Информационно-коммуникативные технологии - средство развития творческой активности дошкольников
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности дошкольников
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Внедрение новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет реализовать принцип наглядности – одного из основных принципов педагогики.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, фотоаппарата, электронные доски, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может для общения.
Целью использования компьютерных технологий является
-формирование умений работать с информацией,
-развитие коммуникативных способностей,
-подготовка личности «информационного общества»,
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей информатике и вычислительной техники. Это прежде всего средство преобразования предметно-развивающей среды и развития творческой активности детей.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
В деятельности ДОУ использование ИКТ можно разделить
на 3 звена:
1.Использование ИКТ при организации образовательно-воспитательной деятельности с детьми;
2.Использование ИКТ при работе с родителями;
3.Использование ИКТ в процессе работы с педагогами ДОУ.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через совместную деятельность педагога и детей.
В ходе совместной деятельности педагога и дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
Охрана здоровья детей
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками
В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации . Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Так в своей работе я использую мультимедиа на занятиях по математике, формированию целостной картины мира, развитию речи и др.
Особенно презентации украшают такие мероприятия как развлечения, комплексные занятия.
Например, при проведении Конкурсов чтецов на слайдах мы можем увидеть портреты поэтов и иллюстрации к их произведениям.
Проводя итоговое занятие «Что? Где? Когда?» на экранах появлялись видео вопросы и веселые сказочные герои.
Готовясь ко Дню Матери мы вместе с родителями и детьми создали фото презентацию «Моя мама».
Планируя тематические недели, мы в план включаем такие презентации как «Времена года», «Новый год», «Перелетные птицы», «9Мая», «Насекомые». Такие методы работы делают образовательный процесс привлекательнее и интереснее.
Как мы создаем «Электронные книги»
Используя мультимедийные презентации, у нас возникла идея с помощью них создавать так называемые «Электронные книги».
Для этого мы «соединяем» продуктивную деятельность детей и творческое рассказывание. Придумываем историю-рассказ или сказку, рисуем, лепим персонажей. Или наоборот – сначала придумываем героев, а далее сочиняем все вместе увлекательную историю. Героев таких книг, фоновые рисунки, пейзажи, отдельные предметы ребята создают на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисованию, лепке, аппликации) и во время совместной деятельности с воспитателем. Во время этих занятий мы стараемся использовать и традиционные и нетрадиционные приемы и техники, такие как монотипию, кляксографию, аппликацию из нитей и т.д.
С помощью цифрового фотоаппарата создаем кадры с участием героев, устанавливаем их последовательность. Добавляем в кадры совместно придуманный текст. Стараемся, чтобы предложения были краткими, четкими. После этого полученный «синтез» помещаем в программу создания презентаций POWERPOINT . Далее добавляем спецэффекты, анимацию. Обязательно пишем всех авторов произведения. Получаются «Электронные книги» с движущимися картинками. Ребята еще их называют «Мультики».
В работе над созданием детских электронных книг мы используем как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные методы работы.
Вывод
-В такой деятельности как никогда проявляется вся творческая активность детей и самого педагога.
-Расширяются возможности интеллектуального развития дошкольников.
-Ребенок чувствует свою значимость, свой вклад в создание книги. Повышается его самооценка и уверенность в себе.
-Уровень самостоятельности становится выше.
- Появляется желание придумывать новое, интересное, развивается воображение, необходимость в творчестве, созидании. Даже самые застенчивые дети начинают проявлять инициативу, привлекают родителей к этой деятельности.
-Все это в свою очередь приводит к развитию коммуникативных способностей, умению договариваться со сверстниками, уважать мнения сверстников.
Итак, на мой взгляд, внедрение и использование ИКТ в воспитательно-образовательный процесс становится необходимым условием для развития творческой активности и социализации современных дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности дошкольников
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.
Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Внедрение новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет реализовать принцип наглядности – одного из основных принципов педагогики.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, фотоаппарата, электронные доски, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может для общения.
Целью использования компьютерных технологий является
-формирование умений работать с информацией,
-развитие коммуникативных способностей,
-подготовка личности «информационного общества»,
- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей информатике и вычислительной техники. Это прежде всего средство преобразования предметно-развивающей среды и развития творческой активности детей.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
В деятельности ДОУ использование ИКТ можно разделить
на 3 звена:
1.Использование ИКТ при организации образовательно-воспитательной деятельности с детьми;
2.Использование ИКТ при работе с родителями;
3.Использование ИКТ в процессе работы с педагогами ДОУ.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через совместную деятельность педагога и детей.
В ходе совместной деятельности педагога и дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
Охрана здоровья детей
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками
В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации . Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Так в своей работе я использую мультимедиа на занятиях по математике, формированию целостной картины мира, развитию речи и др.
Особенно презентации украшают такие мероприятия как развлечения, комплексные занятия.
Например, при проведении Конкурсов чтецов на слайдах мы можем увидеть портреты поэтов и иллюстрации к их произведениям.
Проводя итоговое занятие «Что? Где? Когда?» на экранах появлялись видео вопросы и веселые сказочные герои.
Готовясь ко Дню Матери мы вместе с родителями и детьми создали фото презентацию «Моя мама».
Планируя тематические недели, мы в план включаем такие презентации как «Времена года», «Новый год», «Перелетные птицы», «9Мая», «Насекомые». Такие методы работы делают образовательный процесс привлекательнее и интереснее.
Как мы создаем «Электронные книги»
Используя мультимедийные презентации, у нас возникла идея с помощью них создавать так называемые «Электронные книги».
Для этого мы «соединяем» продуктивную деятельность детей и творческое рассказывание. Придумываем историю-рассказ или сказку, рисуем, лепим персонажей. Или наоборот – сначала придумываем героев, а далее сочиняем все вместе увлекательную историю. Героев таких книг, фоновые рисунки, пейзажи, отдельные предметы ребята создают на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисованию, лепке, аппликации) и во время совместной деятельности с воспитателем. Во время этих занятий мы стараемся использовать и традиционные и нетрадиционные приемы и техники, такие как монотипию, кляксографию, аппликацию из нитей и т.д.
С помощью цифрового фотоаппарата создаем кадры с участием героев, устанавливаем их последовательность. Добавляем в кадры совместно придуманный текст. Стараемся, чтобы предложения были краткими, четкими. После этого полученный «синтез» помещаем в программу создания презентаций POWERPOINT . Далее добавляем спецэффекты, анимацию. Обязательно пишем всех авторов произведения. Получаются «Электронные книги» с движущимися картинками. Ребята еще их называют «Мультики».
В работе над созданием детских электронных книг мы используем как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные методы работы.
Вывод
-В такой деятельности как никогда проявляется вся творческая активность детей и самого педагога.
-Расширяются возможности интеллектуального развития дошкольников.
-Ребенок чувствует свою значимость, свой вклад в создание книги. Повышается его самооценка и уверенность в себе.
-Уровень самостоятельности становится выше.
- Появляется желание придумывать новое, интересное, развивается воображение, необходимость в творчестве, созидании. Даже самые застенчивые дети начинают проявлять инициативу, привлекают родителей к этой деятельности.
-Все это в свою очередь приводит к развитию коммуникативных способностей, умению договариваться со сверстниками, уважать мнения сверстников.
Итак, на мой взгляд, внедрение и использование ИКТ в воспитательно-образовательный процесс становится необходимым условием для развития творческой активности и социализации современных дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...
Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»
Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...
«Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников»
Целью использования современных технологий является -формирование умений работать с информацией, -развитие коммуникативных способностей, -подготовка личности «информационного обще...
«Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников»
Целью использования современных технологийявляется-формирование умений работать с информацией,-развитие коммуникативных способностей,-подготовка личности «информационногообщества»,- формир...
Презентация на тему: «Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников" ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "Знаешь ли ты?"
ЗАДАЧИ:1. Развивать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для работы в технике живопись.2. Воспитывать ценностное отношение к продукту своей творческой деятельности(образовательная о...
«Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников»
Целью использования современных технологийявляется-формирование умений работать с информацией,-развитие коммуникативных способностей,-подготовка личности «информационногообщества»,- формир...
«Технология ТРИЗ как средство развития творческой активности дошкольников»»
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности...