Многофункциональное дидактическое пособие Симфонический оркестр
учебно-методическое пособие
в пособии представлен макет симфонического оркестра, дидактические игры на развитие тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти
https://cloud.mail.ru/public/3u1T/czBWUMg4D - презентация Парад музыкальных инструментов
https://cloud.mail.ru/public/c3RV/oWkexTepm - презентация к пособию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_muzykalno_-_didakticheskoe_posobie_simfonicheskiy_orkestr.docx | 49.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Многофункциональное музыкально - дидактическое пособие
«Симфонический оркестр»
для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет)
номинация
«Дидактическое пособие»
Глотова
Алевтина Витальевна
музыкальный руководитель
высшая
квалификационная категория
г. Советский, 2020 г.
Введение
Каждый музыкальный инструмент – неповторимая индивидуальность. Они – живые существа, самоуверенные и робкие, нежные и суровые, шумные и застенчивые. Счастлив тот, кто, слушая музыку, сможет по-настоящему услышать её, кто откроет для себя этот удивительный и прекрасный мир музыкальных инструментов. Во многом этот мир может быть для людей добрым примером, а для кого-то - источником творческого вдохновения…
«На земном шаре трудно найти народ, у которого не было бы своей музыкальной культуры и своих музыкальных инструментов. Однако, не каждый из этих инструментов в равной мере известен всем народам. Происходит это потому, что музыкальные инструменты играют разную роль и имеют не одинаковое значение в мировой музыкальной культуре, сложившейся в результате длительного исторического развития национальных музыкальных культур.
Есть группа инструментов, которая широко и повсеместно используется в музыкальной культуре практически всех цивилизованных народов. Каждый цивилизованный человек, даже не получивший специального музыкального образования, несомненно знает, что представляют собой такие музыкальные инструменты, как скрипка, рояль или труба. Инструменты подобного рода принято называть классическими или профессиональными. Именно эти музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра - самого совершенного из всех видов оркестра.
Понятие «симфонический оркестр» сформировалось в эпоху классицизма в творчестве Йозефа Гайдна, он уравновесил количество инструментов, и правильно рассадил их. К концу 19 века состав оркестра доводится до внушительных, а иногда и до гигантских размеров. Так, 8-я симфония Г.Малера неслучайно называется «симфонией тысячи участников».
Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку? Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это … дирижер
Действительно любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения. Вот дирижер поднял дирижерскую палочку, напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он – включает музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы
все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
Оркестр - это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе
с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день
или одно выступление, а годами.
Описание музыкально – дидактического пособия
При создании данного пособия учитывались современные требования дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и личный опыт автора.
Пособие представляет собой макет симфонического оркестра с плоскостным изображением музыкальных инструментов, входящих в его состав. Музыкальные инструменты расположены по группам, в том порядке, как требует рассадка артистов оркестра. Перед «музыкантами» стоит дирижер. Основание макета оформлено в виде сцены.
Дидактическое пособие «Симфонический оркестр» в легкой, доступной форме знакомит детей с устройством симфонического оркестра и с музыкальными инструментами, входящими в него; пробуждает интерес к музыке, способствует развитию внимания, памяти, логике и связной речи ребенка.
Цель дидактического пособия:
Создать условия для знакомства и закрепления знаний воспитанников о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.
Задачи:
- Сформировать у детей музыкальный вкус, память, музыкальность в целом, эстетическое восприятие окружающего мира. Приобщить к музыкальной культуре, формировать потребность в восприятии музыки.
- Развить познавательные и творческие способности, мыслительную деятельность, слух, фантазию, эмоциональную сферу ребенка.
- Обогатить музыкальные впечатления детей, пополнить активный словарь. Расширить кругозор.
Пособие «Симфонический оркестр» используется в совместной с педагогом музыкальной деятельности на музыкальных занятиях, а также в индивидуальной работе с детьми.
Методические рекомендации
по использованию пособия «Симфонический оркестр»
Пособие «Симфонический оркестр» позволяет решать следующие дидактические задачи:
- Макет «Симфонический оркестр» - знакомит детей с музыкальными инструментами, входящими в состав оркестра, их расположением в оркестре.
Мультимедийная презентация: «Парад музыкальных инструментов» являющаяся приложением к пособию, позволяет наглядно демонстрировать музыкальные инструменты. При этом педагог рассказывает о каждом инструменте, с прослушиванием звучания данного музыкального инструмента. Знакомство с музыкальными инструментами проходит постепенно по группам – классификациям: струнно – смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные инструменты.
Целью презентации является развитие познавательного интереса, тембрового слуха, музыкальной памяти, расширение кругозора воспитанников.
Приложением к пособию являются музыкально – дидактические игры:
- Музыкально – дидактические игры «Ритмические схемы», «Ножки и ладошки» используются при ознакомлении с инструментами пособия и способствуют развитию чувства ритма.
Используя детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, колокольчики, тарелки, барабаны, скрипки), как элементы, входящие в состав симфонического оркестра, дети проигрывают ритмические схемы, как музыканты оркестра с музыкальным сопровождением.
- Музыкально – дидактическая игра «Знатоки музыки»
Цель: развитие музыкального восприятия, определение настроения и характера, закрепление программного музыкального репертуара, а также расширение представлений детей о различных эмоциях.
В процессе игры дети слушают музыкальные произведения различного характера, беседуют и дают характеристику каждому прослушанному отрывку, после чего находят соответствующую музыке картинку – эмоцию и показывают свой ответ, обосновывая его.
- Карточки «Музыкальные инструменты» на развитие музыкальной памяти и тембрового слуха. Дети слушают звучание музыкальных инструментов, отгадывают их, находят карточки с их изображением. Усложнение для старшего возраста: дети определяют звучание, название музыкальных инструментов, классифицируя их по группам.
- Дидактическая игра «Профессии музыкантов» на развитие речи дошкольников. Педагог показывает карточку с изображением музыкального инструмента, ребенок находит карточку с изображением музыканта и составляет небольшой рассказ о нем.
При последовательном ознакомлении с группами музыкальных инструментов: струнно – смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), духовые деревянные (кларнет, гобой, флейта, флейта-пикало, фагот), духовые медные (труба, валторна, тромбон, туба), ударные инструменты большой барабан, малый барабан, литавры, оркестровые колокола, ксилофон, треугольник, тамбурин, тарелки), используется аудиозапись в исполнении данной группы музыкальных инструментов, входящих в состав симфонического оркестра.
Играя и экспериментируя, дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии вверх-вниз, находить связь между музыкальными и речевыми образами, использовать музыкальные выразительные средства как основу для творчества. Благодаря пособию «Симфонический оркестр» развиваются творческие способности детей и речевые навыки, повышается интерес к музыке.
При использовании дидактического пособия большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
На занятиях обязательно обращаю внимание на осанку, проводятся:
- дыхательная гимнастика, которая положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- зрительная гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза; повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов; укрепляет мышцы век; снимает переутомление зрительного аппарата;
- музыкотерапия - слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, в свободной деятельности.
Ожидаемые результаты
Дети:
- проявляют интерес к прослушиванию классической музыки и к музыкальной культуре;
- знают историю происхождении музыкальных инструментов; знают к какой группе инструментов относится тот или иной инструмент, знают способы звукоизвлечения;
- различают на слух и дают название музыкальных инструментов, самостоятельно классифицируют их;
- различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрациям, по загадкам, умеют о них рассказывать;
- могут самостоятельно сделать оркестровку с помощью детских музыкальных инструментов;
- получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым, стремятся к такой деятельности.
- проявляется интерес к обучению в школе искусств
Педагоги:
- осуществляют оснащение музыкального уголка (накопительные папки с изображениями музыкальных инструментов, историей возникновения инструментов);
- в свободной деятельности загадывают загадки, читают стихи о музыкальных инструментах;
- музыкальные уголки пополнятся СD с записями симфонического оркестра и с записями отдельных музыкальных инструментов;
- будет создана видеотека с записями игры на музыкальных инструментах, мультфильмами по музыкальным произведениям, а также детскими музыкальными инструментами.
- Повысится компетентность педагогов в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкальное развитие»
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь…
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть.
Н.Огарёв «Звуки»
Приложение
История развития симфонического оркестра
«В Древней Греции глагол «орхео» означал «танцую», а «орхестрой» (orchestra) греки называли полукруглую площадку перед сценой, на которой, совершая ритмические движения, пел свою партию хор, участник каждой античной пьесы. Прошли века, погибла великая цивилизация, но слово это осталось жить. Через десятки веков так стали называть помещения в театре, где размещались музыканты, а позже – сам ансамбль музыкальных инструментов и исполнителей на них. В этих ансамблях участвовали самые различные инструменты»
«Симфонический оркестр наиболее совершенный и богатый по своим возможностям. Крупные симфонические оркестры насчитывают до ста музыкантов и более. Тембровые и динамические возможности в симфоническом оркестре велики и многообразны, поэтому он считается вершинным завоевателем музыкально-исполнительской культуры. Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие происходило долгое время в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в XV-XVII веках были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виола, флейты, тромбоны, гобои, арфы, малый и большой барабаны. Постепенно главенствующее место в симфоническом оркестре завоевали струнно-смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII века скрипки уже господствовали в симфоническом оркестре. Объединились в отдельную группу и духовые инструменты (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра в симфонический перешли трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин. Такой состав оркестра был характерен для Баха, Генделя, Вивальди.
С середины XVIII века в симфоническом оркестре начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль, а потом и вообще выходит из оркестра. Опора ложится на струнную и духовую группу. К концу XVIII века в творчестве австрийского композитора Ф. Й. Гайдна сложился классический состав симфонического оркестра: около 30 струнных, 2 трубы, 2-3 валторны, литавры. После к духовым присоединился кларнет. Для такого состава писали Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен. В XIX веке симфонический оркестр обогатился инструментами многих видов. В этом великая заслуга композиторов романтиков: Берлиоза, Листа, Вагнера. Значительно обогатили оркестровую палитру симфонического оркестра композиторы XIX века: Штраус, Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков, Шостакович»
«В наше время, пожалуй, трудно найти человека, который бы никогда не слышал звучание симфонического оркестра. За несколько веков музыкальная практика выработала несколько типов симфонического оркестра. Во-первых, концертный оркестр. Он располагается на возвышенной эстраде в зале, и мы, сидя на своих местах, видим и оркестр, и дирижёра. Во-вторых, оперный оркестр. Он предназначен для исполнения опер и балетов. Чтобы не закрывать артистов на сцене, этот оркестр рассаживают в специальном углублении – оркестровой яме. В наши дни есть ещё оркестры радио, телевидения, кино. Чаще всего они нам не видны, так как располагаются в особых студиях.
Большую роль в симфоническом оркестре играют: арфа, челеста, орган, фортепиано, саксофон. Симфонический оркестр непременный участник музыкальных спектаклей»
Современный симфонический оркестр состоит из четырёх групп музыкальных инструментов: струнно-смычковых, деревянно-духовых, медных духовых и ударных.
Слева в оркестре находятся скрипки, справа – альты и виолончели. За ними полукругом стоят музыканты, обнимая огромные контрабасы. Посередине расположились деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Далее – медные: трубы, валторны, тромбоны, большая туба. В левом углу устроились ударные: блестящие литавры, барабаны, тарелки. Среди постоянных членов большой оркестровой семьи нашли достойное место и нежные арфы, и хрипловатые саксофоны, и королевский рояль, и другие инструменты. А за оркестром возвышаются громадные, сверкающие трубы органа.
Парад музыкальных инструментов
Струнные смычковые инструменты.
«Однажды по улице итальянского города Кремона шёл волшебник. Из окна одного дома он услышал прекрасные звуки. Войдя в дом, волшебник увидел прекрасного юношу, который играл на только что изготовленной им скрипке.
– Подари мне эту скрипку, и я исполню любое твоё желание.
Юноша был молод, и ему хотелось жить вечно. Но волшебник поставил одно условие:
– Ты должен сделать ещё девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.
Шли годы. Мастер работал, делал скрипки, альты, виолончели, гитары. Когда их количество стало подходить к тысяче, он заболел. Тогда мастер собрал своих сыновей и учеников, рассказал им о пророчестве и добавил:
– Я считаю, что волшебник выполнил своё слово. Я сделал тысячу музыкальных инструментов, я отдал им свою душу, всю свою жизнь. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними буду жить и я.
Вы, конечно, поняли, что эта легенда о замечательном итальянском скрипичном мастере Антонио Страдивари. Он действительно изготовил около тысячи музыкальных инструментов, многие из которых живы и сейчас. В них поёт душа мастера»
Скрипка.
«Королева оркестра – скрипка – самый распространённый струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», - говорили о ней музыканты ещё в 17 веке.
Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами 16 – 18 веков – Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойдёнными.
Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос»
«Все члены этого семейства: скрипки, альты, виолончели, контрабасы – всегда стараются держаться вместе, делая всё сообща. Они любят оставаться в кругу семьи без посторонних. Фраза, начатая скрипками, тут же подхватывается альтами, на краткое восклицание виолончелей и контрабасов снова отвечают скрипки. Скрипка обладает слабым голосом. Её часто заглушают более звучные собратья. Но скрипка существует уже около 500 лет и, оказалось, что она более других инструментов нужна людям. Её голос – весёлый, скорбный, страстный, таинственный – глубоко связан с человеком»
Альт.
«Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже назывался альтом. А потом это название перешло к одному из струнных инструментов. Может быть потому, что тембр его похож на контральто – мягкий, грудной, выразительный»
Альт тоже часто называют скрипкой, только побольше размером.
Виолончель.
«Виолончель уже никто не назовёт скрипкой, хотя они очень похожи. Эти инструменты строили уже первые скрипичные мастера: Бертолотти, Мадзини, Амати, Страдивари.
Виолончель не сразу заняла достойное место в музыке. Сначала ей поручали только сопровождение. Но со временем необыкновенные качества этого инструмента были по достоинству оценены. Для неё написано много замечательных произведений, в симфонических сочинениях ей часто поручают выразительные соло»
«Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего – баритон. Виолончели прекрасно удаются широкие напевные мелодии. В них ярче всего раскрываются богатые возможности инструмента, его красивый благородный тембр.
Если скрипку и альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Её ставят вертикально. Раньше, в прошлые века – на специальный стул, причём играли стоя. Потом приспособили металлический шпиль, который упирается в пол, и исполнитель играет сидя, поместив инструмент между колен»
Контрабас.
«Самый низкий по звучанию среди струнных смычковых инструментов, контрабас играет очень важную роль в симфоническом оркестре. Это своего рода музыкальный фундамент, на который опирается звучание всех остальных инструментов.
Как сольный инструмент контрабас выступает редко. На нём очень трудно добиться остроты и точности интонации, так как он слишком большой и громоздкий. Играть на нём приходится стоя или сидя на специальном очень высоком табурете, а для того, чтобы заставить вибрировать его струны, приходится приложить немалые усилия»
Деревянные духовые инструменты.
Духовыми называют музыкальные инструменты, в которых звук извлекается при помощи колебания воздуха в полой трубке. Одни из них изготавливают из дерева, другие – из металла. И форма инструментов, и материал, из которого их делают, играют большую роль: они определяют характер, окраску звучания, то есть тембр.
Кларнет. Гобой.
«Вот два деревянных духовых инструмента – кларнет и гобой. Внешне они даже похожи друг на друга: стройные фигурки, одетые в чёрные длинные сюртучки со множеством блестящих пуговок – клапанов. Кларнет немного длиннее гобоя, с головкой в виде небольшого бочонка. А у гобоя на макушке две тростинки. Они так и называются – «трость». Когда в неё дуешь – получается звук»
Кларнет может говорить на любые темы и отлично чувствует себя во всяком обществе. С любым инструментом – флейтой, гобоем, фаготом, арфой, даже тромбоном, он может стать добрым приятелем.
«Гобой – личность совсем другого толка. Он гораздо скромнее кларнета. Говорит гобой не часто, но голос его, с характерным, чуточку гнусавым тембром, не спутаешь ни с кем. Гобой может быть и насмешливым, и шутливым, но, пожалуй, он скорее грустен, нежели весел. Он любит природу, сельские наигрыши, задумчивые песни»
Незабываемый голос гобоя – потомка древних деревянных инструментов и русской свирели, от которой он произошёл, звучит с достоинством. Необычайно высок авторитет гобоя среди музыкальных инструментов – он даёт им тон для настройки всего оркестра.
Флейта.
Её рождение можно отнести, по крайней мере, к 9 веку до нашей эры. Флейта – один из старейших инструментов этого семейства.
«Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали её в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т.Бёмом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта»
Флейта может звучать как человеческий голос, очень напевно, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само её название не случайно происходит от слова flatus – дуновение.
«Везде флейта была неразлучна с человеком, связана с его образом жизни – она была инструментом в руках пастуха, охотника, воина. Флейта самый простой, естественный музыкальный инструмент – дудочка с просверленными в её теле дырочками.
У флейты есть родственница – флейта-пикколо, самый высокий деревянный духовой инструмент. Подобно людям, у которых внуки связаны нежной дружбой с дедушками, флейта-пикколо дружит с инструментом, обладающим самым низким голосом из всех деревянных духовых – фаготом. Вспомним их оригинальный Китайский танец из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»
Фагот.
«Появился фагот в начале 16 века, а с конца 17 века стал постоянным участником оркестров и духовых ансамблей. В современном виде он существует с начала 19 века».
Фагот – самый низкий по звучанию инструмент группы деревянных инструментов. Его предком считается басовая свирель – бомбарда.
Ствол фагота очень велик, поэтому играть на нём, как на флейте или кларнете, было бы невозможно. Мастера нашли оригинальный выход: трубку сложили пополам. К верхней части трубки прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивают на шею. Тембр фагота на протяжении диапазона меняется от мощного, грозного внизу до пронзительного и напряжённого вверху.
«Слово «фаготто» означает «связка», и на самом деле, этот деревянный духовой инструмент выглядит так, как будто кто-то связал два тонких поленца. Ты всегда узнаешь фагот по его низкому ворчливому звучанию». Голос у фагота очень характерный, услышав, его уже нельзя ни с кем спутать. Фагот умеет ценить товарищей: включаясь в игру с флейтой, гобоем, кларнетом, он никогда не нарушает её.
Медные духовые инструменты.
«Совсем иной характер и поведение у трубы, тромбона, тубы. Эти персоны громогласны, часто бывают бесцеремонны, мало слушают, что говорят другие, полагая, что все должны подлаживаться под их голос. Их не всегда любят за это, предпочитая более воспитанное общество струнных смычковых инструментов. Но в ответственные часы истории, в периоды войн, нашествий, победных празднеств, когда надо рассказать о героизме, борьбе, жестокости, благородстве, именно трубы, тромбоны, валторны способны сказать главном. Они объединяют вокруг себя всех музыкальных собратьев. И тогда все инструменты, как и люди, воодушевлённые одним порывом, отстаивают правое дело!»
«Они связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. У медных инструментов нет трости, как у деревянных, проходя сквозь которую воздух колеблется, издавая звук. У медных инструментов в качестве вибратора используются губы музыканта.
Группа медных духовых инструментов невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным сиянием металла, из которого сделаны эти причудливо изогнутые инструменты. Одни из них напоминают рог, другие – гигантскую золотую улитку. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих надобностей».
Труба.
Есть в Польше такая легенда. В древние времена на башне крепостной стены города Кракова стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали вихрь пыли. А через несколько мгновений сомнений уже не было: враги! Дозорный вскинул трубу, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей посыпались стрелы на башню. Одна из них вонзилась в грудь трубачу. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из рук…
Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова – древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке» (3; с.153.)
Труба – один из самых древних медных духовых инструментов. Ещё в Ветхом завете упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. Её изображения находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. Труба, как сигнальный инструмент используется многими народами. Она извещала опасность, поддерживала воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.
«В начале XVII века труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия. Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, труба научилась играть сложные и выразительные партии. Её яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, иногда и лирических эпизодах. В XVIII веке она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах»
Тромбон.
Тромбон (с итальянского - «большая труба»). «Возник тромбон в 15 веке из трубы: её сильно удлинили, сделали выдвигающуюся трубку-кулису. В зависимости от положения кулисы – более или менее выдвинутой – изменяется общая длина инструмента, изменяется длина колеблющегося внутри трубки столба воздуха, а следовательно и высота звука».
Тромбон занимает почётное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко пронизывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придаёт музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Он похож на оратора, который с трибуны произносит какую-то важную речь, полную пафоса. Но чаще всего три тромбона и туба, объединённые в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя рол аккомпанемента. В XIX веке инструмент был усовершенствован. В оперном оркестре тромбон с XVII века. В симфонический оркестр его ввёл Бетховен в XIX веке».
Валторна.
«Бывает, что два приятеля никак не могут дружить без постоянных ссор. Во всём они перечат друг другу. Но если в их компании появляется третий – все трое отлично ладят, споров, ссор, как ни бывало»
Среди музыкальных инструментов такую роль играет валторна. Благодаря душевной гибкости, умению быть суровой или мягкой, ладить с деревянными духовыми и струнными, валторна способна соединять в стройный ансамбль самые разные инструменты.
«Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор Жан Батист Люли впервые ввёл валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический»
«Её тембр мягкий, певучий, богатый красками, хорошо сливается с тембрами струнных и деревянных инструментов. У валторны богатые динамические возможности. В симфонический оркестр её ввёл Гайдн.
В оркестре валторна играет очень важную роль. Звук её мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Валторна, прежде всего оркестровый инструмент, но для неё существует и сольная литература».
Туба.
«Бывают люди – большие, медлительные, неуклюжие. Все с улыбкой смотрят на них. Однако в трудный час на этих людей можно положиться: они обладают силой, добротой, стойкостью и способны на подлинный героизм и благородство. Так и туба. Большая, неповоротливая, с низким голосом, туба несколько смешна, когда звучит одна. Но когда играет весь оркестр – все ищут опоры в тубе».
«Туба – самый низкий по звучанию медный духовой инструмент. Туба родилась в Германии в 1835 году. По конструкции напоминает огромную трубу. Для тубы партия пишется всегда в басовом ключе. В своей группе она выполняет функцию басовой опоры, служит фундаментом, как контрабас у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что туба неуклюжая и неподвижная. Действительно, играть на ней очень сложно. Необходим большой расход воздуха, поэтому иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у неё густой, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной. В симфонический и духовой оркестры туба вошла в начале XIX века»
Ударные инструменты.
По характеру, поведению ближе всех к группе медных духовых стоят ударные инструменты: литавры, барабаны, тарелки, треугольник, бубен и другие. Зная их шумный нрав, к ним относились с осторожностью. Чаще ударные, как озорники – бездельники, молча следили за развитием музыкальных событий. Их основная функция – ритмическая. Когда же в дело вступали трубы, валторны, тромбоны, туба, им на подмогу устремлялись и ударные, создавая звукошумовой фон, украшая музыку различными эффектам.
«Ударные гораздо старше всех инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что музыка началась с ритма, а не с мелодии.
Есть этому и подтверждение: при раскопках в селе Мезин под Черниговом были обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы, сделанные из челюстей, черепных и лопаточных костей животных. Были даже колотушки из бивней мамонта. Целый ансамбль из шести инструментов, возраст которых 20 000 лет. Конечно же просто ударить камнем о камень человек догадывался ещё раньше.
Название этой группы произошло от способа извлечения звука – удара по натянутой коже, металлической пластинке, деревянным брускам. Ударные инструменты различаются величиной, формой, материалом и характером звучания. Все ударные инструменты делятся на две группы. К первой относятся те инструменты, которые имеют настройку – литавры, колокольчики, колокола, ксилофон и другие. А звук барабана, например, содержит столько непорядочных частот, что мы не можем соотнести его ни с каким звуком фортепиано, не можем определить, настроен ли барабан на соль, ми, или си»
В группу ударных входит много разных инструментов. В наше время увеличивается их количество. Масса старинных народных инструментов хлынули из Африки, Азии, Латинской Америки, поражая всех своей яркостью, оригинальностью и самобытностью.
Литавры.
У многих народов издавна известны инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого затянуто кожей. Такие инструменты встречаются в Индии, в Африке, в Китае, у славянских народов. Именно от них произошли современные литавры, занимающие почётное место среди ударных инструментов симфонического оркестра.
Литавры появились в оркестре первыми из ударных, ещё в 17 веке. Это большие медные котлы, верх которых затянут кожей. С помощью винтов натяжение кожи можно изменить, и тогда звук становится выше или ниже.
«Корпус литавры бывает разного размера, а значит, и звук разной высоты. И если в оркестре три литавры, значит, уже три ноты. Но инструмент этот можно перестраивать и на несколько звуков. Тогда получается даже небольшой звукоряд».
«Звучность литавр может быть очень разнообразной: от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула»
Барабан.
«Барабан – один из самых распространённых ударных инструментов. Барабаны бывают большими и малыми. Они уже давно входят в состав симфонического и духового оркестров. Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, а на одной линейке, на которой обозначен только ритм. Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце.
Рассказывают, что африканские барабаны были когда-то средством связи, наподобие телеграфа. Звук барабана разносится далеко, это подмечено и использовано. Барабанщики-связисты жили друг от друга на расстоянии слышимости. Как только один из них начинал передавать закодированное сообщение, другой принимал его и передавал следующему. Так радостная или печальная весть распространялась на огромные расстояния. Со временем телеграф и телефон сделали ненужным такой вид связи, но и сейчас в некоторых африканских странах есть люди, знающие язык барабана»
Бубен.
«Один из ударных инструментов, пришедший в симфонический оркестр в 19 веке, бубен был известен ещё в странах Древнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам». Играют на бубне, потряхивая его или ударяя по коже и обручу.
Тарелки.
«Не правда ли, странное название для музыкального инструмента? И тем не менее тарелки – плоские металлические пластинки – один из самых распространённых ударных инструментов. В оркестре тарелки появились ещё в 17 веке, а известны были на много веков раньше. На тарелках играли ещё 4 тысячи лет тому назад в Древнем Египте.
В оркестре бывает обычно пара тарелок (поэтому, как и литавры, называются они во множественном числе). Звук извлекается ударом тарелок друг о друга, ударом по тарелке палочкой от барабана или литавр, ударом металлической метёлкой. Звук тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый разнообразный: от звонкого, пронзительного, до еле слышного шёпота. Иногда удары тарелок совпадают со звучанием большого барабана. Бывает, что одна из тарелок привинчивается к барабану, и играет на обоих инструментах один исполнитель».
Треугольник.
«По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута».
Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий, звонкий, нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики». Ритмичное позвякивание треугольника придаёт музыке ещё больший блеск, живость, задор.
«Спутники симфонического оркестра».
Орган.
Старинный орган, тот самый, для которого писал свои гениальные сочинения великий Бах, фигура огромная. Величественное звучание органа необычайно разнообразно. Он способен вызвать ощущение грандиозности готического собора и передать тончайшие душевные движения. Его могучий голос всегда поражает воображение слушателей.
Арфа.
Орган существует уже более 1000 лет. Но он не самый старший. Один из самых старинных инструментов это арфа. Она была известна ещё древним египтянам…Нежная, хрупкая арфа…
Трудно ей жить в нашем сложном, жестоком мире, где человек ведёт войны, уничтожает животных, губит природу…»
Рояль.
«Рояль. Это слово означает «королевский». И действительно, среди музыкальных инструментов ему нет равных по умению звучать так разнообразно. Он одновременно и многозвучно мощный и певуче нежный, он умеет звучать с виртуозным блеском, рассыпаясь феерическими пассажами, и петь самые певучие мелодии. Словом, настоящий инструмент – оркестр».
Заключение
Когда мы касаемся натянутой струны – возникает звук. Мы можем коснуться стола, двери – звук не появится. А в струне он уже есть, наше прикосновение лишь пробуждает его. То же происходит с человеком: музыка живёт в его душе. Надо лишь коснуться её, и она зазвучит. Так бывает, когда мы слышим игру на каком- нибудь инструменте, музыка пробуждает наши чувства: радость, печаль, тревогу, покой…
...Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой.
М.Ивенсен «Музыка»
Список использованных источников и литературы:
- Клёнов А. «Там, где музыка живёт» (2-е издание), Москва, «Педагогика», 1986.
- Кравчук Л.В. «Мир музыкальных инструментов», Москва, 2003.
- Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах», Москва, «Советский композитор», 1988.
- Учебное электронное издание «Мировая художественная культура».
- Фрид Г. «Биография музыкальных инструментов», «Пионерский музыкальный клуб», выпуск 24, Москва, «Музыка», 1991.
- Шорникова М. «Музыкальная литература. Музыка, её формы и жанры», Ростов на Дону, «Феникс», 2003.
Москва, 2003 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Симфонический оркестр"
Знакомство детей с инструментами входящими в состав симфонического оркестра...
Многофункциональное дидактическое пособие "Дидактическая юбка"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга М...
Дидактическая игра "Найди соответствие". Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5 - 7 лет.
Дидактическая задача: Через дидактическую игру «Найди соответствие», создать условия для закрепления представлений детей об окружающем, умение выражать свои мысли, делать выводы.Игро...
Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»
Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...
Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»
Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»...
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...
Методическое пособие для многофункционального дидактического пособия «Кукла Акварелька»
.https://vk.com/wall-212648534_542...