"Влияние предметно-пространственной среды на развитие детей раннего возраста" март 2016 год
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Влияние предметно-пространственной среды на развитие детей раннего возраста
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших государственных задач, на выполнение которой нацелены вопросы совершенствования системы образования, методов воспитания и обучения. Перед нами, педагогами дошкольниками, поставлена задача создания благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.
Одним из основных путей обновления содержания воспитания и образования является переход на личностно ориентированную модель развития и воспитания. Поэтому ведущими способами общения для меня стали понимание, признание личности ребёнка, способность занять его позицию, учесть точку зрения и не игнорировать детские чувства и эмоции. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляю в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребёнка и обогащение его речевого опыта.
На развитие детей раннего возраста огромное влияние оказывает не только воздействие взрослого, но и созданная им предметно-пространственная среда. Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определённое пространство, организованно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При создании предметной среды нужно помнить, что застывшая предметная среда не может выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестаёт пробуждать фантазию детей. Вместе с тем, определённая устойчивость и постоянство среды - это необходимое условие стабильности, привычности.
В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать познавательный интерес и способности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребёнка – дошкольника по новым ФГОС.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал. Правильное построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической защищенности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов с природным материалом. Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, предметы старинного быта и т.п.). Кроме того, предметно-пространственая среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной.
В период раннего возраста ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в игре. Поэтому игра начинается, как только малыш переступает порог группы.
В раннем возрасте в основе замысла детской игры лежит предмет. Чтобы пробудить у малышей познавательный интерес, любопытство, желание ставить и решать игровую задачу, взрослый должен каждый раз обновлять игровую среду. При создании предметно-пространственной среды необходимо создать условия для самореализации детей в игре. При этом необходимо обеспечить детей и игрушками, стимулирующими двигательную активность. Игра не является спонтанно развивающим видом деятельности. Она передаётся от старших к младшим. Игра с педагогом ориентирована именно на передачу детям способа игры, а поддержка и дальнейшее её развитие в значительной степени становятся функцией предметно-игровой среды, организованной взрослыми.
Создавая предметно-развивающую среду, я поставила перед собой задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству.
Мебель и оборудование в группе я расположила так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.
Пространство групповой комнаты условно поделено на центры:
В «Центре познавательно-исследовательской деятельности» у детей формируются ручная умелость, сенсорные эталоны. Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию речи, развивают творческие способности малышей, усидчивость, улучшают координацию движений.
Игры в «Центре воды и песка» способствуют развитию тактильных ощущений, что влияет на развитие мелкой моторики рук.
Создавая постройки в «Центре конструирования», дети представляют, какой она будет в конечном итоге и в какой последовательности следует совершать движения. Во время выполнения движений у ребенка развивается мелкая мускулатура пальцев, пространственное и тактильное восприятие, зрительно- моторная координация и творческая активность.
В «Центре игры» дети реализуют социально-коммуникативную деятельность, формируют морально-нравственные нормы и ценности.
В «Центре театра» мы ставим сказки, работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой.
В «Центре музыки» дети знакомятся с музыкальными инструментами, учатся узнавать их по звучанию. При тактильном восприятие, происходит развитие мелкой моторики (игры на металлофоне, барабане, игры в бубен).
В «Центре двигательной активности» у детей развивается крупная и мелкая моторика, ловкость и выносливость.
В «Центре книги» дети рассматривают иллюстрации. Листая страницы, нажимая на клавиши книг, у них развивается мелкая моторика рук.
Много в нашей группе развивающих настольных игр. Которые способствуют развитию внимания, логического мышления, памяти, мелкой моторики рук и как следствие развитие речи.
Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творчеству.
Список литературы:
1. ФГОС дошкольного образования, Министерство образования и науки Российской Федерации.
2. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
3.Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет: Пособие для воспитателей и родителей. - М.: «Мозаика-Синтез».2003.
4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: /Н.А.Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС
Задачи развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...
Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста
Актуальность вопроса связана и с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.Предметно-пространственная среда должна быть содержательно-нас...
Влияние предметно - пространственной музыкальной среды на художественно-музыкальное развитие дошкольников
Выступление на педагогическом совете МКДОУ№12...
Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.
С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» - Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...
Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей раннего возраста
Консультация для родителей...
Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей раннего возраста
Консультация для родителей...
Презентация "Предметно – пространственная развивающая среда на развитие нравственно – патриотических чувств у детей раннего дошкольного возраста"
Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатс...