Мониторинг подготовительная группа
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лосненская средняя школа
(дошкольное отделение)
Мониторинг результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
(подготовительная группа)
Составили:
Воспитатель первой категории- Фандеева О.В.
Воспитатель первой категории – Шестункина Л.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Диагностический материал по программе "От рождения до школы" составлен с учетом ФГОС по образовательным областям. Осуществляется в начале и конце учебного года. Настоящая рабочая образовательная программа разработана для подготовительной группы для детей 6 – 7 лет и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Цели:
* Создание благоприятных условий проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
* Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
- Проявлять заботу о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Создавать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
- Создавать основы безопасности детей в детском саду и дома;
- Развивать познавательные интересы детей и их творческие способности с помощью использования инновационных, интерактивных технологий, нетрадиционных видов ИЗО деятельности;
- Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Использовать в работе с детьми элементы современных здоровье сберегающих технологий;
- Применять единство подходов к воспитанию в семье и детском саду;
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Воспитывать толерантность и любовь к родному краю;
Результаты исследований определяется в виде трёхуровневой шкале:
- ребенок самостоятельно справляется с заданием или с небольшой помощью взрослого - 3 балла;
- ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого - 2 балла;
- ребёнок затрудняется с выполнением задания, даже с помощью взрослого 1 балла;
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
А) Дидактическая игра «Наши помощники».
Материал: предметные картинки – счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. Сюжетная картина с изображением уютной комнаты (парка, дворика).
Задание:
- Перед ребенком предметные картинки. Выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий.
- Перед ребенком – сюжетная картинка. Расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней.
Критерии оценки:
Б) Беседа по вопросам – выявление знаний о свойствах и качествах предметов.
Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани и др.
Задание:
- Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т.п.).
Например: это глиняная игрушка. Сделана она из глины, поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что0то слепить, нужно смочить ее водой. Из глины можно делать разную посуду.
Уровень знаний детей о транспорте:
Дидактическая игра «Транспорт».
Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковой автомобиль, мотоцикл, велосипед), подземного (метро), воздушного (самолет, вертолет, космический корабль), водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта.
Задание:
Перед ребенком картинки с различными видами транспорта.
- Разложи картинки по видам транспорта и назови общую группу (наземный, подземный, воздушный и водный транспорт).
Уровень знаний детей о труде взрослых, их деловых и личностных качествах:
А) Дидактическое упражнение «Библиотека»
Материал: иллюстрация с изображением библиотеки.
Задание:
Посмотри на иллюстрацию и ответь на вопросы:
- Как называют человека, работающего в библиотеке?
- Что ты можешь рассказать о библиотеке?
- Что можно делать, а что нельзя в библиотеке?
Б) Дидактическое упражнение «Первоклассник»
Материал: картинки с изображением игрушек, школьных принадлежностей, ранца (портфеля).
Задание:
Рассмотри картинки и собери портфель для школы, называя при этом школьные принадлежности. Объясни, для чего они нужны.
- Кто работает в школе?
- Чему там можно научиться?
- Какие занятия тебе нравятся в детском саду?
- Чему ты еще хочешь научиться?
Раздел «Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой»
- Уровень знаний детей о растениях:
А) Дидактическая игра «Что где растет?»
Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением растений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, черемуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, васильки, мать-и-мачеха, иван-чай, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан).
Задание:
- Внимательно рассмотри большие карты и предметные картинки. Разложи их правильно.
- Назови растения и место произрастания.
- Объясни, как ты понимаешь, что такое луг? (растут травянистые растения, которые никто не сажает, они вырастают сами). Поле? (засевает человек, растут злаковые культуры)
Б) Дидактическое упражнение «Этажи леса»
Задание:
- Назови очень высокие деревья в лесу; деревья средней высоты; низкие деревья; кустарники; низкие растения леса.
- Какие деревья называют лиственными, а какие хвойными?
- Назови лекарственные растения (2-3 вида).
В) Дидактическая игра «Чьи плоды?»
Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (аспарагус, или спаржа, комнатная кислица, алоэ, сансевьера (щучий хвост), фиалка, бегония, или др. растущие в группе)
Задание:
1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.
Вопросы:
-Назови, какие деревья ты узнал.
-Найди на картинках плод каждого дерева.
2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.
Задания:
На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)
Г) Дидактическое упражнение «Знай и люби свой край»
Материал: предметные картинки с изображением растений, которые растут в нашей местности и не растущих здесь (кактус, пальма, саксаул).
Задание:
Рассмотри предметные картинки и назови растения, которые растут в природе родного края и те, которые растут в жарком климате.
Д) Дидактическое упражнение «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?»
Задание:
- Без чего растение не может жить? (почва, воздух, вода, тепло)
- Уровень знаний детей о животных:
А) Дидактическая игра «Назови домашних и диких животных»
Материал: предметные картинки с изображением домашних и диких животных.
Задание:
- Перечисли известных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, медведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь).
- Объясни, почему их так называют.
Б) Дидактическая игра «Кто где живет?»
Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг); предметные картинки с изображением птиц.
Задание:
- Назови птиц (кукушка, воробей, синица, грач. Сорока, журавль, лебедь, куропатка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля).
- Распредели их в соответствии со средой обитания.
В) Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Задание:
Назови перелетных (скворец, грач, ласточка, дикие гуси, лебеди, соловей, жаворонок, сорока) и зимующих птиц (снегирь, воробей, голубь, синица, ворона и др.).
Г) Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе»
Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цвета.
Задание:
- Рассмотри внимательно картинки. Кто здесь изображен?
- Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе, в голубую рамку – обитателей водоемов, в желтую – тех, кто обитает на земле, в коричневую – тех, кто живет в земле.
- Уровень знаний детей о различных природных явлениях:
А) Дидактическое упражнение «Любимое время года»
Материал: сюжетные картинки по временам года.
Задание:
- Определить время года на картинках. Назвать наиболее существенные признаки.
- Назови свое любимое время года. Расскажи о нем.
- Вспомни народные приметы.
Б) Дидактическое упражнение «Что бывает, если…?» - выявление знаний детей о связях между явлениями природы.
Задание:
- Что бывает осенью, если сильно подует ветер? (усилится листопад, принесет грозовые тучи)
- Что бывает с травой, насекомыми и птицами, когда наступают холода? (с наступлением холодов увядает и желтеет трава, исчезают бабочки и жуки, улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми).
- Уровень умений детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой:
А) Дидактическая игра «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»
Материал: природоохранные знаки.
Задание:
- Рассмотри природоохранные знаки правил поведения в лесу и расскажи, что обозначает каждый знак. Что произойдет (происходит), если нарушать эти правила?
- Какой вред наносят люди, засоряя окружающую природу?
- Что будет, если исчезнут все цветы (деревья, птицы)?
Б) Беседа о воде, воздухе, почве.
Материал: фотографии с изображением различных водоемов; картинки с изображением деятельности человека (работа фабрик, заводов), необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха и др.).
Задание:
- Где в природе есть вода?
- Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
- Как воду сделать чистой?
- Зачем человеку нужна вода? Кому еще нужна вода? Что было бы, если бы с Земли исчезла вода?
- Какие свойства воды ты знаешь? (прозрачная, принимает любую форму, растворяет вещества, может быть жидкой, твердой, паром)
- Что такое воздух? Кто дышит воздухом? Как ты объяснишь, какой воздух называют чистым? Почему нужно бороться за чистоту воздуха?
- Как ты думаешь, что такое почва? Почему в лесу нужно ходить по протоптанным тропинкам?
В) Беседа об охране животных и растений
Материал: Красная книга.
Задание:
- Почему нужно охранять диких животных и растения?
- Как называется место, предназначенное для охраны животных? (заповедник)
- Как называется документ, куда занесены исчезающие виды растений и животных? (Красная книга)
Раздел «Формирование элементарных математических понятий»
- Уровень знаний о количестве, счет в пределах 20:
А) Выявление знаний цифр и умения определять место числа среди других чисел ряда.
Материал. Набор цифр в произвольном порядке (от 0 до 9).
Задание:
Воспитатель предлагает ребёнку разложить цифры по порядку от 0 до 9, а затем назвать те числа, которые ему покажут (7, 4, 5, 9); назвать число, которое находится между числами 3 и 5; 7 и 9; 6 и 8; 2 и 4.
Б) Выявление умений называть числа в прямом и обратном порядке, соотнесения цифры и количества предметов.
Материал: цифры, кружочки.
Задание:
- Воспитатель предлагает ребенку посчитать в пределах 10 в прямом и обратном порядке (без опоры на наглядность).
- Посмотри на цифры (воспитатель предлагает 2 варианта), и положи рядом с каждой цифрой соответствующее количество кругов.
В) Дидактическое упражнение «Веселые игрушки» - выявление умения считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20; пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Материал: 15-18 разных мелких игрушек.
Задание:
- Разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
- Сколько всего игрушек?
- Который по счету мишка?
- А мячик? И т.п.
Г) Дидактическое упражнение «Что будет, если…» - на выявление знаний о составе первого десятка (из отдельных единиц).
Задание:
Подумай и дай правильный ответ:
- Что будет, если к 7 прибавить 1? (получится число 8)
- К 9 прибавить 1?
- Как получить число 8, если есть число 9? (убрать 1 единицу)
- Что будет, если сложить три единицы? (получится число 3)
- А если сложить 5 единиц? (Число 5)
Д) Дидактическая игра «Назови соседей» - выявление умения раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе).
Материал: дидактическая игра «Назови соседей»: домик, цифры.
Задание:
Воспитатель предлагает ребенку найти соседей для двух чисел (на усмотрение воспитателя).
Е) Выявление умения составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий.
Материал: цифры от 0 до 9, знаки «+», «-», «=»; предметные картинки для задачек.
Задание:
- Рассмотри картинки и составь задачу. С помощью цифр и знаков покажи решение задачи (на сложение и вычитание).
Ж) Дидактическая игра «Пойдем в магазин».
Материал: монеты достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Задание:
Воспитатель говорит, что нужно сходить в магазин, но она забыла, какие деньги есть у нее в кошельке, просит ребенка помочь ей и назвать монеты.
- Уровень знаний детей о величине:
А) Дидактическая игра «День рождения Винни-Пуха» - выявление умения делить квадрат, круг на две и четыре равные части.
Материал: 3 круга и 3 квадрата, ножницы.
Задание:
- Вини-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на две и четыре равные части.
- Подумай и ответь: часть круга, квадрата больше или меньше целого? Как можно назвать эти части? (половина, одна вторая, одна четвертая).
Б) Дидактическое упражнение «Дорожки» - выявление умения измерять длину с помощью условной мерки.
Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см – условная мерка.
Задание:
- Рассмотри дорожки.
- Как ты думаешь, какая из этих дорожек самая длинная, а какая самая короткая?
- Как это проверить?
Уровень знаний детей о форме:
Дидактическое упражнение «Назови геометрические фигуры»
Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, пятиугольники; объемные - шар, куб, цилиндр, конус.
Задание:
А) Воспитатель предлагает ребёнку отложить в сторону все плоские фигуры. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Б) Сравнение круга и квадрата (наличие и отсутствие углов)
В) Назови объемные фигуры.
- Ориентировка в пространстве:
Дидактическая игра «Волшебная точка» - выявление умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку.
Материал: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш.
Задание:
От заданной точки отмерь две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево – должен получиться стульчик.
- Ориентировка во времени:
А) Дидактическая игра «Живая неделя»
Материал: карточки с цифрами от 1 до 7.
Задание:
- Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует.
- Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их.
Б) Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц»
Задание:
- Назови, какой сейчас месяц?
- Как называется первый (второй) месяц весны?
В) Дидактическое упражнение «Определи время» (точность до 1 ч)
Материал: циферблат часов.
Задание:
- Который час? (2-3 варианта)
Формирование логики:
А) Выявление умений находить закономерности, логически мыслить, рассуждать.
Материал: Логические таблицы.
Задание:
Детям показывается логическая таблица, предлагается найти недостающую фигуру и поразмышлять вслух.
Б) Выявление способности к творческому воображению, фантазированию.
Материал: Набор элементов "Вьетнамской игры".
Задание:
Ребёнку предлагается из элементов "Вьетнамской игры" придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.
Уровень представлений об основах безопасности собственной жизнедеятельности:
А) Дидактическое упражнение «Назови номера экстренной помощи».
Задание:
Предложить ребенку позвонить по телефону по предложенной ситуации: при пожаре – 01, вызов полиции – 02, скорая помощь – 03.
Б) Беседа «Правила поведения».
Задание:
- Из-за чего может произойти пожар?
- Что нужно делать, если вдруг возникнет пожар?
- Что делать, если ты заблудился или потерялся?
- Что нельзя делать, если ты один дома (правила поведения с бытовыми предметами и незнакомыми людьми).
- Кто тебе может помочь в трудных ситуациях (формирование умения обратиться за помощью к взрослым)
Уровень сформированности представлений о правилах безопасности дорожного движения:
А) Дидактическая игра «Прогулка по улице».
Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Задание:
Воспитатель просит ребенка ответить на вопросы:
- Что делает светофор? На какой сигнал можно переходить дорогу?
- Объясни, что это за знак?
- Покажи на картинке проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «Зебру», перекресток, остановку автобуса.
- Где можно кататься на велосипеде детям? (во дворе, не мешая окружающим, в присутствии взрослых).
- Как правильно ходить по тротуару?
- Для чего нужно соблюдать всем правила дорожного движения.
- Кто следит за порядком на дорогах?
Б) Дидактическая игра «Специальные машины».
Материал: игрушки или картинки – «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция».
Задание:
- Объясни, как называется этот транспорт и для чего он нужен?
Уровень сформированности предпосылок экологического сознания:
Беседа «Правила поведения в природе».
Материал: предметные картинки с изображением природных явлений (гроза, туман, радуга, молния, ураган). Картинки с изображением оказания первой медицинской помощи.
Задание:
- Кто в природе главный: человек, растения или животные? (все взаимосвязано)
- Почему нельзя рвать и есть растения? (они могут быть ядовитыми)
- Что это за явление? (рассматривание картинок). Правила поведения при грозе. (нельзя стоять под одиноким деревом, купаться в реке, держаться за металлические предметы, пользоваться электроприборами и др.)
- Названия каких животных и растений занесены в Красную книгу? Почему?
- Как человек может позаботиться о природе?
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Ребёнок имеет навык оценивания своих поступков объясняет правила игры сверстникам стремится радовать старших своими поступками, способен ограничивать свои желания, подчиниться требованиям взрослых Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
- Имеет представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем, знает домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии, способен проявить позицию гражданина своей страны, интерес к событиям, происходящим в стране формировать элементарные представление о планете «Земля», о многообразии стран, культур, обычаев и традиций. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, знает о значении сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи» и др. Может различать и называть специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение, способен соблюдать элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения, различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра» соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
- Ребёнок знаком с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект» имеет представления о работе ГИБДД, знает как вести себя в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился» и т.д. Имеет представление о том, что некоторые бытовые предметы могут причинить вред, знает и соблюдает правила поведения во время игры в разное время года.
- Самостоятельно ухаживает за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде умеет планировать свою трудовую деятельность.
- Отбирает материалы, необходимые для занятий, игр ответственен в выполнении обязанностей дежурного, умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги старательно выполняет поручения, бережет предметы, убирает на место после работы, хочет быть полезным окружающим способен радоваться результатам коллективного труда.
- Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города интересуется различными профессиями, местом работы родителей бережно относится к тому, что сделано руками человека.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Уровень сформированности начальных представлений о здоровье человека:
Беседа с детьми (индивидуально):
А) Какие органы в человеке самые главные?
Б) Как правильно питаться? Сколько человеку нужно съесть? С чего нужно начинать обед и чем заканчивать? Можно ли питаться одним и тем же любимым блюдом каждый день? Почему? Для чего человеку нужна вода?
В) Нужно ли делать зарядку, заниматься спортом? Почему? Покажи свое любимое упражнение.
Г) Как ты отдыхаешь в детском саду, дома? (активный отдых)
Д) Зачем нужно закаляться? Как можно закаляться?
Уровень соблюдения культурно-гигиенических навыков (в ходе наблюдений):
А) Умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем.
Б) Сформированность ежедневной привычки чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном.
В) Умение правильно использовать носовой платок и расческу, следить за своим внешним видом.
Г) Умение быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определнном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
Д) Правильно пользуется столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, умеет принимать пищу аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Е) Умение обращаться с просьбой, благодарить.
Образовательная область «Развитие речи»
- Уровень сформированности словаря:
А) Дидактическая игра «Признаки слов»
Задание:
- Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - …, ветер - ..., а снег - ..., дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие.
- Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).
- Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм.
Б) Дидактическая игра «Слова-приятели»
Задание:
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
- Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
- Каким словом можно заменить слово «конь»? (лошадь)
- Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их:
а) среди имен существительных (дом, солдат, боец)
б) среди имен прилагательных (храбрый, звонкий, смелый; большой, красивый, огромный).
В) Дидактическая игра «Слова – «неприятели»
- Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, его следует ему объяснить.
- Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».
Г) Словесная игра «Смешные слова»
Задание:
Воспитатель определяет тему: только веселые слова, Произнести как можно больше таких слов: смех, клоун, шутка и т.д.
2.Уровень сформированности звуковой культуры речи:
А) Дидактическое упражнение «Длиннее-короче»
Задание:
Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают.
Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усы - усики, собака - собачка, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок и т.д.
Б) Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Материал: игрушки – машина, слон, юла, мяч, чудесный мешочек.
Задание:
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенка просят отчетливо произнести их названия, при этом в первый раз он произносит слово так, чтобы наиболее отчетливо прозвучал первый звук (ммашина), а во второй - выделяет голосом последний звук каждого слова (машинаа). Затем все игрушки помешают в мешочек, в который ребенок опускает руку, ощупывает игрушку, называя, определяя первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, ее кладут на левую сторону стола. Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола. В конце игры подсчитывают количество правильных ответов.
В) Дидактическая игра «Закончи слово»
Задание:
Взрослый называет первый слог и просит ребенка назвать все слова, которые он знает, начинающиеся с этого слога. Например: «ру», «лу», «ба», «го», «ми», «ве», «те» и т.д.
Г) Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Задание:
- Придумай предложение из 2-х слов.
- Сколько слов в предложении: «Дети поливают цветы». Назови первое, второе, третье слово.
- Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем звуков.
Д) Дидактическая игра «Придумай слово»
Задание:
- звук (на выбор педагога) в начале (середине, конце) слова.
3. Уровень сформированности грамматического строя речи:
А) Дидактическая игра «Закончи предложение»
Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения (например: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек).
Задание:
Рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:
- Мама взяла зонт, потому что… (на улице идет дождь).
- Наступила весна, и … (прилетели птицы).
- Мы пойдем в магазин игрушек, чтобы … (купить новую игрушку).
- Мы ложимся спать, когда … (наступает ночь).
Б) Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Задание:
- Кто ходит в школу? (школьник)
- Кто работает в огороде? (огородник)
- В чем кипятят чай? (в чайнике)
- Где живет скворец? (в скворечнике)
4. Уровень сформированности связной речи:
А) Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак».
Задание:
- Воспитатель читает сказку «Лиса и рак»:
Лиса говорит раку:
- Давай перегоняться!
- Что же, лиса, давай.
Начали перегоняться.
Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост.
Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
- А я уж давно тут тебя жду.
- Затем задает ребенку вопросы: «Кто позвал перегоняться? Что делала лиса? А что рак? Кто хитрее?»
- Ребенок пересказывает сказку.
Б) Дидактическое упражнение «Составь рассказ»
Материал: набор картин с фабульным развитием действия.
Задание:
Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.
- Дидактическое упражнение «Что это такое: сказка, рассказ, стихотворение (жанры)».
Материал: литературные произведения по программе.
Задание:
А) Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие литературные произведения и сказать, что это такое: сказка, рассказ, стихотворение. Например:
- Отрывок из русской народной сказки «Волк и лиса».
Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда хвост, сидит и бормочет:
- Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!
А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:
- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
- Что ты говоришь? - забеспокоился Волк.
- То же, что и ты, куманёк: "Ловись рыбка, большая и маленькая!"
- Рассказ А.Куприна «Слон»:
Маленькая девочка Надя шести лет заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет.
Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» — серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мёртвый. Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Немец сначала не понимает, но папа все объяснил. Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет, возможно ли это (есть ли большая комната, крепкий пол, широкие двери).
Ночью слона ведут в дом. Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж, папа покупает для него фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаевничают: девочка пьет чай, слон — сахарную воду с булками. Надя знакомит его с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним и видит сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток».
Слона уводят. Утром девочка просыпается бодрая и, узнав, что слон ушёл и звал её в гости, просит передать, что она уже совсем здорова.
- Стихотворение Н.Рубцова «Про зайца»:
Заяц в лес бежал по лугу.
Я из лесу шел домой, —
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.
И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
Б) Назови свои любимые сказки и рассказы.
- Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворения, считалки, загадки».
Задание:
Воспитатель просит ребенка прочитать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
- Дидактическое задание «Назови автора и художника-иллюстратора детских книг»
Материал: книги – А.С.Пушкин №сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П.Ершов «Конек-горбунок». Стихи С.Есенина; книги с иллюстрациями художников Е.Рачева, Ю.Васнецова, Е.Чарушина, И.Билибина или др.
Задание:
А) Дидактическое упражнение «Назови автора»:
- Кто написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»? (А.С.Пушкин)
- Кто написал «Конек-горбунок»? (П.Ершов)
- Кто написал стихотворение «Белая береза»? (С.Есенин)
Б) Дидактическое упражнение «Узнай художника»:
- Кто из художников рисовал рисунки к сказкам? (Е.Рачев, Ю.Васнецов)
- Кто из художников писал рассказы о животных и сам рисовал к ним иллюстрации? (Е.Чарушин)
- Кто из художников нарисовал иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»? (И.Билибин)
- Пересказ короткого рассказа «Четыре бабочки».
Задание:
- Воспитатель читает или рассказывает детям рассказ и просит пересказать его:
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и коричневая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а коричневая села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Развитие продуктивной деятельности (рисование) – всей группой:
А) Предметное рисование (карандашами) «Человек».
Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей), образцы картинок для шкафчиков.
Задание:
- Нарисуйте, какого хотите человека.
- Кого ты нарисовал?
Б) Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни и явлений природы «Здравствуй, осень» (начало года) и «Здравствуй, лето» (конец года).
Материал: листы бумаги, акварель, кисти, стаканчики для воды, подставки, салфетки; плакаты «Осень» («Лето»).
Задание:
- Скажите, за что мы любим осень (лето)?
- воспитатель обобщает ответы детей и предлагает нарисовать сюжет «Как мы собираем листочки осенью» («Как мы будем отдыхать летом»).
В) Декоративное рисование (готовые работы).
Задание:
Рассмотреть готовые работы рисования детей по декоративному рисованию.
- Развитие продуктивной деятельности (лепка) – всей группой:
А) Коллективная лепка «Дети делают гимнастику».
Материал: картинки, фотографии по теме.
Задание:
Вылепить фигуры детей, выполняющих физические упражнения и объединить их поделки в единую композицию.
Б) Декоративная лепка «Цветочное панно».
Материал: пластилин, стеки, клеенка.
Задание:
Украсить пластину, используя способ налепа.
- Развитие продуктивной деятельности (аппликация):
А) Технические умения (индивидуально или по 2-3 ребенка):
- вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной пополам
- вырезание нескольких предметов из бумаги, сложенной гармошкой
- использовать прием обрывания
Материал: прямоугольник большой, полоса, квадрат, ножницы, поднос.
Б) Анализ готовых работ по аппликации, выполненные в течение года.
- Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета) - индивидуально:
Материал: набор карточек (карандашей) 20 цветов: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, белый, серый, черный, коричневый, фиолетовый, голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый, добавляются оттенки – желто-зеленый, серо-голубой, малиновый, персиковый, нежно-зеленый, темно-зеленый.
Задание:
Перед ребенком выкладывается набор карточек (карандашей) разного цвета.
- Назови цвет каждой карточки (карандаша).
- Покажи карточку (карандаш) нежно-зеленого (малинового…) цвета.
- Приобщение к изобразительному искусству (индивидуально):
Дидактическое упражнение «Виды изобразительного искусства».
Материал: картины (И.Шишкина «Рожь», «Утро в сосновом лесу», И.Левитана «Золотая осень», «Март», А.Саврасов «Грачи прилетели», А.Пластов «Сенокос». В.Васнецов «Аленушка», «Богатыри»), графика, изделия народного декоративного искусства (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), марийские игрушки, скульптура (картинки).
Задание:
Предложить ребенку назвать знакомые им предметы, картины и распределить по группам (живопись, графика, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство (назвать).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Внимательно слушает взрослого, может действовать по правилу и образцу, правильно оценивает результат | Знает и соблюдает правила поведения в общественных местах, в т.ч. на транспорте, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе | Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям, в том числе изображенным | Может определить базовые эмоциональные состояния партнеров по общению в т.ч. на иллюстрации. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей | Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества, может обосновать свой выбор | Договаривается и принимает роль в игре со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет | Оценивает свои возможности, соблюдает правила и преодолевает трудности в играх с правилами, может объяснить сверстникам правила игры | Следит за опрятностью своего внешнего вида. Не нуждается в помощи взрослого в одевании/ раздевании, приеме пищи, выполнении гигиенических процедур | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||||
1 | ||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Проявляет познавательный интерес в быту и в организованной деятельности, ищет способы определения свойств незнакомых предметов | Знает свое имя и фамилию, страну и адрес проживания, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение | Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России. | Может назвать некоторые достопримечательности родного города/ поселения | Имеет представление о космосе, планете Земля, умеет наблюдать за Солнцем и Луной как небесными объектами, знает о их значении в жизнедеятельности всего живого на планете (смена времени года, смена дня и ночи) | Знает и называет зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых | Количественный и порядковый счет в пределах 20, знает состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5) | Составляет и решает задачи в одно действие на «+», пользуется цифрами и арифметическими знаками | Знает способы измерения величины: длины, массы. Пользуется условной меркой. | Называет отрезок, угол, круг, овал, многоугольник, шар, куб, проводит их сравнение. Умеет делить фигуры на несколько частей и оставлять целое | Знает временные отношения: день – неделя – месяц , минута – час (по часам), последовательность времени года и дней недели | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||||
Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | Сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Речевое развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Называет некоторые жанры детской литературы, имеет предпочтение в жанрах воспринимаемых текстов, может интонационно выразительно продекламировать небольшой текст | Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине | Различает звук, слог, слово, предложение, определяет их последовательность | При необходимости обосновать свой выбор употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, сложные предложения | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Знает некоторые виды искусства, имеет предпочтение в выборе вида искусства для восприятия, эмоционально реагирует в процессе восприятия | Знает направления народного творчества, может использовать элементы в театрализованной деятельности | Создает модели одного и того же предмета из разных видов конструктора и бумаги (оригами) по рисунку и словесной инструкции | Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания | Может ритмично Правильно пользуется ножницами, может резать по извилистой линии, по кругу, может вырезать цепочку предметов из сложенной бумаги | Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие | Исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии: может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||
15 | |||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Физическое развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Знает о принципах здорового образа жизни (двигательная активность, закаливание, здоровое питание, правильная осанка) и старается их соблюдать | Называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами | Выполняет ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног | Умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку | Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении | Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, в движущуюся цель, отбивает и ловит мяч | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к мониторингу: Подготовительная группа.
Упражнения для проведения мониторинга по физ. воспитанию, для детей подготовительной группы, в виде таблице в соответствии с ФГТ....
Мониторинг подготовительной группы.
Диагностическое обследование детей подготовительной группы....
Мониторинг подготовительная группа 2016-2017 учебный год
Диагностика подготовительная группа...
Мониторинг -подготовительной группы "Осьминожки"
Мониторинг...
Мониторинг подготовительная группа на начало 2017 -2018 учебный год
Справка мониторинга...
Образец - мониторинг подготовительная группа
Мониторинг ( подготовительная группа) по всем разделам просто и доступно....
Мониторинг подготовительной группы 2017-2018 гг.
мониторинг...