Коммуникативный тренинг для студентов
учебно-методический материал
Закреплять представления о процессе общении как обмене информацией, взаимном влиянии и взаимопонимании, а так же механизмах взаимопонимания в процессе общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnyy_trening_dlya_studentov.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативный тренинг
«Пути к взаимопониманию»
Автор-составитель: Тимофеева.О.А. студентка группы 6ПП
Цели.
Дидактическая. Закреплять представления о процессе общении как обмене информацией, взаимном влиянии и взаимопонимании, а так же механизмах взаимопонимания в процессе общения.
- Развивающая. Развивать навыки эффективного общения.
- Воспитательная. Воспитывать желание преодолевать коммуникативные барьеры в общении, интерес к общению как к жизненно необходимой потребности человека.
Задачи:
- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- овладение навыками эффективного слушания;
- активизация процесса самопознания и самоактуализации;
Оборудование: мультимедийная презентация «Афоризмы», презентация «Тема и задачи тренинга», презентация «Невербальные сигналы», карточки для упражнения «Графический диктант», «Автобусы», «пазлы» с понятиями и определениями, ручки, карандаши, резинки, чистые листы, тест «Приятно ли с Вами общаться?», мяч, притча «Выведи козу»,флип-чарт с маркером.
Ход:
В начале урока на интерактивную доску выводится музыкальное слайд-шоу с высказываниями выдающихся личностей об общении. (приложение1 )
Организационный момент.
Учащиеся сидят на стульях, поставленных полукругом.
Ведущий: - Наша встреча сегодня проходит в режиме психологического тренинга. Это тренинг эффективного общения называется «Путь к взаимопониманию».
И наши задачи на сегодня:
- Закреплять представления о процессе общении как обмене информацией, взаимном влиянии и взаимопонимании, а так же механизмах взаимопонимания в процессе общения.
- Развивать навыки эффективного общения.
- Учиться преодолевать коммуникативные барьеры в общении, относиться к общению как к жизненно необходимой потребности человека.
Давайте повторим принципы тренинга.
Каждое правило записывается маркером на флип-чарте.
- Будьте активными!
- Умейте слушать друг друга !(Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его).
- Говорим по существу !(Не отклоняемся от обсуждаемой темы).
- Делимся чувствами !(Важно, чтобы каждый участник имел возможность свободно высказываться).
- Проявляем уважение ! (недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей).
- Правило поднятой руки !(Высказываться по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку).
- Без оценок !(Принимаются разные точки зрения, никто друг друга не оценивает).
- Конфиденциальность !(То, что происходит на занятии, остается между участниками).
- Правило "стоп". (Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".
Актуализация познавательной деятельности.
На доске слайд с темой тренинга и определением понятия «общение».
Ведущий. Что такое общение?
Общение – сложный, многогранный процесс, при котором происходит обмен информацией, взаимное влияние, взаимопонимание. (из словаря практического психолога).
Этот эпиграф отпугнет от процесса общения кого угодно, кроме того, кто задумается и даст себе отчет, что это определение не имеет ничего общего с роскошью человеческого общения. Все в нем конечно же верно. Но как фотография в паспорте не малейшим образом не дает представление о живом человеке, изображенном на ней, и интересна весьма ограниченному кругу людей; так и это мудрое определение годится лишь для тех, кто занимается психологией профессионально и прекрасно понимает, что общение это не « сложный многогранный процесс…» , а нечто интересное, занимательное, нужное и живое.
Итак, общение пронизывает нашу жизнь, это такая же человеческая потребность , как вода и пища. Не верите? Судите сами. В условиях полного одиночества у человека уже на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с этими несуществующими образами, и , если остается в изоляции, погибает. В духе профессиональных рекламщиков можно заявить: «Общайтесь! Это полезно!»
Вот люди и общаются между собой, причем речевыми и неречевыми средствами. Речевое общение – это передача информации при помощи слов. К неречевому общению относятся: жесты, мимика, пантомимика, тембр, интонация, контакт глазами и пр.
Люди общаются… причем их должно быть не менее двух. Один из них направляет информацию, его называют коммуникатором, а другой принимает, он – реципиент. Зачем они это делают? Для того, чтобы строить свои отношения друг с другом, понимать один другого, обмениваться информацией, совместно трудиться и учиться, советовать, выражать эмоции, играть, передавать накопленный опыт.
Основная часть
- Разминка. Упражнение «Хвастуны».
Назначение:
- создание условий и формирование навыков самораскрытия;
- совершенствование навыков группового выступления.
Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). "Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит и ценит в себе".
- «Выведи козу»
Цели: Снять напряжение и провести эмоциональный разогрев группы, развить умение избавиться от эмоционального напряжения и ментальных барьеров.
Ведущий рассказывает хасидскую притчу:
Бедный еврей пришел к раввину:
- Ребе, как жить? Семья большая, все в одной комнатке. Нет больше сил. Подскажи как справиться с напастью7
-у тебя коза есть?, спрашивает раввин.
- Есть.
- Приведи ее в свою каморку.
- Но там в каморке и я, и жена, и пятеро детишек! Куда же я еще и козу приведу.
- Пришел за советом, значит слушай, что тебе говорят. Приведи козу и посели ее в доме.
Через несколько дней еврей прибегает снова.
- Ребе! Совсем невмоготу! Жизнь невмочь!
- А ты выведи козу из комнаты!
…..Вывел еврей козу, и стало жить несравненно проще и лучше.
А теперь задание: в течение 2 минут каждый на листке пишет проблему, которая сейчас, в эти минуты, является помехой для общения. Когда каждый написал свои помехи, ведущий просит:
- Всмотритесь в написанное. Прочитайте то, что занимает ваши мысли и чувства. Сложите пожалуйста свои листки в карманы, в сумки, спрячьте или порвите их. «Выведите козу!» И… забудьте о том, что написано, как минимум, до конца нашей встречи.
- Упражнение «Я хочу тебе сказать…»
Участники, передавая по кругу мячик, говорят друг другу фразу, которая начинается со слов : «Здравствуй (имя участника) ! Я хочу тебе сказать, что …..».
Ведущий:
Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.
Затруднения в общении… Вам конечно знакомо чувство скованности, неуверенности, волнения, беспокойства, боязнь показаться неумным. Вс е это происходит с вами, когда необходимо начать беседу с малознакомым человеком, попросить о чем либо, выступить публично, познакомиться с представителем другого пола… Вы конечно не против общения с этими людьми, просто не можете справиться с чувством, что они негативно вас оценят, станут критиковать или посмеются над вами. Поэтому избираете самый простой путь – начинаете ограничивать общение. В первый момент это как будто помогает. Но это не выход!
Конечно, можно до хрипоты доказывать, даже убедить самого себя в том, что чего-чего, а проблем с общением у вас не существует. Но не будем полагаться на соль субъективное мнение – обратимся к более надежному и достоверному способу выяснения – психологическому тесту.
- Тест «Приятно ли с вами общаться?»
- "КОНТАКТЫ"
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.
Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
• Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
• Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- Вы опоздали на работу и перед вами ваш руководитель.
- Вы руководитель, а перед вами провинившийся подчиненный.
- Вы вернулись с прогулки после 12.00 и перед вами ваша рассерженная мама.
• После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
- Графический диктант.
Цели:
Тренировка умения слышать и слушать;
Овладение навыками точного описания предметов
Тренировка умения концентрироваться на партнере
Развитие визуализации – умение перевести слова собеседника в зрительные образы.
Ресурсы: карточки с рисунками у половины группы и чистые листы с карандашом и резинкой у второй.
Инструкция: группа делится на пары. В каждой паре один участник – передатчик, а другой – приемник. «Передатчик» должен передать «приемнику» словесное описание фигуры, нарисованной у него на листке. Второй под диктовку рисует фигуру.
Затем участники сравнивают «диктовку» с оригиналом, обсуждают причины ошибок или условия достижения успеха и меняются ролями.
Рисунки могут быть примерно такими:
8. Читаем мимику и жесты.
Ведущий:
Итак, мы знаем, что информацию можно получать не только вербальными способами, но и невербальными, т.е.при помощи мимики, жестов и положений тела. Давайте попробуем угадать, какую информацию несут нам следующие персонажи.
Демонстрируются слайды с изображением людей в разных эмоциональных состояниях, с разными жестами и положениями тела.
- Упражнение «Автобусы».
Группа предварительно делится на две команды.
Ведущий: - Представьте себе, что вы едете в двух автобусах. На светофоре автобусы остановились и все пассажиры видят друг друга. Пассажиры каждого автобуса решили сообщить пассажирам другого автобуса, куда они едут. Но из-зи толстых автобусных окон слов конечно -же не слышно. Ведущий демонстрирует обеим командам листы бумаги с надписью следующего содержания: «После скучного совещания мы едем на вечеринку!». Для обеих команд содержание одинаковое, но это не говорится. Задача пассажирам обеих команд: с помощью мимики, жестов и поз передать содержимое листков. В конце все участники понимают, что содержание обеих писем было одинаковое.
Закрепление материала
1. Задание «Собери пазл»
Участники делятся на 4 группы и собирают пазлы. Пазлы представляют собой двойные элементы, на одном из которых написано понятие, н-р «коммуникация», а на другой соответствующее определение («...обмен информацией...»). (приложение 6)
Команды должны собрать все пазлы. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все пазлы.
Определения участники должны подобрать к следующим понятиям: общение, коммуникация , эмпатия, перцепция, невербальный язык, аттракция, прямое общение, косьвенное общение, светское общение, деловое общение и др.
Подведение итогов урока.
Обсуждение. Передавая по кругу мяч, ребята делятся своими впечатлениями.
Удалось ли преодолеть барьеры в общении?
Что значит для вас взаимопонимание?
Что важное вы унесете сегодня с собой?
Ритуал прощания.
По кругу участники передают друг другу рукопожатие со словами : «Мне было очень приятно сегодня с тобой работать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативный тренинг для педагогов ДОУ
Тренинг для формирования у педагогов дошкольного учреждения навыков конструктивного общения, направлен на расширение возможностей установления контакта ...
ПРОГРАММА коммуникативного тренинга с педагогами ДОУ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
Важным компонентом педагогического общения является также умение учителя четко и эмоционально открыто выражать свои чувства и мысли На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена...
Коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста (с использованием ИКТ) "Играем вместе"
Коммуникативные игры развивают у детей навыки общения, взаимопомощи, умение работать в паре, повышают самооценку....
Коммуникативный тренинг "Чудесные потешницы"
Предлагаемый коммуникативный тренинг для дошкольников обогатит опыт общения детей, окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели поведения детей, поможет устранить проблемы в общении. ...
Коммуникативный тренинг «СЧАСТЬЕ, КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ!»
Ориентация на гуманизацию межличностных отношений, гуманизацию педагогического процесса, на установление субъект-субъектных взаимоотношений между его участниками определяет актуальность коммуник...
Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога».
Социально-коммуникативный тренинг с педагогами «Деловые коммуникативные возможности педагога»....
Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»
Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....
- Мне нравится (1)