Информационно-коммуникативные технологии - средство развития творческой активности дошкольников
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Давоян Марина Ивановна

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности  дошкольников

 Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Внедрение новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет реализовать принцип наглядности – одного из основных принципов педагогики.

Информационные  технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, фотоаппарата, электронные доски,  видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может для общения.

Целью использования компьютерных технологий является

 -формирование умений работать с информацией,

 -развитие коммуникативных способностей,

 -подготовка личности «информационного общества»,

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей информатике и вычислительной техники. Это прежде всего средство преобразования предметно-развивающей среды и развития творческой активности детей.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

В деятельности ДОУ использование ИКТ можно разделить

на 3 звена:

1.Использование ИКТ при организации образовательно-воспитательной  деятельности с детьми;

2.Использование ИКТ при работе с родителями;

3.Использование ИКТ в процессе работы с педагогами ДОУ.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через совместную деятельность педагога и детей.

В ходе совместной  деятельности педагога и дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

 

Охрана здоровья детей

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации . Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

 Так в своей работе я использую мультимедиа на занятиях по математике, формированию целостной картины мира, развитию речи и др.

Особенно презентации украшают такие мероприятия как развлечения, комплексные занятия.

 Например, при проведении Конкурсов чтецов  на слайдах мы можем увидеть портреты поэтов и иллюстрации к их произведениям.

Проводя итоговое занятие «Что? Где? Когда?» на экранах появлялись видео вопросы и веселые сказочные герои.

Готовясь ко Дню Матери мы вместе с родителями и детьми создали фото презентацию «Моя мама».

Планируя тематические недели, мы в план включаем такие презентации как «Времена года», «Новый год», «Перелетные птицы», «9Мая», «Насекомые». Такие методы работы делают образовательный процесс привлекательнее и интереснее.

Как мы создаем «Электронные книги»

Используя мультимедийные презентации, у нас возникла идея с помощью них создавать так называемые «Электронные книги».

Для этого мы «соединяем» продуктивную деятельность детей и творческое рассказывание. Придумываем историю-рассказ или сказку, рисуем, лепим персонажей. Или наоборот – сначала придумываем героев, а далее сочиняем все вместе увлекательную историю. Героев таких книг, фоновые рисунки, пейзажи, отдельные предметы ребята создают на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисованию, лепке, аппликации) и во время совместной деятельности с воспитателем. Во время этих занятий мы стараемся использовать и традиционные и  нетрадиционные приемы и техники, такие как монотипию, кляксографию, аппликацию из нитей и т.д.

 С помощью цифрового фотоаппарата создаем кадры с участием героев, устанавливаем их последовательность. Добавляем в кадры совместно придуманный  текст. Стараемся, чтобы предложения были краткими, четкими. После этого полученный «синтез» помещаем в программу создания презентаций POWERPOINT .  Далее добавляем спецэффекты, анимацию. Обязательно пишем всех авторов произведения. Получаются «Электронные книги» с движущимися картинками. Ребята еще  их называют «Мультики».

В работе над созданием детских электронных книг мы используем как групповые,  так и подгрупповые и индивидуальные методы работы.

Вывод

 -В такой деятельности как никогда проявляется вся творческая активность детей и самого педагога.

-Расширяются возможности интеллектуального развития дошкольников.

-Ребенок чувствует свою значимость, свой вклад в создание книги.  Повышается его самооценка и уверенность в себе.

-Уровень самостоятельности становится выше.

- Появляется желание придумывать новое,  интересное,  развивается воображение, необходимость в творчестве, созидании.  Даже самые застенчивые дети начинают проявлять инициативу, привлекают родителей к этой деятельности.

-Все это в свою очередь приводит к развитию коммуникативных способностей, умению договариваться со сверстниками, уважать мнения сверстников.

Итак, на мой взгляд, внедрение и использование ИКТ в воспитательно-образовательный процесс становится необходимым условием для развития творческой активности и социализации современных дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности  дошкольников

 Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Внедрение новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет реализовать принцип наглядности – одного из основных принципов педагогики.

Информационные  технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, фотоаппарата, электронные доски,  видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может для общения.

Целью использования компьютерных технологий является

 -формирование умений работать с информацией,

 -развитие коммуникативных способностей,

 -подготовка личности «информационного общества»,

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей информатике и вычислительной техники. Это прежде всего средство преобразования предметно-развивающей среды и развития творческой активности детей.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

В деятельности ДОУ использование ИКТ можно разделить

на 3 звена:

1.Использование ИКТ при организации образовательно-воспитательной  деятельности с детьми;

2.Использование ИКТ при работе с родителями;

3.Использование ИКТ в процессе работы с педагогами ДОУ.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через совместную деятельность педагога и детей.

В ходе совместной  деятельности педагога и дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Охрана здоровья детей

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации . Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

 Так в своей работе я использую мультимедиа на занятиях по математике, формированию целостной картины мира, развитию речи и др.

Особенно презентации украшают такие мероприятия как развлечения, комплексные занятия.

 Например, при проведении Конкурсов чтецов  на слайдах мы можем увидеть портреты поэтов и иллюстрации к их произведениям.

Проводя итоговое занятие «Что? Где? Когда?» на экранах появлялись видео вопросы и веселые сказочные герои.

Готовясь ко Дню Матери мы вместе с родителями и детьми создали фото презентацию «Моя мама».

Планируя тематические недели, мы в план включаем такие презентации как «Времена года», «Новый год», «Перелетные птицы», «9Мая», «Насекомые». Такие методы работы делают образовательный процесс привлекательнее и интереснее.

Как мы создаем «Электронные книги»

Используя мультимедийные презентации, у нас возникла идея с помощью них создавать так называемые «Электронные книги».

Для этого мы «соединяем» продуктивную деятельность детей и творческое рассказывание. Придумываем историю-рассказ или сказку, рисуем, лепим персонажей. Или наоборот – сначала придумываем героев, а далее сочиняем все вместе увлекательную историю. Героев таких книг, фоновые рисунки, пейзажи, отдельные предметы ребята создают на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисованию, лепке, аппликации) и во время совместной деятельности с воспитателем. Во время этих занятий мы стараемся использовать и традиционные и  нетрадиционные приемы и техники, такие как монотипию, кляксографию, аппликацию из нитей и т.д.

 С помощью цифрового фотоаппарата создаем кадры с участием героев, устанавливаем их последовательность. Добавляем в кадры совместно придуманный  текст. Стараемся, чтобы предложения были краткими, четкими. После этого полученный «синтез» помещаем в программу создания презентаций POWERPOINT .  Далее добавляем спецэффекты, анимацию. Обязательно пишем всех авторов произведения. Получаются «Электронные книги» с движущимися картинками. Ребята еще  их называют «Мультики».

В работе над созданием детских электронных книг мы используем как групповые,  так и подгрупповые и индивидуальные методы работы.

Вывод

 -В такой деятельности как никогда проявляется вся творческая активность детей и самого педагога.

-Расширяются возможности интеллектуального развития дошкольников.

-Ребенок чувствует свою значимость, свой вклад в создание книги.  Повышается его самооценка и уверенность в себе.

-Уровень самостоятельности становится выше.

- Появляется желание придумывать новое,  интересное,  развивается воображение, необходимость в творчестве, созидании.  Даже самые застенчивые дети начинают проявлять инициативу, привлекают родителей к этой деятельности.

-Все это в свою очередь приводит к развитию коммуникативных способностей, умению договариваться со сверстниками, уважать мнения сверстников.

Итак, на мой взгляд, внедрение и использование ИКТ в воспитательно-образовательный процесс становится необходимым условием для развития творческой активности и социализации современных дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

«Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников»

Целью использования современных технологий является -формирование умений работать с информацией, -развитие коммуникативных способностей, -подготовка личности «информационного обще...

Презентация на тему: «Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников" ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "Знаешь ли ты?"

ЗАДАЧИ:1. Развивать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для работы в технике живопись.2. Воспитывать ценностное отношение к продукту своей творческой деятельности(образовательная о...

Экспериментирование как средство развития творческой активности дошкольников

Краски в нашей жизни играют большую роль. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремится найти способ украсить действительность....

Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"

Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...

«Технология ТРИЗ как средство развития творческой активности дошкольников»»

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности...