коррекционная работа
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сборник коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми. Данный комплекс занятий представляет собой целостную программу с четко выделенными целями и структурой построения занятий.
Предлагаемые игры и игровые задания направлены на развитие тех или иных психических функций, а также определения личностных качеств.
Формы работы с детьми - подгрупповые занятия (10-12 человек, в возрасте 6-7 лет) продолжительностью не более 30 минут, что соответствует возрастным, психологическим и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста.
Цикл занятий рассчитан на семь месяцев, если они проводятся один раз в неделю, или на три с половиной месяца - если два раза в неделю.
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1.Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
2. Развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения.
3. Формирование позитивной мотивации к обучению.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала;
- Наглядность обучения;
- Доступность;
- Проблемность;
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.Организационный этап
- Создание эмоционального настроя в группе;
- Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2.Мотивационный этап
- Выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме;
3.Практический этап
- Подача новой информации на основе имеющихся данных;
- Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
4. Рефлексивный этап
- Подведение итогов занятия
- Релаксация
Занятие №1
Цель: развитие саморефлексии, создание благополучной атмосферы занятия, развитие устойчивости и распределения внимания, развитие зрительной памяти детей.
1.Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»
Ход игры:
Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…»
2.Игра на внимание «Скрещенные руки»
Ход игры:
На колени соседа справа кладется правая рука, а на колени соседа с лева -левая. По команде игра начинается, поднятие и хлопок ладошкой по коленке по порядку сложенных рук. Получается «Волна хлопков». Скорость волны в течении игры должна увеличиваться.
3.Игра «Внимательные глазки»
Ход игры:
Два ребенка садятся спинами друг к другу и им задаются вопросы друг о друге касающиеся цвета, внешности мелких деталей одежды и др. Поочередно дети отвечают на вопросы друг о друге, не смотря друг на друга.
4. «Корректурная проба»
Ход игры:
Буквы вычеркивать либо подчеркивать; 2 или 1 букву на время.
5. Ритуал прощания «Волна радости»
Поочередное поднятие рук в кругу.
Занятие №2
Цель: развитие зрительной памяти, снятие психо - эмоционального напряжения, релаксация и развитие воображения.
1.Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
Дети по очереди высказывают пожелания друг другу комплементы и т.д.
2. Игра «Кто куда пересел»
Ход игры:
Дети садятся на стульчики в ряд. Выбирается водящий, который отворачивается, а в этот момент двое детей меняются местами. Водящий должен узнать что изменилось и кто пересел.
3.Игра «Горячая картошка»
Ход игры:
Дети по кругу как можно быстрее передают мяч из рук в руки.
4. Игра «Запомни по точкам»
5. Упражнение «Тихое озеро»
Описание упражнения:
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Закройте глаза и слушайте меня.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покидают нас в течении всего дня».
Занятие №3
Цель: развитие логического мышления, речи; развитие эмоционально- выразительных движений.
1 . Ритуал приветствия «Эстафета приветов»
Каждый передает друг другу маленький шарик с улыбкой. Обращение: «Передаю тебе (Катя) мой большой привет».
2. Игра «Закономерности»
Раздается готовый раздаточный материал, дети самостоятельно выполняют задание.
3. Игра «Изобрази явление»
Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» - выполняют плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» - выполняют мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» - смыкают руки в кольцо перед собой.
Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.
4. Ритуал прощания «Волна радости»
Поочередное поднятие рук в кругу.
Занятие №4
Цель: формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива; развитие мыслительных операций.
1.Ритуал приветствия «Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: « Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей «А теперь послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце» Стук- шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.
2.Игра «Обобщения»
Готовый раздаточный материал, дети все вместе выполняют задание.
3.«Узнай кто перед тобой»
Одному из детей завязывают глаза, а остальные дети замыкают вокруг него круг. По команде психолога круг начинает двигаться. Звучит сигнал «Стоп!» и круг останавливается. Тот у кого завязаны глаза на ощупь должен узнать человека, остановившегося напротив него. Важным условием является молчание тех кто находится в кругу.
4.Ритуал прощания. Речевка
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Занятие №5
Цель: развитие внимания и умения быстро реагировать на сигнал психолога, развитие зрительно-моторной координации, аналитико-синтетического мышления, релаксация, развитие воображения;
1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»
Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)
2.Игра «Четвертый лишний»
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках, психолог читает каждому ребенку 4 слова - нужно найти одно лишнее.
3.Упражнения «Графические изображения»
Развитие зрительно-моторной координации.
4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Занятие №6
Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, логического мышления, эмоционально-выразительных движений, воображения.
1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.
2.Игра «Подбери парную картинку» (2, 25)
Ход игры:
Нужно объединить карточки по функциональной составляющей.
Например: мотоцикл – колесо; кровать – подушка и т.д.
3.Задание «Выложи цифры так, как только что видел»
На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на 4 клетки, и поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры. На доске заранее приготовлен такой же квадрат, только большего размера. Дети наблюдают за тем, как психолог располагает три демонстрационные карточки с цифрами в трех клетках. Детям дается для запоминания 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.
4.Игра «Позы»
Психолог предлагает детям изобразить 4 позы. Например: пингвин, пожарный, певец, гном.
Дети двигаются под веселую музыку, при ее остановке дети должны принять соответствующую позу. Затем игра продолжается.
5.Упражнение «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Занятие №7
Цель: развитие логического мышления и речи, зрительно-моторной координации, слухового внимания, произвольности поведения, фантазии.
1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2.Игра «Скажи наоборот»
Ход игры:
Психолог бросает мяч ребенку, называя какое-нибудь слово, а он должен придумать слово с противоположным значением и бросить мяч обратно психологу. Ребенок не сумевший придумать слово с противоположным значением выбывает из игры или пропускает ход .
3.Игра «Слушай хлопки»
Оборудование: ( Магнитофон, веселая музыка)
Ход игры:
Дети начинают движение по кругу. На определенное количество хлопков дети выполняют определенные движения.
1 хлопок- присесть;
2 хлопка- махать руками;
3 хлопка- подуть изо всех сил;
4 хлопка- поднять руки.
4. Упражнения «Графические изображения»
Развитие зрительно-моторной координации.
5.Упражнение «Порхание бабочки»
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит что он - бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.
Занятие №8
Цель: развитие внимания и зрительной памяти, навыков счета, закрепление знания цифр, развитие логического мышления, математических представлений;
1.Ритуал приветствия «Назови имя»
Каждый по очереди повторяют сначала свое имя, следующий свое имя и имя соседа, следующий уже три имени и последний повторяет все имена.
2.Игра «Веселый счет»
Ход игры:
В состязании принимают участие два ребенка. По сигналу психолога они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие цифры карандашами. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.
3.Письменные задания на листах А4
4.Ритуал прощания. Речевка
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Занятие №9
Цель: развитие сенсорного восприятия, внимания, зрительной памяти, логического мышления и зрительно-моторной координации, предупреждение психоэмоционального напряжения у детей;
1.Игра на внимание «Скрещенные руки»
Ход игры:
На колени соседа справа кладется правая рука, а на колени соседа с лева - левая. По команде игра начинается, поднятие и хлопок ладошкой по коленке по порядку сложенных рук. Получается «Волна хлопков». Скорость волны в течении игры должна увеличиваться.
2.Игра «Поезд»
Ход игры:
В игре выбирается водящий- «паровозик», остальные дети – «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. «Паровозик» внимательно смотрит на «вагончики» и старается запомнить их расположение. Потом отворачивается, а психолог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?»
«Паровозик» отвечает, затем сам становится «вагончиком». Выбирается новый водящий. «Вагончики» меняются местами. Игра продолжается.
3. Письменные задания на листах А4
4. Ритуал прощания «Фейерверк»
Дети держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;
Занятие №10
Цель: развитие пространственно-временной ориентации (право-лево), зрительно- моторной координации, внимания, логики, расширение кругозора;
1.Ритуал приветствия. «Здравствуй рука!»
Дети здороваются стоя в кругу:
-правой ногой;
-левой ногой;
-правой рукой;
-левой рукой;
-правым локтем;
-левым локтем и т.д.
2.Игра «Профессии»
Ход игры:
Психолог произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны хлопнуть в ладоши.
Примерный список слов: Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар, брат, дедушка, бабушка, водитель, двоечник, садовник, парикмахер, зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребенок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр, пассажир, дирижер, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник, дрессировщик, самосвал, строитель, читатель;
3.Игра «Собери по образцу» (Цветные счетные палочки Кюизенера)
4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Занятие №11
Цель: развитие речи, пространственной ориентации, образного мышления (умение различать части предметов), зрительно-моторной координации, развитие воображения, релаксация;
1.Ритуал приветствия «Волшебный клубочек».
Дети по очереди высказывают пожелания друг другу комплементы и т.д.
2.Игра «В старом чулане»
Ход игры:
Психолог вместе с игроками произносит такой текст:
В старом чулане
У бабушки Ани
Куда я залез-
Много чудес…
Но все они «БЕЗ»
Далее психолог называет предмет, а игрок на которого он указывает, должен сказать, какой детали может не хватать у этого предмета.
Например:
Стол- без ножки, чайник -без носика, чемодан -без ручки, стул -без спинки, платье -без кармана, шкаф -без дверцы, сапоги –без подошвы, пианино -без клавиш, книга -без обложки, пальто -без рукавов, кастрюля -без крышки, велосипед -без педалей, компьютер -без мышки, пенал -без карандашей, картина -без рамы, телефон -без трубки, пылесос -без шланга, плеер- без наушников, самовар- без краника и т.д.
3.Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
(Письменное задание на листах А4 для каждого ребенка)
4. Упражнение «Отдых на море»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете как тело становится легким сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
Занятие №12
Цель: развитие целостности восприятия, сенсорики, слухового внимания, памяти и логического мышления, умение согласовывать слова;
1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»
Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)
2.Игра «Веселые маляры»
Ход игры:
Психолог произносит такой текст:
Нынче нам не до игры. Мы сегодня - маляры.
Мы покрасим, спору нет,
Все сейчас в зеленый цвет.
Цвет может быть выбран любой по желанию психолога. Далее он называет имена существительные, чередуя между собой существительные мужского, женского, среднего рода, а также существительные во множественном числе. Дети должны называть прилагательные, обозначающие цвет, согласовывая их с именами существительными. Например:
Троллейбус- зеленый
Дом-зеленый
Машина- зеленая
Пальто- зеленое
Шапка- зеленая
Варежки-зеленые
3.Письменные задания на листах А4
4. Упражнение «Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До Свидания!»
Занятие №13
Цель: развитие внимания, ассоциативного мышления, развитие речи, снятие психо - эмоционального напряжения.
1.Ритуал приветствия «Ладошки»
Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.
2.Игра «Ты цветок, а я пчела» (стр 54)
Ход игры:
Один из игроков придумывает себе любой образ и называет его. Например: «Я облако». Второй игрок тут же должен назваться предметом, который каким – то образом связан с облаком. Например: «Я небо». Следующая пара: «Я самолет», «А я пассажир» и т.д.
3.Письменные задания на листах А4
4.Упражнение «На лесной полянке»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваши щечки, лоб, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (поглаживают детей переходя от одного к другому) Лучики гладят… (имя ребенка) и т.д. Вам хорошо приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули».
Занятие №14
Цель: расширение объема памяти, развитие внимания, тонкой и зрительно-моторной координации.
1. Игра ритуал «Скажи что чувствуешь!»
Ход игры:
Дети перекидывают друг другу мяч и продолжают фразу: «Я сегодня радостный потому что…».
2.Игра «Какой буквы не стало»
Ход игры:
Психолог в произвольном порядке прикрепляет 8 карточек, на которых написаны знакомы детям буквы. Дается время для запоминания 10 секунд. Затем детям предлагается закрыть глаза. Одна карточка убирается. Ребята открывают глаза и определяют, какой буквы не стало.
3.Задание на выполнение штриховки (Письменные задания на листах А4)
4. Упражнение «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Занятие №15
Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса, развитие зрительно-моторной координации, зрительного анализа-синтеза, воображения.
1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.
2.Задание «Назови три предмета, белого, синего и красного цвета»
За выполненное задание ребенок получает фишку, у кого больше всего фишек тот и выигрывает
3.Игра «Головоломка»
Ход игры:
Каждый ребенок получает головоломку, с которой он должен справиться самостоятельно, либо с помощью психолога.
4.Упражнение «Необычная радуга»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий цвет – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение.
Зеленый- цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно- зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Занятие №16
Цель: стимуляция внимания, развитие умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений, развитие логического мышления, математических представлений ( счет).
1.Ритуал приветствия «Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
2.Игра «Будь внимателен»
Ход игры:
Психолог договаривается с детьми, что по команде «Зайчики» они будут прыгать, «Лошадки» - скакать, «Раки» - пятиться назад, «Птицы» - махать руками, «Аисты»- стоять на одной ноге. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда прозвучит команда дети начинают действовать так, как договорились перед игрой. Игра продолжатся.
3. Письменные задания на листах А4
4. Упражнение «Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До Свидания!»
Занятие №17
Цель: развитие внимания, логического мышление, речи, восприятия; развитие зрительно-моторной координации, воображения, релаксация.
1.Ритуал приветствия «Волна»
Передача сигнала хлопком рука об руку со словом «Привет»
2.Игра «Подбери предметы»
Ход игры:
Каждому ребенку предлагается большая карта, на которой изображены три вида различных материалов. Психолог показывает маленькую карточку с изображенным на ней предметом. Ребенок должен назвать этот предмет, подумать из какого материала он сделан, и выложить на соответствующую карту.
3.Упражнение на развитие зрительно-моторной координации
(Письменное задание на листах А4 для каждого ребенка)
4.Упражнение «Порхание бабочки»
Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит что он - бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза.
Занятие №18
Цель: развитие сенсорики, тонкой моторики, формирование элементарных математических представлений, формирование эмпатии и сплоченности детского коллектива.
1.Ритуал приветствия «Ладошки»
Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.
2.Игра «Узнай кто перед тобой»
Ход игры:
Одному из детей завязывают глаза, а остальные дети замыкают вокруг него круг. По команде психолога круг начинает двигаться. Звучит сигнал стоп и круг останавливается. Тот, у кого завязаны глаза на ощупь, должен узнать человека, остановившегося напротив него. Важным условием игры является молчание тех, кто стоит в кругу.
3. Письменные задания на листах А4
4. Ритуал прощания «Фейерверк»
Дети, держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;
Занятие №19
Цель: развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, связной речи, мыслительных операций (обобщение, сравнение, классификация), зрительно-моторной координации.
1 . Ритуал приветствия «Эстафета приветов»
Каждый передает друг другу маленький шарик с улыбкой. Обращение: «Передаю тебе (Катя) мой большой привет».
2.Игра «Четвертый лишний»
Ход игры:
Психолог предлагает детям найти на каждой карточке предмет, который не подходит к остальным, объяснить почему он лишний. Образец ответа: « Медведь лишний, потому что это- лесной зверь, а кошка, собака и корова- домашние животные».
3.Игра «Нарисуй и зачеркни»
Ход игры:
На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш.
Психолог предлагает детям:
А) нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру;
Б) нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть четвертую фигуру;
В) нарисовать один прямоугольник, два овала, три квадрата и зачеркнуть шестую фигуру.
4. Письменные задания на листах А4
5. Упражнение «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Занятие №20
Цель: развитие слухового внимания, способности к волевому управлению поведением, логического мышления, связной речи, воображения; релаксация.
1.Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»
Дети стоя в кругу здороваются различными частями тела (Коленками, ушками, пальчиками, ладошками, плечами и т.д.)
2.Игра «Слушай хлопки»
Ход игры:
Психолог договаривается с детьми, что на определенное количество хлопков они будут выполнять заданное движение. Эти движения могут придумывать сами дети, может предлагать взрослый. Например: один хлопок- присесть, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть изо всех сил, четыре хлопка – поднять руки. Затем включается музыка, дети движутся по кругу и танцуют. Когда музыка останавливается и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить заданное движение. Игра продолжается.
3. Письменные задания на листах А4
4.Упражнение «Путешествие в волшебный лес»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Занятие №21
Цель: развитие восприятия и памяти, активизация словарного запаса, развитие зрительно-моторной координации, зрительного анализа-синтеза, воображения.
1.Ритуал приветствия «Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: « Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей «А теперь послушаем вместе!» Вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, также ровно бьется его большое доброе сердце» Стук- шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.
2.Игра «Кто назовет больше предметов»
Ход игры:
Психолог предлагает детям ответить на вопросы: «Что бывает зеленым?», «Что бывает белым?», «Что бывает красным?». Игру рекомендуется проводить в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
3.Игра «Головоломка»
Ход игры:
Каждый ребенок получает головоломку, с которой он должен справиться самостоятельно, либо с помощью психолога.
4. Упражнение «Отдых на море»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: « Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете как тело становится легким сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
\
Занятие №22
Цель: развитие логического мышления, связной речи, развитие внимания и зрительно-моторной координации.
1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.
2. Игра «Логические цепочки»
Ход игры:
Психолог предлагает детям собрать цепочки из 4 карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинкам. Каждый ребенок собирает свою цепочку.
3. Письменные задания на листах А4
4. Ритуал прощания «Фейерверк»
Дети, держась за руки в кругу присаживаются, а затем резко выпрыгивают со словами «Ура», «Салют», «Здорово»;
Занятие №23
Цель: развитие произвольного внимания, слуховой памяти, воображения, зрительно-моторной координации. Релаксация.
1.Ритуал приветствия «Ладошки»
Дети должны поочередно хлопать в ладошки с увеличением темпа, кто не успевает хлопнуть выходит из игры.
2. Игра «Запиши буквы как запомнил»
Ход игры:
На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и карандаш. Психолог предлагает детям запомнить пять букв, которые он назовет, и записать их в нужной последовательности.
3. Письменные задания на листах А4
4. Упражнение «Необычная радуга»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.
Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.
Следующий цвет – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает нам настроение.
Зеленый- цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно- зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.
Откройте глаза. Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Занятие №24
Цель: развитие речи, внимания, логики, расширение кругозора, зрительно-моторной координации.
1.Ритуал приветствия «Клубочек пожеланий»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Психолог передает по кругу клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или произносит волшебное вежливое слово и т.д. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до психолога.
2.Игра «Закончи предложение»
Ход игры:
Психолог по очереди бросает детям стоящим в кругу мяч и говорит начало предложения. Ребенок должен закончить предложение и бросить мяч обратно психологу. Примерные варианты предложений:
У лисы длинный хвост, а у зайца…
Мы смотрим глазами, а слушаем…
Картошка- овощ, а яблоко-…
Птицы летают, а рыбы…
Кошки мяукают, а собаки…
Зимой холодно, а летом…
Днем светло, а ночью…
Апельсин сладкий, а лимон…
Слон большой, а мышка…
3.Игра «Собери по образцу» (Цветные счетные палочки Кюизенера)
4. Упражнение «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо постоять пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Занятие №25
Цель:развитие тонкой моторики, зрительно-моторной координации, внимания, наблюдательности, логического мышления, расширение кругозора.
1.Ритуал приветствия «Волна»
Передача сигнала хлопком рука об руку со словом «Привет»
2. Игра «Времена года»
Ход игры:
Психолог выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы связанные с этим временем года. Время от времени он произносит «неправильные» слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к выбранному времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.
Примерные слова для времен года:
Зима: снег, иней, вьюга, бабочки, снежинки, комары, Новый Год, елка, Дед Мороз, жара, пурга, снеговик, лед, подснежники, снегопад, варежки, радуга;
Лето: грибы, ягоды, цветы, дождик, пляж, жара, листопад, бабочки, пчелы, радуга, подснежники, солнце, загар, шуба, панамка, купальник, Снегурочка;
Весна: почки, листопад, подснежники, Новый Год, капель, сирень, скворечники, земляника, 8 Марта, скворцы;
Осень: урожай, листопад, панама, школа ландыши, дождь, 1 Сентября, снеговик, зонт, пальто, шорты, астры, одуванчики;
3. Письменные задания на листах А4
4 .Ритуал прощания. Речевка
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи
Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....
Программа коррекционной работы с ребёнком, включающая коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие психических процессов, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы
планирование на год...
Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.
Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...
Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы
Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...