Статья: "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста"
статья (младшая группа)
Что такое «Мелкая моторика»?
МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мелкой моторики детей раннего возраста | 823.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое «Мелкая моторика»?
МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь ребенка». От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями, как внимание, мышление, воображение, зрительная и двигательная память, речь.
Основные этапы развития моторных навыков руки
8-12 месяцев: ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;
10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами (толкает игрушечную машинку);
11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;
12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутую в бумагу предметы;
13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;
14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;
15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;
17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной;
17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;
18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу;
20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;
22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.
Методики развития
Чтобы развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.
Игры с мелкими предметами
Ребѐнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:
∙ мозаика;
∙ пазлы;
∙ конструктор.
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста могут опираться на:
∙ цветные палочки;
∙ скороговорки;
∙ стихи;
∙ пальчиковый алфавит;
∙ пальчиковый театр.
В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.
Массаж кистей и пальцев
Такой способ развития мелкой моторики предполагает несколько методик:
∙ профессиональный массаж у специалиста;
∙ самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями;
∙ предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
∙ пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку, фасоль) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку. Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.
Лепка
Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.
Рисование
Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:
∙ рисование по трафаретам;
∙ штриховка;
∙ рисование по фигурным линейкам;
∙ работа с занимательными прописями специально для дошкольников.
Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование.
Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста может быть успешным.
Автор:
Воспитатель раннего возраста
Благова Л.Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста
Материал для использования педагогами на занятиях, для игр дома с родителями...
Сенсорное развитие в мелкой моторики детей раннего возраста
Ребенок познает мир с помощью взрослого, манипулируя предметами. При этом взрослый показывает пример действия с предметом, а ребенок пытается выполнить те же действия самостоятельно, поэтому ведущую д...
Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...
"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста"
Учёные, изучавшие психику детей,подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на рвзвитие головного мозга....
Проект "Послушный карандаш" по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
"Значение мелкой моторики в речевом развитии младших дошкольников"....