Конспект
план-конспект урока (старшая группа)

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

Играй честно.

Не дразни, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Не ябедничай за спиной товарища.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь чистюлей, дети не любят и чистюль.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

И не выставляйся, ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты - мой любимый.

В добрый путь, маленький россиянин!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий по
          эмоционально-нравственному
                        воспитанию

Правила детского общежития

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

Играй честно.

Не дразни, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Не ябедничай за спиной товарища.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь чистюлей, дети не любят и чистюль.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

И не выставляйся, ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты - мой любимый.

В добрый путь, маленький россиянин!

«Как можно назвать человека по имени»

Варианты начала.

Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво - Сашка, Мишка. На них так было не приятно смотреть! В нашей группе я тоже слышу иногда, как вы грубо называете друг друга.

Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Как еще?

Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называет мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя. .. означает. .. но человека можно называть не только именем, а любимым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка, цыпленочек, лапушка. .. ) Может быть, кого-то из вас тоже называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Аленушка, Алена, Аленка, Леночка. .. (Спросить детей их варианты. ) Вы знаете, что имена дают, когда человек родится. Когда он маленький, его зовут очень ласково и нежно - Оленька, Олюшка (спросить детей, как еще), а когда человек подрастает, его зовут по-другому - Ольга.

А меня зовут: Светлана Евгеньевна. Почему меня так зовут? Как имя вашего папы? Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. Вот какие интересные имена у наших ребят.

А как вы обращаетесь друг к другу? Я знаю, что у вас есть прозвища. Мне хочется услышать, почему вы так называете друг друга?

Как вы называете Сашу? Как считает Саша, это хорошее или плохое прозвище? Как думают об этом дети?

Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по-другому их называют, как их будут называть, когда они станут взрослыми, как их называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

«Как можно пожалеть».

Можно ввести игровой персонаж.

Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?

Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будите жалеть одинаково?

Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.

Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.

Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

 «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»

Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение.

Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.

Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать?

Как вы думаете?

Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем.

«Ксюша, дай мне, пожалуйста, игрушку».

«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».

«Антон, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин. ..

Как вы думаете? Можно сказать так:

- Будьте добры.

- Будьте любезны.

- Если Вас не затруднит.

- Помогите мне, пожалуйста.

- Окажите мне услугу.

Проиграть варианты по ситуациям.

А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?

«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»

«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»

Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

«Как можно узнать настроение человека?»

У меня сегодня плохое настроение. А у вас?
Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

Почему бывает так грустно?

- Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

- А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

- Каким бывает лицо у такого человека?

- Как вы можете поднять настроение?

- Как можно спросить о причине плохого настроения?

- Если человеку просто хочется побыть одному?

- Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

- Как погода действует на настроение человека?

- Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

- Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему.

Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Снятие эмоционального дискомфорта.

Ритуал начала занятия «Волшебный клубочек».

       Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

Упражнение «Как меня зовут».

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»)

Пластический этюд «Солнышко».

- От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

Солнечные лучики

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Игра «Дотронься до. .. »

- Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите, друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает «Дотронься до. .. синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то сине и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Ритуал окончания занятия «Круг друзей»

Круг друзей

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель. Способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств.

Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Этюд «Скажи хорошее о друге»

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.

Ритуал окончания занятия «Речевка»

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель. Развивать добрые и теплые отношения между детьми.

Ход занятия.

Ритуал начала занятия «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

Беседа «Как можно пожалеть».

- Можно ввести игровой персонаж.

- Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.

- Как вас жалеет мама?

- Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

- Что можно сделать?

- Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?

- Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будите жалеть одинаково?

- Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.

- Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.

- Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

Этюды на выражение страдания печали:

 «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.

У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал».

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал. .. ».

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

Ритуал окончания занятия «Солнечные лучики» 

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

ЗАНЯТИЕ 4

Программные задачи:

Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.

Развивать представления о том, что такое дружба. Формировать доброжелательные отношения между детьми.

Расширять словарный запас для выражения дружеских чувств.

Предварительная работа: беседы, чтение художественных произведений, обыгрывание различных ситуаций из жизни, инсценирование, слушание грамзаписей, настольная игра «Я, хороший».

Словарная работа: друзья, дружок, ссориться, драться, жалость, вежливость, доброта, мириться, пожалуйста, спасибо.

Ход занятия

Ритуал начала занятия «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о вежливости, о поступках других людей, о взаимоотношениях.

Перед вами стоит необычное дерево, так как у него необыкновенные цветочки. На цветочках этого дерева написаны вопросы. Если правильно ответить на вопросы, то можно заработать фишку. Кто соберет больше фишек, тот считается победителем.

Вопросы

Саше нужно срочно обратиться к воспитательнице, а она в это время разговаривает. Что нужно сделать?

Илья столкнулся с ВероМашей в дверях. Что он должен сделать?

Маша принесла в группу новую куклу, а Кате хочется поиграть с Машиной куклой. Что должна сделать Оля?

Саша бежал, упал, поранил колено. Что сделают дети?

Девочки играют в интересную игру, к ним подошла Алена. Что скажут ей девочки?

Мальчики из кубиков построили дом, Милован играл рядом и задел его, дом сломался. Что должен сделать Милован?

Ты пришел в детский сад и принес конфеты. Что ты с ними сделаешь?

Можно ли назвать вежливым того, кто обижает маленьких?

Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному мальчику - 5, а другому 11 лет? (тот, кто вежливее)

Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы.

Предлагаю не зевать и немножко поиграть.

                     Игра: «Жмурки»

Надувала Кошка шар,

А Котенок ей мешал.

Подошел и лапкой - топ! (дружно топнули)

А у Кошки шарик - лоп! (дружно хлопнули в ладоши)

Лови жмурка! (дети разбежались)

Как только жмурка поймал кого – нибудь из ребят, дети обнимаются и меняются местами (пойманный становится жмуркой)

Игра – эстафета: «Добрые слова»

Дети делятся на две команды по очереди подбегают к воспитателю и говорят вежливое или доброе слово. Чья команда назовет больше добрых слов, та и выиграла.

Игра «Найди друга»

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....