НОД "Тайны птичьего мира"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
НОД "Тайны птичьего мира"
I
1. Организационный момент.
2. Задание 1 «Дополни рассказ рисунками»
3. Логическая задачка.
4. Задание 2 «Зимующие птицы»
5. Беседа с детьми о перелетных птицах.
6. Дидактическая игра «Кто как поет?»
7. Инсценировка стихотворения «Спор в скворечнике».
II
-
Разминка для пальцев и гимнастика для глаз «Птичка»
-
Показ и объяснение изготовления фигуры «Воробей» (оригами)
-
Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Птички летают»
-
Итог занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_tayny_ptichego_mira.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
1 - Уточнить и расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах - почему называются зимующими, перелетными, чем питаются, где строят гнезда, как голос подают;
- классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
- учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию, узнавать их;
- упражнять в образовании сложных прилагательных; развивать у детей интерес к жизни птиц;
- обогатить словарь путем введения слов:
зимующие, перелетные, ухает, тинькает, воркует, свистит: развивать умение пересказывать стихотворный текст по ролям; учить логически мыслить;
2- Продолжать учить детей работать руками, следуя устным инструкциям; развивать мелкую моторику рук:
- закрепить приемы складывания фигуры «Воробей»
- упражнять в развитии дыхания и силы голоса;
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
конверт с карточками, на которых изображены птицы; рисунки к рассказам;
картинки с зимующими и перелетными птицами; грамзапись птичьих голосов;
на каждого ребенка лист с изображением зимующих и перелетных птиц;
бумага 8х8 коричневого цвета.
План занятия:
I
1. Организационный момент.
2. Задание 1 «Дополни рассказ рисунками»
3. Логическая задачка.
4. Задание 2 «Зимующие птицы»
5. Беседа с детьми о перелетных птицах.
6. Дидактическая игра «Кто как поет?»
7. Инсценировка стихотворения «Спор в скворечнике».
II
- Разминка для пальцев и гимнастика для глаз «Птичка»
- Показ и объяснение изготовления фигуры «Воробей»
- Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Птички летают»
- Итог занятия.
Ход занятия
- Организационный момент
«Кто - то бросил нам в окошко, посмотрите, письмецо
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко, Пролетая обронил?
Может, кот письмо, как мышку, На окошко заманил?
Как попал ты в группу нашу? Разберемся, ой, постой
На конверте адрес наш ведь, А обратный чей?
- А обратного адреса нет, наверное, забыли написать. Давайте вскроем конверт (достаю карточку с птицами) Так, кто - же прислал нам конверт? (Лесные птицы) Им хотелось бы узнать, как вы умеете о них рассказывать.
2. Задание 1: «Дополни рассказ рисунками»
Сейчас я вам буду рассказывать рассказ, а вы должны дополнить мой рассказ рисунками, которые лежат на столе (один ребенок выполняет, а остальные дети - внимательно слушайте и проверяйте, правильно ли он выполнил задание.)
а) Крепким клювом долбит (дятел) поврежденное (дерево) и достает вредных (насекомых). Намусорил под деревом, разбросал пустые (шишки). Гнездо строит в (дупле), у него длинный (клюв).
Правильно ли выполнено задание?
Артикуляционное упражнение для языка
Покажите, как дятел высовывает язык, чтобы достать насекомых «Иголочка»
б) Эта птица живет в ельнике (клест), утепляет гнездо (перьями), крестообразный (клюв), питается (семенами). Выводит зимой (птенцов).
Упражнения для языка.
Давайте покажем, как птенчики ждут пищу «Чашечка» и удержать по счету до 6,
Прилетел папа и принес семена
Упражнения для жеват. артик. мышц.
«Птенчики глотают пищу» (сглатывают слюну),
Упражнения для языка.
«Очень вкусная пища» (присосать широкий язык к небу, затем произнести «а»).
в) Красногрудый (снегирь) украшает (дерево). У него короткий толстый (клюв). Ест насекомых, а также (семена и ягоды), устраивает гнездо в (ельнике).
Упражнение для губ и щек
«Покажите клюв у снегиря» (Медленно всасывайте щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты, вытянуты вперед.)
(Дети, которые правильно выполнили задание, возьмите своих птиц и поселите их на дерево.)
Вопросы:
у дятла красная голова, значит он какой? (Дятел красноголовый)
у снегиря красная грудь, значит он какой? (Снегирь красногрудый). у клеста черный хвост, значит он какой? (Клест чернохвостый)
у воробья короткие лапы - он коротколапый.
у синицы желтая грудь - она желтогрудая.
у сороки белые бока - она белобокая.
у вороны длинный клюв - она длинноклювая.
3. Задание 2. Логическая задача.
А сейчас я вам загадаю задачу, чтобы ее решить надо очень внимательно слушать.
«Положили ребята в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, кусочки сала, насыпали пшеницу и горох. Прилетела стайка ма леньких сереньких птичек, сразу начали клевать крошки хлеба. К ним прилетели желтогрудые птицы - поклевать сала. Сели на кормушку трещетки.
Какие это были птицы? Как догадались ?
(Маленькие серенькие птички - это воробьи. Они прилетели поклевать крошки хлеба)
(Желтогрудые птицы - это синицы. Они прилетели поклевать кусочки сала.)
(Трещетки - это сороки. Они прилетели поклевать пшеницу и горох).
Поселите их.
Какие еще птицы могут прилететь на кормушку, кроме тех, которые у нас сидят на дереве?
(На кормушку могут прилететь вороны, голуби, кукушки, свиристели ... )
Посадите и этих птиц на наше дерево.
Как можно назвать всех этих птиц?
(Всех этих птиц можно назвать зимующими)
Почему? (Потому, что они зимуют у нас и не улетают в теплые края).
4. Задание 3. Зимующие птицы.
Вот мы с вами и вспомнили всех зимующих птиц, а сейчас соедините их изображения с рисунком того места, где они будут зимовать Назовите всех птиц, которые вы соединили с елочкой.
Если вы соединили этих птиц с елочкой, значит они зимующие или перелетные? (Зимующие).
Да, все эти птицы зимующие.
- Беседа с детьми о перелетных птицах.
А вот сегодня я проснулась от весеннего пения и перезвона птичьих голосов за окном. (Грамзапись).
Птицы весело и громко пели свои песни. На улицах появились птицы, которых не было зимой.
Откуда же прилетают к нам птицы? (Птицы прилетают к нам из теплых стран, с юга).
Почему птицы прилетают к нам? (Птицы прилетают к нам потому, что наступила весна, тает снег, становится тепло, появляются насекомые ... ) Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Этих птиц называют перелетными).
Я сейчас перелетных птиц звать буду. Закличка (пою)
Уж вы наши пташечки, щебетушечки
Прилетайте к нам,
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам.
Не слышат. Слаб мой голос, один он.
Ребята, помогите, птиц перелетных со мной позовите. Шире, шире хоровод,
Собирайся народ.
(Дети поют закличку)
Глядите а вот и они ....
Жаворонки - перелетушки, грач - летун, соловей - певун, Чижик - -пыжик, ласточка - свистунья, скворец - санитар. Покажите грача и расскажите о нем.
Расскажи, как можно догадаться, что это ласточка? Расскажите о скворце.
Перечислите всех остальных перелетных птиц, которые сидят на нашем чудо - дереве.
6. Кто как поет?
Ребята ,все люди мечтают когда-нибудь стать птицей и полететь, давайте и мы с вами полетаем и изобразим голоса птиц. Дети летают.
Я говорю :«ворона» Юля - кар - кар. Ворона что делает? (Каркает)
Сова - ух - ух (ухает)
Воробей - чик - чирик (чирикает)
Синица - тинь - тинь (тинькает)
Голубь - ур - ур (воркует)
Кукушка - ку- ку (кукует)
Ласточка - синь - синь ( свистит)
Снегирь - фью - фью
Щегол - пить - пить
- Инсценировка стихотворения «Спор в скворечнике» Л. Ладонщиков
Ребята, а помните, мы с вами учили стихотворение «спор в скворечнике», автор Л. Ладонщиков.
Давайте об это расскажем.
Вед. Этот случай был весною
С юга птицы прилетели
Таял снег
А воробья выгоняли из жилья.
Сквор. - Убирайся вон отсюда.
Вед. Просвистел ему скворец
Вороб.- Ни за что, моя квартира Я не временный жилец Я тут вьюги и метели Терпеливо перенес.
Сквор. - Не упрямься
Мне в наследство
Этот дом достался с детства
Вместе: «Вылетай! Вылетай!»
Воспит. - Не ссорьтесь, милые мои, Я друзьям сердечно рада Охраняйте вместе сад!
Соедините крылышки «Мы одна большая, добрая птица. Давайте, послушаем как она дышит. Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад
- Так не только дышит птица, так бьется ее большое, доброе сердце. Так давайте всегда будем добрыми, дружно жить и не ссориться. Воробушек, уступи, пожалуйста, домик скворцам, они снесут яички и будут долго вы сиживать их, чтобы вылупились птенцы. А мы сделаем тебе вот таких воробьев, у вас будет целое воробьиное семейство, вы будете летать в на шем волшебном саду.
11 ч. Конструирование (оригами)
Изготовление фигуры «Воробей»
1. Разминка для пальцев и гимнастика для глаз «Птичка»
Птичка крылышки сложила - руки сцеплены в замок
Птичка перышки намыла
Птичка клювом повела - Мизинцами водим по столу
Птичка зернышки поела - Стучим мизинцами по столу.
Птичка песенку запела - Мизинцем стучим по мизинцу
Птичка крылышки раскрыла
Полетела, полетела
Птичка вправо полетела - Палец вправо
Птичка влево полетела - Палец влево
К нам на нос она присела - Палец к носу
Посидела, посидела
И куда - то улетела - Отводим палец вперед на вытянутую руку.
1. Изготовление фигуры «Воробей», показ и объяснение.
- Упражнение на развитие дыхания и силы голоса.
Вот они наши симпатичные воробушки. Возьмите их и давайте поселим их в наш сад. А сейчас наши воробушки оживут и полетят. Чтобы птички далеко летели, надо дуть долго, сделайте глубокий вдох и плавный выдох (щеки на надувать)
И так они летают каждый день.
Итог занятия.
Заканчивая наше занятие, я хочу напомнить всем о чудесном весеннем празднике, который называется «Жаворонки»
Почему он так называется, как вы думаете?
(Потому, что в этот день ожидался прилет жаворонков).
По старинной традиции в этот день пекли из теста вестников весны.
Эти печенья раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку детям сели», тем самым благословляли детей, чтобы дети были здоровы и счастливы. Я дарю вам и нашим гостям этих птичек - невеличек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: "Тайны птичьего мира"
Познакомить детей с удивительными загадками и тайнами живой природы;- продолжать активизировать познавательные способности детей;-развивать у детей интерес к жизни ...
Проект "Тайны птичьего мира" в рамках городского творческого конкурса "Внедрение ИКТ в практику работы учителей-логопедов ДОУ"
Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам....
Сценарий образовательной деятельности с использованием ИКТ в рамках проекта "Тайны птичьего мира"
Закрепление и усвоение знаний детей по лексической теме «Птицы»....
Конспект НОД по теме: "Тайны птичьего мира"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для старшей группы....
«Тайны птичьего мира»
развитие у детей интереса к жизни птиц; продолжение знакомства с удивительными загадками и тайнами живой природы; активизация познавательных способностей детей...
Технологическая карта конспекта по окружающему миру "Тайна птичьего мира"
уточнять и расширять представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их среде обитания- развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику-расш...
,, Секреты птичьего мира.
Итоговое занятие по познавательному развитию (природный мир) в старшей группе с использованием элементов ТРИЗа...