МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
рабочая программа
Актуальность и практическая значимость программы заключается в применении педагогом приёмов в специально – организованной деятельности (в рамках индивидуальной и групповой работы), стимулирующих детей дошкольного возраста к эмоциональной отзывчивости на музыку, которая связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Происходит духовное развитие личности ребенка, его целостного оптимистического мироощущения, формирование творческих способностей посредством выполнения творческих заданий.
Детский музыкальный фольклор развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzykalnyy_folklor.doc | 124 КБ |
soderzhanie_programmy.doc | 248.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. НАДЫМА»)
Утверждаю:
заведующий МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» ____________Т.Н.Вандзиляк
Приказ № __ от _____2021г.
Принято:
Педагогическим советом МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек»
г. Надыма»
Протокол №___от ___2021г.
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
Формирование нравственного становления ребенка
средствами приобщения к истокам русского народного творчества
«ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Возраст: 4-6 лет.
Срок реализации: 1 год. Количество часов: 36
Разработчик: Н.Л. Яхина,
музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад
«Аленький цветочек» г.Надыма»
г. Надым, 2021 г.
Пояснительная записка
Фольклор – источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.
В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.
Фольклор – кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.
В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.
Актуальность и практическая значимость программы заключается в применении педагогом приёмов в специально – организованной деятельности (в рамках индивидуальной и групповой работы), стимулирующих детей дошкольного возраста к эмоциональной отзывчивости на музыку, которая связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Происходит духовное развитие личности ребенка, его целостного оптимистического мироощущения, формирование творческих способностей посредством выполнения творческих заданий.
Детский музыкальный фольклор развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Новизна заключается в том, что музыкальный фольклор можно использовать как главный компонент системы комплексной музыко-терапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков, цвета, а также в использовании развивающих форм и методов обучения, современных технических средств обучения (компьютер, просмотр видеофильмов). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа, развивает познавательную активность.
Программа предлагает различные по уровню трудности музыкальные задания, что помогает педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению воспитанников, с учетом музыкальных способностей, и других индивидуальных данных. Все основные учебные задачи ставятся с самого начала, естественно усложняясь и расширяясь в дальнейшем, путем работы над более разнообразным репертуаром.
В программе используется гуманистический потенциал отечественной культуры, способствующий социализации личности каждого ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.
Цель программы: формирование гармоничного развития личности ребенка, его художественно-творческих умений и нравственного становления средствами приобщения к истокам русского народного творчества.
Задачи:
- формирование знаний народных традиций, календарных и семейных обрядов;
- формирование знаний и навыков детского музыкального фольклора и приемов народного вокала;
- овладение навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;
- учить исполнять одноголосные хоровые песни с элементарными притопами; правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;
- обучить основам музыкальной грамоты;
- развивать навыки выразительного чистого интонирования мелодии, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений;
- воспитание положительного отношения, интереса к народным обычаям, содержанию народной музыки.
Режим организации занятий:
Программа рассчитана на один год обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста. Объем групповых занятий в год составляет – 36 часов. Занятия проводятся в специальном зале (театральной студии). В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 2 занятий в неделю. Одно занятие групповое – продолжительностью 30 минут, другое индивидуальное – продолжительностью 15 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Программа «Детский музыкальный фольклор» позволяет далее развивать индивидуальные творческие способности воспитанников, накапливать опыт в процессе восприятия традиционных музыкальных форм, развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности.
Прогнозируемый результат:
- ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды;
- приобрести комплекс специальных знаний и навыков: в детском музыкальном фольклоре, приемах народного вокала;
- овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
- исполнять одноголосные хоровые песни с элементарными притопами;
- правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;
- научиться ансамблевой игре на детских шумовых инструментах;
- овладеть основами нотной грамоты;
- проявлять интерес к содержанию народной музыки, гражданские и патриотические чувства.
В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Воспитанники должны знать:
- традиции народной культуры;
- календарные и семейные обряды;
- скороговорки, потешки, заклички, прибаутки, приговорки, частушки, колыбельные лирические и календарные песни;
- народные инструменты;
- основы музыкальной грамоты (лад, мелодия, музыкальная фраза, звуковысотный строй, тембр, метро-ритм, темп, жанр).
Уметь:
- исполнять одноголосные хоровые песни с элементарными притопами;
- правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;
- выразительно, чисто интонировать мелодии, передавая многообразие оттенков, эмоций, настроений;
- играть на народных шумовых инструментах по одному и в ансамбле;
- объяснить значение праздников Вербное Воскресенье и Масленица.
Критерии эффективности реализации программы:
- эмоциональная отзывчивость на музыку;
- развитие чувства ритма;
- развитие мелодического слуха;
- развитие музыкальной памяти;
- развитие динамического слуха;
- сформированность основ исполнительской культуры.
Формы реализации программы:
- индивидуальные и групповые занятия;
- открытые занятия;
- воспитательные мероприятия;
- фестивали-конкурсы, концерты.
Предусматриваются следующие оценочные методы проведения исследования и учета результатов развития личности ребенка:
- наблюдение;
- творческая тетрадь музыкальных занятий (групповые, индивидуальные) и массовых мероприятий (журнал учета);
- интервьюирование специалистов (медицинская служба, психолог, социальный педагог, воспитатели);
- тестирование или беседы с воспитанниками;
- обобщение и систематизация полученных результатов;
- сравнительный анализ динамики изменения основных показателей;
- представление полученных данных в структурных информационных моделях (таблицы, графики, диаграммы).
Оценка эффективности программы:
- сформированность теоретических и практических навыков у воспитанников на основе методики профессора О.П. Радыновой «Диагностики музыкальных способностей».
Механизм промежуточной и итоговой оценки результатов,
полученных в ходе реализации данной программы
Контроль знаний, умений и навыков проводится два раза в год.
Начальный уровень – в начале освоения программы с 1 по 10 сентября.
Промежуточный - в середине года обучения с 20 по 30 декабря.
Итоговый – в конце освоения программы с 20 по 30 мая.
Учебно-тематический план
Цель: гармоничное развитие личности ребенка, его художественно-творческих умений и нравственного становления средствами приобщения к истокам русского народного творчества.
№ пп | Наименование разделов и тем | Общее Кол-во часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1. | Раздел 1.«Детский музыкальный фольклор» | 8 | ||
1.1 | Заклички, потешки, приговорки, скороговорки. | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.2 | Колыбельные песни | 3 | 0,5 | 2,5 |
1.3 | Частушки, прибаутки. | 3 | 0,5 | 2,5 |
2. | Раздел 2. «Народная песня» | 8 | ||
2.1 | Календарные песни | 5 | 0,5 | 4,5 |
2.2 | Лирические песни | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | Раздел 3. «Игровой фольклор» | 4 | ||
3.1 | Песенный припев | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Движения, театрализованное действо | 3 | 0,5 | 2,5 |
4 | Раздел 4. «Народный календарь» | 8 | ||
4.1 | Знакомство с календарными праздниками и обрядами | 2 | 2 | |
4.2 | Подготовка и проведение праздника Масленица. | 3 | 0,5 | 2,5 |
4.3 | Подготовка и проведение праздника Вербное Воскресенье. | 3 | 0,5 | 2,5 |
5. | Раздел 5. . «Игра на детских музыкальных инструментах» | 8 | ||
5.1 | Знакомство с народными инструментами | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Сольная игра | 4 | 0,5 | 3,5 |
5.3 | Ансамблевая игра | 3 | 0,5 | 2,5 |
ИТОГО: 36 ч
Содержание программы:
1 раздел. «Детский музыкальный фольклор» (прибаутки, потешки, заклички, скороговорки, приговорки, частушки, колыбельные песни).
Задачи раздела:
- развивать в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти;
- развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность;
- помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку.
- совершенствовать вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность дикции.
Тема №1. Заклички, потешки, приговорки, скороговорки.
Знакомство и изучение закличек, потешек, приговорок, скороговорок. Жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении).
Тема№2. Колыбельные песни.
Знакомство и изучение колыбельных песен, предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удержать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
Тема №3. Частушки, прибаутки.
Цель данного фольклора – использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
2 раздел. «Народная песня» (календарные, лирические).
Задачи раздела:
- учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка.
- совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.
Тема№1. Календарные песни.
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
Тема №2. Лирическая песня.
Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Задачи раздела:
- научить передавать образ, характер в пении;
- отработать навыки пения.
Тема №1. «Песенный припев».
Его основная функция (задачи игры, связь частей, концовка). Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.
Тема №2. «Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
Раздел 4. «Народный календарь»
Задачи раздела:
- познакомить с календарными праздниками и обрядами;
- подготовить и провести праздник Масленица.
Тема №1.
Календарные праздники и обряды. Зимние, летние, весенние, осенние праздники. Знакомство с происхождением праздников, связь их с природой.
Тема №2.
Масленица. Сырная неделя; дни недели, их назначение и название. Обрядовые блины, символ Солнца. Символ Масленицы, Мара. Ритуал сожжения чучела. Поминовение умершей Мары, воскресенье Живы. Катание с гор на лошадях (на санках), кулачные бои. Подготовка сценария, разучивание ролей, народных песен-хороводов, песен-игр, заклички для прихода весны, обрядовой песни «Блины». Сценическая речь, подготовка бутафории, костюмов. Проведение праздника.
Тема №3.
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим): а) воскрешение природы, б) верба – символ солнца, жизни; поход за живой вербой. Разучивание весенних песен «веснянок». Изготовление «вербочки» (вата, пенопласт, ветка). Разучивание песни-игры «Вербочка», разучивание танца «Вербочки».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
Задачи раздела:
- развивать чувства ритма, музыкальную память.
- учить детей ансамблевой игре.
Тема №1. Знакомство с народными инструментами.
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты.
Тема №2. Ансамблевая игра.
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детском музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
Тема №3. Сольная игра.
Игра на музыкальных инструментах по одному, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
Методическое обеспечение занятий
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией старинных вещей, репродукций, посещение выставок, музеев, творческие встречи с другими коллективами, а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации в виде проведений массовых праздников и обрядов.
Для реализации программы выбраны следующие этапы работы:
1 этап – Подготовительный
Проведение первичной диагностики для выявления начального уровня музыкальных способностей детей. Начиная работу по данной теме, подобрана необходимая литература, иллюстрации, дидактические игры, атрибуты из бросового материала.
2 этап – Внедренческий
Происходит знакомство с исполнительской деятельностью. Здесь важно у детей вызвать интерес к занятиям, желание выполнять творческие задания.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Народные игры, известные с незапамятных времен, всегда были неотъемлемой частью самой жизни, народных праздников. В них участвовали все: и дети и взрослые.
Образные игровые формы проведения занятий: считалки, песни-игры, песни-хороводы, сценки, театрализации – сочетаются с элементами художественной деятельности. Чувство театра присуще самой природе детской психики и жизнедеятельности, оно кроется в игровой «одежде» перевоплощения, эмоциональной и мышечной раскрепощенности, свободе реакций. Игры позволяют померяться силами и умениями, удалью и скоростью, способствуют самовыражению личности. Основная задача при организации игровой деятельности – включение всех детей в игру, создание условий для развития. Это касается самих занятий в целом.
Живое общение педагога с детьми, позволяет легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Процесс восприятия информации наиболее эффективен, построенный на дидактическом принципе.
Совместная подготовка педагога и детей к проведению календарных праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала ребенка, самостоятельную деятельность, приобретения навыков и умений.
При подготовке к праздникам, привлекая детей к исполнительству, учитывается желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребенок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому проводится дополнительная индивидуальная работа.
В процессе межличностного общения в цепи «педагог-ребенок» реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребенок и группа в целом включается в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
3 этап – Результативный.
Для выявления и усвоения детьми предлагаемого материала, определены следующие критерии с учётом возрастных особенностей и требований программы. Уровень усвоения предлагаемого материала по данным критериям определяется на основе бесед с детьми, в наблюдениях за ними во время выполнения творческих заданий, проведения музыкальных занятий, в процессе проведения массовых праздников, воспитательных мероприятий.
Критерии диагностики музыкального развития
Высокий уровень.
Творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания; точное, выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности). Владение выразительностью речи. Способность сопоставлять образ со звуковым фоном оркестровки. Умение самостоятельно играть знакомые мелодии на детских музыкальных инструментах, простукивать ритмический рисунок на шумовых инструментах. Умение дать оценку результатам как своей, так и творческой деятельности сверстников. Желание выступать перед зрителями.
Средний уровень
Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Владение элементарными навыками – начинать и заканчивать музыкальные интонации. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. Ассоциативное мышление и творческие способности развиты недостаточно.
Низкий уровень
Мало эмоционален, неактивен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо:
- специальный зал для музыкальных занятий;
- комплект детских музыкальных инструментов (детский шумовой оркестр);
- нотный материал;
- дидактический материал;
- фонотека народных песен;
- специализированная методическая литература;
- музыкальный центр, аккордеон, диски –СД, флеш-носители.
Словарь изучаемых понятий.
- Фольклор (от англ. folk - народ и lore – наука) – народная мудрость. Музыкальный фольклор – это вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, опирающееся на исторически складывающиеся и постоянно развивающиеся традиции различных групп и слоев населения. В различных жанрах народной музыки сложились разнообразные типы мелоса, многоголосия, ладозвукорядных систем, ритмики, формы, соответствующие каждому типу культуры. Детский музыкальный фольклор - составляют произведения различных жанров, которые народ создавал специально для детей или же отбирал для них из своей традиционной культуры, а также собственно детское творчество (песенки, считалки, дразнилки и др.). Лучшие произведения народной поэзии близки и понятны детям, имеют отчетливо выраженную педагогическую направленность и отличаются художественным совершенством. Детский фольклор входит в мир ребенка с раннего возраста, с колыбели.
- Колыбельные песни - подлинное чудо народной поэзии . Опытом многих поколений добыта и отшлифована их форма. Главное назначение колыбельной песни - успокаивать младенца, навевать ему сон, поэтому она проста, мелодична. В песне много повторов, звукоподражательных слов. В простых незатейливых текстах колыбельной поэзии сохранились отголоски древних верований, когда младенца заговаривали от злых, темных сил.
- Потешки – это забавные песенки, сопровождающие игры с ребёнком.
Словесная часть потешки сопровождается активным сгибанием пальцев ребенка, поглаживанием его ладони. И это отнюдь не случайно. Гениальную народную мудрость подтвердила современная физиология: развитие пальцев руки влияет на развитие мозга растущего человека, его речевых навыков. К концу колыбельного периода у ребенка возникает потребность в игре, забаве. И здесь незаменимы потешки.
- Название "закличка" происходит от слова закликать - звать, приглашать, обращаться.
Заклички - это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. В «закличке» содержится не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств - переживаний, восхищения, нежности. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха - в волнообразных повторах, в смене картинок – просьбы в ритме, в звучании каждого слова.
- Скороговорки - словесная игра, входившая составной частью в веселье, праздничные развлечения. Они включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций. Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками.
- Считалки открывают игру, с их помощью играющие разделяются на две группы, определяют свои роли и очередность в игре. Считалка - самый распространенный жанр детского фольклора. Считалка - это тоже рифмованное стихотворение, в основу положен счёт. Бессмысленность, замкнутость текста считалок восходит к древнейшей условной речи, к запрету счета. Постепенно эта связь утратилась, а осталась забавная игра слов, звукосочетаний, которую с удовольствием воспроизводят дети.
- Календарные песни – это песни как средство общения человека с природой, объединяющие по тематике и сюжетам (связь со временем года, темой урожая, труда), написанные для праздников календаря.
- Лирические песни – это песни по характеру грустные и удалые; глубоко печальные и грозно мужественные.
- Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим): воскрешение природы, верба – символ солнца, жизни.
- Масленица - символ Солнца, это обряд проводов зимы.
Используемая литература
- Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М., 1988.
- Беспятова Н.К. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с. – (Методика). Практическое пособие «Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации».
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для детей младшего школьного возраста: Из опыта работы муз.руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с., ил.
- Русская народная песня: Хрестоматия. /Сост. С.Браз. – М., 1975.
Литература для педагога
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М., 1996.
- 500 новых детских частушек. / Сост. И.Д.Агеева. – М., 2001.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М., 1990.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев, 1990.
- Твердохлебова В.А. Программа «Формирование русского менталитета у детей на традициях народной культуры».
Литература для детей
- Аникин А. Русские пословицы и поговорки. – М., 1988.
- Потешки. Считалки. Небылицы. /Сост. А.Н.Мартынова. – М., 1989.
- Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М.,2001.
- Русская частушка. /Сост. А.Кулагина. – М., 1988.
- Русские народные пляски для детей. /Сост. В.В.Окунева. – М., 1975.
- Русские народные песни: Сб./Сост. Ю.Зацарный. – М., 1979.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор.
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Цель: гармоническое развитие личности ребенка, его художественно-творческих умений и нравственного становления средствами приобщения к истокам русского народного творчества.
№ раздела | Тема и цель занятия | Теория | Практика | Материалы и оборудование | Приемы и методы | Ход занятия |
Рассматривается взаимосвязь русского народа и русской культуры с народами и культурами всего мира. | ||||||
1.1 1.2 1.3. 1.4. 1.5 1.6 1.7. 1.8. 2. 2.1 2.2 2.3 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 3. 3.1 3.2. 3.3. 3.4 4. 4.1 4.2. 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 | Раздел 1.«Детский музыкальный фольклор» «Заклички» Цель: развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении).
«Потешки» Цель: Развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность. «Прибаутки» Цель: Четкое произношение слов, правильность дикции.
«Приговорки, дразнилки». Цель: Развивать в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи. «Колыбельные песни»- 1 занятие «Баю-баю» Цель: постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии, учить передавать ласковый характер песни. «Колыбельные песни»- 2 занятие «Спят усталые игрушки» Цель: учить передавать ласковый характер песни. «Колыбельные песни» 3 занятие «Колыбельная зайчонка» Цель: следить за чистым интонированием мелодии при пении на одном звуке и скачок на кварту вниз (ля-ми). «Частушки» Цель: использование данного фольклора в игровой деятельности. Раздел 2. «Народная песня». «Календарные песни» 1 занятие «Осень» Цель: учить детей чувствовать красоту мелодии, совершенствовать навыки ансамблевого пения. «Календарные песни» 2 занятие «Песни труда» Цель: выработка у детей легкого, подвижного звучания передавая при этом веселый, радостный характер песни. «Календарные песни» 3 занятие «Зима» Цель: учить детей петь не спеша, передавая певучий, лирический характер песни и в то же время веселое ее настроение. «Календарные песни» 4 занятие «Святки». Цель: ознакомление детей с традициями, обычаями и обрядами русского быта. «Календарные песни» 5 занятие «Будем в Армии служить». Цель: воспитание военно-патриотических чувств и любви к Родине. «Лирические песни» 1 занятие «Кукушечка». Цель: обогащение музыкальными впечатлениями, развитие эмоциональной отзывчивости на произведения лирического характера. 2 занятие «Листопад» Цель: упражнять в точном интонировании мелодии, изображая игру на скрипке, развитие творческой активности. 3 занятие «Прогулка». Цель. Закреплять у детей умение закреплять и передавать грустный, лирический характер. Раздел 3. «Игровой фольклор». «Песенный припев» Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости различного характера. «Движения, театрализованное действо». 1 занятие. Цель. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ. 2 занятие. Цель. Передавать в движении содержание текста песен. 3 занятие. Цель. Учить двигаться в соответствии с характером музыки, приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Раздел 4. «Народный календарь». «Календарные праздники и обряды». Цель. Познакомить с осенними календарными праздниками и обрядами. 1 занятие «Осень» 2 занятие «Зима» Цель. Познакомить с зимними календарными праздниками и обрядами. 3 занятие «Весна» Цель: Познакомить с весенними календарными праздниками и обрядами. 4 занятие «Лето» Цель: Познакомить с летними календарными праздниками и обрядами. «Подготовка праздника «Масленица» Цель. Развитие творческой активности во всех видах деятельности. «Проведение праздника Масленица» Цель. Активизация и творчество детей. Подготовка праздника -Вербное воскресенье. Цель. Ознакомление с праздником Вербное воскресенье. Проведение праздника -Вербное воскресенье. Цель. Активизация и творчество детей. Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах». «Русские народные инструменты» Цель. Познакомить детей с русскими народными инструментами. «Сольная игра» Занятие 1. Цель: развитие чувства ритма. Занятие 2. Цель: развитие музыкального мышления в различных видах музыкальной деятельности. Занятие 3. Цель. Развитие тембрового слуха. Занятие 4. Цель. Развитие звуковысотного слуха. «Ансамблевая игра» Занятие 1 Цель: обучить детей совместной игре на детских музыкальных инструментах. Занятие 2. Цель: учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Занятие 3 Цель: учить детей игре на детских музыкальных инструментах группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
«Снежная баба» Цель: формирование творческих навыков, ознакомить с музыкальными произведениями о зиме. «Два Мороза» Цель: продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями веселого характера зимнего времени года. « Маленькая елочка» Цель: обеспечить условия для передачи образа «елочки» в различных видах художественной деятельности. «Новогодний хоровод» Цель: вызвать у детей радостное настроение в связи с предстоящим Новогодним праздником средствами исполнения стихов, песен, хоровода. «Зимняя царица» Цель: познакомить детей с музыкальными произведениями, связанными с зимней природой. «Снеговик» Цель: закреплять умения координировать движения, развивать творческую фантазию. «Зимняя сказка» Цель: формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку веселого, радостного характера. «Мы - строители» Цель: «Строим дом» Цель: «Кем быть?» Цель: «Крокодил Гена идет в армию». Цель: воспитание чувства патриотизма, формирование правильной осанки и координации движений. «Бравые солдаты»
Цель: ознакомить детей с песнями военной тематики. | 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 0,5 0,5 0,5 0,5 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | Иллюстрации с различными видами природы, животными. Иллюстрации с различными видами природы, животными. Иллюстрации с различными видами природы, животными. Иллюстрации с различными видами природы, животными. Иллюстрации с изображением детей спящих в колыбели, музыкальный инструмент (баян, аккордеон, фортепиано). Музыкальный инструмент (фо-но), иллюстрации с изображением детей спящих в колыбели, мягкие игрушки. Музыкальный инструмент (фортепиано), картинки, детская игрушка Зайка. Музыкальный инструмент (баян, аккордеон), детские музыкальные (шумовые) инструменты. Иллюстрации с изображением времен года, уборки урожая, труда. Аккордеон, Детские шумовые инструменты. Иллюстрации по содержанию песен, аккордеон. Иллюстрации по содержанию песен, аккордеон. Иллюстрации по содержанию песен, аккордеон, детские музыкальные инструменты. Иллюстрации по содержанию песен, аккордеон, барабан. Иллюстрации по содержанию песен, аккордеон, детские музыкальные инструменты. Иллюстрации по содержанию песен, аккордеон. Иллюстрации по содержанию песен, аккордеон. Музыкальный центр, аккордеон. Музыкальный центр, аккордеон, детские музыкальные инструменты Музыкальный центр, аккордеон. Живая игрушка-матрешка, иллюстрации, дидактический материал (карточки), игрушки. Музыкальный центр Музыкальный центр Музыкальный центр Музыкальный центр, аккордеон Изготовление - Листочки, ленточки, дидактический материал, «чудесный мешочек», игрушки, овощи, иллюстрации, детские музыкальные инструменты, корзинки, блины, самовар, чайные чашки, призы для игр, атрибуты для игр, Чучело, народные костюмы и маски для детей. Музыкальный центр, костюмы, аккордеон Вербочки, ветки, вата, пенопласт, музыкальный центр, аккордеон. Музыкальный центр, костюмы, аккордеон, вербочки Аккордеон, детские музыкальные инструменты, ложки, трещетки. Музыкальные инструменты (бубен, барабан, металлофон) Детские музыкальные инструменты Детские музыкальные инструменты Детские музыкальные инструменты Детские музыкальные инструменты Детские музыкальные инструменты Детские музыкальные инструменты Дидактический материал, музыкальный инструмент, записи – СД. Макеты домиков, дидактические карточки, елка, елочные игрушки, ножницы, клей Детские музыкальные инструменты, карточки с изображением инструментов, матрешек, искусственная елка, игрушки: Дед Мороз, Снегурочка, мягкие игрушки Иллюстрации с зимней природой, орехи, музыкальный инструмент, записи-СД. Металлофон, барабан, бубен, дидактические карточки, записи -СД Звоночки разного размера, СД – записи, картинки зимних сказок, мягкие игрушки-зверюшки. Картинки, игрушки – молоток, кубики, домик, зайчик, мишка, кот, слон,пакет с игрушечным угощение, часы, СД – записи. Иллюстрации машин – экскаватора, самосвала; игрушечные молоток, пила, малярная кисть; игрушки – гномик, кошка, собака, утенок, козленок, слоненок, гусенок, домик; обруч –каждому ребенку. Иллюстрации- шофер, дворник, охранник, сапожник, летчик, гимнаст, врач, почтальон, строитель, плотник, маляр, столяр, печник, повар, музыкант, прачка, художник; маска коршуна; запись танца «Макарена»; бубен. Флажки для каждого ребенка, игрушка – самолет, картинки к мелодии, пилотки, игрушка-Крокодил Гена; письмо для Гены; иллюстрации – ружье, вертолет, танк, корабль, барабан. Иллюстрации с изображением воинов, вооружения; игрушечные солдаты, ружья; Атрибуты военной формы, фонограммы песен. | Упражнения, показ, игра, объяснение. Игровой момент. Упражнения, показ, объяснение, игровой момент. Упражнения, показ, объяснение, игровой момент. Упражнения, показ, объяснение, игровой момент. Упражнение, показ, объяснение, беседа, игровые моменты. Упражнение, показ, объяснение, беседа, игровые моменты. Упражнение, показ, объяснение, беседа, игровые моменты. Упражнение, показ, объяснение, беседа, игровые моменты. Словесные Игровые Иллюстративные Упражнение, показ, объяснение, беседа, игровые моменты. Словесные, игровые, иллюстративные, упражнения. Словесные, игровые, иллюстративные. Словесные, игровые, иллюстративные. Словесные, игровые, иллюстративные. Игровые, упражнения, словесные, иллюстративные Игровые, упражнения, словесные, иллюстративные Игровые, упражнения, словесные, Игровые, словесные. Игровые, словесные. Упражнения, игровые, словесные Словесные (беседа, рассказ) Иллюстративные Словесные, иллюстративные Упражнения, словесные, игровые, иллюстративные Упражнения, словесные, игровые, иллюстративные Упражнения, Игровые, словесные, иллюстративные, дидактические репетиции Игровые, словесные, упражнения, дидактические, репетиции. Игровые, словесные, иллюстративные, репетиции. Игровые, словесные, иллюстративные, репетиции. Иллюстративные, Словесные, игровые, дидактические. Иллюстративные, Словесные, игровые, дидактические. Иллюстративные, Словесные, игровые, дидактические. Словесные, игровые, иллюстративные, упражнения. Словесные, игровые, иллюстративные, упражнения. Словесные, игровые, упражнения. Словесные, игровые, упражнения. Словесные, игровые, упражнения. Упражнения, иллюстративные, словесные, игровые Словесные, иллюстративные, игровые, упражнения. Дидактические, иллюстративные, словесные, упражнения, игровые Иллюстративные, словесные, упражнения, игровые, сюрпризные Иллюстративные, словесные, упражнения, игровые | 1.Организационный момент: - приветствие детей. 2. Основная часть. - Слушание. «Как во поле ветер пышет». Беседа о содержании песни, особенностях ее исполнения. - Распевание. Рассказать детям о значении закличек. Разучивание закличек «Осень, осень, в гости просим», «Солнышко-колоколнышко», «Дождик, дождик поливай!». - Упражнения для правильного дыхания. - Игра «Капуста». 3. Заключительная часть. - Подведение итогов занятия (диалог музыкального руководителя и детей по содержанию занятия).
- Дети входят в зал под музыку, - приветствие детей. 2. Основная часть. - Упражнения на распевание, повторение заклички «Осень, осень, в гости просим». - Беседа о предназначении потешек. Разучивание потешек «Баю-баю-бпюшок», «Ходит сон по хате», к игре «Всем, Надюша, расскажи». - Игра Мельница. 3. Заключительная часть. - Подведение итогов занятия (диалог музыкального руководителя и детей по содержанию занятия). 1.Организационный момент. - Дети входят в зал под музыку, - приветствие детей. 2. Основная часть. - Слушание. «Ой, где был, сокол». Выделение эпитетов, метафор, поэтических параллелей (невеста – белая лебедушка, молодая яблонька, жених – сизый селезень, ясный сокол). Своеобразие мелодики, поэтического изложения. - Упражнения дыхательной гимнастики. - Беседа о прибаутках. Разучивание прибаутки «Зайка белый». - Игра «Всем, Надюшка, расскажи». 3. Заключительная часть. - Подведение итогов занятия (диалог музыкального руководителя и детей по содержанию занятия). 1.Организационный момент. - Дети входят в зал под музыку, - приветствие детей. 2. Основная часть. - Беседа с детьми о дразнилках, приговорках. - Слушание дразнилок. Заучивание «Андрей-воробей», «Митяй-лентяй». - Разучивание приговорок «Подай тетенька блинка», «Блин-блиночек». - Дыхательная гимнастика. - Знакомство с шумовыми и ударными народными инструментами. - Игры по желанию детей. 3. Заключительная часть. - Подведение итогов занятия (диалог музыкального руководителя и детей по содержанию занятия). 1.Организационный момент. - Дети входят в зал под музыку, - приветствие детей. 2.Основная часть. - Беседа о колыбельных песнях, рассказ детям о предназначении данных произведений. - Слушание «Сидит дрема», «Баю-баю-баюшок». - Упражнения, включающие квинту (вверх) в умении удерживать интонацию на одном звуке. -добиваться протяжного напевного пения. - Разучивание песни «Спят усталые игрушки». - Игра «Всем, Надюша, расскажи». Заключительная часть. - подведение итога занятия по вопросам музыкального руководителя.
- Дети заходят в зал под музыку. - Приветствие детей. 2. Основная часть. - Дети рассказывают о предназначении колыбельных песен. - Повторение выученной песни «Спят усталые игрушки». - Угадывание песен по вступлению «Сидит дрема», «Баю-баю-баюшок». - Дыхательные упражнения: «Насос», «Нюхаем цветок». - Игра «Мельница». 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия по вопросам музыкального руководителя.
- Дети заходят в зал под музыку. - Приветствие детей. 2. Основная часть. - Игровое упражнение «Покачай зайчика». - Разучивание песни М.Карасевой «Колыбельная зайчонка». - Повторение прибаутки «Зайка беленький» - Повторение выученной песни «Спят усталые игрушки». - Дыхательные упражнения: «Насос», «Нюхаем цветок». - Игра ритмического упражнения на металлофоне «Андрей-воробей». 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия по вопросам музыкального руководителя.
- Приветствие детей. 2. Основная часть. -Упражнения на развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата. -Дети придумывают индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей. - Рассказать детям о частушках. - Разучивание частушек. - Игра на детских музыкальных инструментах. 3. Заключительная часть. - подведение итогов занятия.
- приветствие. 2. Основная часть. - Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам: - связь со временем года, - тема урожая, - тема труда. - Рассказать детям о календарных песнях. - Разучивание песни А.Арутюнова «Осень». - Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах; - Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. - Повторение разученных частушек. - Игра «Капуста» 3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия детьми по наводящим вопросам музыкального руководителя. 1. Организационный момент. - приветствие. 2. Основная часть. - Распевание на песне «Цветики» В.Карасевой. Закличка «Осень, осень, в гости просим». - Беседа о календарных песнях труда. - Разучивание песни А.Филиппенко «Урожайная». - Повторение песни «Осень». - Игра на детских музыкальных инструментах (погремушки, бубны, колокольчики). - Игра «Капуста» 3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия детьми по наводящим вопросам музыкального руководителя.
- приветствие. 2. Основная часть. - Беседа о зимнем времени года, зимних праздниках. - Просмотр иллюстраций. - Обучение элементам нотной грамоты. - Разучивание русской народной песни «Здравствуй, гостья зима!» - Хоровод «Ой ты, зимушка-зима». - Игры по желанию детей. 3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия детьми по наводящим вопросам музыкального руководителя.
- приветствие. 2. Основная часть. - Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни. Просмотр иллюстраций. - Обучение элементам нотной грамоты. - Разучивание рождественских колядок (для скупых хозяев). - Хоровод «Ой ты, зимушка-зима». - Игра на детских музыкальных инструментах. - Игра «Метелица». 3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия детьми по наводящим вопросам музыкального руководителя.
- приветствие. 2. Основная часть. - Рассказать детям об армии и празднике «День защитника Отечества». Просмотр иллюстраций. - Повторение элементов нотной грамоты. - Разучивание рождественских колядок (для скупых хозяев). - Хоровод «Ой ты, зимушка-зима». - Игра на детских музыкальных инструментах. - Игра «Метелица». 3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия детьми по наводящим вопросам музыкального руководителя. 1.Организационый момент. - приветствие. 2. Основная часть. - Русская народная прибаутка «Чики-чики-чикалочки». - Рассказать детям о песнях лирического характера. - Разучивание русской народной песни «Ты куда летишь, кукушечка», диапазон песни соль-ре-2. Отработать звучание высоких нот на звукоподражание «Ку-ку». - Упражнения дыхательной гимнастики. - Игра на детских музыкальных инструментах. - Игра «Оркестр». 3. Заключительная часть. Рефлексия: самооценка детьми своей работоспособности. 1.Организационный момент. - приветствие. 2. Основная часть. - Слушание «В низенькой светелке». - Разучивание песни Т.Попатенко «Листопад». - Правильно произносить гласные звуки и заканчивать мелодию. - Упражнения дыхательной гимнастики. - Пальчиковая гимнастика «Орехи». - Игра на детских музыкальных инструментах. - Хоровод «Как пошли наши подружки».
- приветствие. 2. Основная часть. - Дыхательное упражнение «Синьер-помидор» (по М.Лазареву); - создавать сопротивление на выдохе. - Игра на детских музыкальных инструментах. Дидактическая игра «Прогулка». - ритмическое упражнение «Ежик и барабан». Пальчиковая гимнастика: - игра «Орехи»; - дети катают орехи между пальцами сначала одной руки, потом другой. - Слушание русских народных прибауток «Бай-качи, качи», «Чики-чики, чикалочки», песни «Листопад», «Ты куда летишь, кукушечка», определение на слух. - подвижная игра «Прогулка и дождик». 3. Заключительная часть. - Релаксация; - дети высказывают свои впечатления.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Научить детей основным функциям песенного припева в игровом фольклоре. - Игра «Горшок», «Сковорода», «Колечко», «Ручеек». -Отработка навыков пения, передача образа, характера пения, связь частей и концовки. - Повторение песни «Листопад». - Упражнения дыхательной гимнастики. 3. Заключительная часть. - подведение итогов по вопросам музыкального руководителя.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Игра «Дети и Медведь» муз.В.Верховинца. Работа над движениями, диалогами к играм. - Повторение прибауток, частушек. - Игра на детских музыкальных инструментах. 3. Заключительная часть. - дети отвечают на вопросы педагога.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Игра «Горшок», игра «Сковорода». -Выполнять правила игры. -Слушание лирических песен, узнавание по мелодии. - «Колыбельная» Е.Тиличеевой – продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, напевно; - передавать спокойный, ласковый характер песни. 3. Заключительная часть. - Рефлексия; - подведение итога занятия.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Комплекс общеразвивающих упражнений «Игрушки». - Игра «Колечко», «Ручеек». - Дидактическая игра «Наше путешествие». Слушание музыки: - слушать и различать по характеру пьесы - «Колыбельная» Е.Тиличеевой и «Как у наших у ворот» русская народная мелодия. 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия по вопросам музыкального руководителя.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Рассказать детям, какие существуют осенние праздники и обряды. - Рассказать о происхождении праздников и связи их с природой. - Игра «Ручеек». 3. Заключительная часть. - Подведение итога занятия по вопросам музыкального руководителя. 1. Организационный момент. - приветствие детей. 2. Основная часть. - Рассказать детям, какие существуют зимние праздники и обряды. - Рассказать о происхождении праздников и связи их с природой. - Игра на внимание «Снежная баба». 3. Заключительная часть. - Релаксация; - подведение итога занятия.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Рассказать детям, какие существуют весенние праздники и обряды. - Рассказать о происхождении праздников и связи их с природой. - Игра «Ручеек». 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия, дети отвечают на вопросы педагога.
- приветствие детей; 2. Основная часть. - Рассказать детям, какие существуют весенние праздники и обряды. - Рассказать о происхождении праздников и связи их с природой. - Под русскую народную мелодию «Посеяли девки лен» взявшись за руки водить хоровод; - Слушание знакомых песен разного характера колыбельную -«Танечка- баю, баю» и «Ах вы, сени» (русская народная мелодия обр. В. Агафонникова) веселого характера. - Определять по мелодии. 3. Заключительная часть. - подведение итогов занятия, дети делятся своими впечатлениями.
- приветствие детей в стихотворной форме. 2. Основная часть. - Рассказать о празднике Масленица, днях недели, их название и назначение (сырная неделя). - Обрядовые блины, символ Солнца. Символ Масленицы, Мара. - Ритуал сожжения чучела. - Поминовение умершей Мары, воскресенье Живы. - Подготовка сценария, разучивание ролей, сценическая речь, подготовка бутафории. - Разучивание песен, частушек, прибауток, потешек, закличек, хороводов. 3. Заключительная часть. - подведение итогов деятельности, впечатления детей.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Генеральная репетиция. - Проведение праздника. 3. Заключительная часть. - подведение итога праздника, дети отвечают на вопросы педагога, высказывают свои впечатления.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Рассказать детям о празднике Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим, воскрешение природы, верба – символ солнца и жизни). - Поход за живой вербой. - Разучивание весенних песен «веснянок». - Изготовление «вербочки» (ветка, вата, пенапласт). - Разучивание песни-игры Вербочка. - Разучивание танца «Вербочки». - Разучивание пасхальных стихов. 3.Заключительная часть. - Высказывания детей. Заключительная часть.подведение итогов занятия. 1. Организационный момент. - приветствие детей. 2. Основная часть. - Генеральная репетиция. - Проведение праздника. 3. Заключительная часть. - подведение итога мероприятия, высказывания детей, их впечатления.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Рассказать детям о истории происхождения русских народных инструментов, их разнообразии. - Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «На чем я играю». - Музыкально-дидактическая игра «Оркестр». 3. Заключительная часть. - релаксация; - подведение итогов занятия.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Пальчиковая игра «Угощение гномов». - Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Молоточки». - Изучение нот на металлофоне. 3. Заключительная часть. - вопросы по занятию музыкального руководителя.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Ребенок рассказывает стихотворение, сопровождая речь движениями «Заиграла дудочка». Пальчиковая игра: - «Я художник». - Изучение нот на металлофоне. - Музыкально-дидактическая игра на развитие творческого мышления «Прогулка». 3. Заключительная часть. - подведение итогов занятия.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Повторение и закрепление знаний элементов нотной грамоты. - Изучение длительностей нот. - Музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха «На чем я играю». - Дидактическая игра на развитие чувства ритма «Молоточки». - Пальчиковая игра «Угощение гномов». 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Повторение нотной грамоты, длительностей нот. - Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Курица и цыплята». - Пальчиковая игра: «Я художник». - Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Два барабана». 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Повторение нотной грамоты, длительностей нот. - Разучивание ритмического рисунка на бубне, колокольчиках, погремушках, дудочке, к русской народной песне «А я по лугу». - Разучивание главной темы на металлофоне. - Пальчиковая игра: «Я художник». - Игра в ансамбле. 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Повторение нотной грамоты, длительностей нот. - Отработка ритмического рисунка на бубне, колокольчиках, погремушках, дудочке, к русской народной песне «А я по лугу». - Разучивание главной темы на металлофоне. - Пальчиковая игра: «Я художник». - Игра в ансамбле. - Разучивание ритмического рисунка к русской народной песне «Калинка» на всех детских музыкальных инструментах. 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия.
- приветствие детей. 2. Основная часть. - Разучивание русской народной мелодии «Калинка». - Отработка штриха «Стаккато». -Повторение русской народной мелодии «А я по лугу». - Соединение двух произведений «А я по лугу» и «Калинка» в одно целое. - Разучивание ритмического рисунка к русской народной песне «Калинка» на всех детских музыкальных инструментах. - Игра в ансамбле. 3. Заключительная часть. - подведение итога занятия. |
1.3. 1.4. 2.1 2.2 2.3 2.4 3.1 3.2 3.3 3.4 4.1 4.2 4.3 4.4 5.1 5.2 5.3 5.4 6.1 6.2 6.3 6.4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста Краснослободцева Н.В, музыкальный руководитель
Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возрастаКраснослободцева Н.В, музыкальный руководитель...
Комплекс интерактивных музыкально- дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Музыкальная мозаика"
Авторская разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационно-коммуникационным технологиям. Комплекс универсален, предназначен для дет...
"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...
Развивающая музыкальная игрушка для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Рояль"
Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его предста...
Роль музыкального фольклора в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста
Роль музыкального фольклора в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста...
Авторский интерактивный модульный комплекс «Игрушки от катушки» для развития музыкально-творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б., Сапелкина Н.Ю.
Одним из требований ФГОС ДО является создание такой развивающей предметно- пространственной среды, которая будет способствовать раскрытию и успешному развитию интеллектуального и ...
Музыкально-дидактические игры для развития музыкально - творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие к интерактивному модульному комплексу «Радужные трубки». Авторы Чернышева Н.Б., Сапелкина Н.Ю.
Содержание1.Музыкально-дидактическая игра «Музыкальна лесенка»2. Музыкально-дидактическая игра «Мама и малыш»3.Музыкально-дидактическая игра «Составь схему&ra...