Информационно-коммуникативные технологии - средство развития творческой активности дошкольников
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Давоян Марина Ивановна

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности  дошкольников

 Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Внедрение новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет реализовать принцип наглядности – одного из основных принципов педагогики.

Информационные  технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, фотоаппарата, электронные доски,  видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может для общения.

Целью использования компьютерных технологий является

 -формирование умений работать с информацией,

 -развитие коммуникативных способностей,

 -подготовка личности «информационного общества»,

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей информатике и вычислительной техники. Это прежде всего средство преобразования предметно-развивающей среды и развития творческой активности детей.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

В деятельности ДОУ использование ИКТ можно разделить

на 3 звена:

1.Использование ИКТ при организации образовательно-воспитательной  деятельности с детьми;

2.Использование ИКТ при работе с родителями;

3.Использование ИКТ в процессе работы с педагогами ДОУ.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через совместную деятельность педагога и детей.

В ходе совместной  деятельности педагога и дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

 

Охрана здоровья детей

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации . Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

 Так в своей работе я использую мультимедиа на занятиях по математике, формированию целостной картины мира, развитию речи и др.

Особенно презентации украшают такие мероприятия как развлечения, комплексные занятия.

 Например, при проведении Конкурсов чтецов  на слайдах мы можем увидеть портреты поэтов и иллюстрации к их произведениям.

Проводя итоговое занятие «Что? Где? Когда?» на экранах появлялись видео вопросы и веселые сказочные герои.

Готовясь ко Дню Матери мы вместе с родителями и детьми создали фото презентацию «Моя мама».

Планируя тематические недели, мы в план включаем такие презентации как «Времена года», «Новый год», «Перелетные птицы», «9Мая», «Насекомые». Такие методы работы делают образовательный процесс привлекательнее и интереснее.

Как мы создаем «Электронные книги»

Используя мультимедийные презентации, у нас возникла идея с помощью них создавать так называемые «Электронные книги».

Для этого мы «соединяем» продуктивную деятельность детей и творческое рассказывание. Придумываем историю-рассказ или сказку, рисуем, лепим персонажей. Или наоборот – сначала придумываем героев, а далее сочиняем все вместе увлекательную историю. Героев таких книг, фоновые рисунки, пейзажи, отдельные предметы ребята создают на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисованию, лепке, аппликации) и во время совместной деятельности с воспитателем. Во время этих занятий мы стараемся использовать и традиционные и  нетрадиционные приемы и техники, такие как монотипию, кляксографию, аппликацию из нитей и т.д.

 С помощью цифрового фотоаппарата создаем кадры с участием героев, устанавливаем их последовательность. Добавляем в кадры совместно придуманный  текст. Стараемся, чтобы предложения были краткими, четкими. После этого полученный «синтез» помещаем в программу создания презентаций POWERPOINT .  Далее добавляем спецэффекты, анимацию. Обязательно пишем всех авторов произведения. Получаются «Электронные книги» с движущимися картинками. Ребята еще  их называют «Мультики».

В работе над созданием детских электронных книг мы используем как групповые,  так и подгрупповые и индивидуальные методы работы.

Вывод

 -В такой деятельности как никогда проявляется вся творческая активность детей и самого педагога.

-Расширяются возможности интеллектуального развития дошкольников.

-Ребенок чувствует свою значимость, свой вклад в создание книги.  Повышается его самооценка и уверенность в себе.

-Уровень самостоятельности становится выше.

- Появляется желание придумывать новое,  интересное,  развивается воображение, необходимость в творчестве, созидании.  Даже самые застенчивые дети начинают проявлять инициативу, привлекают родителей к этой деятельности.

-Все это в свою очередь приводит к развитию коммуникативных способностей, умению договариваться со сверстниками, уважать мнения сверстников.

Итак, на мой взгляд, внедрение и использование ИКТ в воспитательно-образовательный процесс становится необходимым условием для развития творческой активности и социализации современных дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческой активности  дошкольников

 Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, самостоятельными, инициативными, у них появляется чувство свободы и независимости.

Детский сад – это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин – «компьютерная технология обучения». На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Внедрение новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет реализовать принцип наглядности – одного из основных принципов педагогики.

Информационные  технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, фотоаппарата, электронные доски,  видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может для общения.

Целью использования компьютерных технологий является

 -формирование умений работать с информацией,

 -развитие коммуникативных способностей,

 -подготовка личности «информационного общества»,

- формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей информатике и вычислительной техники. Это прежде всего средство преобразования предметно-развивающей среды и развития творческой активности детей.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

В деятельности ДОУ использование ИКТ можно разделить

на 3 звена:

1.Использование ИКТ при организации образовательно-воспитательной  деятельности с детьми;

2.Использование ИКТ при работе с родителями;

3.Использование ИКТ в процессе работы с педагогами ДОУ.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через совместную деятельность педагога и детей.

В ходе совместной  деятельности педагога и дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Охрана здоровья детей

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации . Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

 Так в своей работе я использую мультимедиа на занятиях по математике, формированию целостной картины мира, развитию речи и др.

Особенно презентации украшают такие мероприятия как развлечения, комплексные занятия.

 Например, при проведении Конкурсов чтецов  на слайдах мы можем увидеть портреты поэтов и иллюстрации к их произведениям.

Проводя итоговое занятие «Что? Где? Когда?» на экранах появлялись видео вопросы и веселые сказочные герои.

Готовясь ко Дню Матери мы вместе с родителями и детьми создали фото презентацию «Моя мама».

Планируя тематические недели, мы в план включаем такие презентации как «Времена года», «Новый год», «Перелетные птицы», «9Мая», «Насекомые». Такие методы работы делают образовательный процесс привлекательнее и интереснее.

Как мы создаем «Электронные книги»

Используя мультимедийные презентации, у нас возникла идея с помощью них создавать так называемые «Электронные книги».

Для этого мы «соединяем» продуктивную деятельность детей и творческое рассказывание. Придумываем историю-рассказ или сказку, рисуем, лепим персонажей. Или наоборот – сначала придумываем героев, а далее сочиняем все вместе увлекательную историю. Героев таких книг, фоновые рисунки, пейзажи, отдельные предметы ребята создают на занятиях по художественно-эстетическому развитию (рисованию, лепке, аппликации) и во время совместной деятельности с воспитателем. Во время этих занятий мы стараемся использовать и традиционные и  нетрадиционные приемы и техники, такие как монотипию, кляксографию, аппликацию из нитей и т.д.

 С помощью цифрового фотоаппарата создаем кадры с участием героев, устанавливаем их последовательность. Добавляем в кадры совместно придуманный  текст. Стараемся, чтобы предложения были краткими, четкими. После этого полученный «синтез» помещаем в программу создания презентаций POWERPOINT .  Далее добавляем спецэффекты, анимацию. Обязательно пишем всех авторов произведения. Получаются «Электронные книги» с движущимися картинками. Ребята еще  их называют «Мультики».

В работе над созданием детских электронных книг мы используем как групповые,  так и подгрупповые и индивидуальные методы работы.

Вывод

 -В такой деятельности как никогда проявляется вся творческая активность детей и самого педагога.

-Расширяются возможности интеллектуального развития дошкольников.

-Ребенок чувствует свою значимость, свой вклад в создание книги.  Повышается его самооценка и уверенность в себе.

-Уровень самостоятельности становится выше.

- Появляется желание придумывать новое,  интересное,  развивается воображение, необходимость в творчестве, созидании.  Даже самые застенчивые дети начинают проявлять инициативу, привлекают родителей к этой деятельности.

-Все это в свою очередь приводит к развитию коммуникативных способностей, умению договариваться со сверстниками, уважать мнения сверстников.

Итак, на мой взгляд, внедрение и использование ИКТ в воспитательно-образовательный процесс становится необходимым условием для развития творческой активности и социализации современных дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Театральная деятельность как одно из средств развития творческой активности дошкольников»

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем ...

Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»

Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...

«Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников»

Целью использования современных технологий является -формирование умений работать с информацией, -развитие коммуникативных способностей, -подготовка личности «информационного обще...

«Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников»

Целью использования современных технологийявляется-формирование умений работать с информацией,-развитие коммуникативных способностей,-подготовка личности «информационногообщества»,- формир...

Презентация на тему: «Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников" ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ "Знаешь ли ты?"

ЗАДАЧИ:1. Развивать умение самостоятельно выбирать художественные материалы для работы в технике живопись.2. Воспитывать ценностное отношение к продукту своей творческой деятельности(образовательная о...

«Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников»

Целью использования современных технологийявляется-формирование умений работать с информацией,-развитие коммуникативных способностей,-подготовка личности «информационногообщества»,- формир...

«Технология ТРИЗ как средство развития творческой активности дошкольников»»

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности...