Использование сенсорных модулей в работе по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
учебно-методический материал на тему

В данной работе говорится о важности сенсорного воспитания детей раннего возраста. Описываюся разнообразные сенсорные модули, способствующие развитию мелкой моторики руки ребенка. Таже раскрыта цель их использования. Материл полезен для воспитателей детских садов, групп кратковременного пребывания, а также родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сенсорных модулей в работе по развитию мелкой моторики детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста оптимально осуществляется в специально созданных условиях сенсорной комнаты.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов-модулей

Цель: Использование сенсорных модулей способствуют развитию мелкой моторики, а также улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, активизация мозговой деятельности.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста могут использоваться такие сенсорные модули как:

  • Мягкие надувные модули («Кресло Груша», «Островок отдыха», «Подушки с гранулами» и т.д.) - снимают напряжение мускулатуры пальцев рук, расслабляет, снимает мышечное напряжение;
  • Столик для рисования песком - служит для развития мелкой моторики, воображения, снятия стресса. Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов, улучшает зрительную и моторную координацию;
  • Пуговичное озеро - стимулирование тактильных ощущений, обогащение восприятия и воображения;
  • Дидактические игры («Шнуровка», «Палочки» и т.д.) – для совершенствования координации пальцев рук;
  • Волшебная коробочка – для улучшения тактильного восприятия, также способствует развитию межполушарного взаимодействия;
  • Набивные мешочки с различными наполнителями – развитие тонкой моторики руки и тактильное восприятие;
  • Шарики Су-Джоку – улучшает кровообращение, снимет мышечные зажимы.

О важности использования сенсорных модулей при развитии мелкой моторики руки детей говорит тот факт, что насколько ловко ребенок управляет своими пальчиками и ручками, зависит все его дальнейшее развитие — память, внимание, словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

Презентация "Использование дидактических игр в развитии мелкой моторики детей раннего возраста"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17665839","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17665840","...

Мастер- класс «Использование дидактических пособий для развития мелкой моторики детей раннего возраста»

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторикой пальцев рук....

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...

Консультация «Игры и упражнения для развития мелкой моторики детей раннего возраста, использование су-джок терапии.»

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДРАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДРАТНОГО ОБОРУДОВАНИЯАннотация: Автор обозначает значимостьразвития у детей мелкой моторики в перио...