Конспект занятия по экспериментальной деятельности подготовительная группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветер – движущийся воздух»
Ход организованной образовательной деятельности
Под песню «Я, ты, он, она, вместе целая страна» дети входят в группу.
Воспитатель.
Придумано кем-то и просто, и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Здравствуйте!», — скажем, мы солнцу и птицам
«Здравствуйте!», — милым улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе «Здравствуйте!» слышно и вечером!
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Показ презентации «Земля – наш общий дом».
Звучит муз «Рождение природы».
Воспитатель. Дети, мы живём на прекрасной планете – Земля. Как много на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и высокие горы, уходящие в небо, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. А жителей на ней не счесть! И каждый из них - маленькое чудо!
Дети читают стихотворение
Дети.
Есть на земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,
Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.
Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.
Землею – матушкой родной зовется этот дом!
Дети садятся на стулья
Воспитатель. Ребята, а что такое природа?
Дети.
Посмотри, наш юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе уплывает.
Поле, речка и трава,
Скалы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года – это всё вокруг природа.
Воспитатель. Дети, всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир живой природы и Мир неживой природы. Сейчас мы выслушаем сообщения юных ученых. Они расскажут нам о живой и неживой природе.
Игра «Живая и неживая природа»
1 ребёнок. Мир живой природы - это человек, растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.
2 ребёнок. Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.
Воспитатель. Правильно, живая и неживая природа тесны взаимосвязаны друг с другом. И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, солнца, питания. Сейчас об этом мы узнаем на примере роста растения.
Игра «Как растет растение»
Звучит песня «Звёздная страна» входят девочки – звёздочки, Маленький принц и танцуют танец.
Принц. Здравствуйте, ребята. Я – Маленький принц. Прилетел к вам с далёкой, маленькой планеты. Очень удивился, когда увидел, как прекрасна Земля, на которой вы живёте.
Принц. Ребята, я слышал, что есть на свете ветер. А что такое ветер?
Воспитатель. Маленький принц сейчас мы всё узнаем. Ребята, сегодня я предлагаю, вам отправится в путешествие в киножурнал «Хочу всё знать», где речь пойдёт о ветре. Но, для путешествия нам необходима особая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.
Звучит муз «Шум ветра».
Упражнение «ВЕТЕРОК»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, и подуть у-у)
Хочу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, выдох у-у)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, спокойный выдох через рот)
Ну, а сейчас затихну я пока.
Звучит муз «Весёлый ветер» дети садятся на коврик.
Показ презентации «Почему дует ветер».
Воспитатель. Дети, мы знаем, что ветер бывает разный. Какой бывает ветер?
Дети.
Южный ветер, бывает скромным и тихим,
Прохладным и добрым.
Северный ветер бывает холодным, колючим,
сильным, сердитым, могучим.
Всюду по белому свету летает,
Как хорошо, что он разным бывает!
Воспитатель. Сильные и опасные ветры называются как?
Дети. (Бури, ураганы, торнадо, смерч.)
Воспитатель.
Они угрожают людям во всём мире, так как появляются внезапно. Ветер, бывает таким сильным, что несёт разрушение: срывает крыши на домах, вырывает с корнем деревья и швыряет их на большие расстояния. Но учёные следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом они получают со спутников и передают людям.
Воспитатель. А какую пользу приносит ветер?
Дети. Ветер заставляет работать крылья мельницы. С помощью ветра люди получают свет. Ветер приносит на землю живительную влагу, переносит семена, пыльцу различных видов деревьев, растений.
Звучит музыка.
Игра «Детки с ветки»
Воспитатель. Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Дети. На дереве – маме долго висели,
Нас ветер примчался, и мы полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Но ветер подхватит, и мы улетим.
Нам крылышки наши летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадём,
Земля нас накормит, земля – это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастём мы зелёным ростком
И маме помашем зелёным листком.
Нам дерево – мама помашет в ответ.
Как стать нам большими, не дашь ли совет?
И дерево – мама, качаясь, шумит,
Советы давая, листвой шелестит.
Воспитатель. Ребята, так что же такое ветер?
Дети. Ветер – это движущийся воздух.
Воспитатель. А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу. Сегодня я предлагаю вам стать учёными – исследователями и отправиться в нашу лабораторию. Там мы будем проводить разные опыты и узнаем много интересного о воздухе.
Под песню «Где водятся волшебники» дети идут в лабораторию.
Практическая деятельность
(Дети проходят за столы, прикрепляют значки «Учёный – исследователь».)
Звучит муз «Прохладный ветерок»
Опыт №1. Как обнаружить воздух
Воспитатель. Ребята, вспомним, что ветер – это движущийся воздух? Можно увидеть воздух?
Дети: Воздух нельзя увидеть глазами.
Воспитатель. Правильно, но его можно почувствовать, если создать «искусственный» ветер. Для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером. (Воспитатель раздает детям веера.)
Воспитатель. Попробуйте создать легкий ветерок.
Воспитатель. На столе, у каждого из вас стоит ёмкость с водой. Это ваше «маленькое море». Какое сейчас море?
Дети: Спокойное, на море нет волн, вода не движется.
Воспитатель. Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Воспитатель. Правильно, подуйте на воду. Вот видите, образуются «маленькие волны».
Воспитатель. Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.
Воспитатель. Я предлагаю вам спустить на воду маленький игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте.
Воспитатель. Почему же наш кораблик не плывет?
Дети. Потому что нет ветра.
Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?
Дети. Надо, чтобы подул ветер.
Воспитатель. Дуйте на воду. Посмотрите, кораблик начинает двигаться.
Воспитатель. Парус — это ловушка для ветра. Ветер надувает парус и заставляет кораблик двигаться своей силой. Давайте вспомним стихотворение А.С.Пушкина про кораблик.
Ребёнок.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Воспитатель. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?
Дети: Ветер может перевернуть кораблик, посадить на мель.
Воспитатель. Какой мы сделаем вывод? Что такое ветер?
Дети. Ветер – это движущийся воздух.
Опыт № 2
Воспитатель. Дети, а ещё, воздух можно «поймать». Возьмите в руки пакетик. В нём есть что-нибудь?
Дети. Нет, он пустой.
Воспитатель. Начнём его скручивать. Что происходит? (Ответы детей.) Почему?
Дети. Там воздух.
Воспитатель. А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный.) Вот мы и сделали открытие: воздух бесцветный, прозрачный газ.
Воспитатель. Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах?
Дети. Нет.
Воспитатель. Правильно, дети, воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху».
Опыт № 3. «Имеет ли воздух вес?»
Возьмём кусочек резинки и бросим в воду. Что произошло? (Резинка утонула.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Ответы детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. А где это свойство воздуха часто используется? (Спасательные круги, надувные лодки.)
Ребята, а ещё я вам раскрою маленький секрет. Оказывается, воздух может звучать.
Опыт №4 «Человек дышит воздухом»
Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустите соломинку в воду и подуйте. Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
Воспитатель. Человек дышит воздухом. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. Но жизнь и здоровье человека зависит ещё и от того, каким воздухом он дышит. Если воздух загрязнён вредными веществами, то это очень вредно для нашего здоровья. А что загрязняет воздух? (Ответы детей.) Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети. Сажать деревья, цветы, беречь лес.
Воспитатель. Давайте весной в нашем городе посадим много деревьев, кустарников, цветов, чтобы в нашем городе был воздух чистый.
Воспитатель. Итак, что мы с вами сегодня узнали в нашей лаборатории о воздухе?
Дети.
- Воздух прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
- Воздух легче воды.
- Воздух необходим для жизни человека и всего живого.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнали о некоторых основных свойствах воздуха. На сегодня наша лаборатория закрывается.
Принц. Теперь я знаю, что ветер – это воздух. Но ветром он становится только тогда, когда начинает двигаться. Когда я прилечу домой, то обо всём расскажу своим друзьям.
Воспитатель. Маленький принц, ты почему такой грустный?
Принц. Мне так у вас понравилось, что мне не хочется с вами расставаться.
Воспитатель. Ребята, давайте развеселим маленького Принца и потанцуем.
Под песню «Новый день придёт»
дети танцуют танец
Принц. Спасибо, вам ребята. Мне с вами было так интересно, но меня ждут дома. На прощанье я хочу подарить вам маленькую звёздочку (сладкое угощение). До свидания.
Воспитатель. Вот и подошло к концу занятие. А вы, ребята, растите большими и добрыми. Любите и берегите Землю, на которой вы живёте. И она вам вспомнит заботой о себе: хорошим здоровьем, богатым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства природы.
Список использованной литературы:
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.«Экспериментальная деятельность дошкольников».
- Н.В.Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
- Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка».
- А.И. Шапиро «Первая научная лаборатория».
- Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки».
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Чудо магнит».
Иследование в минилаборатории свойств магнита....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе " Виды бумаги"
Расматриваем с детьми какие виды бумаги существуют....
Конспект занятия по изобразительной деятельности (подготовительная группа) ТЕМА: «Сказочный осенний лес»
Конспект занятия по изобразительной деятельности(подготовительная группа)ТЕМА: «Сказочный осенний лес»...
Конспект занятия по изобразительной деятельностив подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования витражная роспись «Морозные узоры».
Цель: развитие творческих способностей детей посредством знакомства с нетрадиционной техникой рисования....
Конспект занятия по изобразительной деятельностив подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования витражная роспись «Морозные узоры».
Цель: развитие творческих способностей детей посредством знакомства с нетрадиционной техникой рисования....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в группе старшего возраста "Смешивание цветов света"
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в группе старшего возраста «Смешивание цветов света».Цель: Формировать представления детей о том, как смешиваются основные цвета света по...
Конспект занятия по познавательной деятельности подготовительной группы "Мы по городу гуляем, вместе город изучаем"
Конспект открытого занятия по познавательной деятельности подготовительной к школе группы....