Проект "Учиться - всегда пригодится!"
проект (подготовительная группа)
Формирование представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_insportala_proekt_uchitsya_-_vsegda_prigoditsya.docx | 931.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация проекта «Учиться – всегда пригодится!»
Педагогический консилиум
«Эффективность работы учителей школы и воспитателей ДОУ по подготовке к обучению в школе»
27.04.2017 г.
Подготовила: воспитатель – Григорьева Т. А. (ВКК)
(МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»)
Актуальность
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Наша работа включала в себя разнообразные формы и методы, создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителем начальных классов.
Все это отражено в проекте «Учиться – всегда пригодится!», который способствовал повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию качеств, необходимых для успешного включения их в школьную жизнь.
Тема проекта: «Учиться – всегда пригодится!».
Цели:
• формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников;
• создание условий для информированной подготовки родителей воспитанников к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи:
• способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, чтобы узнать много нового и уметь учится);
• формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
• продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
• способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
• продолжать повышать уверенность в себе, самостоятельность и адекватную самооценку;
• снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
• повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе.
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой, долгосрочный (учебный год).
Методы решения задач:
- исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, мониторинг;
- практические методы: приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций, решение проблемных ситуаций, практическая деятельность, моделирование.
- наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий;
- игровые методы: дидактические и подвижные игры, игровые действия, воображаемая ситуация;
- словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц.
Участники проекта: воспитатели, дети старше - подготовительной группы, родители.
Возраст воспитанников: 5-7 лет.
Место проведения: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка».
Механизмы реализации проекта:
I этап. Подготовительный:
- педагогическая диагностика освоения ООП ДОУ;
- анализ предметно-развивающей среды;
- изучение литературы по проекту;
- подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;
- составление конспектов ОД;
- подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
- подбор методической литературы, художественной литературы для чтения;
- составление плана деятельности;
- взаимодействие с семьями воспитанников (анкетирование, консультации, изготовление папки - передвижки);
- подбор, слушание музыкальных произведений о школе.
II этап. Основной:
- беседы;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
- слушание песен;
- просмотр презентаций;
- проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр;
- организованная образовательная деятельность;
- театрализованная деятельность;
- художественно-продуктивная деятельность;
- выставка рисунков;
- чтение художественной литературы;
- взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, рекомендации, изготовление папки - передвижки, совместные мероприятия).
III этап. Заключительный:
- подведение итогов, оформление материалов проекта;
- презентация проекта «Учиться – всегда пригодится!»;
- фото - выставка «Мы хотим в школу!»;
- выпускной бал «До свиданья детский сад. Здравствуй школа!».
Ресурсы:
Интеллектуальные:
- воспитатели;
- дети старшего дошкольного возраста;
- родители воспитанников.
Материальные:
- библиотека методической и художественной литературы для детей и родителей;
- демонстрационный материал по данной теме;
- дидактические, настольно-печатные игры и упражнения;
- материалы для художественного творчества;
- информационно-коммуникативное оборудование (ноутбук, музыкальный центр, мультимедийная установка, телевизор).
Предполагаемый результат:
• формирование у детей мотивационной готовности к школе;
• расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;
• благоприятное течение адаптационного школьного периода;
• освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;
• повышение педагогической компетентности всех участников проекта;
• обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе;
• достижение высоких показателей адаптации детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.
Механизмы реализации проекта
Формы работы по проекту | |||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с педагогами | Взаимодействие с семьями воспитанников |
- беседы; | - рассматривание репродукций картин, иллюстраций; - слушание песен; - просмотр презентаций, мультфильмов; - проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр; - организованная образовательная деятельность; - театрализованная деятельность; - художественно-продуктивная деятельность; - выставка рисунков. | - консультации; - рекомендации; - презентация проекта. | - консультации, рекомендации, памятки; - анкетирование; |
Тематическое планирование работы по образовательным областям | |
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Профессия учитель», «Правила поведения в школе, в классе», «ПДД. Красный, желтый, зеленый», «Твоя безопасность». Презентации: «Маша идет в школу», «Школьные принадлежности». ОД: «Путешествие по школьной стране», «Право на образование». Ситуации ОБЖ «Телефоны помощи», «Я упал!», «Незнакомый мне человек». Экскурсии: «Школа», «Школьная библиотека». Выставки: «Шариковые ручки», «Линейки, лекало». С/р игры: «Школа», «Детский сад». Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме (макет села Акатьево). Мультфильмы о школе: «Филиппок», «Остров ошибок», «В стране невыученных уроков», «Гришкины книжки», «Опять двойка», «Проделкин в школе», «История с единицей», «Федя Зайцев», «Приключение точки с запятой», «Первый урок», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили». Игры и игровые упражнения, способствующие развитию дружеских отношений. Труд: дежурство по занятиям, заточка карандашей, наведение порядка в папках по ручному труду. Фото – выставка «Мы хотим в школу!». |
Познавательное развитие | ОД: «Буратино идет в школу», «Дорога в школу», «Здравствуй, школа!», «Учусь быть школьником». Презентация «Буратино идет в школу». Конкурсы: «Умники и умницы», «Я готов учиться в школе» (презентация). Математический конкурс (презентация). Беседа «История школьных принадлежностей». ОД по математическому развитию «Путешествие по сказке». |
Речевое развитие | Беседа: «Мы будущие школьники». ОД: «Школа, школьные принадлежности», «Письмо из школы», «Скоро в школу», «Чтение В. Осеевой «Волшебное слово»». Художественные произведения о школе: Антон Соя «Ёжка идет в школу, или приключения трехсотлетней девочки», Л. Н. Толстой «Филиппок», Любовь Федоровна Воронкова «Подружки идут в школу». Стихи о школе: З. Александрова «В школу», И. Демьянов «До свидания детский сад», В. Моруга «Что ждем меня в школе», Самуил Маршак «Первый день календаря», Агния Барто «Первый урок», «В школу», «Слыхали радостную весть?», В. Кодрян «31 августа», В. Берестов «Читалочка». Загадки о школьных принадлежностях. Д/и «Не пропусти школьные принадлежности», «Раздели слово на слоги». Пословицы о школе. |
Художественно-эстетическое развитие | ОД по рисованию: «Здание школы», «Класс», «Школьные принадлежности», «Мой портфель». ОД по лепке «Буквы алфавита». Репродукции картин известных художников о школе и школьниках. Картинки о школе времен СССР. Кукольный спектакль «Кот Барсик идет в школу», «Теремок» (для детей младшей группы). Песни о школе. Ручной труд «Изготовление «Школьника»», «Карандашница», «Закладка «Карандаш»». Д/и «Заштрихуй портфель». |
Физическое развитие | Составление режима дня. П/и: «Урок – перемена», «Мы веселые ребята», «Светофор», «Делай, как я!», «Разведчики», «Линеечка». Пальчиковая гимнастика: «Переменка», «Портфель», «В школу», «Карандаш», «Мы писали, мы писали». Зарядка для глаз: «Ах, как долго мы писали». Игры, которые помогают тренировать внимание: «Угадай, что изменилось?», «Кто во что одет?», «Найди отличия», «Построй в темноте». Пантомимические этюды. Физкультминутки на школьную тематику. |
Игровая деятельность | Игровые упражнения: «Помоги Буратино собрать ручку», «Быстрый ластик», «Помоги Шпунтику собрать цепочку из скрепок», «Обведи школьные принадлежности», «Поточи карандаши» «Помоги собрать карандаши Мальвине», «Помоги Буратино измерить предметы». Д/и: «Игрушки, школа, спорт», «Помоги собрать портфель Незнайке», «Раздели слова на слоги» |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Родительские собрания: «От дошкольника к младшему школьнику», «Готовность к школе», «Ребенок становится школьником». Консультации: «Место и роль семьи в подготовке детей к школе», «Готовность к школе», «Развитие психических процессов будущих школьников», «Советы родителям будущих первоклассников», «Первый раз в первый класс!», «Подготовка к школе», «Готовимся к школе», «Готовность к школе и условия успешной учебы», «Как помочь первокласснику адаптироваться в школе». Выступления: «Безопасность наших детей», «Школьная жизнь наших детей». Презентации: «Готовность ребенка к школьному обучению», «Ребенок становится школьником», «От дошкольника к младшему школьнику», «Рекомендации родителям будущих школьников». Анкета «Готов ли ваш ребенок идти в школу?». Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу». Семейный проект «История школьных принадлежностей». Оформление фотовыставки « Мы тоже были школьниками». Мастер – класс «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей». Памятки, рекомендации. Выпускной бал «До свиданья детский сад. Здравствуй, школа!». |
Взаимодействие с педагогами | Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС». Рекомендации «Роль воспитателя в подготовке детей к школе». Мастер – класс «Блоки Дьенеша – забавная игра для развития ума!». Презентация проекта «Учиться – всегда пригодится!». |
Заключение
На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы: поставленные цели были достигнуты, задачи выполнены.
Дети получили элементарные представления об учебном процессе школы, о школьной жизни учеников, о роли школы в жизни человека. У детей сформирована личностная готовность к школе, положительная школьная учебная мотивация.
Родители воспитанников ознакомились с основами психологии ребенка старшего дошкольного возраста, с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию».
В конце учебного года (май) был проведен мониторинг, который показал, что у детей сформированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, учебно-познавательный мотив и все дети готовы к школе.
Литература
1. Основная образовательная программа МДОУ, разработанная на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Полякевич Ю. В «Формирование коммуникативных навыков у детей 3- 7 лет», Волгоград, Издательство «Учитель», 2014.
3. Петрова В. И «Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду». Пособие для педагогов и методистов. – М. Мозайка – Синтез, 2013.
4. В. А. Шипунова «Детская безопасность».
5. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М. Просвещение.
6. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением».
7. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987
8. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
9. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008
10. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
11. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240.
12. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями // Дошкольное образование. – 2003. – № 4. – с. 33–36.
13. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети. Москва. 1983 г.
Приложение
ОД по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) «Путешествие по сказке»
Цель: формировать математические, конструктивные способности, коммуникативные навыки.
Задачи:
Образовательные:
- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности;
- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
- закреплять знания о днях недели, частях суток, временах года;
- закреплять понятия о пространственных ориентирах;
- закреплять знания о составе чисел из единиц в пределах 5;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- совершенствовать практические навыки детей в моделировании;
- упражнять в решении задач, в счете до 10;
- использовать на занятии элементы занимательной математики;
- совершенствовать общую моторику.
Развивающие:
- развивать внимание и память;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать потребность к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений;
- воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, желание оказывать помощь.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, «домик» состава числа 5, дидактическое пособие «Танграм», математическая игра «Кубики для всех», музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: листки бумаги, цветные карандаши, «домик» состава числа 5, ключ (танграм), разрезанный на три части.
Методические приёмы: игровая ситуация, постановка проблемы, речевые пояснения к действиям, вопросы, использование ИКТ (мультимедийная презентация), музыкальное сопровождение, физкультминутка, гимнастика для глаз, конструктивная деятельность, анализ, подведение итогов.
Здоровьесберегающие технологии: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей, физкультминутка, гимнастика для глаз.
Предварительная работа: беседы, чтение, рассказывание, дидактические, настольно-познавательные игры.
Методика проведения ОД:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель. Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение. (Дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям.)
2. Сказка.
Воспитатель. Дети, вы любите слушать сказки?
Дети. Да.
Воспитатель. А сами хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
Дети. Да.
Воспитатель. Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая - волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: « Раз, два, три обернись, в сказке окажись».
Дети. Раз, два, три обернись, в сказке окажись.
Воспитатель. Открываем глаза. Посмотрите вокруг (Звучит сказочная музыка.), все вокруг волшебно и необычно. Сказка сказывается, да не скоро дело делается. Давайте рассказывать вместе. Жил-был царь (Показать руками над головой.). И была у него дочь-красавица (Руки на пояс, повернуться вправо-влево.). Вот уехал как-то царь по своим царским делам (Скачут на коне.), а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер (Дуют.), подхватил царевну и унес в тридевятое царство (Кружатся.). Поехал ее искать Иван Царевич. Едет день, едет два (Шагают). Подъезжает к большой лесной поляне (Садятся по-турецки.), видит избушка на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Сейчас мы посмотрим, что же было дальше. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее очень трудные вопросы. Задумался Иван Царевич, пригорюнился. Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Ивану Царевичу (Ответы детей)
Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:
- Какое сейчас время года?
- Если сейчас зима, какое время года было до зимы, какое будет после?
- Назовите зимние месяцы.
- Какой сейчас месяц зимы?
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера день недели?
- Какой будет завтра день недели?
- Назовите дни недели со вторника по вторник.
- Назовите, какая сейчас часть суток?
Воспитатель. Справились мы с заданием Бабы Яги и помогли Ивану Царевичу
Баба Яга отправила царевича к своей сестре Кикиморе. У неё есть волшебный клубочек. Пришел царевич к болоту. И вдруг перед ним показалась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь. Но для того чтобы получить клубочек, надо выполнить задание. И опять задумался Иван Царевич, пригорюнился. Придется помочь Ивану Царевичу. (Ответы детей)
Воспитатель. Для того чтобы выполнить это задание нужны: карандаши и бумага, где же нам это взять? (Ответы детей). Но мы же в сказке, давай те скажем волшебное заклинанье.
Дети. Крибле, крабле, бумс.
(Воспитатель открывает столы, дети проходят и садятся.)
Воспитатель. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:
- в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
- в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
- в центре нарисуйте оранжевый овал;
- в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
- в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.
Воспитатель: А сейчас проверим.
Какую геометрическую фигуру нарисовал Ваня в правом нижнем углу? Где нарисовала Вика желтый круг? В каком углу Илья нарисовала овал? и т.д.
(Показывает ответ, чтобы все дети проверили себя.)
Воспитатель. Вы справились с заданием, и Кикимора дала клубочек Ивану царевичу. Можно идти дальше.
Воспитатель. А пока клубочек катится, мы сделаем гимнастику для наших глазок, потому, что в лесу надо быть внимательными, глазки должны быть зоркими. Выходите на полянку.
Гимнастика для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза.)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты.)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу, по часовой и против часовой стрелки.)
Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами.)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.)
Увидят наши глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка.)
(Звучит тревожная музыка.)
Воспитатель. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в густую непроходимую чащу. А там - Леший. Забрал Леший клубочек и не отдает, пока Иван Царевич не выполнит его задания.
Воспитатель. Ребята, поможем царевичу?
Дети. Да.
Воспитатель. Нужно решить задачи. Будьте внимательны.
1 задача.
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Дети. На веточке осталось две груши.
2 задача.
Четыре гусёнка и двое утят,
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
Дети. В воде плавают шесть малышей.
Воспитатель. Молодцы! А теперь следующее задание.
(Выставляется домик с числом 5.)
Воспитатель. Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4, а какое число должно жить рядом? 1. Молодцы, справились и с этим заданием.
Жители домика посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.
Физкультминутка
Иван Царевич
Раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся.
Руки в сторону развел,
И пошел, пошел, пошел,
За царевной в глушь лесную.
Вдруг пенек он увидал.
Тихо сел и задремал. (Сели на ковер.)
Воспитатель. Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. Там спрятана царевна. Вход в замок завален камнями. Чтобы войти в замок, нужно разобрать камни. Будем разбирать их вместе с Иваном Царевичем. Все приготовились, начали думать.
- Назовите соседей числа 5.
- Назовите соседей числа 7.
- Назовите соседей числа 2.
- Назовите соседей числа 9.
- Назовите соседей числа 4.
- Какое пропущено число? (Ответы: 7, 2, 9, 8, 9)
Воспитатель. Следующее задание называется «Собери по образцу». Надо собрать паровозик. Кто желает?
Воспитатель: Молодцы! Дверь в замок мы очистили от камней. Но войти не можем. Иван Царевич уронил ключ на землю, и он сломался на кусочки и затерялся. Ребята! Чтобы ключик нам собрать, нужно все кусочки отыскать. Если правильно соберем ключ, дверь откроется. (Дети ищут части и собирают ключ - «Танграм».)
Воспитатель. Как называется наш ключ?
Дети. Танграм.
Воспитатель. Назовите части танграма.
Дети. 2 больших треугольника, 1 средний треугольник, 2 маленьких треугольника, 1 квадрат и 1 четырехугольник. Всего 7 частей.
Воспитатель: Молодцы! Дверь открылась. Вы помогли Ивану Царевичу найти и освободить царскую дочь. Но сказка не кончается, мне кажется под елкой (деревом) что-то есть. Давайте посмотрим! Достают математическую игру «Кубики для всех».
Воспитатель:
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 10 до 1.
(Дети считают хором)
Воспитатель. Вот мы и в детском саду.
Дети.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Рефлексия.
Воспитатель. Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
Дети. В сказке.
Воспитатель. Кому мы помогали? Для чего Ивану Царевичу нужна была наша помощь? Какие задания вам больше всего понравились?
Воспитатель. Как можно назвать людей, которые всегда готовы оказать помощь?
Дети. Друг, товарищ.
Воспитатель. Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?
Дети. Доброго здоровья, успехов в труде.
Мастер – класс для воспитателей «Блоки Дьенеша – забавная игра для развития ума!»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-частников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию Блоков Дьениша.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов представление об игровой технологии.
2. Познакомить с опытом работы по применению развивающих игр с Блоками Дьениша.
3. Обучить навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений старших дошкольников.
Формы деятельности: фронтальные, групповые.
Методы работы: игровые и развивающие упражнения.
Раздаточный методический материал: Блоки Дьениша.
Ход мастер-класса
I. Теоретическая часть.
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада видеть вас на нашей встрече. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, я в своей работе использую разнообразные,
современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
Сегодня я хочу познакомить вас с учебно-игровым пособием «Логические блоки Дьенеша», их разработал венгерский психолог и математик Золтан Дьенеш, отсюда и их название.
Актуальность данного пособия заключается в том, что оно обеспечивает математическое развитие дошкольников и полностью удовлетворяют современные требования к развивающему обучению. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывании с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Зачем это нужно?
Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Использование логических блоков в играх это:
* средство для развития произвольного внимания, памяти,
* формирование умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и
свойства.
* развитие связной речи, творческого воображения и пространственного
мышления.
Что включает в себя учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»?
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом – красные, синие, желтые;
3. размером – большие и маленькие;
4. толщиной – толстые и тонкие.
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
На карточках условно обозначены свойства блоков:
*форма;
*размер (большой - маленький)
*цвет;
*толщина (толстый - тонкий)
Всего 11 карточек.
Начинать работу с логическими блоками Дьеныша можно с детьми 2 -3 трех лет и до 8-9 летнего возраста с постепенным усложнением заданий и введением новых понятий и символов.
II. Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, т. е. давайте вместе поиграем.
Игра «Составь картинку по заданной схеме» (2-3 года)
Предлагаю вам составить из фигур какое-нибудь изображение.
(изображение на интерактивной доске, или на индивидуальных карточках).
Игра «Выложи дорожку» (4-5 лет)
«Поиск затонувшего клада» (6 - 7 лет) (найди закодированную фигуру по схеме)
III. Заключение.
Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Существует большое разнообразие альбомов,
пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи. Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми. Спасибо за внимание!
Мастер – класс для родителей воспитанников
«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики детей»
Цель: расширить знания родителей воспитанников через ознакомление с нетрадиционными техниками рисования, как средством подготовки руки дошкольника к письму.
Задачи:
- установить причину затруднения овладением письма у дошкольников;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных техник рисования;
- повысить уровень мастерства родителей воспитанников.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: оформление группы - работы детей с использованием нетрадиционных техник рисования; столы, стулья для педагогов; материал для практической деятельности - гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, деревянные палочки, овощи, сухие листья, тазы с водой, салфетки.
Предварительная работа: изучение специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; творческая работа детей.
Ход мастер – класса:
Добрый день, уважаемые родители. Тема сегодняшнего мастер – класса: «Развитие мелкой моторики детей, как подготовки руки к письму через нетрадиционные способы рисования».
В настоящее время в дошкольных учреждениях при подготовке детей к школе акцентируется внимание на проблеме подготовки к письму. Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.
Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.
По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Пальчиковые игры»
- «Система игровых упражнений».
Всё это в комплексе мы внедряем в занятия с дошкольниками по нетрадиционному рисованию. Ведь именно рисование позволяет детям подготовить руку к письму. Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, мы учим: держать деревянную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с печаткой, изготовленной из картофеля, поролоном во время рисования.
Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства.
По словам М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:
Младший дошкольный возраст
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови;
- тычок жёсткой полусухой кистью.
Старший и подготовительный возраст
- «ладонная» техника;
- рисование поролоновым тампоном;
- оттиск печаткой из ластика;
- фотокопия – рисование свечой;
- отпечатки листьев.
Старший и подготовительный возраст
- кляксография обычная и трубочкой;
- монотопия предметная и пейзажная;
- печать по трафарету;
- раздувание краски;
- расчёсывание краски;
- рисование нитками;
- рисование солью;
- батик (рисование по ткани) и другие.
Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.
Основная техника печатки.
В начале, взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для э того берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.
Сейчас вы своими руками вместе со мной создадите свой «шедевр» нетрадиционными способами рисования, такими как: печатка, рисование ладошкой, пальчиком, палочкой. Практическая работа родителей - «Ёжик - ни головы, ни ножек».
Можно печатку сделать из моркови. Для этого надо взять небольшую морковь, разрезать её пополам вдоль. В выпуклую сторону моркови вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону макнём в нужную для работы краску и начнём печатать. Например: «Весёлые гусенички». Воспитатель показывает несколько работ, которые выполнили дошкольники среднего возраста. Практическая часть.
Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
Сейчас мы с вами будем рисовать этой техникой плюшевого медвежонка. Воспитатель показывает и объясняет приёмы нестандартного способа рисования. Практическая часть.
Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.
Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным. Далее идёт показ и объяснения красивых картинок из разноцветных ниток.
Практическая часть.
Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.
Гуляя с детьми, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами: при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.
Воспитатель показывает несколько работ выполненные в этой технике. Идёт показ с объяснением картин: «Бабочка-красавица», «Одуванчик золотой».
Спасибо за ваши прекрасные работы!
Рефлексия.
Что Вы для себя сегодня узнали нового?
Вы хотели бы собраться ещё раз и попробовать рисовать другими нестандартными способами?
Большое спасибо!
Семейный проект «История школьных предметов»
Актуальность
Проектная деятельность, является в настоящее время наиболее актуальной формой социально-личностного развития детей, т. е. одной из ключевых компетенций, определяющих современного ребенка.
Центральной фигурой в семейном проектировании является ребенок. Проект объединяет всех субъектов, участвующих в социально-личностном развитии: ребенок, родители, педагоги. Семейный проект позволяет не только вовлечь детей и родителей в совместную деятельность, но расширяет возможности их творческого развития.
Цели:
- создать условия для плодотворного взаимодействия детей, родителей,воспитателей;
- активное участие родителей в обучении и воспитании ребенка посредством семейного проектирования;
- профилактика дезадаптации (Дезадаптация - это особое психологическое состояние, при котором человек не чувствует себя комфортно в той среде, где находится.) будущих первоклассников.
Задачи:
- заинтересовать и привлечь родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
- научить конструктивному взаимодействию субъектов педагогического процесса (детей, родителей, воспитателей);
- показать детям творческий потенциал, опыт, профессиональные умения и навыки родителей через участие в совместной деятельности;
- воспитывать самостоятельность творческого мышления и проявление творческих способностей каждого ребенка..
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (до двух недель).
Участники проекта: родители, дети, воспитатели.
Место проведения: МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка».
Механизмы реализации проекта:
I этап. Подготовительный:
1. Рассматривание детьми рисунков и репродукций картин на школьную тематику: Богданов-Бельский Н. П. «У дверей школы»; Богданов-Бельский Н. П. «У больного учителя»; Ватутин М. Е. «Воспитатель»; А. Попов. «В школе» и другие.
2. Знакомство с литературными произведениями: А. Барто «В школу», «Я расту», «Чудо на уроке», «Урок в саду», «По дороге в класс», «На школьном утреннике», «Первый урок»; А. Стариков «Учебники»; Б. Заходер «Перемена», в которых отражены вопросы школьной жизни первоклассников.
II этап. Основной:
Родителям воспитанников раздаются приглашения с заданием:
Уважаемая (ый) ___
Приглашаем Вас, принять участие в создании семейного проекта.
Для этого Вам и Вашему ребенку необходимо выполнить следующее задание:
1) Вам необходимо выбрать один из предложенных предметов (список прилагается).
2) Пользуясь всевозможными источниками информации, Вам предстоит вместе с Вашим ребенком подобрать информацию таким образом, чтобы она отражала историю предмета (т. е. каким был предмет, затем каким стал и каким он может быть в будущем на Ваш взгляд).
3) В семейном проекте необходимо участие ребенка. С Вашей помощью ребенку можно на выбор: нарисовать или придумать и записать историю выбранного предмета («Что было, что стало, что будет»).
4) Ребенок вместе с родителями может сочинить загадку или стихотворение о выбранном предмете.
5) Ваш семейный проект может быть представлен в виде доклада, портфолио, фотомонтажа, видеоролика, игры, энциклопедии, небольшого сборника сказок, стихов и загадок собственного сочинения, портфолио рисунков и фотографий и т. д.
6) Проект должен быть с небольшим текстом, красочно оформлен, с картинками, открытками или фотографиями.
Работа с родителями воспитанников.
1. Консультации: «Как выбрать тему нашего проекта», «Где найти информацию по выбранному нами школьному предмету», «Как оформить наш семейный проект» и др.;
2. Сбор авторских загадок, стихотворений, историй о школе и школьной жизни.
III этап. Заключительный:
Презентация проекта «История школьных предметов»: полученные семейные проекты помещаются в раздевальном помещении группы, где все участники могут увидеть и оценить все проекты.
Предполагаемый результат:
Создание педагогических условий для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ.
Знакомство детей с возможностями и навыками родителей в совместной деятельности.
Обогащение детьми опыта сотрудничества, как один из факторов социально-личностного развития ребенка.
Повышение уровня социально-личностной компетентности детей через взаимодействия с родителями при выполнении семейных проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий выпускного праздника "Учиться всегда пригодится"
Сценарий посвящен прощанию детей подготовительного к школе возраста с детским садом. Это всегда волнительный момент и обязательно кто-нибедь из детей плачет. Но это и радостный момент, ведь в жизни ре...
Занятие "Трудиться- всегда пригодиться"..
Закрепление знаний детей об овощах, их названия, способе выращивания, об условиях, необходимых для нормального роста семян, о навыках ухода за всходами....
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитие «Учиться всегда пригодится» для детей подготовительной к школе группы
Неепосредственно образовательная деятельность по правам ребенка...
Сказка "Правилам учиться - всегда пригодиться"
Сказка по ПДД для детей дошкольного возраста. Автор: Шубина. Н.Ю....
"Трудиться - всегда пригодиться"
Конспект занятия для детей младшей группы...
Логопедический праздник - соревнование «Грамоте учиться – всегда пригодится»
Итоговое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей ....
«Трудиться – всегда пригодиться»
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор....