Эссе на тему «Моя педагогическая философия»
статья
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Моя педагогическая философия»
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь; и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели – люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии — любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.
В условиях модернизации системы образования, перехода на качественно новый ее уровень ключевая роль реализации требований общества отводится личности педагога. В процессе реализации ФГОС ДО современный педагог должен создать условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного роста, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, во всех видах деятельности.
Профессиональный стандарт педагога предъявляет новые требования к современному воспитателю, когда компетентность, профессионализм, творчество, инициативность, готовность брать ответственность на себя являются главными качествами педагога. Педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский).
В каждый период развития общества перед воспитателем ставятся разные задачи, но одна остается всегда – развитие всесторонне-развитой, физически здоровой личности.
Воспитатель сегодня должен быть современным человеком, способным обучаться, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения, чтобы помочь детям лучше адаптироваться в современном мире. Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию. Личностно-профессиональная позиция воспитателя - не врождённое качество. Она формируется под влиянием образовательной окружающей среды. В процессе модернизации системы образования в России приоритетной становится диалоговая модель воспитания, основанная на ценностно-смысловом равенстве педагога и ребёнка. Поднимаются вопросы интеграции личностной и профессиональной составляющих гуманистической позиции воспитателя. Считаю, что воспитатель и ребёнок являются друзьями, и партнёрами, уважающими друг друга. XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому воспитатель должн уметь общаться, обмениваться информацией на современном уровне, быть компетентн в области информационно-коммуникативных технологий, чтобы отвечать требованиям действующих нормативно-правовых документов, получать полное представление о профессиональных составляющих современного педагога. Воспитатель - это творческий человек, владеющий современными информационными технологиями и внедряющий их в образовательно-воспитательный процесс, ищущий новые методы и формы работы с дошкольниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Роль ребенка, как пассивного объекта обучения осталась в прошлом. Система образования сегодня ориентирована на развитие творческой активной личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.
ФГОС определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Они предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через занятия, а другие инновационные формы работы. Одной из таких форм является опытно-экспериментальная деятельность, дающая возможность ребёнку творчески формировать интерес и потребность к активной созидательной деятельности.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста?
Для малышей характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой, объектами окружающего вида к их пониманию.
Основным методом в экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками, было выбрано проведение элементарных опытов.
Их новизна и теоретическая значимость заключается, во – первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В – третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование одноразовая посуда, целлофановые пакеты. Опыты используются для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводится консультации, оформляем папки-передвижки, буклеты. Родители, в свою очередь, помогают в оборудовании и пополнении уголка экспериментирования необходимыми материалами.
В ходе работы, было выявлено, что такие игры–экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление.
Топорова Ирина Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"
Дети - это самое лучшее, что есть в нашей жизни"....
Эссе на тему : "Моя педагогическая философия"
Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"...
Эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Наука педагогика наработала огромный опыт, сделала множество открытий, но я так думаю трудно быть специалистом по образованию, не раскрыв самый главный секрет нашей профессии. «Самое гла...
Эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Каждый день, открывая с детьми что-то новое и интересное, мы вместе учимся радоваться каждому моменту, искать положительное во всем. И в эти моменты, я понимаю истину высказывания П. Коэльо. Ведь не т...
Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...
Эссе на тему "Моя педагогическая философия"
Эссе было написано для участия в муниципальном этапе профессионального конкурса «Воспитатель года" – 2014»...