Музыкально-дидактические игры для развития музыкально - творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие к интерактивному модульному комплексу «Радужные трубки». Авторы Чернышева Н.Б., Сапелкина Н.Ю.
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Содержание
1.Музыкально-дидактическая игра «Музыкальна лесенка»
2. Музыкально-дидактическая игра «Мама и малыш»
3.Музыкально-дидактическая игра «Составь схему»
4.Ритмическая игра «Отряд»
5.Ритмическая игра «Игровые трубки»
6. Ритмическая игра «Повтори» (вариант 1)
7. Ритмическая игра «Повтори» (вариант 2)
8. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная азбука»
- Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка»
Цель. Формировать умение различать движение мелодии на одной ступени,
через ступеньку,постепенное вверх и вниз.
Оборудование. Сегмент «Лесенка», игрушка, соответствующая тематики
образовательнойдеятельности.
Ход игры. Педагог предлагает детям спеть попевку «Лесенка» Е. Тиличеевой и в процессе пения, соответственно тексту, выполнять движение рукой вверх, а затем вниз. Педагог одновременно с детьми выполняет движение игрушкой (матрешка, собачка и др.) по радужным трубкам. Затем педагог играет мелодию, а желающий ребенок определяет и показывает направление движения мелодии игрушкой на «Лесенке». Оборудование может использоваться при знакомстве с мелодией песни, при закреплении изученного материала, а так же в процессе упражнения в исполнении сложных интервалов.
- Музыкально-дидактическая игра «Мама и малыш»
Цель. Развивать звуковысотный слух, внимание, коммуникативные навыки.
Оборудование. Сегмент «Лесенка», две игрушки, например, большая и
маленькая куклы, или большая и маленькая собачки и т.д.,
соответствующие тематике образовательнойдеятельности.
Ход игры. Педагог рассказывает, тематическую историю, сопровождая ее музыкальной иллюстрацией, где мама зовет своего ребенка, который отвечает ей. Голос мамы демонстрируется более низким звуком, голос ребенка – более высоким. Затем предлагает желающему ребенку определить на слух, чей звучит голос, и поместить соответствующую игрушку на нужную трубку.
- Музыкально-дидактическая игра «Составь схему»
Цель. Развивать ритмический слух, закреплять представление о длинных и
короткихзвуках, умение составлять схему их чередования.
Оборудование. Сегмент «Ритмические фигуры».
Ход игры. Педагог предлагает детям исполнить знакомую попевку, прохлопать ритмический рисунок. Желающий ребенок составляет из трубок (длинная – долгий звук, короткая – короткий звук) ритмическую схему.
- Ритмическая игра «Отряд»
с использованием сегмента «Малые трубки»
Вот шагает дружно в ряд Ритмичноепостукивание
Наш детсадовский отряд.трубкой отрубку.
В гору медленно пошли. Поднимаем трубки
вверх, постукиваяими.
Там мы букву Т (Л, У) нашли. Из трубок составляем буквы,
которыепроговариваем.
Все присели отдохнуть, Трубки складываем одну
на другую перед собой.
Поспешили снова в путь.Ритмичное постукивание
трубкой о трубку.
- Ритмическая игра «Игровые трубки»
Цель. Развивать ритмический слух, сенсомоторные навыки, внимание,
самостоятельное творчество.
Оборудование. Сегмент «Малые трубки».
Ход игры. В игре принимает участие столько игроков, сколько имеется пар малых трубок. Все играющие хором произносят приговорку:
Наши трубки не простые, наши трубки игровые.
Будем мы на них играть, что увидим - повторять.
Водящий ребенок показывает свой вариант ритмического рисунка и положение трубок при игре (постукивание трубки о трубку, о пол, параллельно расположенными трубками и т.д.). Остальные игроки внимательно следят за водящим, а затем воспроизводят его действия. Далее водящий ребенок передает свою роль другому ребенку, назвав его по имени. Каждый новый водящий придумывает свою ритмическую фигуру и вариант звукоизвлечения на трубках.
- Ритмическая игра «Повтори» (вариант 1)
Цель. Развивать ритмический слух, внимание, творческое воображение,
память.
Оборудование. Трубофоны, малые трубки.
Ход игры. Дети садятся на пол по кругу. У каждого в руках трубофон и малая трубка, выполняющая роль ударной палочки. Один изиграющих говорит: «Раз, два, три ты за мной повтори» и отстукивает простой ритмический рисунок. Игрок, сидящий рядом, должен точно воспроизвести его, сказать слова «Раз, два, три ты за мною повтори» и придумать вариант ритмической фигуры для следующего игрока.
- Ритмическая игра «Повтори» (вариант 2)
Цель. Развивать ритмический слух, навык ансамблевой игры, внимание,
творческое воображение, память.
Оборудование. Трубофоны.
Ход игры. Дети садятся на пол по кругу. У каждого в руках трубофон. Один из играющих говорит: «Раз, два, три ты за мной повтори» и
отстукивает ладонью на трубофоне простой ритмический рисунок. Остальные участники игры должны точно и одновременновоспроизвести его. Далее следующий игрок придумывает вариант ритмической фигуры.
- Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная азбука»
Цель. Закрепление знаний элементарной нотнойграмоты.
Оборудование. Сегмент «Лесенка», картинки с изображением, в названии,
которого первый слог обозначает определенную ноту.
1. Домик – нота «ДО»
2. Репка – нота «РЕ»
3. Мишка – ноты «МИ»
4. Фартук – нота «ФА»
5. Солнышко – нота «СОЛЬ»
6. Лягушка - нота «ЛЯ»
7. Сирень – нота «СИ»
Ход игры.
1.Картинки вперемешку лежат на столе. Ребенку или группе детей нужно разложить картинки в порядке звукоряда. Каждой трубкесоответствует своя нота.
2.Педагог загадывает загадку, ребенок выбирает картинку, соответствующую отгадке и располагает ее около нужной ступени.
Загадки.
- Четыре стены, печь внутри,
Крыльцо снаружи, спасает от стужи!
Ответ: Дом.Автор: Леонов В.А
- Ее тянут бабка с внучкой,
Мышка, дед и кошка с Жучкой.
Ответ: Репка.
- Он – любимая игрушка,
Спит со мною на подушке.
Мы гуляем с ним вдвоём, –
Дружно, весело живём!
Я ему читаю книжки –
Это плюшевый мой ...
Ответ: Мишка. Автор: А. Рысако
- Он от грязи и от пятен
Защищает платье Кати.
Ответ: Фартук.
- Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает, взглядом согревает.
Ответ: Солнце.
- В поле выпала роса. Раздаются голоса
Возле леса на опушке, кто там квакает?
Ответ: Лягушка. Автор: Д. Голицин
- Словно гроздья винограда,
На кустах цветы цветут,
И лиловым своим цветом,
Лето в гости к нам зовут!
Ответ: Сирень Автор: Леонов В.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduzhnye_trubki_metod._rekomendatsii.docx | 2.56 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактическая игра "Паучок и Зайчик" для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра на формирование представлений о плавном и отрывистом звучании в музыке...
Программа "Развитие музыкально- сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально- дидактических игр и пособий"
Программа для детей старшего дошкольного возраста....
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, средствами музыкально-дидактических пособий и игр
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместной деятельности.- Формировать умение вслушиваться в инструкцию, понимать обращённую речь, стимулировать речевую деятельность.- Вырабат...
Методическая разработка «Картотека авторских музыкальных игр для развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Хочу поделиться моими авторскими музыкальными играми, может быть кому-то они будут интересны. Игры направлены на развитие музыкальных и творческих способностей старших дошкольников....
План самообразования «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр».(2024-2025)
Музыкально-дидактические пособия и игры помогают детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойс...
Авторская игра на развитие музыкально – творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста «Зимушка – зима»
Как заинтересовать ребенка и удерживать интерес на протяжении всего занятия? Как ненавязчиво помочь ему овладеть теми или иными знаниями, развить музыкально – творческие способности?...
презентация "Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкально-ритмических движений детей старшего дошкольного возраста"
обобщение опыта работы по теме самообразования...