РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья (подготовительная группа)

Шевченко Елена Владимировна

Использование ИКТ на занятиях пробуждает интерес и мотивацию детей к деятельности, рассеивает страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых детей работать в группе и, конечно же, развивает творческие способности. Нет сомнения, что одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevchenko_e.v.doc.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.В. Шевченко

воспитатель,

«МБДОУ Детский сад №12» г. Белгород

Современные дети приобщены сегодня не только к игрушкам, подвижным играм. Они живо интересуются виртуальным миром. Правильно организовать работу в этом направлении должен считать важной задачей каждый воспитатель. Они хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Использование компьютера позволяет расширить возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт комфортные условия для обогащения его кругозора. (1)

Цели использования компьютерных технологий:

  •  развитие коммуникативных способностей,
  • формирование умений работать с информацией,
  • подготовка личности «информационного общества»,
  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Дошкольники стали более открытыми, самостоятельными, инициативными, любознательными. У них появляется чувство свободы и независимости.

Детский сад – это маленький кусочек большого общества, в котором как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому следует организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. С этой целью педагогу помогут в решении этой непростой задачи такой подход как сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информационная технология – это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией. (2)

На сегодняшний день компьютерные технологии являются одним из важнейших средств обучения и воспитания дошкольников. Известно, что это единственный вид деятельности, который не регламентируется специальной образовательной программой. Такой подход требует самостоятельное обучение педагогами способов, методов и приемов по изучению  и внедрению ИКТ в свою работу.

В чем значимость использования ИКТ в работе воспитателя детского сада? Чтобы объяснить ребенку дошкольного возраста то или иное явление, следует обратиться к наглядности. Использование  новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет реализовать принцип наглядности быстро и доступно.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативным арсеналом подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, фотоаппарата, электронные доски, CD, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может помочь ребенку для развития коммуникативных способностей и расширения диапазона познания мира. (3)

Следует заметить, что использование ИКТ не предусматривает обучение детей информатике и вычислительной техники. Оно способствует преобразованию предметно-развивающей среды и развития творческой активности детей.

Чем отличаются ИКТ от обычных технических средств обучения? Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только пополнить знания ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но эта технология предусматривает развитие интеллектуальных, творческих способностей. Ведь это так  актуально в дошкольном детстве развивать умение самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Ведь еще В.А.Сухомлинский задумывался над этой проблемой в прошлом веке и писал, что активная жизнь детской мысли - это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твёрдых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе.(4)

В каждом ребенке можно найти способности и таланты. Дети от природы любознательны и хотят учиться. Использование ИКТ позволяет проявить им свои дарования. ИКТ можно применять в условиях детского сада при проведении занятий, при изучении нового материала, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного. Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности детей. Использование ИКТ позволяет воспитателю в интересной и разнообразной форме работать с ребятами, вызывая у них необходимые ответные действия. К.Д.Ушинский писал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями». Следует отметить значительную роль ИКТ в имитационной деятельности воспитанников. Так, например, прежде чем инсценировать сказку «Красная шапочка» участникам целесообразно просмотреть фильм по мотивам сказки несколько раз. И здесь на помощь приходит незаменимый Интернет. (5)

Использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) при работе с презентацией дает ребенку возможность живого созерцания интересуемого материала. Ребенок при просмотре презентации по определенной теме наглядного учится  воспринимать, переосмысливать информацию, а затем выражать свои суждения, что развивает его коммуникативные способности, по ступенькам социализироваться в современном  обществе.

Вывод: использование ИКТ на занятиях пробуждает интерес и мотивацию детей к деятельности, рассеивает страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых детей работать в группе и, конечно же, развивает творческие способности. Нет сомнения, что одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. 

Литература

  1. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. № 12. 
  2. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М., Мозаика –Синтез, 2013.
  3. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., Новая школа, 1997.
  4. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М., Мозаика – Синтез, 2016.
  5. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникативные технологии - средство развития творческой активности дошкольников

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности  дошкольников Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узн...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....

Педагогический проект "Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий"

Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

Творческий доклад «Развитие познавательной активности дошкольников посредством лего-конструирования»

Лего-конструирование помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всесторон...