Организация игровой и самостоятельной деятельности детей в книжном уголке
опыты и эксперименты
Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека. Белинский В.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
globus.docx | 27.37 КБ |
organizatsiya_deyatelnosti_v_knizhnom_ugolke.pdf | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Организация игровой и самостоятельной деятельности детей
в книжном уголке.
Слайд 2
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В.Г.
Слайд 3
Что такое уголок книги?
Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.
Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.
В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные.
Уголок должен быть не парадным, а рабочим.
Слайд 4
Его цель:
* развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
*удовлетворение разнообразных литературных интересов детей;
*формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;
*создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
Слайд 5
Методы работы по приобщению детей к чтению книг отображены на слайде
В книжном уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.
Принцип организации уголка книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Поэтому нельзя определить точный срок пребывания в уголке каждой отдельной книги. Некоторые книги дети подолгу любят рассматривать, а к иным интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая это, убираем книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.
Слайд 6
Кроме книг, в книжном уголке в нашей группе находятся иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные альбомы для рассматривания. Это альбомы, составленные вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книжки - малышки сделанные своими руками (участие родителей).
С целью углубления литературных интересов детей проводится в книжном уголке тематические выставки книг, чтобы сделать особо значимой, актуальной ту или иную тему для дошколят.
Выставки в группе организовываю по следующим правилам:
- выбирается актуальная тема для детей (связана с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника, по темам недели и т.д.);
- проводится тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
- выставки непродолжительны по времени - 3-4 дня, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно снижаться.
Привлекательность и эстетичность материалов обязательна для воспитания в ребенке культуры читателя.
Проводились в группе выставка литературных произведений и иллюстраций об осени; сказок А. Пушкина (иллюстрации разных художников); выставка книг Л. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского и др.
Постоянное индивидуальное общение дошкольников в период их жизни в детском саду с литературными и изобразительными искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей.
Помогаем детям создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями.
Привлекаем детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждаем вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, тем самым формируем умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращать их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.
Ещё в книжном уголке в свободное время рассказываю детям о жизни писателей и их книгах, чтобы вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.
Слайд 7
Не имея иногда возможности ещё раз вернуться на занятиях к тому или иному прочитанному произведению, в свободные часы встречаемся с полюбившейся книгой.
Чтение с продолжением развивает у ребёнка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе.
Свободные часы – прекрасное время для чтения поэтических произведений. Далеко не всегда стихотворение можно запомнить наизусть, да ещё и научиться выразительно, читать в пределах одного занятия. В свободное время мы закрепляем в памяти детей выученные на занятии стихи. Работаем над выразительным чтением. Непринуждённая, атмосфера в уголке уединения помогает детям легче и спокойнее войти в мир поэзии. При этом работаю, как правило, с одним или несколькими детьми, помогая им преодолеть застенчивость и робость.
Свободное от занятий время организуем разнообразную художественную деятельность:
- инсценирование любимых книг;
- игры – драматизации, литературные игры;
- творческие ролевые игры на основе литературной темы;
- просмотр кукольного и теневого театра;
- мультфильмы, диафильмы, аудизаписи, виртуальные экскурсии.
- вечера загадок, квн и развлечения.
Раз в месяц проводим «книжкин день», т.е. приводим в порядок книжный уголок, «лечим» пострадавшие книжки (хоть и стараемся бережно относиться к книгам, «больные» все же появляются).
Хочется поделиться опытом по теме недели «Космос», которая прошла в нашей группе интересно, насыщенно..работа в книжном уголке «кипела». Дети получили очень нужную и интересную информацию.
Слайд 8
Была оформлена выставка книг, рисунков, поделок своими руками и совместно с родителями, много игр дидактических и интелектуальных. Проводили опыты, пазлы, конструирование, раскраски.С детьми мы путешествовали в космосе..посмотрели на нашу планету Земля сверху (виртуальная экскурсия). Побывали в музее космонавтики.Оформили фотозону.
Слайд 9
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Их успех связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одно из важных условий обновления- использование новых информационных технологий.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Выполняя условие обновления развивающей среды, нашим детским садом был приобретен интерактивный глобус.
А еще познакомились с новым приобретением в нашем детскому саду Интерактивный глобус для дошкольников.
Интерактивный глобус представляет собой полноценный игровой центр, который помогает ребенку в увлекательной форме получить первоначальные знания по географии и узнать множество интересной информации о нашей планете.
Ключевая особенность данного устройства- наличие обучающих программ в формате увлекательных и информативных рассказов, а также развивающих игр.
На глобус нанесены названия континентов, стран и островов, принадлежность той или иной территории к определенной стране, названия штатов, регионов, столиц и крупных населенных пунктов. На нем отмечены параллели, меридианы, тропики и полярные круги.
В работе с обучающим интерактивным глобусом у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, речь, а также мелкая моторика. Изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.
Слайд 10-11
Также проводится организация совместной деятельности детей и родителями: чтение книг дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, виртуальные экскурсии по библиотекам мира, где можно взять и почитать интересующую литературу и т.д.
В группе информирую родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей старшей возрастной группы. Информация представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения. В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и др.
Провожу индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, как использовать книгу для развития связной речи) и др.
Прививайте любовь и уважение к книге у детей, воспитывайте будущих книголюбов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для самостоятельной деятельности в музыкальном уголке
«Список игр для самостоятельной деятельности детей в музыкальном уголке». «Веселый бубен» - игра (старший возраст) Задачи: развитие тембрового слуха, внимания и чувства ритма...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
Консультация для воспитателей. "Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики".
Руководство самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики....
Из опыта работы «Взаимосвязь с родителями по приобщению детей к ЧХЛ в рамках деятельности в книжном уголке»
Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы с помощью родителей. Ведь по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса....
План тематической проверки "Организация деятельности в книжном уголке и библиотеке"
В плане тематической проверки отражены вопросы контроля с цель определения эффективности воспитательно-образовательной работы в МБДОУ по ознакомлению с художественной литературой воспитанников ра...
КОНСПЕКТ совместной деятельности в книжном уголке. Тема: «Иллюстрирование сказки «Колобок»
Материал направлен на формирование устойчивого интереса ребёнка к книге и проявление сотворчества детей и взрослых через творческую и познавательную деятельность....
Игровые формы и методы, используемые при организации режимных моментов. Самостоятельная деятельность детей в ДОУ
самостоятельная деятельность детей в ДОУ - это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представлен...