Музыкально-дидактические игры для развития музыкально - творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие к интерактивному модульному комплексу «Радужные трубки». Авторы Чернышева Н.Б., Сапелкина Н.Ю.
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Чернышева Надежда Бековна

Содержание

1.Музыкально-дидактическая игра «Музыкальна лесенка»

2. Музыкально-дидактическая игра «Мама и  малыш»

3.Музыкально-дидактическая игра  «Составь схему»

4.Ритмическая игра «Отряд»

5.Ритмическая игра «Игровые трубки»

6. Ритмическая игра «Повтори» (вариант 1)

7. Ритмическая игра «Повтори» (вариант 2)

8. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная азбука»

 

  1. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка»

 

Цель. Формировать умение различать движение мелодии на одной ступени,

через ступеньку,постепенное вверх и вниз.

Оборудование. Сегмент «Лесенка», игрушка, соответствующая тематики

образовательнойдеятельности.

Ход игры. Педагог предлагает детям спеть попевку «Лесенка» Е. Тиличеевой и в процессе пения, соответственно тексту, выполнять движение рукой вверх, а затем вниз. Педагог одновременно с детьми  выполняет движение игрушкой (матрешка, собачка и др.) по радужным трубкам. Затем педагог играет мелодию, а желающий ребенок определяет и  показывает направление движения мелодии игрушкой на «Лесенке». Оборудование  может использоваться при знакомстве с мелодией песни, при закреплении изученного материала, а так же в процессе упражнения в исполнении сложных интервалов.

 

  1. Музыкально-дидактическая игра «Мама и малыш»

 

Цель. Развивать звуковысотный слух, внимание, коммуникативные навыки.

Оборудование. Сегмент «Лесенка», две игрушки, например,  большая и

маленькая куклы, или большая и маленькая собачки и т.д.,

               соответствующие тематике образовательнойдеятельности.

Ход игры. Педагог рассказывает, тематическую историю, сопровождая ее музыкальной иллюстрацией, где мама зовет своего ребенка, который отвечает ей. Голос мамы демонстрируется более низким звуком, голос ребенка – более высоким. Затем предлагает желающему ребенку определить на слух, чей звучит голос, и поместить соответствующую игрушку на нужную трубку.

 

  1. Музыкально-дидактическая игра «Составь схему»

 

Цель. Развивать ритмический слух, закреплять представление о длинных и

           короткихзвуках, умение составлять схему их чередования.

Оборудование. Сегмент «Ритмические фигуры».

Ход игры. Педагог предлагает детям исполнить знакомую попевку, прохлопать ритмический рисунок. Желающий ребенок составляет из трубок (длинная – долгий звук, короткая – короткий звук) ритмическую схему.

 

 

  1. Ритмическая игра «Отряд»

с использованием сегмента «Малые трубки»

 

Вот шагает дружно в ряд        Ритмичноепостукивание

Наш детсадовский отряд.трубкой  отрубку.

 

В гору медленно пошли.          Поднимаем трубки

вверх, постукиваяими.

Там мы   букву Т (Л, У)  нашли.   Из трубок составляем буквы,

 которыепроговариваем.

Все присели отдохнуть,           Трубки складываем одну

на другую перед собой.

Поспешили снова в путь.Ритмичное постукивание

 трубкой о трубку.

 

  1. Ритмическая игра «Игровые трубки»

 

Цель. Развивать ритмический слух, сенсомоторные навыки, внимание,

           самостоятельное  творчество.

Оборудование. Сегмент «Малые трубки».

Ход игры.  В игре принимает участие столько игроков, сколько имеется пар малых трубок. Все играющие хором произносят приговорку:

Наши трубки не простые, наши трубки игровые.

Будем мы на них играть, что увидим -  повторять.

Водящий ребенок  показывает свой вариант ритмического рисунка и положение  трубок при игре (постукивание трубки о трубку, о пол, параллельно расположенными трубками и т.д.). Остальные  игроки внимательно следят за водящим, а затем воспроизводят его действия. Далее водящий ребенок передает свою роль другому  ребенку, назвав его по имени. Каждый новый водящий придумывает свою ритмическую фигуру и вариант  звукоизвлечения на трубках.

 

 

  1. Ритмическая игра «Повтори» (вариант 1)

 

Цель. Развивать ритмический слух, внимание, творческое воображение,

память.

Оборудование.  Трубофоны, малые трубки.

Ход игры. Дети садятся на пол по кругу.  У каждого в руках трубофон и  малая трубка, выполняющая роль ударной палочки.  Один изиграющих говорит: «Раз, два, три ты за мной повтори» и отстукивает  простой ритмический рисунок. Игрок, сидящий рядом, должен точно воспроизвести его, сказать слова «Раз, два, три ты за мною повтори» и придумать вариант ритмической фигуры для следующего игрока.

 

  1. Ритмическая игра «Повтори» (вариант 2)

 

Цель. Развивать ритмический слух, навык ансамблевой  игры, внимание, 

 творческое воображение, память.

Оборудование.  Трубофоны.

Ход игры. Дети садятся на пол по кругу.  У каждого в руках трубофон. Один из играющих  говорит: «Раз, два, три ты за мной повтори» и

отстукивает  ладонью на трубофоне простой ритмический рисунок.   Остальные  участники игры должны точно и одновременновоспроизвести его. Далее следующий игрок придумывает вариант ритмической фигуры.

 

  1. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная азбука»

 

Цель.  Закрепление знаний элементарной нотнойграмоты.

Оборудование. Сегмент «Лесенка», картинки с изображением, в названии,

которого первый слог обозначает определенную ноту.

           1. Домик – нота «ДО»

           2. Репка – нота «РЕ»

           3. Мишка – ноты «МИ»

           4. Фартук – нота «ФА»

           5. Солнышко – нота «СОЛЬ»

           6. Лягушка - нота «ЛЯ»

7. Сирень – нота «СИ»

Ход игры.

 1.Картинки вперемешку лежат на столе. Ребенку или группе детей нужно разложить  картинки в порядке звукоряда. Каждой трубкесоответствует своя нота.

 2.Педагог загадывает загадку, ребенок выбирает картинку,  соответствующую отгадке и располагает ее около нужной ступени.

Загадки.

- Четыре стены, печь внутри,

  Крыльцо снаружи, спасает от стужи!

Ответ: Дом.Автор: Леонов В.А

 

 - Ее тянут бабка с внучкой,

   Мышка, дед и кошка с Жучкой.

Ответ: Репка.

- Он – любимая игрушка,

  Спит со мною на подушке.

  Мы гуляем с ним вдвоём, –

  Дружно, весело живём!

  Я ему читаю книжки –

  Это плюшевый мой ...

 Ответ: Мишка.                      Автор: А. Рысако

 - Он от грязи и от пятен
Защищает платье Кати.

Ответ: Фартук.

 - Бродит одиноко огненное око.

   Всюду, где бывает, взглядом согревает.

 Ответ: Солнце.

- В поле выпала роса. Раздаются голоса
 Возле леса на опушке,  кто там квакает?
 Ответ: Лягушка.        Автор: Д. Голицин

- Словно гроздья винограда,

  На кустах цветы цветут,

  И лиловым своим цветом,

  Лето в гости к нам зовут!

 Ответ: Сирень                            Автор: Леонов В.А.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduzhnye_trubki_metod._rekomendatsii.docx2.56 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра "Паучок и Зайчик" для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра на формирование представлений о плавном и отрывистом звучании в музыке...

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, средствами музыкально-дидактических пособий и игр

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку в процессе совместной деятельности.- Формировать умение вслушиваться в инструкцию, понимать обращённую речь, стимулировать речевую деятельность.- Вырабат...

Методическая разработка «Картотека авторских музыкальных игр для развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Хочу поделиться моими авторскими музыкальными играми, может быть кому-то они будут интересны. Игры направлены на развитие музыкальных и творческих способностей старших дошкольников....

План самообразования «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических пособий и игр».(2024-2025)

Музыкально-дидактические пособия и игры помогают детям активно войти  в мир  музыки, стимулировать  развитие  музыкально-сенсорных  способностей, научить  различать свойс...

Авторская игра на развитие музыкально – творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста «Зимушка – зима»

Как  заинтересовать ребенка и удерживать интерес на протяжении всего занятия? Как  ненавязчиво помочь ему овладеть теми или иными знаниями, развить музыкально – творческие способности?...