ДОКЛАД ПО ТЕМЕ «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».
материал (старшая группа)
Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития
интеллектуально- творческого потенциала ребенка.
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего — в игре.
Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.
Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок — это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая.
Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами,
игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и
самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.
Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе — игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а
интересным и необычным занятием.
Игра : « Антонимы»
Скажу я слово высоко, ответите вы… (низко)
Скажу я слово далеко, ответите вы … (близко)
Скажу я слово «потолок» , ответите мне …(пол)
Скажу я слово «потерял», а вы в ответ… (нашёл)
Сейчас скажу я слово «трус», Ответите …(храбрец)
Теперь «начало» я скажу - вы отвечаете… (конец)
Интеллектуальные игры : вопросы и их классификации и разработки»
В настоящее время ведутся споры среди людей, занимающихся игроведением, в стремлении добиться единой терминологии в этой области. Но мы представим своё понимание смысла слова «ИГРА».
Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
1.Рассмотрим учебную цель:
а) проверить уровень полученных знаний.
В данном случае игра выступает в роли видоизменённой проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учёт знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
б) Стимулировать самостоятельное изучение материала. Игрокам заранее сообщается тема и объём материала, который будет задействован. Например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего дня – это «Геометрические ассорти». Или чтение сказок взрослых ребёнку, или экскурсии… Здесь игра
является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.
Регулярное проведение игр такой направленности даёт детям много знаний.
2 . Развивающие цели.
Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
Это основные цели проведения игр типа «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры.
Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Давайте рассмотрим схему Ю. Таничева. Если хорошо разобраться, из представленных типов интеллектуальных игр можно самостоятельно разрабатывать элементы для получения
собственной формы игр.
Основные типы интеллектуальных игр:
Викторины
Стратегии
Тестовая викторина (ТВ-игра)
Сюжетная викторина (СВ-игра)
Ролевая стратегия
Экономическая стратегия
Боевая стратегия
«О, счастливчик!»,
«Что? Где? Когда?»
«Полундра!»
Импровизационная
«Экспромт-театр»
Сценарная
«Яхта»
«Менеджер»
Шашки,
шахматы
Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока –викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.
Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным
планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gmo.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Котовска Тамбовской области детский сад №3 «Сказка»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ
«Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у детей».
Воспитатель: Ватомская О.Н.
Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития
интеллектуально- творческого потенциала ребенка.
Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего — в игре.
Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.
Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок — это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая.
Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.
Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами,
игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и
самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).
Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.
Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.
Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе — игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а
интересным и необычным занятием.
Игра : « Антонимы»
Скажу я слово высоко, ответите вы… (низко)
Скажу я слово далеко, ответите вы … (близко)
Скажу я слово «потолок» , ответите мне …(пол)
Скажу я слово «потерял», а вы в ответ… (нашёл)
Сейчас скажу я слово «трус», Ответите …(храбрец)
Теперь «начало» я скажу - вы отвечаете… (конец)
Интеллектуальные игры : вопросы и их классификации и разработки»
В настоящее время ведутся споры среди людей, занимающихся игроведением, в стремлении добиться единой терминологии в этой области. Но мы представим своё понимание смысла слова «ИГРА».
Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.
1.Рассмотрим учебную цель:
а) проверить уровень полученных знаний.
В данном случае игра выступает в роли видоизменённой проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учёт знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
б) Стимулировать самостоятельное изучение материала. Игрокам заранее сообщается тема и объём материала, который будет задействован. Например, дать задание детям повторить дома с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего дня – это «Геометрические ассорти». Или чтение сказок взрослых ребёнку, или экскурсии… Здесь игра
является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.
Регулярное проведение игр такой направленности даёт детям много знаний.
2 . Развивающие цели.
Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
Это основные цели проведения игр типа «викторина». Очень важно и ответственно отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры.
Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.
Давайте рассмотрим схему Ю. Таничева. Если хорошо разобраться, из представленных типов интеллектуальных игр можно самостоятельно разрабатывать элементы для получения
собственной формы игр.
Основные типы интеллектуальных игр:
Викторины
Стратегии
Тестовая викторина (ТВ-игра)
Сюжетная викторина (СВ-игра)
Ролевая стратегия
Экономическая стратегия
Боевая стратегия
«О, счастливчик!»,
«Что? Где? Когда?»
«Полундра!»
Импровизационная
«Экспромт-театр»
Сценарная
«Яхта»
«Менеджер»
Шашки,
шахматы
Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока –викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.
Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.
Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным
планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).
В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.
Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....
Проект Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития математических способностей дошкольников»
Данный проект раскрывает суть о развитии математических способностей у дошкольников черед интеллектуальные игры...
«Театрализованная игра как средство развития творческих способностей у детей подготовительной группы через ТРИЗ»
развитие творческих способностей детей подготовительной группы через ТРИЗ в театрализованной игре...
Игра, как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
В материале,которым я хочу поделиться, я попыталась показать и рассказать, как можно наиболее интересно, занимательно, развивать в детях творческие способности с помощью игр, музыкальных этюдов., упра...
Консультация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей у детей"
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, умение ставить себя на его место в различны...
Мастер - класс по теме "Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребёнка"
Данный материал содержит описание плана проведения мастер - класса, а также даётся теоретический материал по содержанию и значению основных интеллектуальных игр....