музыкальная палитра. СПб, 2010 г
Железнова Е.И. «Музыкальные игры с мамой»
Железнова Е.И. «Сказки-шумелки»
Каплунова И.М. Этот удивительный ритм. Наглядное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей .-СПб.: Композитор ,2016.-88с
Каплунова И.М. Этот удивительный ритм. Методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей .-СПб.: Композитор ,2017.-80с
Каплунова И.М. Ансамбль ложкарей. Методическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей .-СПб.: ООО Невская нота ,2017.-89с
Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 1.Методическое пособие с аудио, видео приложениями для музыкальных руководителей ДОУ.-СПб.: Композитор, 2013.-87с
Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 2. Методическое пособие с аудио, видео приложениями для музыкальных руководителей ДОУ.-СПб.: Композитор, 2013.-95с
Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Книга 2. Методическое пособие с аудио, видео приложениями для музыкальных руководителей ДОУ.-СПб.:ООО Невская нота, 2019.-88с
Картушина Т.Е. Конспекты логоритмических занятий с детьми.- ТЦ Сфера, Москва, 2005.-45 с
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990
Образцова Т.И. Музыкальные игры для детей. – М.: Этрол, ЛАДА, 2005
Тютюнникова Т.Э. Доноткино I и II часть. Учебное пособие. – М, Педагогическое общество России, 2005.
Тютюнникова Т.Э. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей; Вып 1
Игры со звуками. Учебно-методическое пособие. – СП: ЛОИРО, 2003 2..
- Сборники диагностических тестов
Анисимов В.А. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие .- М.: Владос, 2004.-128с
Радынова О.П. Диагностика музыкальных способностей дошкольников. Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ.- ТЦ Сфера, Москва 2007.-112с
- Подборка иллюстраций на темы "Музыкальные инструменты" "Музыкальные оркестры"
- Мультимедийные презентации, тематические видео- и аудиоматериалы
- Электронные образовательные интернет -ресурсы
Комплект дисков «Музыкальный калейдоскоп»
Комплект аудио- видео дисков «Музыкальные игры с пальчиками», «Топ- хлоп», "Наш оркестр" ( серия "Праздник каждый день")
Кадровое обеспечение реализация АДОП «Веселый оркестр» осуществляется дипломированным специалистом, имеющим соответствующее образование, квалификацию.
2.3. Формы аттестации
На начальном этапе реализации Программы каждый воспитанник проходит входной контроль, который проводится в виде игровых заданий (диагностические тесты В.Анисимова, О. Радыновой) с целью определения индивидуальных особенностей , музыкальных способностей ребенка , определения его личностных качеств, уровня подготовленности.
Текущий контроль – проводится в течение всего учебного года, возможен на каждом занятии, цель которого : определение степени усвоения учебного материала и готовности к восприятию нового материала. Это позволит педагогу выбрать наиболее эффективные методы , приемы и средства обучения.
Промежуточный контроль – рекомендуется проводить по окончании изучения тем каждого раздела . Цель : изучение динамики освоения программного содержания ребенком, его личностного развития, взаимоотношений со сверстниками, с педагогом.
Итоговый контроль – проводится по окончании изучения программы с целью определения изменения уровня развития качеств личности ребенка, его творческих способностей, определения результатов обучения.
Возможные формы демонстрации результатов реализации программы :
-открытое занятие для педагогов, родителей
-выступление на открытых мероприятиях ДОУ («Музыкальная гостиная», праздники, концерт , вечера досуга, музыкальное сопровождение / музыкальное оформление выступлений сверстников из театрального кружка )
- участие в городском творческом фестивале «Звездочки Магнитки»
-итоговый отчетный концерт для воспитанников, сотрудников, родителей.
Возможные формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анкетирование родителей , опрос удовлетворенности родителей успехами обучающихся, фото, аудио- и видеозаписи с письменного согласия родителей , аналитическая справка, карта оценки результатов тестирования, портфолио обучающихся и музыкального обьединения , отзыв, грамота, свидетельство или сертификат участника, победителя конкурса, фестиваля.
