Птичьи секреты
методическая разработка

Дьяконова Екатерина Анатольевна

Данная разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о птицах в процессе проведения тематической недели «До свидания, лето – Здравствуй, детский сад», «Животный мир», «Маленькие исследователи», «Встречаем птиц», «Мир природы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 План-конспект сюжетно-ролевой игры

«Птичьи секреты»

Автор-разработчик:

Дьяконова Екатерина Анатольевна,

воспитатель

МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»

         Современные дети мало общаются с природой, но уже с  раннего детства дети слышат названия птиц. Вспомнить потешки: «Сорока-белобока…», «Петушок, петушок-золотой гребешок…», «Гуси-гуси…», «Села птичка на окошко…» и др. С возрастом малыш выходит на прогулку и видит птиц вживую, кормит их вместе с мамой. Птицы - частые обитатели животного мира, с кем встречается ребенок в детском саду на прогулках, а сюжетно - ролевая игра отличный способ расширения кругозора детей, через которую дети узнают и закрепят много новой информации о птицах и их влиянии на нашу жизнь. И почему бы параллельно с изучением птиц не познакомить детей с интересной и малознакомой профессией «орнитолога», ведь без них мы бы так и не узнали о таком разнообразии птиц и их влиянием на нашу жизнь.

         Данная разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о птицах в процессе проведения тематической недели «До свидания, лето – Здравствуй, детский сад», «Животный мир», «Маленькие исследователи», «Встречаем птиц», «Мир природы».

Цель: создание условий, способствующих формированию у детей представления о профессиональной деятельности орнитолога.

Задачи:

- формировать умение реализовывать и развивать сюжет игры;

- познакомить детей с профессией орнитолога;

- пополнить словарь (орнитолог, пернатые, кольцевание, поход, карта, маршрут, красная книга, привал, западки);

- закреплять умение  обследовать  объект, уметь его описать и выделять  его признаки, фиксировать наблюдения в журнале, делать небольшие  выводы

- устанавливать причинно-следственные связи и умозаключения о питании птиц, способах их передвижения и защиты от врагов, опираясь на особенности строения их тела и окраски;

- поддерживать стремление  детей по-своему обустраивать  игру, самостоятельно  подбирать оборудование;

- воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, доброжелательные отношения  между  сверстниками, умение  считаться  с интересами  и мнением  товарищей по игре.

Результаты самостоятельной и совместной продуктивной деятельности

по наполнению игрового уголка

- игры:   «Подбери перья павлину», «Перелетные и зимующие птицы», шашки «Птицы», «Крестики-нолики» (птицы), «Найди пару»;

- дидактические пособия и оборудование: «Автоматическая кормушка для птиц» (лего-конструктор + простые механизмы), «Красная книга Челябинской области» (раздел «Птицы»), фотоальбом птиц Челябинска, макеты гнезда, кормушки, скворечника, костюмы птиц, карта маршрута, коллекция птиц и перьев, птицы, сделанные своими руками из разных материалов.

Прогнозируемый результат:

- умеют развивать сюжет игры, договариваться в ходе игры, развивать диалог;

- имеют представления о мире птиц и профессии «орнитолога»;
- знают, какую пользу или вред могут принести птицы;
- умеют рассуждать, наблюдать за птицами, бережно относятся к ним;

- пополнен уголок играми и пособиями.

Предварительная работа:

- беседы: «Птицы. Какие они?», «Что за птица?», «Красная книга Челябинской области» (раздел «Птицы»);

- наблюдения за птицами на прогулках и в экологической комнате (попугаи);

- экскурсия в краеведческий музей, в детскую библиотеку, на страусиную ферму,  прогулки по территории детского сада;

- дидактические игры: «У кого что есть?», «Найди различия и сходства», «Узнай птицу», лото «Птицы», «Закончи предложение», «Птичий базар», «Третий лишний», «Лесная кормушка»;

- подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка», «Птичка на дереве»;

- конструирование: оригами «Птицы», «Птичья кормушка» (поделки из бросового и природного материала);

- чтение художественной литературы:  В.Бианки «Кто чем поет?», «Плавунчик», «Синичкин календарь», «Лесные разведчики», Г.Скребицкий «Крылатые соседи»; загадки о птицах;

- рассматривание энциклопедий о птицах;

- инсценировка сказки В.Сутеева  «Что за птица»;

- флешмоб «Поможем птицам вместе!», посвященный Дню птиц (1 апреля)

- изготовление совместно с детьми и родителями атрибутов для игр, поделок птиц из природного и бросового материала, скворечников и кормушек.

игровые роли:

оборудование

игровые действия:

начальник экспедиции

Карта маршрута, халат

организует экспедицию, разрабатывает маршрут похода, указывает место на карте с отметкой пункта назначения, задает маршрут пути. Рассказывает об оборудовании, которое нужно взять с собой; контролирует работу всей группы; разрешает спорные вопросы; принимает окончательные решения. Проводит научное собрание по итогам экспедиции

орнитологи

клетки для птиц (западки), фотоаппарат, журналы для записей

складывают рюкзаки; идут намеченным маршрутом; садят птиц в клетки для исследования, собирают образцы перьев в специальные контейнеры, делают фотосъёмку среды обитания. Ведут наблюдение за птицами, изучают строение, определяют их вред или пользу для человека, составляют коллекцию, ведут записи и зарисовки птиц в журналах. Во время похода делают привал – отдыхают, принимают пищу.

врач

Халат, медицинская аптечка

оказывает первую медицинскую помощь по необходимости, следит за здоровьем участников экспедиции

повар

Котелок, предметы –заместители для оборудования костра, посуда (миска, ложки, кружки, половник)

организует питание участников экспедиции (устанавливает треногу, разводит костер, готовит пищу, собирает участников экспедиции у костра, раскладывает еду).

Линии развития сюжета:

1) организация экспедиции для исследования птиц;

2) обсуждение плана поиска по карте-схеме;

3) сбор оборудования для экспедиции;

4) прохождение маршрута;

5) исследование птиц, кольцевание, оказание помощи;

6) фотографирование, фото промежуточных исследований с зарисовками в журналах;

7) привал, прием пищи;

8) оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;

9) сбор коллекции птиц и перьев;

10) научное собрание, подведение итогов исследования (создание фотоальбома птиц нашего города и Красная книга «Птицы Челябинской области».

Сопутствующие сюжеты

«Выставка птиц»

Роли: любители птиц с клетками, посетители выставки

Атрибуты: муляжи птиц в клетках и без, аудиозапись со звуками (пением) разных птиц, детские фотоаппараты, таблички и подписи для обозначения видов птиц.

Игровые действия: любители птиц показывают и рассказывают посетителям выставки о своих птицах (где обитают, чем питаются, как за ними ухаживают)

«Интервью»

Роли: журналисты, орнитологи

Атрибуты: микрофоны, энциклопедии про птиц, ноутбук.

Игровые действия: журналисты - задают вопросы орнитологам о птицах, орнитологи отвечают на заданные вопросы, пользуясь энциклопедиями или ноутбуком.

«Птицеферма»

Роли: птицеводы, механизаторы, сортировщики, ветеринар, строители.

Атрибуты и оборудование: птицы и яйца изготовленные детьми из глины, пластилина или соленого теста; корм для птиц, ячейки для фасовки яиц, конструктор, бросовый материал.

Игровые действия: птицеводы ухаживают за курами, выращивают их, кормят, заботится о маленьких цыплятах, собирают яйца, лучшие яйца отправляют в инкубатор. Механизаторы подводят к поилкам воду, привозят корм для птиц несушек. Сортировщики сортируют яйца по сортам.  Ветеринар заботиться о том, чтобы куры были здоровы (осматривает кур, пишет рацион питания, выписывает витаминные добавки в корм). Строители строят птицеферму, инкубатор.

«Музей птиц»

Роли: экскурсовод, посетители музея.

Атрибуты: коллекция птиц, фотоаппараты, указка.  

Игровые действия: экскурсовод проводит экскурсию, посетители фотографируют, задают экскурсоводу вопросы.

«Птичья столовая»

Роли: повара, официанты, посетители-птицы.

Атрибуты: шапочки птиц, меню, посуда и т.п.  

Игровые действия: повар готовит блюда, официанты берут заказы и подают готовые блюда, посетители делают заказ, едят.

«Киностудия «Веселый воробей»

Роли: оператор, режиссер, артисты-птицы, декораторы, мастера по изготовлению игрушек.

Атрибуты: шапочки птиц или муляжи-игрушки птиц, декорации, камера и т.п.  

Игровые действия: оператор снимает сценки с птицами, режиссер придумывает сюжет фильма, артисты переодеваются и произносят диалоги или монологи по замыслу режиссера, декораторы готовят декорации, мастера изготавливают игрушки птиц.

«Ветеринарная клиника» или «Птичий медицинский пункт»

Роли: ветеринар (птичий доктор), медицинская сестра, посетители клиники с питомцами (птицы).

Атрибуты: халаты и шапочки для ветеринара и мед.сестры, мед.оборудование для врача, птицы в клетках или без них (костюмы или шапочки птиц)

Игровые действия: ветеринар (доктор) принимает и распрашивает пациентов, мед.сестра подает инструменты, ставит уколы, делает перевязки, заводит карточку, дает лекарства (витамины); посетители (птицы) клиники рассказывают о состоянии здоровья питомца (своего) ветеринару (доктору).

«Зоомагазин» или «Птичий базар»

Роли: продавец(ы), покупатели

Атрибуты: костюм продавца (фартук), птицы, корм, миски для корма, украшения, клетки, деньги, кошельки.

Игровые действия: продавец предлагает птиц, рассказывая о них, об уходе за ними; покупатели оплачивают покупки.  

Роль педагога: Воспитатель включается в свободную детскую деятельность и принимает позицию играющего партнёра, создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей, подсказывает проблемные игровые ситуации, которые создаются путем изменения предметно-игровой среды и активизирующего общения взрослого с детьми, передаёт доступные для детского понимания сведения, стимулирует проявления разнообразных творческих способностей детей и детскую деятельность, моделирует возможные результаты игры. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Тайны птичьего мира"

НОД "Тайны птичьего мира" I 1. Организационный момент. 2. Задание 1 «Дополни рассказ рисунками» 3. Логическая задачка. 4. Задание 2 «Зимующие птицы» 5. Беседа с детьми о перелетных птицах. 6. Д...

Игра занятие "На птичьем дворе"

Учить имитировать движения животных (цыплят),закреплять умения отбирать среди геометрических фигур заданную форму (овал),назвать цвет. Определять на слух шкмящие коробочки си соотносить их с нужной иг...

Птичья полянка.

Цели:- Расширять, активизировать словарь.- Обогащать словарь признаков и действий.- Формировать умение правильно употреблять формы творительного и дательного падежа существительных в единственно...

" Птичий двор"

Конспект занятия, направленный на активизацию и развитие творческого аоображения....

Наш веселый птичий двор

Интегрированное логоритмическое развлечение в подготовительной к школе группе...

,, Секреты птичьего мира.

Итоговое занятие по познавательному развитию (природный мир) в старшей группе с использованием элементов ТРИЗа...

Презентация «Секрет здоровых зубов» к плану ООД в средней группе на тему: «Секрет здоровых зубов»

Закреплять правила и навыки ухода за зубами; развивать внимание, укреплять память....