Эмоциоально-благоприятная атмосфера, как важный помощник в адаптации детей к ДОУ
консультация (младшая группа)

Консультация для педагогов групп раннего возраста содержит материал об особенностях протекания адаптации ребенка к детскому саду, а также информацию о создании педагогами благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в этот непростой период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов младших и ясельных групп

Тема: Эмоциоально-благоприятная атмосфера, как важный  помощник в адаптации детей к ДОУ.

Родители  понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша, особенно если ребёнок в семье  единственный и его окружают 5-6 взрослых. Он привык получать много внимания, не самостоятелен (у него просто нет возможности развивать навыки самообслуживания при таком количестве «нянек»).  И вот  его приводят в детский сад, оставляют одного среди незнакомых  детей и взрослых, в новой  обстановке. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется постепенно, поэтому ребенка страшит внезапность изменения происходящего, в незнакомой среде он с трудом ориентируется (где кроватка, шкафчик, полотенце  и т.п.), неизвестность держит его в нервном напряжении (куда идти, где сесть). И здесь «включается»  инстинкт самосохранения. Ребенок активно «обороняется» доступными для него способами: громко кричит или горько плачет, требует, чтобы мама была рядом, кидается на дверь, отказывается от еды и посещения туалета, во время сна вздрагивает, часто просыпается с бесконечно повторяющимся вопросом: «Где мама?».

 Всё это родители не видят, они только предполагают, что возможна такая реакция у ребёнка. Удар на себя принимает педагог, который тоже находится в стрессовой ситуации, т.к. не знает пока от кого,  и какой реакции можно ожидать. Кроме того, ему нужно перестроиться с детей «подготовительных» на «малышей», принять то, что они не слышат с первого раза, не желают подчиняться принятым в группе правилам, требуют себя одеть или раздеть, могут ударить. Педагог тоже проходит все стадии адаптации, ему нужно время на выработку  приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия, чтобы адекватно  реагировать на колебания различных факторов внешней среды.

В некоторых детских садах есть  педагоги, которые работают только на младших и ясельных группах, через 1-2 года  они «передают» адаптированных  детей  своим коллегам, что позволяет облегчить процесс привыкания, но таких воспитателей очень мало.

Как снять стрессовую ситуацию,  помочь ребенку и педагогу? К решению проблемы адаптации нужен комплексный подход, а для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих малыша.

В первую очередь  необходимо создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.  Детям нравится в воспитателях: искренность и эмоциональность, отзывчивость и доброта, веселое настроение и умение создать его у других; способность увлеченно играть вместе сидя на ковре, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Нельзя забывать и о внешнем виде воспитателя, она должна быть красивой, как мама. Яркий  аксессуар (бусы, брошь, сережки, браслет), блузка, шарфик - привлекут внимание ребёнка, особенно девочек.

Педагогу нужно быть готовым к тому, что малыш, только что кричавший: «Уходи, ты плохая!», может прижаться к плечу и попроситься на колени или сказать в спальне:  «Полежи со мной». В период адаптации  временно можно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания (перед сном посидеть рядом, покачать, погладить,  если он к этому привык, дать игрушку, спеть колыбельную песенку, рассказать короткую сказку или включить спокойную негромкую музыку). Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они, не такие как дома. Чтобы облегчить процесс привыкания, нужно приблизить обстановку группы к домашней и продумать предметно-развивающую среду: разместить мебель таким образом, чтобы она образовала  маленькие «комнатки» с диванчиком, «домики» с пуфиком внутри, в которых дети чувствуют себя комфортно и могут уединиться, поиграть или отдохнуть от сверстников. Красивые шторы, занавески, передвижные ширмы зрительно уменьшат помещение.

 Важную роль в период адаптации играет уголок природы (наличие зелёных растений в группе благоприятно влияет на эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса) и центр изобразительной деятельности со свободным доступом  к  карандашам и бумаге.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период способствует формированию эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» .Успокаивают и расслабляют детей игры с водой, фасолью, крупными цветными крышками, с небьющимися сосудами разной формы и объема, с совочками,  воронками, формочками, мелкими  игрушками. Такие игры  можно организовывать для «ранних» детей утром и «поздних» вечером, когда присутствует 5-6 человек, они  имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их отвлекающее и успокаивающее действие.

Маленькие дети очень привязаны к маме, им  хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому  в группе  можно завести «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей или оформить в раздевалке галерею с портретами (фотографиями) мам. Ребенок может увидеть своих близких и не так тосковать вдали от дома. В дальнейшем галерея может оформляться  в разной тематике (к празднику семьи, пап, бабушек). Кроме того, она даст возможность ближе познакомиться с семьями воспитанников, получить определенную информацию: состав семьи, образовательный уровень, общая семейная обстановка, взаимоотношения между членами семьи, роль родителей в воспитании детей, согласованность действий, создание развивающей среды в семье.

В адаптационный период в жизни детей должно быть много сюрпризов. Сюрприз – это хорошее настроение и благоприятная обучающая среда. Здесь незаменимым помощником являются театрализованные игры, игры-драматизации с  шапочками, игры с переодеванием, кукольный и настольный театр, дидактические игры «Чудесный мешочек»,  «Волшебная рукавичка», «Волшебные мостики» (чтобы попасть в группу, надо пролезть под дугами разной высоты, затем позвонить в колокольчик). «Помоги малышу найти его маму» (домашние или дикие животные и их детёныши).

В данный период нужны и индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. В особом вниманием  нуждаются  застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Поднять им настроение можно  с помощью пальчиковых  игр-потешек, игр со стихотворным сопровождением,  артикуляционной гимнастикой («Весёлый язычок»). Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений, развивают речь.

Работа в адаптационный период осложняется тем, что родители требуют от педагогов проведения занятий с первого же дня посещения, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Необходимо терпеливо и доходчиво объяснять, что во время  адаптации фронтальные занятия с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам работы или с небольшими подгруппами (3-4 человека), так как дети не умеют вместе заниматься, играть, они играют рядом и в качестве партнера выбирают не сверстника, а взрослого.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Для этого необходимо приготовить для родителей анкеты, в которых выясняются привычки и особенности ребенка, характерные черты его поведения, интересы, склонности. Также понадобятся памятки с информацией о ДОУ, педагогах, специалистах, администрации. В индивидуальных беседах с родителями выяснить, где и как ребёнок спит, что предпочитает из еды, какие навыки уже сформированы, какие привычки сложились, как зовут ребенка дома, есть ли у него любимая игрушка и др.

Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной и социальной сферах. Когда ребенку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме.

Протасова Светлана Аркадьевна  педагог-психолог МКДОУ№160 г. Киров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....