2.4.Оценочные материалы
С целью определения уровня подготовленности воспитанников, динамики уровня музыкального, психомоторного развития рекомендуется провести ряд диагностических тестов на начало и конец учебного года . Диагностику проводят в виде игровых тестовых заданий по методике О. П. Радыновой
Предлагаемый набор диагностических заданий может использоваться как индивидуально, так и в подгруппах по 4-5 человек. Тестовые задания рекомендуется проводить в игровой форме . При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему «музыкальную игру» своей заинтересованностью в его действиях. Атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, эмоционально и психологически комфортной для реципиентов, отношение тестирующего к ребёнку – исключительно доброжелательным.
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
октябрь /май
Таблица 4- Диагностика музыкальных способностей
№ | Ф.И. ребенка | Ладовое чувство | Муз.-слуховое представление | Чувство ритма | Всего | Общий уровень | ||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
17-21-высокий уровень, 10-16-средний уровень, 7-9- ниже среднего
Ладовое чувство
Начало года
Задание № 1: Послушать и различить две пьесы, разные по жанру (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие
внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость , правильный выбор карточки.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но карточки выбирает правильно.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание.
«3» - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.
«2» - слушает невнимательно, не может рассказать о содержании, но может определить характер.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.
Конец года
Задание № 1: Послушать пьесу «Веселый клоун» Д. Кабалевский, хлопком отметить смену частей в 2-х ч. произведении.
«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, может правильно выполнить задание.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, может определить окончание фразы с помощью педагога.
«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.
Задание № 2: С помощью дидактической игры «Медведь, заяц и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.
«3» - внимательно слушает муз. фрагменты, определяет регистр, правильно выполняет задание.
«2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может выполнить задание.
«1» - нет заинтересованности, не выполняет задание или выполняет неверно
Музыкально-слуховое представление
Начало года
Задание: Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением.
«3» - пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.
«2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 2: Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения.
«3» - пропевание всей фразы, с правильным выполнением задания.
«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку.
«3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.
«2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.
«1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание
Конец года
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. (по 3-4 человека).
«3» - поет песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле.
«2» - поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки.
«3» - пропевание всей фразы, с правильным выполнением задания.
«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.
«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.
Задание № 3: Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку.
«3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога.
«2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная.
«1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание.
Чувство ритма
Начало года
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок,
мелодии из 3-5 звуков. р.н. попевка «Мы идем»
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» -с заданием не справился
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты двух произведений.
- «Веселые ножки» р.н. мелодия,
- «Марш» Е. Тиличеевой,
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
«1» - мала двигательная реакция на музыку.
Конец года
Задание № 1: Воспроизвести простейший ритмический рисунок, на металлофоне, мелодии из 3-5 звуков.
«3» - точное выполнение ритмического рисунка.
«2» - не совсем точное.
«1» -с заданием не справился
Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.
Оценивается выполнение танцевальных движений (пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в паре)
«3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, выполнение всех заданных движений.
«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет
смены движений под музыку, не все движения выполнил правильно.
«1» - мало двигательная реакция на музыку.
Констатируя результаты диагностических заданий, особое внимание следует обратить на :
-готовность и желание обучающихся выполнять задание
- понимание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении
-степень сформированности ритмических навыков , умений
-творческий подход к выполнению диагностических заданий.
Результаты игровых диагностических заданий фиксируются в таблице, затем заполняется карта освоения программы.
Таблица 5- Карта определения уровня освоения программы
№ | Ф И воспитанника | Уровень усвоения программы |
1. | ||
2. | ||
3. |
2.5. Методическое обеспечение реализации программы
Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности является одним из основных условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, которое гарантирует возможность постоянного и устойчивого доступа обучающихся к любой информации, связанной с реализацией и планируемыми в ней результатами. ДОУ должно быть обеспечено специальным оборудованием, пособиями, в том числе электронными пособиями, учебно-методической литературой и материалами; педагоги должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР). На занятии необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта, а взаимоотношения с воспитанниками рекомендуется выстраивать в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.
Основные принципы реализации программы
В процессе реализации программы следует руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка
2. Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса
3. Принцип систематичности и взаимосвязи, постепенности подачи учебного материала
4. Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей. Все занятия должны проходить регулярно. Повышение возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме.
5.Вариативность. Варьируются интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, эмоциональное и психическое напряжение. Варьирование необходимо для поддержания интереса. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.
6. Наглядность. Слуховая наглядность, зрительная наглядность, тактильно-мышечная наглядность.
7. Доступность. Музыкальный инструментальный репертуар, методические приемы выбираются с учетом индивидуальных , психофизических и возрастных особенностей обучающихся.
8. Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка
9. Закрепления теоретических знаний в практической деятельности (в музыкальной игре, в музыкальном этюде, в сказках- шумелках, творческих заданиях..)
10. Осознанность. Каждый ребенок должен понимать смысл и механизм выполняемых действий ( что это? как это выполняется? для чего я это делаю?)
11. Создание ситуации «мотивации успеха»
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического, медицинского профилей и семей..
Педагогические технологии
Важным компонентом программы является создание условий для адаптации детей с ЗПР в группе сверстников, детско-взрослом сообществе, организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их музыкальных достижений..
Здоровьесберегающие технологии предполагают использование на занятиях элементов игрового массажа; коммуникативных, логоритмических игр; пальчиковых игр с музыкальным сопровождением, элементов сказко- и музыкотерапии (упражнения на релаксацию).
Игровые технологии придают учебной задаче конкретный смысл, мобилизует мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. В процессе игры у детей повышается мотивация в познавательной активности, в развитии творческих способностей. С помощью этой технологии педагог приобщает детей к музыкальной культуре, расширяет музыкальный кругозор, активизирует слуховое восприятие детей, формирует знание о средствах музыкальной выразительности , свойствах музыкального звука, знакомит с элементами музыкальной грамоты.
Синтез искусств, цель которых :формирование духовно-нравственного потенциала ребенка через музыкальное творчество и приобщение к ценностям музыкальной культуры; получение детьми представления о различных видах музыкального искусства. Данная технология отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять различные виды музыкальной деятельности, чередовать их, находить черты сходства и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ.
Театрально-игровая технология. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости и напряжения, формирования и развития фантазии, творческого воображения –это путь через музыкальную игру, сочинительство музыкальных сказок. Все это может дать театрализованная деятельность. Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является введение в занятия , праздники или развлечения элементов игр-драматизаций по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение занятий в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку.
Информационные компьютерные технологии. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить инструментальную деятельность детей. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом , с музыкальным сопровождением. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание, стимулируют познавательную активность, предоставляют возможность индивидуализации обучения.
Методы обучения.
Для достижения цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:
1.Словесный (беседа, рассказ, объяснение, художественное слово , пояснение, напоминание, указание)
2. Наглядный
- слуховая наглядность (звучание музыкального сопровождения, музыкального фрагмента, музыкальных инструментов)
- зрительная наглядность (иллюстрации, фото, видео, инструменты)
- тактильно-мышечная наглядность
3.Практический (обучающие многократные упражнения, самостоятельное игра)
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация успеха..
Структура занятия
Для качественного усвоения содержания АДОП «Веселый оркестр» рекомендуется следующее построение учебного занятия
Подготовительная часть : Музыкальное приветствие, настрой на занятие (взаимные приветствия детей и педагога); пальчиковая игра с музыкальным сопровождением ( разогреваем и "готовим" руки с освоению приемов игры на ДМИ) . Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная часть. Обучение приемам игры на музыкальных инструментах, воспроизведение ритмического рисунка "звучащими жестами" по ритмическим, нотным схемам. Задачами основной части являются: получение теоретических знаний , применение их на практике, отработка приемов игры посредством многократных упражнений, повторений, совместное исполнение инструментальной пьесы под музыкальное сопровождение в ансамбле , оркестре.
На данную часть занятия отводится 70% общего времени. Разучивание и освоение новых приемов происходит в начале основной части, затем следует перейти к отработке и закреплению пройденного материала .
Заключительная часть . Для поддержания интереса к занятию в этой части проводится музыкально -дидактическая игра на развитие музыкального слуха с использованием ИКТ или творческое задание «Расскажем сказку звуками». На эту часть отводится 15-20% общего времени. Завершается занятие кратким анализом, перечнем достигнутых на занятии успехов в самосовершенствовании каждого участника - что создает у детей чувство удовлетворения, желание вновь посетить занятие. В этой части также уместны упражнения на расслабление с элементами релаксации.
Рекомендуется постоянно менять местоположение детей в музыкальном зале при смене деятельности. Например , приветствие : в центре зала, в кругу; музыкальная пальчиковая игра – сидя на ковре; обучение игре на ДМИ : стоя в шеренге или врассыпную, контролируя себя , свои движения, глядя в зеркало или : стоя у музыкальных столиков ( игра на металлофоне ), сидя на стульчиках ( ложки) ; упражнение на релаксацию -лежа на гимнастических ковриках…
Взаимодействие с педагогами и родителями
Для успешной реализации поставленных задач предполагается тесное взаимодействие с педагогами- специалистам ДОУ, членами ППк , родителями, и ( или) законными представителями детей. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса музыкального развития детей, обуславливает его результативность. Работа с родителями, законными представителями предполагает: индивидуальные консультации, папки –передвижки , информационные стенды, семинары практикумы, мастер – классы, открытые занятия и анкетирование, индивидуальные консультации и беседы по вопросам музыкального развития детей. Ориентирование работы на интеграцию способствует более высоким результатам общего развития детей, более полному раскрытию возможностей и способностей, индивидуальных интересов, ценностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР.
3. ЛИТЕРАТУРА
3.1. Литература для педагога
Нормативные документы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций ( вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, сопутствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.»
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей ( Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467)
Основная литература
7. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. / Пособие для студентов высших учебных заведений.- М.Владос, 2004 – 127 с
8. Барышникова Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. – М.: Айрис Пресс, 2012. – 128 с.
9. Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать -M.: Владос, 2001.-144с.
10. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. / А. И. Буренина - С-Пб.: Питер, 2014. – 96 с.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2012. - 174 с.
12. Гвоздева Е.Б. Педагогическое обеспечение проблемы развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста / Е.Б. Гвоздева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – № 4. – С. 47-59.
- Дубравская Е.И. Ступеньки музыкального развития / Е.И. Дубравская. - Дошкольное воспитание. – 2010. - № 8. – С. 14-19.
14. Жак – Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства / Э. Жак – Далькроз // 6 лекций. – СПб: Питер, 2012. – 87 с.
- Каплунова И. Ах, карнавал!.. Праздники в детском саду / И. Каплунова, И. Новосельцева. – СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2017. – 76 с.
- Каплунова И.М. Топ-топ каблучок!.. Праздники в детском саду / И. Каплунова, И. Новосельцева. – СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2017. – 96 с.
- Каплунова И.М. Сударушка. Праздники в детском саду / И. Каплунова,. – СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2019. – 85с.
- Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 1.Методическое пособие с аудио, видео приложениями для музыкальных руководителей ДОУ.-СПб.: Композитор, 2013.-87с
- Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 2. Методическое пособие с аудио, видео приложениями для музыкальных руководителей ДОУ.-СПб.: Композитор, 2013.-95с
- Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Книга 2. Методическое пособие с аудио, видео приложениями для музыкальных руководителей ДОУ.-СПб.:ООО Невская нота, 2019.-88с
- Картушина Т.Е. Конспекты логоритмических занятий с детьми.- ТЦ Сфера, Москва, 2005.-45 с
- Киенко О.М. Чудесный мир музыки для дошкольников, Харьков, 2018.-139 с.
- Конорова Е.В. Методическое пособие по логоритмике / Е.В. Конорова. – М.: Просвещение, 2014. – 345 с.
- Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии: Фольклор – музыка – театр / Т.Ф. Коренева. – М.: Владос, 2014. – 147 с.
- Лифиц И.В. Ритмика / И.В. Лифиц. – М.: Академия, 2013. – С. 56 – 78.
- Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. -М. Издательский центр «Академия», 2012.-224 с.
27. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. / В.И. Петрушин. - М.: Гуманист. Изд. Центр Владос, 2014. – 384с.
28. Руднева С.Д. Ритмика. Музыкальное движение / С.Д. Руднева. – М.: Просвещение, 1972. – 234 с.
29. Светличная Л.В. Новая сказка о музыке / Л.В. Светличная - М.: ТЦ, Сфера, 2014. – 64 с.
30. Тарасова, К. Новые программы и методики / К. Тарасова // Музыкальный руководитель. – 2011. - № 1. – С. 26-29.
31 Усова, О.В. Развитие личности ребенка средствами ДМИ. / О.В. Усова. - Екатеринбург, 2011. – 113 с.
32. Франио Г. Методическое пособие по логоритмике / Г. Франио, И. Лифиц. – М.: Просвещение, 2010. -189 с.
Интернет-ресурсы
33. Архипова, И.А. Особенности методики занятий с дошкольниками / И.А. Архипова–: http://festival.1september.ru
34 Большой Энциклопедический словарь/ http://www.vedu.ru/bigencdic
35. Киенко О. Секреты Терпсихоры/ http://secret-terpsihor.com.ua , Танцевальная палитра / http://tanci-palitra.com.ua
36.Музыкальный фонарик. Сайт музыкального руководителя / https://vasar321.jimdofree.com
- Рассохина, В.Н. Александрова. Ритмика Далькроза в нашей стране / В.Н. Рассохина / http://festival.1september.ru
37. Семёнова, Е.И. Значение музыкально-ритмических движений для физического развития детей. Мастер-класс «Хочешь быть здоровым – танцуй!» / Е.И. Семёнова/ http://www.maam.ru
38. Справочник музыкального руководителя . / https://e.muz-ruk.ru/
39. Ушакова, С.А. Система музыкального воспитания Эмиля Жака-Далькроза / С.А. Ушакова /: http://festival.1september.ru.
3.2. Литература для родителей и детей
40. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника /Ярославль. Академия развития , 2005.-96 с .
41. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования слуха детей. / Костина Э.П. Ростов-на-Дону. Феникс.-2010.-112с.
42. Музыкальный фонарик : /https://vasar 321.jimdofree.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Веселый оркестр"
Вариативная рабочая программа для детей 5-7 лет...
Рабочая программа кружка " Веселый оркестр"
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...
рабочая программа "Давайте устроим оркестр"
Одним из любимых видов музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста является игра на детских музыкальных инструментах. Разработанная программа "Давайте устроим оркестр" - поп...
Рабочая программа "Веселый оркестр"
Рабочая программа дополнительного образования "Веселый оркестр"...
Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"
Рабочая программа (художественно-эстетическое направление) "Наш веселый оркестр"...
Рабочая программа кружка "Веселый оркестр"
Программа расчитана на детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа), группа с преобладающим количеством тедей с ОВЗ, сроком на один учебный год....
Дополнительная общеобразовательная программапо робототехнике «Маленькие инженеры» для детей 5-7 лет
Цель- формирование у старших дошкольников интереса к техническим видам творчества и развитие конструктивного мышления средствами робот...