Коррекция и развитие как проблемы школьного обучения
материал
Консультация о проблемах коррекции и стимулировнаииумственного развития школьников, не имеющих органических поражений и функциональных нарушений нервной системы, но плохоуспевающих в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция и развитие как проблемы школьного обучения | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция и развитие как проблемы школьного обучения
Необходимость коррекционно- развивающей работы со школьниками обусловлена недостатками школьного обучения, главный из которых – ориентация педагогов только на сообщение учащимися системы готовых знаний. Проблема целенаправленного формирования мышления и приемов учебной деятельности, несмотря на то что она соотносится с целями обучения, отодвинута в массовой школе на второй план. Процесс становления мышления носит в значительной степени стихийный, неуправляемый характер, что приводит не только к замедленному темпу, и остановкам в умственном развитии. Но и к появлению дефектов, ошибочных способов и приемов мышления, а также признаков отставания в развитии от возрастных норм. Все это позволяет говорить не только о необходимости опережающего развития, но в ряде случаев и о коррекции мышления.
Поскольку чаще всего психологи пишут о развитии в широком смысле слова, полезно рассмотреть как соотносятся между собой коррекция и развитие.
Развитие - это глобальная идея современных психологических исследований. Развитие понимается как «закономерное изменение психической функции во времени, выражающееся в количественных. Качественных и структурных преобразованиях». Процесс развития часто имеет периодизацию, причем периоды отличаются возрастными нормативными характеристиками. Применяя термин «развитие», например, к мышлению конкретного ребенка, имеют в виду изменение мышлению в сторону использовании более совершенных форм и способов, чем это свойственно предшествующему возрастному периоду. Вероятно, можно сказать, что психолог или педагог, намечая пути развития конкретного ребенка, ориентируется на зону его ближайшего развития и определяет его реальные возможности, проявляемые им с помощью взрослого. Тем самым ребенку помогают продвинуться с его стадии развития на следующую, более высокую.
Коррекция – это исправление тех или иных расстройств, дефектов, нарушений. Применительно к умственному развитию можно говорить о психологической коррекции дефектов мышления, появляющихся как в несовершенстве отдельных мыслительных операций и умений, так и невладении содержательной стороной мышления. Коррекционные меры воздействия можно планировать, ориентируясь на актуальный уровень развития функции и выявляя ее дефекты, понимаемые как отклонение от возрастной нормы.
Коррекция становится возможной при соблюдении двух условий: во – первых, при наличии знания о том, как «правильно», как эффективно должно быть выполнено мыслительное действие, то есть представления о нормальном проявлении мыслительной функции; во -вторых, при наличии диагноза, констатации нарушения, дефекта, пробела в развитии, что возможно при использовании методов психологической диагностики.
Как уже обсуждалось, необходимость в коррекции возникает, когда развитие осуществляется стихийно, путем проб и ошибок, и многие его моменты не осознаются субъектом. В таком случае появляются отклонения, дефекты, которые мешают продвигаться дальше (прежде всего в учении). Возникает необходимость устранения дефектов. Например, у некоторых школьников оказываются несформированными какие -то мыслительные операции (анализ, обобщение и др.), что становится на определенном этапе обучения помехой в усвоении школьных знаний на остаточном уровне глубины и в полном объеме.
Часто эти дефекты не осознаются субъектом. О них иногда не знает, тот, кто осуществляет обучение воспитание. Учитель не выделяет действенные помехи, затрудняющие усвоение учебного предмета. Поэтому его требования к ученику, выраженные в общей форме («занимайся больше», «старайся», «не ленись»!), приносят мало пользы последнему. Ученик не понимает, как ему заниматься, чтобы справиться с учебным заданиями. В таком случае нарушения мыслительной деятельности переживаются субъектом как ощущение трудности выполнения тех или иных заданий, форм деятельности, требований учителя.
Субъективное переживание трудности не позволяет спланировать коррекционные меры. Школьник не может понять причины неудач; возникает ощущение бессилия, резко падает самооценка. Необходима диагностика, которая выявила бы причины трудностей и указала пути их устранения. Следовательно, психодиагностика актуального состояния психической функции является основой коррекции. В отличие от последней развивающие меры можно планировать, опираясь на знание специального диагностического обследования.
Таким образом, характерной чертой психологической коррекции является реализация индивидуального подхода на уровне как диагноза, так и планирования конкретных мер по формированию психологической характеристики. Реализация индивидуального подхода связана с понятием «личного достижения», сравнивания своих успехов с прежними результатами, а не с результатами других людей.
В практике школы часто коррекционные и развивающие направления работы совмещаются. Объединяет оба направления следующее положение: усвоение нового содержания, овладение новыми способами и операциями мышления приводит к сложным перестройкам внутри мыслительной деятельности (которая выступает основным показателем умственного развития) и позволяет ребенку продвигаться дальше в учении.
М.К.Акимова
В.Т. Козлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема»
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа пред...
Статья "Готовность ребёнка к обучению в школе и проблема школьной дезадаптации"
Проблема, как готовности ребёнка к школьному обучению, так и школьной дезадаптации не нова, но в наше время, когда изменился уровень и темп жизни, сопровождающиеся быстрым развитием науки, техники, ко...
Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному обучению.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый.В ...
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з
Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...
«Психология детей с задержкой психического развития и проблемы их обучения и воспитания»
«Психология детей с задержкой психического развития и проблемы их обучения и воспитания»...
Цикл образовательных ситуаций для детей 6-7 лет, способствующих развитию интереса к школьному обучению
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок от...
Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе. Данная проблема находилась и на
Необходимое условие познания мира – это единый процесс речемыслительной деятельности. От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаим...