ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной. А формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_predmetnoy_deyatelnosti.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Каждый человек, появившись на свет, уже готов к восприятию мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной. А формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное развитие.
В своей многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.
Сенсорное развитие (воспитание) означает целенаправленное совершенствование у детей процессов ощущения, восприятия, представления.
Однако сенсорное воспитание эффективно только тогда, когда оно неразрывно связано с повседневной, естественной жизнью ребёнка, которая наполнена активными действиями, направленными на исследование окружающих предметов и объектов. Сенсорное восприятие не может идти умозрительно! Поэтому особую актуальность в плане сенсорного развития дошкольников приобретает предметная деятельность.
Предмет, который ребёнок осматривает, воздействует на зрительное восприятие. С помощью рук малыш ощущает его твёрдость, шероховатость и пр. Звуки, издаваемые предметом, развивают его слух. Это уже значительная часть развития маленького человека – непосредственное чувственное познание действительности. Когда же ребёнок путём манипуляций с окружающими его предметами осваивает разнообразные действия, он непроизвольно запоминает цвет, форму и свойства динамики; развивается моторика, координация движений и память. То есть, с одной стороны – предметная деятельность малышей – часть сенсорного воспитания, с другой стороны – это универсальный путь развития ребёнка, в процессе прохождения которого развиваются все сенсорные способности, обогащается речь, расширяется кругозор и игровой опыт детей раннего возраста.
В период от одного года до трёх лет необходимо обеспечить ребёнку максимальные возможности для ознакомления с самыми разнообразными предметами и помочь овладеть ему всеми возможными действиями с этими предметами.
Это поможет сформировать основу для полноценного интеллектуального развития дошкольника, так как направит в русло единой системы основные познавательные процессы ребёнка, включая речь.
Сенсорное развитие детей раннего возраста – уникальный в своем роде процесс. Уникальность этого раздела дошкольного воспитания отличается особым единством взглядов всех исследователей, занимавшихся в разное время проблемами сенсорики.
Многие известные ученые сходятся во мнении, что основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, игры, звукового анализа, труда в природе и других аспектов.
Это вполне естественно, так как развитие сенсорных процессов «само собой» в ходе самостоятельной деятельности детей (или бессистемной совместной деятельности с воспитателем) затруднено. Детям трудно одновременно решать несколько задач – выполнять собственно практические действия и вместе с тем воспринимать, и анализировать предмет. Поэтому целенаправленная манипулятивная предметная деятельность должна предваряться (и параллельно сочетаться) с совершенствованием сенсорных процессов.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности называется обследованием. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей раннего возраста. В процессе обследования малыши овладевают умением воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков.
Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.
Выделенные как содержание сенсорного воспитания, эти свойства становятся объектом специально организованного восприятия. В результате этого процесса происходит успешное овладение ими и создаётся основа для эффективного формирования различных видов деятельности детей.
Поэтому педагогу важно представлять себе, с чего начинать сенсорное развитие своих воспитанников. В этом хорошим подспорьем являются разработки Э. Г. Пилюгиной. Тематическое планирование индивидуальных или подгрупповых занятий и игр направлены на обследование предметов окружающего мира с целью выделения их свойств, ознакомление их с цветом, формой и овладение азов предметной деятельности. Это является отличным фундаментом для дальнейшего успешного овладения действиями с предметами.
При обследовании предмета перед использованием его в деятельности (например, в рисунке или конструировании) главное внимание ребёнка обращается на контур, основные части. Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
1. Восприятие целостного облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина, цвет).
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже).
4. Вычленение (если есть) более мелких частей этого предмета и установление их пространственного отношения к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применён для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщённым.
Если сравнивать способы обследования, применяемые в конструктивной и изобразительной деятельности, со способами обследования в процессе труда, то становится ясно, что разные способы обследования дают различные результаты. Это определяется самими задачами деятельности: в конструктивной и изобразительной деятельности дети должны воспроизводить все основные части обследуемого предмета и их пространственное расположение, а для этого необходимо иметь достаточно полное представление как о целом предмете, так и о его частях. В процессе труда в природе детям важно лишь отличать сухую землю от влажной, рыхлую от плотной, культурное растение от сорняка и для этого достаточно иметь представление об отдельных характерных признаках почвы, растений.
Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Сложность обследовательских действий также должна дифференцироваться в зависимости от возраста детей. Ещё необходимо учитывать, что период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития. Поэтому при повторном занятии действия с предметом не должны копироваться полностью: простое копирование может привести к механическому, ситуативному заучиванию, а не к поступательному развитию умственных способностей.
Главное – наличие системы действий, в процессе которых дети будут подготовлены к освоению всего комплекса «эталонов». Комплекс эталонов, или, по выражению Э. Г. Пилюгиной, «эталонная система» включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, а также чёрный и белый; пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); три величины (большой, средний, маленький). Поэтому целесообразно в первую очередь формировать у ребёнка представления именно об этих эталонах.
Предметная деятельность – ведущая в раннем возрасте. Она оказывает особое воздействие на умственное развитие ребёнка. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная задача педагога – с помощью таких игрушек обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор предметов по их сходству и различию.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрёшками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они образуют дидактическую систему, связанную с обучением ребёнка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Ещё они учат думать. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
«Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления». Дидактические игрушки напрямую развивают руку ребёнка (ручную умелость) и мелкую моторику пальцев. Дети с такой подготовкой обычно более готовы к мыслительной деятельности, к экспериментированию, выполнению различных конструктивных действий.
Игры и действия с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Следовательно, развивается и память.
Процесс работы по сенсорному развитию детей через предметную деятельность требует освоения детьми системы специальных умений и навыков, которые обычно называются техникой деятельности. Наиболее сложна она там, где требуются действия с инструментами (лопаткой, ножницами, кистью и т. п.)
Имеют свою технику и те виды деятельности, которые связаны с манипуляцией игрушками в процессе разнообразных игр. Но все они требуют целенаправленной работы педагога, основанной на определённых принципах:
1. Системности – продуманной совокупности разнообразных форм работы с детьми, направленной на решение поставленных задач
2. Личностно-дифференцированного подхода – учёта возраста детей, физических и личностных особенностей
3. Игрового взаимодействия, обеспечивающего малышам привлекательность всех видов деятельности.
4. Здоровьесбережения – соблюдение санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к предметно- развивающей среде группы и к самим игровым атрибута и дидактическому оборудованию.
Таким образом, можно сказать, что предметная деятельность ребенка, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка младшего дошкольного возраста. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Влияние предметной деятельности на сенсорное развитие детей первой младшей группы»
Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного воспитания. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль....
"Влияние предметно-пространственной среды на развитие детей раннего возраста" март 2016 год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9910869","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...
Проектная деятельность "Сенсорное развитие детей младшего возраста, как основа умственного воспитания"
Сенсорное развитие детей, как основа умственного воспитания...
Консультация для родителей: «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений...
Консультация для воспитателей «Развивающая предметная деятельность для сенсорного развития детей раннего возраста».
В статье рассмотрена организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста для сенсорного развития детей, учитывая их возрастные особенности. К созданию предметно-разв...
Консультация для педагогов. Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего возраста.
Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего возраста. В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания ...
Проектная деятельность ДОУ "Сенсорное развитие детей младшего возраста"
Проектная деятельность ДОУ "Сенсорное развитие детей младшего возраста" Ребята группы в настольной игре "Радуга цвета" собирали детали в цветовом соотношении...