Правило «4-К»: реализация в процессе организованной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Круглякова Анна Петровна

Аннотация: в статье представлены результаты исследования особенностей формирования функциональной грамотности у детей 6-7 лет с помощью дидактической игры. В ходе исследования автором проанализированы методические трудности педагогов в процессе формирования основ функциональной грамотности у дошкольников, определено направление деятельности, соответствующее возрастному и индивидуальному развитию старших дошкольников. Автор пришел к выводу, что в новом подходе к решению проблемы следует опираться на интеграцию имеющегося педагогического опыта и наглядно представить в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круглякова А. П.

Правило «4-К»: реализация в процессе организованной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье представлены результаты исследования особенностей формирования функциональной грамотности у детей 6-7 лет с помощью дидактической игры. В ходе исследования автором проанализированы методические трудности педагогов в процессе формирования основ функциональной грамотности у дошкольников, определено направление деятельности, соответствующее возрастному и индивидуальному развитию старших дошкольников. Автор пришел к выводу, что в новом подходе к решению проблемы следует опираться на интеграцию имеющегося педагогического опыта и наглядно представить  в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова: функциональная грамотность, правило «4-К» (критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация), лидер.

Цель исследования: выявление эффективных способов формирования функциональной грамотности у детей 6 – 7 лет.

Материал: полоски разного размера: для фундамента, этажей, крыши, стен; детские столы.

В условиях современной ситуации акценты сместились в сторону умения мыслить критически, способности к коммуникации, взаимодействию и творческого подхода к любому делу. В чем основная идея «4 –К»? Дети, овладев «навыками XXI века», смогут самостоятельно заниматься собственным образованием и развитием. Один из вопросов  в реализации ФГОС ДО – как воплотить его принципы в части  обогащения детского развития, индивидуализации дошкольного образования, содействия и сотрудничества детей и взрослых, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, возрастной адекватности дошкольного образования. В каком возрасте начинать реализацию правила «4-К»? Как взаимодействовать с родителями в этом направлении? Какими знаниями должен обладать педагог?

Деятельность должна быть в формировании «4-К»  валидной и надежной - то есть педагог должен использовать приемы, методы, технологии, которые дают именно тот результат, который ждет, и результат должен быть устойчивым, не пропадать по истечении времени. При этом на второй план уходит то, что уже умеет делать ребенок, становится важным его готовность к познанию нового, применение новых умений на практике.

Как мы видим, правило «4-К» категория социально – психологическая, такие качества, начиная с подросткового возраста, целенаправленно развиваются и формируются в тренингах личностного роста, деятельностных тренингах, технология которых не соответствует принципу ФГОС ДО о возрастной адекватности.

Таким образом, нами разработан следующий универсальный алгоритм реализации «4-К» во всех видах детской деятельности и во всех режимных моментах: сформированное умение – проблемная ситуация – коллективный поиск решений – выбор и реализация креативного решения – рефлексия – новый опыт деятельности.

Отвечая на вопрос о том, с какого возраста начинать формирование функциональной грамотности, мы обращаемся к ООП ДОО и рассматриваем возрастные и индивидуальные особенности. Таким образом, сделан вывод, что это возраст 5,5 – 7 лет.

Во взаимодействии с родителями представляем фото в группе, затем индивидуально беседуем с каждым по поводу достижений ребенка в этот день.

Итак, на примере игры из сюжета НОД по познавательно – исследовательской деятельности «Такие разные дома восьмиэтажные» в подготовительной группе мы представим внедрение этого алгоритма.

Предварительно с детьми вспоминаем правила взаимодействия в группе: 1.Активно участвовать. 2. Внимательно слушать друг друга. 3. Называть друг друга по имени. 4. Делиться своим опытом, но дать другим внести свой вклад. 5. Время – ценный ресурс.

Цель: мотивировать детей к реализации новых идей.

Задача игры:

Обучающая задача:

обучать детей анализировать постройку, новую ситуацию, навыкам 

конструктивного общения, навыкам сотрудничества.

Игровая задача:  

каждая команда строителей  выполняет постройку восьмиэтажного дома по предложенному шаблону, в котором заложены четкие условия постройки, оговорено ограниченное количество материала, должно быть равномерное расстояние между этажами.

Оборудование: большое количество полосок разного размера на отдельном столе.        

Правила игры, порядок действий, система оценивания: дети делятся на команды по 3 - 4 человека, каждая команда строит дом по предложенному шаблону, в котором заложены четкие условия постройки, оговорено ограниченное количество материала, должно быть равное расстояние между этажами (восьмиэтажный дом по предложенному шаблону). Значимость данного умения снижается, так как возникает следующая задача, которую дети решают коллективно в своих подгруппах. Воспитатель предлагает перетрансформировать пространство, сдвинув столы, и задает вопрос: «Что же получилось?», дети высказывают предположения и  приходят к выводу, что это улица. Подводя к проблемной ситуации, воспитатель задает следующий вопрос: «Посмотрите, чем похожи эти дома?». Дети отвечают, что все дома восьмиэтажные, одинаковые. Воспитатель задает следующий вопрос: «Чем отличаются дома?» Рассмотрев внимательнее, дети отвечают: «Только цветом материала». Воспитатель задает вопрос: «Скажите, интересно ли будет выглядеть улица, на которой все дома одинаковые?» Дети говорят, что когда улица новая, еще интересно, а потом станет скучно, и в таком случае нужно подумать над дизайном при постройке домов. Воспитатель соглашается и предлагает детям вернуться в свои подгруппы и говорит, что условие постройки восьми этажей сохраняется, но дети могут изменить форму, при этом количество материала не ограничено, они могут взять его столько, сколько потребуется, могут передвигаться по группе, соблюдая установленные правила. Дети приступают к следующему этапу: предполагают в подгруппах, какие решения могут быть, генерируют идеи, выбирают оптимальный вариант, задают вопросы друг другу, могут посмотреть, что происходит в других подгруппах, задают вопросы педагогу для координации действий подгруппы. Опять сравнивают с другими, изучая общую ситуацию, при этом открытость дает возможность возникновения конкуренции (воспитатель контролирует, чтобы не возникали конфликтные ситуации), напоминая правила. Сопоставляют свою постройку с другими, анализируют, предлагают вносить изменения, выбирают лучший вариант, совершенствуют постройку.

Далее столы сдвигаются, и каждая группа презентует свой вариант восьмиэтажного дома. Дети отвечают на вопросы педагога о том, что они научились делать? Что было сложным? Что удалось быстрее выполнить, на чем остановились дольше? Что привлекло больше внимания? Что понравилось или не понравилось? Постройка какой группы привлекла больше внимания, почему? Педагог поощряет детей похвалой, как в процессе каждого этапа, так и в процессе рефлексии. Педагог говорит, что в каждой команде выделяется тот, кто начинает принимать решения, больше делает выводов, задает вопросы сверстникам, педагогу. Объясняет, что такой человек называется лидером. Лидер выделяется в команде для того, чтобы результат стал лучше, был конкурентноспособным. Задает вопрос каждой команде, кто явился лидером сегодня? Дети называют. Педагог задает вопрос каждому лидеру: что было самым трудным? Результат показал, что ответы можно объединить в формулировки «Когда надо выбрать из множества вариантов», «Когда другие не предлагают ничего, а просто стоят и смотрят, а ты чувствуешь, что время уходит, надо принимать решение». Педагог подводит лидера наводящими вопросами к тому, чтобы он мог дать характеристику деятельности группы, например: «Как ты думаешь, экономно ли вы расходовали время на обсуждение нового варианта?»

Педагог ориентируется и на других детей, чтобы дать возможность к появлению лидерских качеств в процессе реализации алгоритма. Как это можно сделать в следующий раз?

  1. Изменить состав групп.
  2. Целенаправленно поставить задачу перед ребенком.

Многое зависит от индивидуальных качеств детей. Возможно, ребенок откажется от принятия роли лидера, но педагог своим предложением может задать мотивацию к будущей лидерской деятельности. Предложение об ответственности за принятые решения необходимо задавать неоднократно и завуалированно, если ребенок часто отказывается.

        Практика показала эффективность применения алгоритма «4-К». Предполагаем, что это не конечный вариант. Это гибкая модель, которая будет претерпевать изменения и дополняться.

Литература:

1. Кибальник, Т.П., Муштавинская, И.В., Обухова, М.Ю. Учебно-методический  комплекс  по формированию  функциональной  грамотности. [Текст] / Т.П.Кибальник, И.В.Муштавинская, М.Ю.Обухова. - СПб.: ГБОУ гимназия N 171, 2019. – 91с.

2. Панарина, Л.Ю., Сорокина, И.В., Смагина, О.А., Зайцева Е.А. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов. [Текст] / Л.Ю.Панарина, И.В.Сорокина, О.А.Смагина, Е.А.Зайцева. - Самара: СИПКРО, 2019. - 70с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Круглякова А.П., старший воспитатель, МБДОУ Азовский детский сад «Солнышко», с. Азово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим по теме "Огонь"

Это занятие уточняет знания детей о горючих свойствах материалов и о способах возникновения и тушения огня, способствует развитию опытно-эксперементальной деятельности...

«Ознакомление детей с универсальными подвижными играми и их активное внедрение в самостоятельную игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста».

 Игра – это естественный процесс развития ребёнка, где «НАДО», «ХОЧУ» и «МОГУ» совпадают, и мы должны восстановить этот баланс, это естественное желание ребёнка хотеть играть....

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Съедобные и несъедобные грибы».

Конспект  организованной   образовательной   деятельности   детей   старшего дошкольного   возраста  Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»....

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...

План реализации проекта через различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста.

План реализации проекта через различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста включает в себя:- Формирование здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребе...

Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру (срок реализации 2 года).

Моя методическая разработка по театрализованной деятельности, которую я реализую в старшей и подготовительной группе...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...