Использование технологии «Дети– волонтёры» в дошкольной организации.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Сорокина Наталья Васильевна

Авторские технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, разработанные старшим научным сотрудником института социологии РАН Гришаевой Н.П., позволяют системно реализовать ФГОС (ДО и НОО): развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие другие важные качества 21 века. Овладение данной технологией так же дает педагогам возможность реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создавать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Данную технологию можно использовать в рамках любой образовательной программы, реализующей принципы ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_deti-volontyory.docx851.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ракитянский район поселок Пролетарский

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка- детский сад№7»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕТИ – ВОЛОНТЕРЫ»

 В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

методическая разработка

Автор:

                      Сорокина Н. В., воспитатель

     высшей квалификационной категории.

п,Пролетарскийй

2020г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ        3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        4

  1. Описание основных положений технологии Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры»        4
  1. Виды волонтерской деятельности в дошкольной организации        6
  2. Модель организации волонтерского движения в дошкольной организации        9
  1. Использование технологии «Дети – волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста        10
  1. Особенности организации образовательной деятельности долгосрочного и регулярного волонтерства        11
  2. Особенности организации образовательной деятельности событийного волонтерства        13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        15

Список использованной литературы        16


ВВЕДЕНИЕ

 

Авторские технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, разработанные старшим научным сотрудником института социологии РАН Гришаевой Н.П., позволяют системно реализовать ФГОС (ДО и НОО): развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие другие важные качества 21 века. Овладение данной технологией так же дает педагогам возможность реализовывать принципы преемственности между ДОО и школой, создавать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Данную технологию можно использовать в рамках любой образовательной программы, реализующей принципы ФГОС.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.  Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Технологии эффективной социализации более 20 лет. В данный момент она состоит из 10 подтехнологий, реализованных во многих детских садах России и 3 новых подтехнологий, проходящих апробацию. Рассмотрим более подробно подтехнологии.

  1. Клубный час, технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.
  2. Ежедневный круг, позволяет развить множество качеств, так необходимых для школы. На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.
  3. Ситуации месяца, технология позволяет заложить  базовые модели социальных ролей ( я - член коллектива, я – горожанин (житель села), я - житель земного шара, я – часть мироздания, я мальчик или девочка, я – член семьи, я -россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми.
  4. Заключительные праздники по ситуации месяца, позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.
  5. Проблемная педагогическая ситуация, это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволяет детям принять собственное решение, без присутствия взрослого. Дать оценку своим действиям в процессе рефлексии, извлечь уроки из собственного поведения, то есть самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации.
  6. Дети – волонтеры, технология предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада и школы, а также школьниками и взрослыми волонтерами.
  7. Социальные акции, технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях и инициативах, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.
  8. Волшебный телефон, детский «телефон доверия». Технология позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а психологу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.
  9. Развивающее общение, технология гуманистического общения, которая создает условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.
  10. Работа с родителями. Технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада или школы, через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов [2,с.46].

   Освоение технологии эффективной социализации можно начинать с любой из ее частей (подтехнологий), но важно понимать, что она является отработанной и системной. Ее частичная реализация или нарушение, приведет к не полному формированию заявленных социальных навыков. Так же важно понимать, что в реализацию данной технологии необходимо включить всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, администрацию и родителей.

Данная методическая разработка посвящена подтехнологии «Дети – волонтеры». Её особенность в социальной значимости и ответственности со стороны участников мероприятий волонтерского движения.

 Отсюда основная ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ: познакомить педагогов, родителей и всех заинтересованных лиц с опытом организации работы волонтерского отряда в условиях дошкольной организации.

Методическая разработка заинтересует педагогов дошкольных организаций, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, учителей начальной школы, родителей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Описание основных положений технологии Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры»

Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданской ответственности. Дети и молодежь являются той аудиторией, которая больше всего нуждается в современных, интерактивных технологиях, формирующих активную гражданскую позицию. Эффективными формами развития общественных инициатив и гражданственности в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтерских проектов.

Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности [9,с.4].

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» отмечается, что волонтерство является одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения. Добровольчество сегодня - это институт патриотического воспитания и развития общественной, гражданской и социальной активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, метод оказания адресной помощи различным социальным группам [8,с.34].

В педагогической и методической литературе  широко представлен опыт организации волонтерской деятельности в школах и других учебных заведениях (В.Н. Козель, А.Б. Бархаев, О.Л. Высоцкая, И.Б. Куличкова, И.И. Залашкова и др.) [3,с.46]. Школьное добровольчество является фундаментом для становления института волонтерства в России. На сегодняшний день растет количество конкурсов, проектов и программ общественных организаций, направленных на развитие школьного добровольчества [1,с.3].

О важности использовании волонтерского движения в дошкольном образовании указывается в исследованиях старшего научного сотрудника Института социологии РАН РФ Н.П. Гришаевой. Ею разработана технология «Дети-волонтеры», которая с успехом используется в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет [2,с.63]. За это время накоплен  значительный опыт волонтерской деятельности в дошкольных организациях. Но и в настоящее время продолжают проводиться исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития.

Ключевыми аспектами по внедрению технологии «Дети-волонтеры» работе дошкольных организаций:

  1. Создание бригады (отряда) волонтеров из родителей и старших воспитанников.
  2. Включение в технологию «Дети-волонтеры» младших школьников с целью преемственности различных ступеней образования.
  3. Проведение тренингов на повышение самооценки и улучшения межличностных отношений в детских и педагогических коллективах [2,с.25].

Обратите снимание на   схему организации волонтерского отряда. Она соответствует организации подобной работы в дошкольной организации

Рис. 1 Схема организации работы волонтерского отряда

  1. . Виды волонтерской деятельности в дошкольной организации

В зависимости от степени вовлеченности в добровольчество в учреждении существуют долгосрочная, краткосрочная и регулярная формы волонтерской деятельности.

Долгосрочная форма предполагает добровольную работу совместно с другими добровольческими организациями района на постоянной основе в течение длительного периода.

Краткосрочная – это разовое участие в акциях и мероприятиях.

 Регулярная - носит систематический характер. Здесь каждый волонтер  задействован в той или иной деятельности с определенной периодичностью.

В зависимости от направленности волонтерского движения выделяются: социальное волонтёрство, экологическое, донорство, медиа-волонтерство, волонтёры общественной безопасности и волонтёры-медики, событийное волонтерство и др. [5,с.2]. 

Если говорить о каждом из них в двух предложениях, первое направление – это социальное волонтёрство, оно самое известное. Это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищёнными. Социальное волонтёрство – это исторически сложившееся направление. Сейчас очень много благотворительных фондов и волонтёрских организаций занимаются именно социальным волонтёрством. Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтёром, первое, о чём он думает – это, как правило, вот о таком социальном аспекте. Но на самом деле волонтёрство очень разное, и есть много других крупных, интересных направлений волонтёрства.

Если говорить про второе и по степени развитости, и по степени узнаваемости направление – это спортивное волонтёрство. Благодаря тому, что в России прошла в 2013 году Универсиада в Казани, в 2014 году – Олимпиада в Сочи, а   Чемпионат  мира по футболу в 2018 году, и другим крупным международным и российским спортивным событиям, которые прошли недавно, можно сказать, что спортивное волонтёрство – отдельное состоявшееся направление. Спортивное волонтёрство имеет свои отличия, поскольку здесь важны особые компетенции волонтёра – например, знание иностранного языка, поскольку зачастую крупные спортивные события предполагают участие разных стран в соревнованиях. Это знание определённого вида спорта, особенно если это волонтёрство на чемпионате, посвящённом определённому виду спорта. Это некая толерантность, открытость к миру, желание общаться с разными людьми.

Третье направление – это культурное волонтёрство. Его часто называют арт-волонтёрством. Это направление появилось не так давно, по сути в конце 2014 года. Весь 2015 год оно развивалось как в столице, так и во всей стране. Его отделение в качестве особого направления связано с тем, что, во-первых, появилось много событий, связанных с искусством, культурой и кинематографом. Например, в 2015 году в России был год литературы, 2016 год – год российского кинематографа – темы, напрямую связанные с культурой. И, во-вторых, сами площадки – музеи, библиотеки, парки – они тоже видят, что волонтёры способны оказать им очень большую помощь, поэтому они открывают свои двери и приглашают волонтёров.

Ещё одно достаточно узнаваемое направление – экологическое волонтёрство. И здесь мы говорим не только о сохранении природы в классическом её понимании, но ещё и о защите флоры и фауны. И третий важный момент – это экология мегаполиса. Особенно это актуально для крупных городов. Здесь можно говорить и о просветительской работе, и об акциях, и о проектах; есть фонды и организации, занимающиеся экологическим волонтёрством системно. Почему лучше вкрутить экономящую энергию лампочку, чем обычную? Почему не стоит выбрасывать батарейки и куда их сдавать? И ещё много подобных моментов, которые помогают человеку адаптироваться с точки зрения экологического следа, который он оставляет.

Ещё одно направление, которое тоже можно считать классическим – это донорство. Очень многие хотят стать донорами и становятся ими. Но если рассматривать донорство как волонтёрство, не только как сдачу крови напрямую, но и как большой просветительский блок – то конечно волонтёры здесь очень нужны. Когда люди начинают узнавать и понимать предмет, они начинают по-другому к нему относиться. У нас очень часто не хватает доноров именно потому, что люди либо боятся, либо не знают о донорстве.

Ещё одно направление – это событийное волонтёрство, или эвент-волонтёрство. Это волонтёры, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города. Это направление, наверное, интересно в первую очередь тем людям, которые хотели бы и дальше развиваться в индустрии организации крупных событий или в каких-то более узких специальностях. И приятным бонусом служит возможность посмотреть изнутри на то событие, которое организовывается.

О корпоративном волонтёрстве сегодня тоже принято говорить, как об отдельном блоке. Это направление в первую очередь связано с компаниями, которые готовы включаться в добровольческую деятельность, привлекая своих сотрудников в нерабочее время. Это очень важный блок с точки зрения популяризации добровольческого, волонтёрского движения в целом, поддержки благотворительных фондов. И для сотрудников компании важно понимать, что они не только выполняют свою работу, но и выполняют некую важную социальную функцию. Ведь эту социальную потребность человека не всегда удаётся «закрывать»… Если компания идёт навстречу и готова развивать корпоративное волонтёрство – конечно же, это здорово!

Волонтёры общественной безопасности – тоже узкое, уникальное направление. К сожалению, об этом волонтёрском направлении заговорили, в том числе и на государственном уровне, после достаточно трагических событий: наводнение в Крымске, стихийное бедствие в Хабаровском крае, после природных катаклизмов.

Те люди, которые тогда откликнулись, конечно же, очень сильно помогли. Здесь важно, чтобы волонтёры, добровольцы понимали, на что они идут, на что они подписываются, и были подготовлены, обучены. Существуют специальные программы, которые готовят волонтёров общественной безопасности. Они практически играют роль «аккредитации», когда волонтёр может сказать: «Да, я знаю, как оказывать первую медицинскую помощь. Я знаю, что делать, если наводнение. Я знаю, что делать, если пожар».

Но при этом всегда есть возможность поучаствовать не непосредственно на месте трагедии, а какими-то дополнительными действиями: например, сбором гуманитарной помощи, когда волонтёры работают на складе – фасуют, сортируют, подписывают. Это тоже очень важная часть волонтёрской работы в плане общественной безопасности, потому что такая помощь сильно разгружает организаторов.

Ещё одно новое, узкое, совсем ещё «зелёное» направление в волонтёрстве – это медиа-волонтёрство. Есть компетенции, знания и навыки, и человек готов их применить для того, чтобы рассказать о волонтёрстве другим людям. Это фотографы, журналисты, люди, популярные в соц.сетях, дизайнеры… Они колоссально помогают – не доброполучателям, не подопечным напрямую, а именно организаторам волонтёрской деятельности – волонтёрским центрам, благотворительным фондам, добровольческим волонтёрским движениям… Мы (ресурсный центр «Мосволонтёр»), когда работали с такими ребятами, были им очень благодарны, что они есть и помогают нам. Сейчас это стало популярным, и можно с уверенностью говорить о том, что есть такое направление, как медиа-волонтёрство [5,с.2].

Такие виды волонтерства, медиа-волонтерство, донорство, волонтёры общественной безопасности и волонтёры-медики,  естественно в дошкольных организациях осуществляться не могут.

  1. Модель организации волонтерского движения в дошкольной

организации

Модель организации волонтерского движения в образовательной организации   предполагает:

  • Определение цели и задач организации волонтерского движения и, в частности, волонтерского отряда в образовательной организации.
  • Формулировка основных принципов работы добровольческого отряда.
  • Определение направлений деятельности волонтерского отряда.
  • Определение видов планирования работы волонтерского отряда.
  • Выделение наиболее эффективных форм организации работы волонтеров.
  • Выделение наиболее эффективных форм организации обучения волонтеров.

Цель организации волонтерского отряда в дошкольной организации – развитие волонтерского движения, которое будет отвечать запросам современной социокультурной ситуации и способствовать формированию у воспитанников социального и личностного опыта.

 Задачи:

  1. Создать условия для  формирования социальной сознательности и активности воспитанников.
  2. Вовлечение воспитанников в позитивную и социально значимую деятельность.
  3. Вовлечение воспитанников в решение социальных проблем.
  4. Актуализация волонтерского движения через участие в мероприятиях, социальных акциях, флеш-мобах и др.
  5. Создание благоприятных условий для динамического развития волонтерского движения в дошкольной организации.
  6. Организация работы с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями района с целью обмена опытом организации волонтерского движения.
  7. Формирование коммуникативных навыков и навыков общения в разновозрастном коллективе.
  8. Формирование культуры и ценности здорового образа жизни.

В соответствии с требованиями, указанными в технологии Н.П. Гришаевой «Дети – волонтеры», образовательная деятельность строится с опорой на общедидактические принципы:

- принцип систематичности при реализации мероприятий технологии волонтерства в воспитании у дошкольников способности к эмоциональному сопереживанию, сочувствию и милосердию;

- принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные мероприятия для детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;

- принцип свободы выбора. В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы;

- принцип ведущей деятельности. Освоение детьми определенных навыков должно осуществляться в интересной форме;

- принцип личностной ориентации. Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.

Основные направления волонтерского отряда представлены на рис. 2.

Эти направления реализуются через мероприятия  различных видов волонтерства (рис. 2).

Рис 2. Направления деятельности волонтерского отряда

  1. Использование технологии «Дети – волонтеры» в образовательной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

  1. Особенности организации  образовательной деятельности

долгосрочного и регулярного волонтерства

Использование технологии с дошкольниками имеет ряд особенностей. На них указывает Н.П. Гришаева в своих исследованиях. Она пишет: «Реализация технологии предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада, а также школьниками и взрослыми волонтерами» [2,с.36].

Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами – это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.

Взаимодействие со школьниками и взрослыми волонтерами позволило детям не только оценить значимость волонтерского движения, но и красочность в использования символики (красные береты, футболки и значки с эмблемой волонтерского движения).

Для детей дошкольного возраста внешние атрибуты любой деятельности весьма привлекательны. Они исполняют роль внешнего мотива, стимула, позволяют поддерживать интерес к данной работе длительное время. Эту же цель преследуют педагоги, оформляя с детьми и родителями фотовыставки, коллажи, стенгазеты, фотовыставки «Добрые дела и поступки», «А ты сделал доброе дело?». Все это вносит в работу элементы игры, игровых сюрпризов.  

Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. В дошкольной образовательной организации «Центр развития ребенка-детский сад №7» Ракитянского района Белгородской области реализация долгосрочного образовательного проекта «Доброе сердце» рассчитана на два года (2017-2019 гг.). Образовательная деятельность проекта условно подразделяется на три этапа: начальный, основной и заключительный. Планирование образовательной деятельности при реализации проекта представлено в таблице 1.

Таблица 1

Планирование образовательной деятельности

Этапы проекта

Мероприятия образовательной деятельности

Начальный

Опрос родителей старшей группы о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда.

Посещение муниципального практического семинара по теме: «Организация волонтерского движения в образовательных организациях»

Самостоятельное изучение теоретической литературы: словарной, публицистической, психолого- педагогической и  методической.

Обсуждения вопроса о возможности организации в условиях дошкольной организации волонтерского отряда на педагогическом совете и Совете родителей.

Беседы с детьми «Что такое волонтерство?», «Кто может быть волонтером?»

Просмотр детьми, родителями и педагогами видеороликов о волонтерском движении и направлениях его деятельности.

Создание волонтерского отряда, оформление локальных актов на уровне детского сада (положение о волонтерском отряде, приказы о создании отряда и его деятельности). Оформление страницы сайта «Волонтерский отряд в детском саду». Оформление символики отряда

Основная часть

  Планирование образовательной деятельности волонтерского отряда по направлениям («Забота», «Помощь», «Событийное волонтерсво в поселке и районе», «Книжкина больница»)

 Организация работы по обучению членов волонтерского отряда. Создание памяток, буклетов, коллажей и др.

Организация работы по выполнению конкретных обязанностей направленных на объекты волонтерства (малыши младшей разновозрастной группы, дети кратковременной группы, пожилые люди, ветераны войны и труда, в том числе и педагогического и др.)

Участие в событийном волонтерстве. Оказание необходимой помощи в подготовке и проведении мероприятий поселкового и районного уровней (участие в концертах, играх-соревнованиях, оформление подарков, памятных сувениров и др.)

Участие в мероприятиях досуговой деятельности детского сада: подготовка украшений для зала, атрибутов к играм, костюмов для детей и сказочно-игровых персонажей, декораций для театрализованной деятельности и игр-драматизаций и др.)

Заключительная часть

Подготовка и проведение музыкально-театрализованного шествия на Дне поселка «Дети – волонтеры»

Оформление фотовыставки «Мы – волонтеры», стенгазеты» Волонтерское движение – дело семейное», коллажей по мероприятиям событийного волонтерства.

Оформление итоговой документации по проекту.

Оформление опыта работы по теме «Воспитание нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной технологии «Дети-волонтеры».

Выполнение мероприятий по популяризации опыта работы по теме: «Воспитание нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста посредством образовательной технологии «Дети-волонтеры».

Первым мероприятием, в котором принимали участие не только участники образовательных отношений детского сада (дети, родители и педагоги), но и школьники - волонтеры  и взрослые волонтеры поселка Пролетарского,  был праздник «Посвящение в волонтеры».

В соответствии со сценарием праздника его участники обыгрывали девиз и символику волонтерского отряда детского сада, смотрели видеоролики, где показана работа подобного отряда школьников и взрослых волонтеров. Дети играли в дидактические и развивающие игры, обогащающие социальный опыт дошкольников.

В дальнейшем, волонтерским отрядом старших дошкольников «Доброе сердце» были организованы и проведены:

  • экологические акции «Озеленим наш детский сад и поселок» (совместная трудовая деятельность с родителями по посадке цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, в парке); «Помоги птицам зимой»;
  • социальные акции «Вместе в школу детей соберем», «Бессмертный полк», «Твори добро - другим во благо», «Дорога - символ жизни», «Игрушки для малышей», «Ветеран живет рядом», «Примите наши поздравления», «Новогоднее чудо», «Спешите делать добро» и др.;
  • конкурс рисунков на асфальте «Доброта спасет мир»;
  • решение практических ситуаций «Если трудно... кто поможет» и др.

Эти формы работы знакомы и педагогам и детям, и методика их организации широко представлена в методической литературе.  

  1. Особенности организации  образовательной деятельности

событийного волонтерства

Участие дошкольников в событийном волонтерстве направление работы для дошкольной организации новое, связанное с преодолением трудностей как организационных, так и, связанных с коммуникативными и социальными навыками дошкольников - умением общаться со взрослыми, школьниками, выступать перед широкой аудиторией, осознанием значимости данной работы.

Событийное волонтерство – это одним из видов краткосрочного волонтерства. Событийное волонтёрство (Event-волонтёрство) - это помощь добровольцев в организации какого-либо крупного события в разных масштабах, приобретение ими уникального опыта общения и совершенствование социальных навыков  [1,с.4].

Событийное волонтерство включает в себя несколько направлений добровольческой деятельности: культурное волонтерство, спортивное, патриотическое или победное и т.д. [3,с.12].

В таблице 2 представлены направления событийного волонтерства и формы образовательной деятельности, используемые в работе со старшими дошкольниками.

Таблица 2  

Мероприятия событийного волонтерства детей старшего дошкольного

возраста

Направления событийного волонтерства

Мероприятия разного

уровня

Формы организации образовательной деятельности с детьми

Культурное волонтерство

Шествие Деда Мороза и Снегурочки (муниципальный уровень)

  • Подготовка костюмов для театрализованного представления;
  • Подготовка «ролевых действий» с детьми; Заучивание песен и подготовка танцевальных композиций;
  • Участие в раздаче новогодних подарков для детей с ОВЗ и детей-инвалидов пос. Пролетарский Ракитянского района.

Празднование «Дня семьи, любви и верности» (поселковый уровень)

  • Подготовка и показ театрализованного представления «Великое чудо – семья» (с участием родителей)

Праздник «День поселка» (август) (поселковый уровень)

  • Участие в подготовке и проведении фотовыставки «Счастливое детство» и выставки цветочных композиций «Сказочное лето».  

Спортивное волонтерство

День физкультурника (муниципальный уровень)

  • Участие в велопробеге в соответствии со сценарием праздника.
  • Флеш-моб «Мы выбираем спорт»

День единства и согласия (муниципальный уровень)

  • Участие в соревнованиях среди детских садов района по футболу и велоспорту.
  • Участие в подготовке районной выставки поделок к празднику

Патриотическое или победное волонтерство

Открытие выставки в Ракитянском краеведческом музее «Бессмертный полк» (муниципальный уровень)

  • Участие в краеведческих играх  и викторине для детей дошкольников и младших школьников (1 половина дня).
  • Участие в подготовке пригласительных билетов на выставку.

Празднование Дня Победы (поселковый уровень)

  • Участие в шествии «Бессмертный полк» (с родителями).
  • Вручение цветов и подарков ветеранам войны

Опыт работы детского сада в данном направлении показал, что при  построении образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках волонтерского движения необходимо опираться на содержание работы по взаимодействию с семьями воспитанников и планирование работы по сотрудничеству с социальными партнерами.

В настоящее время среди перспектив расширения волонтерского движения в детском саду -  разработка и апробация программы «Летние игры и забавы», цель которой - привлечения детей-волонтеров к работе по организации летней досуговой деятельности на поселковых летних площадках. Здесь планируются мероприятия  различной событийной направленности: культурные («День защиты детей», «День флага» и др.), спортивные («День физкультурника», флошмобы по теме «Всё, что тебя касается») и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в своей деятельности детский сад разрабатывает интересные формы и методы работы по организации различных видов волонтерской деятельности, в том числе  событийного волонтерства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать выводы о том, что в настоящее время технология «Дети – волонтеры» широко используется в дошкольных организациях.  

Её реализация позволяет решать:

  • многие образовательные задачи, связанные с социальным развитием старших дошкольников; их коммуникативными навыками; навыками общения в разновозрастным детских коллективах;
  • вопросами, связанными с преемственностью между начальным общим и дошкольным уровнями образования; проблемами;
  • проблемы взаимодействия дошкольной организации с родителями и социальными партнерами.

При освоении технологии «Дети-волонтеры» важно понимать, что она является отработанной и системной. Ее частичная реализация или нарушение, приведет к не полному формированию заявленных социальных навыков.

 Так же важно понимать, что в реализацию данной технологии необходимо включить всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, школьников, администрацию и родителей, а также социальных партнеров дошкольной организации.

Список используемой литературы:

  1. Арсеньева, Т.Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т.Н. Арсеньева, В.А. Зотова, Д.Д. Маслова, Д.Е. Покровский, А.С. Федорова. – Москва: 2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://yadi.sk/i/y9Vht3BBXe0cAQ (дата обращения: 14.03.2020).
  2. Гришаева, Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П. Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с.
  3. Козель, В.Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность. – М.: ГБУ г. Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 98 с.
  4. Лихачев, Д. Письма о добром. -  СПб.:  Азбука-Аттикус  [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litres.ru/dmitriy-lihachev/pisma-o-dobrom-147913/  (дата обращения: 14.03.2020).
  5. Лукьянова, Р. Виды волонтерства. – [Электронный ресурс] . -  Режим доступа:  https://goodsurfing.org/blog/article?id=88  (дата обращения 15.03.2020)
  6. Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо - 2018» [Электронный ресурс] / сост. О.Л. Высоцкая; под ред. Л.И. Ачекуловой. - Красноярск, 2018. - 124 с.
  7. Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. – 431 с.
  8. Сваталова, Т.А. Нормативно-правовые основания реализации ФГОС ДО: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Т.А. Сваталова, С.А. Ларюшкин. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 64 с.
  9. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области  [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/428584220 (дата обращения: 14.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология «Дети волонтёры»

В детских садах педагоги реализуют  технологию эффективной социализации  «Дети-волонтеры», которая  предполагает  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников ...

Педагогическая технология «Дети волонтёры» на тему «Дорожные знаки»

Реализация новой  технологии эффективной социализации  «Дети-волонтеры», которая  предполагает  разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Пед...

Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».

Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети волонтёры»....

Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...

Презентация "Использование технологии "Дети-волонтёры"Н.П.Гришаевой в работе с дошкольниками".

Детское волонтёрство, по мнению Н.П.Гришаевой,предпологает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. А так же общение детей, семьи и воспитателя, направленное на форми...