Музыка в организованной образовательной физической деятельности детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Кокина Лариса

Музыка в организованной образовательной физической деятельности детей дошкольного возраста. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка в организованной образовательной физической деятельности детей дошкольного возраста.

  С древнейших времён известно, что музыкальное искусство обладает огромным потенциалом воздействия на духовное, эстетическое развитие человека, формирование его ценностных ориентиров, воспитание чувства прекрасного, что происходит за счёт сильного эмоционального влияния художественного образа музыкального произведения, выраженного средствами музыки на психологическое состояние слушателя.

В то же время, при соответствующем применении, музыка может оказывать существенный оздоровительный эффект не только на человеческую психику, но и организм, облегчать выполнение физических и умственных нагрузок, содействовать лучшему запоминанию и выполнению различных физических упражнений.

Музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих задач, поставленных перед отраслью физической культуры. В зависимости от цели применения оно может способствовать повышению работоспособности, развитию координации движений, воспитывать у занимающихся чувство и понимание ритма, такта мелодии и соответствующей им красоты и выразительности движений, музыкального вкуса. Его использование на занятиях может также способствовать преодолению нарастающего утомления и помочь избежать однообразия в проведении занятия, а также ускорять процессы овладения техникой движения. Нравственные ценности, идеи, отражённые в музыкальных образах ненавязчиво оказывают воспитательное влияние на детей и подростков.

Комплексное воздействие музыки и движения на психоэмоциональное состояние ребёнка и его организм многогранно. Оно проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. В процессе занятий у детей активизируются волевые усилия, возникают сильные эмоциональные переживания и стремление к творчеству, обогащается слуховой, двигательный и коммуникативный опыт, что особенно важно для периода дошкольного детства.

К сожалению, не все педагоги физической культуры в полной мере используют эти возможности. Это связано с разными причинами, и одна из них – отсутствие необходимых знаний и навыков по проведению занятий с музыкой. Соответственно, представляется необходимым рассмотреть различные методические аспекты применения музыки в занятиях физической культурой.

При выборе музыки для занятий физической культурой важно учитывать психологию восприятия того или иного произведения.

Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему.

Эмоциональная выразительность временного хода музыкального движения составляет основу музыкального ритма. Переживание же этой выразительности является «ядром» музыкально-ритмического чувства как способности.

Восприятие ритма, как показали многочисленные исследования российских и зарубежных психологов, имеет моторную природу.

Ритм восьмых соответствует темпу деятельности артикуляционно-речевого аппарата, половинные сопоставимы с ритмом ходьбы, целые ассоциируются с ритмами дыхания.

Подобные анализаторные системы, включающие моторное звено участвуют в дифференцированном восприятии других средств музыкальной выразительности: высоты, громкости, тембра.

Вместе с тем, выбор музыкального сопровождения для занятий с детьми дошкольного  возраста должен подчиняться общепедагогическим принципам: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, постепенности, систематичности, индивидуализации и дифференциации, прочности и прогрессирования [5].

Реализуя принцип сознательности и активности, необходимо учитывать интересы и склонности детей, при этом формируя у них сознательное отношение к выполнению упражнений под музыку

Принцип наглядности особенно важен при выборе музыкальных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста. Чем более точно средства музыкальной выразительности отображают образ, тем быстрее и легче дети воспримут музыкальное произведение и с большим удовольствием будут под него выполнять упражнения.

Соблюдение принципов доступности и постепенности при подборе музыкального сопровождения не менее актуально, чем при составлении собственно физических упражнений. Необходимо, чтобы выбранная музыка была адекватна психовозрастным особенностям занимающихся, их музыкальному и жизненному опыту. В то же время, следует постепенно усложнять музыкальный материал, обеспечивая тем самым эстетическое и музыкально-ритмическое воспитание и развитие детей.

Принцип систематичности предполагает не одноразовое использование музыки в процессе организованной образовательной деятельности физическими упражнениями, а целенаправленное и систематическое её применение.

Принцип индивидуализации и дифференциации обеспечивает учёт индивидуальных особенностей занимающихся при выборе и использовании музыкального сопровождения. В зависимости от особенностей контингента занимающихся применение музыкального сопровождения может существенно варьироваться.

Соблюдение принципов прочности и прогрессирования предполагает формирование у занимающихся устойчивых знаний по музыкально-ритмическому воспитанию, умений двигаться под музыку различного характера и неуклонно совершенствовать свои знания, умения и навыки в этой сфере деятельности.
Для эффективности использования музыки в занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо, чтобы музыкальное сопровождение не только соответствовало художественно-эстетическим критериям, воспитывало их вкус, расширяло кругозор, но и способствовало решению двигательных задач, было удобным для выполнения упражнений.

Как и физические упражнения, как это было указано выше, музыка должна соответствовать возрастным особенностям занимающихся, быть доступной, способствовать решению задач художественно-эстетического воспитания. Для этого необходимо учитывать следующее:

  1. Продолжительность звучания одной мелодии: для младших дошкольников – 1,5 – 3 минуты, для старших дошкольников  - до 4 – 5 минут.
  2. Смысл песни, образ музыкального произведения должен быть понятен детям. Для этого музыку в занятиях с дошкольниками  нужно подбирать с ярким, запоминающимся образом. Для старших детей – более сложную по характеру, сюжету песни, средствам музыкальной выразительности.
  3. Темп музыки не должен превышать: у дошкольников - 110 - 120 уд. мин., у старших дошкольников – 150 – 160 уд. в мин. Надо использовать музыку разную по темпу, соответствующую части занятия и решению двигательных задач.
  4. Форма музыкального произведения также имеет большое значение. Большинство педагогов вполне оправданно предпочитают составление композиций под музыку куплетно-припевной формы (песни), с чёткой, ясной фразировкой, что особенно важно для детей дошкольного  возраста.
  5. При подборе музыкального произведения следует учитывать следующее: упражнения куплета должны отличаться от упражнений припева, при этом в каждом куплете могут быть как новые движения, так и повтор упражнений предыдущего куплета. Вступление и проигрыши следует наполнять движениями, отличными от упражнений куплета и припева. В соответствии с этим, педагог должен сначала просчитать необходимую нагрузку, частоту повторов того или иного упражнения, и лишь после этого подбирать то музыкальное произведение, структура которого позволит ему грамотно и логично составить композицию.
  6. При необходимости проведения упражнений с определённой дозировкой, не укладывающейся в наиболее типичное строение музыкальной фразы, состоящей из 4х8 счётов (так называемый «квадрат»), можно рекомендовать использовать фоновую инструментальную музыку (нон-стоп, релаксационную, «звуки природы»), имеющую свободное строение.
  7. Разнообразие музыкальных стилей обогащает слуховой и эстетический опыт детей, расширяет кругозор, поэтому желательно использование музыки в разных стилях (классика, народная музыка (возможно – в современной обработке), песни народов мира, музыка молодых детских композиторов в современных ритмах, при занятиях с детьми среднего и старшего возраста – популярную у этого контингента занимающихся музыку, соответствующую эстетическим требованиям). При планировании не следует всю образовательную деятельность проводить под музыкальные произведения в одном стиле, характере, темпе, детская психика от этого устаёт и возникает негативная реакция, отторжение той или иной музыки.
  8. Использование музыкальных произведений в различных жанрах (песня, марш, танец и т.д.) должно соответствовать решению конкретных двигательных задач с учётом правильного формирования музыкальных представлений занимающихся, их художественно-эстетического вкуса.
  9. Само звучание музыкальных произведений, используемых в образовательной деятельности, должно соответствовать художественно-эстетическим требованиям [33].
  10. Музыкальное сопровождение необходимо регулярно обновлять, так как даже самая любимая музыка при частом и длительном применении может наскучить занимающимся и со временем вызывать отторжение.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что методически грамотный выбор музыкального сопровождения является важным условием правильной организации всего педагогического процесса, а значит и важным профессиональным умением современного специалиста по физической культуре.

Музыка в спортивном зале.( Из опыта работы)

Любые занятия с детьми нуждаются в периодической стимуляции психической и физической работоспособности, в эффективной профилактике утомления. Для этого могут быть использованы различные средства: игра, шутка, переключение на другую деятельность, но, пожалуй, самое действенное – специально подобранная  (по ритму, темпу, громкости и содержанию) музыка, которая может направленно стимулировать и регулировать двигательную активность и психические состояния дошкольников на фоне положительных эмоций.

Выполняя физические упражнения под приятную, грамотно подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно «подключаются» к выражаемым в ней чувствам и настроениям. Например, не имея особых причин для радости, слушатели музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинают ощущать это настроение в себе и связывать его с выполняемой работой, которая становится гораздо приятнее, привлекательнее и менее утомительной, чем обычно.

Установлено, что воздействие музыки не прямое, безоговорочное, «приказное», а опосредованное, нежное и ненавязчивое. И в организованной деятельности, и во время отдыха музыка способна возбудить и успокоить, изменить душевный настрой от грусти до эйфории, расслабить и вдохновить. Она легко отодвигает предел физических возможностей.

Многолетние экспериментальные исследования и практика педагогов выявили, что музыкальную стимуляцию образовательной деятельности нельзя применять непрерывно: она быстро надоедает, порой раздражает и теряет свое стимулирующее воздействие. Эпизодическое музыкальное звучание, сопровождающее многократно повторяющиеся простые или твердо заученные упражнения, которые не требуют от занимающихся большой сосредоточенности, - наиболее рациональное ее использование.

Безусловно, наиболее простой случай активизации музыкой двигательных заданий – это разминка или вводная часть образовательной организованной деятельности. Очень полезна она во время выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление в заключительной части. В них, по физиологическому закону доминанты, отвлекается свободное от работы внимание на приятный побочный раздражитель, что не только не вредит основной деятельности, а, наоборот, рефлекторно усиливает и облегчает ее – делает более полным сопутствующее расслабление мышц – антагонистов и мышц, не принимающих участия в реализуемом двигательном акте.

А упражнения, которые требуют от занимающихся особого внимания к информации от внешних или внутренних (прежде всего мышечных) источников, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Сюда же относятся специфическая деятельность учащихся во время начального построения, объяснения задач и, конечно, время изучения нового материала. Здесь музыка отвлекая на себя внимание занимающихся, может снижать восприятие нужной информации, замедлять реагирование на непрерывно поступающие информационные сигналы. В результате снижается качество работы, повышается угроза травматизма.

Кстати, перед началом организованной деятельности может стать традиционным условный сигнал – короткие музыкальные позывные (10 – 20сек.). Он переключает внимание от других дел на деятельность в спортивном зале, настраивает их и облегчает организационные дела .

Следующее музыкальное включение – сопровождение в водной части (разновидности ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения «разминка»). В этой части исполняются народные, эстрадно – танцевальные, маршевые мелодии с четкими ритмическим рисунком. Такая музыка побуждает дошкольников подсознательно «укладывать» элементы упражнения в четкие рамки времени и «настраивать» их на меняющуюся музыку.

Без дополнительных команд педагога дошкольники, следуя за музыкой, меняют напряжение и расслабление мышц, плавность и ритмичность движений. Непроизвольно возникает гармония музыки и пластики, что само по себе доставляет большое эстетическое удовольствие. Музыка в этой части занятия может звучать 6 – 8мин. Используются марши, польки, гавоты, мелодии некоторых песен. Общеразвивающиеся и специально подготовительные упражнения с широкой амплитудой, мягкими переходами, плавностью движений выполняют под вальсы, другие мелодии, как правило, на три счета.

Упражнения порывистого, энергичного характера с четкими переходами и акцентами на определенный счет (скоростно – силовые, на растягивание суставных связок и мышц – наклоны, повороты, выпады, махи, приседания и т.п.) успешно выполняют под мелодии с четким обозначением ударной фазы движения.

Музыкальное сопровождение «врабатывания» мобилизует внимание занимающихся, отвлекая сначала от всего постороннего и подводя к основной части, освоению нового, к собранному вниманию. К основной нагрузки музыка помогает подойти в приподнятом настроении, в состоянии повышенной работоспособности.

Как правило, музыкальное сопровождение основной части (изучение нового материала, попытки освоить новые упражнения, закрепление навыков, исправление ошибок и т.п.) не применяется. Даже знакомые мелодии могут снижать внимание, не желательно влиять на рисунок движений в то время, когда упражнение только изучается.

До тех пор, пока нарастающее утомление, снижение активности снова не подскажет педагогу, что следует опять обратиться к стимулирующей помощи музыки.

В конце организованной деятельности накапливается усталость, внимание снижается и музыка может оказать мобилизующие влияние, особенно, если применяются упражнения для развития выносливости, силы (как правило, циклического характера, с большим числом повторений). Музыкальное лидирование, помогает сохранить интенсивность двигательной деятельности прибавляет силы.

Музыкальные произведения должны быть с подчеркнутым акцентом сильных долей, четким «пульсом» мелодий. Под действиям такой музыки улучшается техника выполнения движений, лучше идет освоение нового.

Однако эта музыка не может применятся долго. При чем во всех случаях упражнения должны быть не сложными по структуре, не опасными по выполнению. Музыкальные произведения не должны отвлекать внимание от упражнения, значит, должны быть знакомыми, не яркими и, главное, не звучать громко. Это только звуковой фон, приятный для слуха и легкий для восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция образовательных областей Художественное творчество и Музыка в деятельности детей дошкольного возраста».

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образован...

Консультация для воспитателей "Символико-моделирующая деятельность детей дошкольного возраста. Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте"

Решая задачу коррекционно-развивающего обучения мной разработана серия многофункциональных игр и пособий с применением метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте, осн...

Доклад "Проектирование образовательной деятельности и взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по физическому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Для того чтоб физкультурная деятельность прошла эффективно и для повышения качества образовательных услуг необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя....

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...

"Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

По  мнению  известного  психолога  Б.М.  Теплова,  музыка – это...

Доклад из опыта работы: «Интеграция музыки в различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»

      На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной кар...