Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего возраста.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания – знакомства с формой, величиной, цветом, пространственными представлениями, звуками.
Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра, величина. При организации игровой деятельности необходимо задействовать в процессе решения задач как можно больше сенсомоторной информации.
Дидактические игры выполняют еще одну функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей:
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
2-й уровень: целенаправленные пробы.
3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактический смысл упражнений заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.
Необходимо отметить и то, что развитие образов восприятия у ребенка происходит в процессе выполнения им все более сложных перцептивных действий. При этом овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов.
На первом из них выявление ребенком свойств, предметов, учет которых необходим для выполнения практического действия, осуществляется в самом процессе такого действия, а результат достигается путем практических проб. Затем начинает складываться ориентировочное действие, предшествующее практическому и позволяющее ребенку обследовать нужные свойства и отношения предметов, используя внешние приемы (ощупывание, наложение, прикладывание друг к другу и т.п.).
На втором этапе в ориентировочных действиях место внешних приемов занимают движения воспринимающих органов – осматривающего предметы глаза, ощупывающей их руки, при помощи которых создается образ ситуации, предопределяются направление практических действий.
Наконец, на третьем этапе сложившиеся перцептивные действия начинают осуществляться без видимых внешних проявлений: ребенку достаточно бросить взгляд на предметы, чтобы обнаружить их свойства и отношения, важные для решения практической задачи. Это говорит о том, что специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок развитию дошкольников.
Задача педагогов в детских учреждениях или родителей в семье заключается в организации игрового места малыша, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш учится понимать их свойства – величину, форму, а затем и цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Мы должны в первую очередь помнить и учитывать, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми.
Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые дети играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Игры с природным материалом позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого сделаны.
Игры - инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»). Одним из видов является дидактическая игра, которая позволяет приобщить детей к жизни в доступных для понимания формах. Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей раннего возраста, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. С этого возраста идеальным средством сенсорного воспитания являются такие дидактические игры и игрушки как пирамидка (идеальная, универсальная игрушка), различные вкладыши, детские пазлы и т.д. Играя в пирамидку, ребёнок осваивает цвет и величину предметов.
Уже с полутора лет можно проводить наблюдения за природными явлениями и играть с природными материалами. (Весной проводят наблюдение за птицами, детям предлагают почувствовать ветерок, потрогать первую траву. Летом рассматривают цветы, их размер, форму, цвет; детям предлагают хождение босиком по песку, игры с песком. Осенью отмечают окраску осенней листвы, собирают шишки, красивые камушки. Зимой исследуют фактуру снега, его свойства).
Прежде, чем что-то нарисовать или слепить, или сделать аппликацию необходимо рассмотреть предмет и выделить его особенности. В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству: (закрывает мышку в окошке красного цвета красной заслонкой, собирает в коробку только круглые предметы и т.д.)
В работе по сенсорному воспитанию детей используют игры различной направленности:
Дидактические игры на формирование представлений о цвете: «Найди пару по цвету», «Разноцветные карандаши», «Посади бабочку» и др.
Дидактические игры на формирование представлений о форме: «Что лежит в мешочке»», «Домик с крышей», «Укрась коврик» и др.
Дидактические игры на формирование представлений о величине: «Башенка», «Три квадрата», «Какой мяч больше?» и др.
Необходимо отметить, что руководство дидактическими играми должно всемерно сохранять их самостоятельную игровую форму и заинтересованность младших дошкольников в игре.
Дидактическая игра "Разноцветные карандаши".
Необходимое оборудование:
Деревянные карандаши разных цветов (красный, синий, желтый, желтый) - 4 штуки, пластмассовые стаканчики разных цветов, (4штуки), игрушки: картонная коробка.
Ход игры: Воспитатель: дети посмотрите, у меня есть коробочка, давайте посмотрим, что в ней лежит? Сколько в ней карандашей много и все они разного цвета. Есть синий, желтый, красный и зеленый карандаши. Сейчас мы попробуем разложить карандаши красиво, по стаканчикам, которые стоят у меня на столе. В красный стаканчик я поставлю красный карандашик, в желтый стаканчик поставлю желтый карандашик, а теперь вы попробуйте навести порядок самостоятельно, найти синий карандашик и к нему
стаканчик такого же цвета, зеленый карандашик к нему стаканчик такого же цвета.
Дидактическая игра «Что лежит в мешочке».
Необходимое оборудование:
Мешочек, набор геометрических фигур: круг, кубик, кирпичик, крыша, муляжи фруктов, овощей (круглой формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), желуди, шишки; маленькие флажки (треугольной формы).
Ход игры: Воспитатель: у меня в руке волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Воспитатель показывает и называет геометрические фигуры: (круг, кубик, кирпичик, крыша.), предлагает детям потрогать руками и закрепить название в речи.
Сейчас я все фигурки спрячу в волшебный мешочек и мы будет их доставать.
Воспитатель сначала предлагает детям достать геометрические фигуры, а затем муляжи и положить их к похожей фигуре по форме. Например, я достану из мешочка и скажу: это помидор- он круглой формы и положу рядом с кругом, а теперь вы попробуйте сделать тоже самое.
Дидактическая игра «Башенка».
Необходимое оборудование:
Стаканчики кубической формы, разной величины: самый большой, поменьше, самый маленький. По (3 штуки) на каждого ребенка.
Ход игры: Воспитатель: дети, у меня на столе стоят 3 стаканчика разной формы: я сейчас вам покажу как они могут складываться. друг в друга. Я возьму самый большой стакан в него поставлю поменьше, а затем самый маленький, Давайте теперь тоже самое попробуйте сделать сами. А теперь мы поиграем ими, построим башенку. Сначала перевернем их и начнем ставить друг на друга, сначала возьмем самый большой, затем поменьше, и самый маленький, у нас получилась башенка.
Таким образом, сенсорное воспитание служит основой познания мира. Особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получать собственный опыт. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них формируются умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития. Руководство дидактическими играми должно всемерно сохранять их самостоятельную игровую форму и заинтересованность младших дошкольников в игре.