«Трудиться – всегда пригодиться»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_truditsya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи
в подготовительной к школе группе на тему
«Трудиться – всегда пригодиться»
(на материале фольклора)
Воспитатель: Кабарухина Т.Н.
МБДОУ № 17, г. Таганрог.
Задачи
Обучающая.
Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок и пословиц. Учить понимать их содержание и значение. Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний, учить выделять языковые выразительные средства, олицетворения.
Развивающая.
Развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать внимание, память, мышление. Развивать эмоциональную отзывчивость, образную речь. Приобщать к русской национальной культуре.
Воспитательная.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду, используя русский фольклор.
Ход занятия.
-Дети, вы знаете много потешек, которые сочинил народ. В них заключена народная мудрость и богатый жизненный опыт.
- Послушайте потешку.
Сегодня день целый
Все звери у дела:
Лисичка-сестричка
Шубку подшивает,
Сер медведь –
Старый дед
Сапог подбивает.
А сорока - белобока
Мушек отгоняет.
Медведица Маша
Варит детям кашу.
Зайчиха под ёлкой
Метет метелкой.
Кошка лыки дерет,
Коту лапотки плетет.
По болоту босиком
Кулик ходит с посошком.
-Чем заняты звери в потешке?
-Они заняты разными делами.
-Что делает лисичка-сестричка?
-Она шубку подшивает.
-Как вы думаете, ребята, может лиса подшивать шубку?
-Нет. Она уподобляется человеку.
-Кто может подшивать шубку или просто шить?
-Человек или портниха.
-Как вы думаете, ребята, умение шить может пригодиться в жизни?
-Да. Потому что вещи рвутся, их надо подшивать, а это должен уметь каждый.
-Что делает медведь?
-Медведь сапог подбивает?
-Может медведь подбивать сапоги?
-Нет.
-А кто это умеет делать?
-Человек или сапожник. В потешке медведь «очеловечивается» и уподобляется сапожнику.
-Действительно, на Руси профессии портного и сапожника были очень важными и нужными, так как они производили для людей одежду и обувь.
-Что делает медведица Маша?
-Она варит детям кашу.
-Здесь кому уподобляется медведица?
-Медведица уподобляется заботливой маме, которая варит детям кашу.
-Что делает зайчиха?
-Она метет метелкой.
-Кому уподобляется зайчиха?
-Она уподобляется человеку, который наводит чистоту.
-Что такое метелка?
-Метелка – это то, чем метут: метла или веник.
-Для чего необходимо уметь подметать?
-Для того, чтобы наводить чистоту и порядок.
-Что делает кошка?
-Она лыки дерет, коту лапотки плетет.
-Что такое лапотки?
-Лапотки – это лапти. Так называлась обувь, которую носили на Руси крестьяне.
-А кошка может плести лапти?
-Нет. Плести лапти может только человек, а кошка здесь уподобляется человеку.
Показ лаптей.
-Лапти плели из липового лыка. Лыки – это верхний слой липового дерева. Липу обдирали на лыки. Затем лыки размачивали в воде, очищали от коры и разрезали на ленты. Из этих лент – строк плели лапти на Руси.
Физминутка.
Две сестрицы – две руки
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки –
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
(Имитирующие движения).
-Как вы думаете, ребята, почему автор – народ в потешке рассказывает о том, как трудятся животные, а не люди?
-Потому что дети любят слушать рассказы о животных.
-Чтобы интересно рассказать детям о труде человека, автор – народ использует животных и их «очеловечивает». Поэтому животные в потешке трудятся, как люди, выполняют действия, присущие человеку.
-Чему учит потешка?
-Она учит трудолюбию.
-Почему нужно трудиться?
-Люди трудятся и производят всё необходимое для жизни.
-Если не трудиться, то у человека ничего не будет: ни еды, ни одежды, ни жилья.
-Правильно, ребята. Благодаря труду человек достиг больших успехов в науке, технике, культуре, в своем развитии и развитии цивилизации. Поэтому на Руси детей с детства приучали к труду, приучали к ответственности за порученное дело.
Также русский народ сочинял загадки об инструментах, орудиях труда, которые помогали трудиться.
-Ребята, отгадайте загадку:
Свинка – золотая щетинка.
Льняной хвост.
По белу свету скачет,
Всех людей красит.
-Что это?
-Это иголка.
-Правильно. С кем сравнивается иголка в загадке?
-Со свинкой, золотой щетинкой.
-А нитка?
-С льняным хвостом.
-Как вы понимаете строчки:
«По белу свету скачет,
Всех людей красит».
-Это значит, что все люди носят одежду, которую шьют с помощью иглы.
-Одежда людей «красит», то есть делает красивыми, нарядными. Иголка весь свет обшивает.
-Отгадайте еще загадку.
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку
А он не плачет,
Только ножку прячет.
-Это гвоздь.
-С кем сравнивают гвоздь?
-С Ермилкой, с человеком.
-Что делает Ермилка?
-Когда его бьют по затылку, он не плачет, только ножку прячет.
-Какие действия Ермилки похожи на действия, которые «испытывает» гвоздь?
-Ермилку бьют по затылку, и, когда забивают гвоздь, то бьют по шляпке.
-Ермилка ножку прячет, а когда бьют по гвоздю, то он уходит в дерево, как бы прячется.
-Да. В загадке действия человека переносятся на предмет – гвоздь, и предмет – гвоздь – ассоциируется с человеком.
А вот ещё одна интересная загадка.
Зубастый зверек
Грызет с визгом дубок.
-Это пила.
-С кем сравнивается пила?
-С зубастым зверьком.
-Почему с зубастым зверьком?
-Потому что у пилы есть зубы и у зверька, но они у пилы железные, ими пила пилит деревья.
-Почему зубастый зверек пилит с визгом дубок?
-Потому что, когда пила пилит, то она издает визгливый звук.
-Для чего необходима пила в хозяйстве?
-Когда нужно что-то пилить, используют пилу.
Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке. Продает она орешки. Лисичке – сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки. Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. |
-Ребята, тема труда отражена не только в потешках, но и в пословицах и поговорках.
-Кто знает пословицы о труде?
-«Терпенье и труд – всё перетрут».
-Как вы понимаете смысл пословицы?
-Когда у человека есть терпенье, и он трудолюбивый, у него всё получается.
-Почему?
-Потому что все трудности, препятствия, которые стоят перед человеком, он как бы «перетирает» в порошок своим трудом и терпением и достигает своей цели.
-Кто еще знает пословицы о труде?
-«Человек – кузнец своего счастья».
-Кто такой кузнец?
-Это человек, который работает в кузнице, кует железо.
-Почему человек сравнивается с кузнецом?
-Я думаю, что когда кузнец кует железо, он прилагает много усилий, умений, много мастерства, чтобы выковать какую-то вещь.
--Что значит «ковать свое счастье»?
-Значит трудиться, прилагать много усилий, стараний, умений, чтобы добиться счастья, своей цели в жизни.
-Как вы понимаете пословицу:«Землю солнце красит, а человека труд»?
-Солнце согревает и освещает Землю, потому Земля – цветущая, зеленая, красивая планета. За это все любят солнышко.
-А как человека красит, то есть украшает труд?
-Трудолюбивый человек гордится своим трудом, своим мастерством, своими успехами. Такого человека все уважают, поэтому труд делает человека красивым, радостным, гордым своими хорошими делами.
Итог занятия.
-О каких формах устного народного творчества мы говорили на занятии?
-О потешках, загадках, пословицах и поговорках.
-О чем в них шла речь?
-О труде.
-Чему они учат людей?
-Они учат тому, что нужно трудиться, а не лениться, чтобы быть здоровым и счастливым в жизни.
-Правильно, ребята. Люди на Руси знали об этом, потому они много трудились, ценили свой труд и труд других людей. Ведь не зря говорили наши предки: «Делу – время, потехе – час».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Трудиться- всегда пригодиться"..
Закрепление знаний детей об овощах, их названия, способе выращивания, об условиях, необходимых для нормального роста семян, о навыках ухода за всходами....
"Трудиться - всегда пригодиться"
Конспект занятия для детей младшей группы...
Мини-проект "Трудиться - всегда пригодится"
Проект во второй младшей группе по трудовой деятельности. Организация "Огорода на подоконике"...
Консультация для родителей: « Вместе трудиться -всегда пригодится»
Труд не должен восприниматься ребенком как повинность илинаказание. Труд также не должен быть противопоставлен игре и развлечениям. Очень важно грамотно раскрывать детям понятия« ответственность...
Трудиться-всегда пригодится!
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Данный проект направлен на развитие творческих качеств ребенка в трудовом процессе...
Проект "Трудиться - всегда пригодится!"
Практико-ориентированный проект «Трудиться - всегда пригодится!» представляет работу с детьми 6-7 лет. Эта проблема возникла вследствие того, что у большинства детей группы была не сформирована мотива...
Проектформирование представлений о труде у детей 6-7 лет «Трудится- всегда пригодится»
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей ...