программа "Совенок" по работе с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по работе с с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_sovenok.docx | 76.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «СОВЁНОК »
по работе с детьми старшего дошкольного возраста
с признаками одаренности
Составил: педагог-психолог Осипова Е.П.
Таланты редки и их надо беречь
и сохранять, в них настоящая сила нации.
В.Вернандский
Программа кружка «СОВЁНОК»
по работе с детьми старшего дошкольного возраста
с признаками одаренности
Программа рассчитана на воспитанников
старшего дошкольного возраста ДОО
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы: создание оптимальных условий в ДОО для развития воспитанников старшего дошкольного возраста с признаками одаренности посредством формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
1. Выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОО.
способствовать расширению кругозора;
2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста логическое и творческое мышление, речь, развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу и развивающие игры.
3. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей программы ДОО. Особое внимание обращено на развитие логического мышления старших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала воспитанники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы: воспитанники старшего возраста ДОО
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия по 30 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности:
решение логических задач по разным направлениям деятельности;
работа с различными источниками информации;
составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Формы проверки результативности занятий:
выпуск книг-самоделок собственных логических заданий
подготовка и проведение детьми «Минуток смекалки» в группе ДОО
участие в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов реализации программы: интеллектуальный конкурс.
Разделы программы:
- прямой и переносный смысл речевых оборотов;
- математические логические задачи;
- логические задачи на применение общих знаний.
Результатами изучения курса являются универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- Учиться совместно с педагогом обнаруживать и формулировать проблему совместно с педагогом.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных педагогом энциклопедиях, в специальной литературе
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит игровой, развивающий материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять.
Коммуникативные:
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в обычной беседе.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Календарно – тематическое планирование занятий
кружка «Совёнок»
Тема занятия. Содержание занятий
1-2
Знакомство. Наши имена
Знакомство со значениями имён, разгадывание и составление кроссвордов из своего имени
3-4
Что бы это значило?
Обучение решению и составлению рисуночных ребусов
5-6
Что скрывает картинка?
Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа с закрашиванием картинок
7-8
Ребусы
Обучение решению и составлению ребусов с предлогами
9-10
Карусель загадок
Обучение разгадыванию и составлению загадок
11-12
Загадки - шарады
Обучение разгадыванию шарад
13-14
Путешествие в сказку
Решение загадок и логических задач о сказочных героях
15-16
Секреты анаграммы
Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению
17-18
Крылатые слова
Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением
19-20
Пословица недаром молвится
Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц
21-22
Шиворот - навыворот
Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними
23-24
Волшебный квадрат
Обучение решению на количество геометрических фигур
25-26
Игры со счетными палочками
Решение задач, выкладывание из палочек фигур по образцу
27-28
Весёлая арифметика
Решение и составление задач - шуток
29-30
Умные цепочки
Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего»
31-32
Что увидел Шерлок Холмс?
Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей
33
Магазин головоломок
Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами общенияпри проведении занятий в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-путешествия, игры-конкурсы, почемучкины игры.
Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности. Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Литература
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян «Крылатые слова», М, Астрель, 2001
- В.Волина «Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина «Праздник букваря», М, 1995
- В.Волина «Праздник числа» М, 19953
- Ю.Гурин «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Е. Минский «От игры к знаниям» М, 1982
- Л. Мищенкова «25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л. Мищенкова «25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
- Материалы интернет сайта: https://infourok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...
: «Методика использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одаренных певческими способностями».
Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она способствует развитию о...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...
План сопровождения ребёнка старшего дошкольного возраста, с признаками одаренности в области познавательного развития (математическое развитие)
План работы с одаренным ребенком старшего дошкольного возраста на год по математическому развитию...
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности.
В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физи...