Консультации для педагогов
консультация
Консультативный материал для педагогов ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОО и семьи по физическому развитию детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима
квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, развиваться физически. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать. Уровень семейного воспитания в процессе физического развития детей определяется степенью взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Кроме того, не следует забывать, что физическое воспитание
- это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Предлагаю вашему вниманию примерный план работы по взаимодействию с семьями дошкольников по физическому развитию детей. Вся работа направлена на выполнение следующих задач:
- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по данной теме;
- подбор средств, методов и форм физического воспитания в аспекте возможности их применения в работе с детьми дошкольного возраста;
- разработка перспективного планирования работы по взаимодействию ДОО и родителей;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОО.
Одна из важнейших задач педагога – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. В связи с этим по вопросам физического развития детей можно провести:
- анкетирование родителей с целью выявить, какое место занимает физическая культура в семье;
- родительские собрания, где родители не только получаю интересную и полезную информацию, но и сами делятся своим опытом в области физического воспитания, закаливания, ЗОЖ, а также нетрадиционных методик, направленных на оздоровление дошкольников;
- для повышения профессиональной компетентности родителей в родительский уголок периодически можно размещать информационные листы «Рекомендации родителям по физическому воспитанию детей», «Тест определения плоскостопия», «Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки», «Следим за осанкой детей», «Спортивный уголок дома» и т.д.;
- для совместного творчества детей и родителей можно организовать различные конкурсы, а также семейные спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья!», «Лето красное – для здоровья время прекрасное», направленные на установление доброжелательных и доверительных детско-родительских отношений, фотовыставки «Зимние развлечения семьи», «Мы – спортивная семья!»,
«Наши спортивные увлечения» и т.д.;
Дошкольник - это человек с постоянной потребностью в движении. «…А у меня в ногах – вечный двигатель, вечный бегатель и вечный прыгатель…». Поэтому родителям всегда напоминаем: «Не наказывайте ребенка ограничением движений! («Сядь!», «Угомонись!», «Стань в угол!»). Это не что иное, как физическое наказание». Таким образом, осознавая важность взаимосвязи семьи и ДОО по физическому развитию детей, можно использовать все доступные средства для наиболее эффективного взаимодействия детского сада с родителями, укрепления их взаимосвязи в деле воспитания дошкольников. При учитывать, что физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду.
Предварительный просмотр:
Инновационные формы и методы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников
На сегодняшний день дошкольное образование регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании в РФ» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, ФГОСДО). Одним из доминирующих направлений дошкольного образования, согласно перечисленным документам, является сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
С недавних пор представители родительской общественности являются полноправными участниками образовательного процесса в детском саду. И это абсолютно правильная тенденция, поскольку современные родители уделяют мало времени для общения с собственными детьми, и это сказывается на качестве детско-родительского общения. Привлечение семей в образовательное пространство ДОО обеспечивает психологически-устойчивое всестороннее развитие дошкольников, улучшение межличностных отношений
«отцов и детей», способствует воспитанию положительного восприятия детско- родительского взаимодействия, способствует укреплению связей между ребенком и взрослым.
Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является
«обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Исходя из вышесказанного, возникла необходимость поиска новых эффективных форм и методов взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Инновационные формы и методы направлены на поддержание детского и взрослого интереса и инициативности.
Одной из таких форм может являться организация в дошкольном образовательном учреждении детско-родительского клуба. В рамках данного клуба дети и их родители участвуют в культурно-досуговых мероприятиях по собственным интересам, то есть тематика клуба задается его участниками. К примеру, дети проявили особый интерес при изучении темы «Космос», попросили воспитателя расширить известные представления о космосе, отсюда возникает тема детско-родительской встречи клуба. Наряду с воспитанниками, родители могут выдвигать свои запросы по определенной тематике. Встречи клуба – это непринужденная обстановка, лишенная психического напряжения, общение доступное, содержание встречи соответствует детским и взрослым интересам и направлено на укрепление детско-родительских связей при коллективном взаимодействии. Встречи клуба необходимо устраивать по запросу, не реже одного раза в месяц. Данная форма может благоприятно влиять на включение родительской общественности во взаимодействие с ДОО, на встречах дети и родители могут восполнить дефициты общения, укрепить социальную позицию, как члены одной ячейки общества.
Родительский мастер-класс – еще одна эффективная форма взаимодействия с семьей. Родитель по желанию, организует мастер класс для детей, что в свою очередь вызывает у последних особый интерес, поскольку родитель принимает на себя непривычную для них и себя роль. Для представителя родительской общественности – это полезный опыт, возможность раскрыть себя, погрузиться в образовательное пространство детского сада. У ребенка, чей родитель проводит мастер-класс, возникает чувство гордости за свою маму или папу, эмоциональный подъем. Наряду с описанными формами в инновационном режиме можно использовать детско- родительскую квест-игру, КВН, литературную гостиную и пр. Использование вариативных форм важно не только при детско-взрослом взаимодействии, но и при организации работы с семьями воспитанников. С помощью описанных форм можно решить такие проблемы, как: низкий уровень сотрудничества семьи с ДОО; нежелание родителя и ребенка действовать в тандеме; низкий уровень качества общения между ребенком и родителем; низкий уровень включенности мам и пап в жизнь ребенка в детском саду. На сегодняшний день большое внимание отводится индивидуализации образования. Индивидуальный подход рекомендуется использовать и при организации сотрудничества с родителями: воспитатель должен быть готов оказать индивидуальную консультацию по запросу родителя (быть компетентным для просветительской работы), провести индивидуальную педагогическую беседу. Дошкольное образование шагает в ногу со временем. Согласно Профессиональному стандарту педагога ДОО, принятому 1 января 2017 года, воспитатель должен обладать ИКТ-компетенцией в педагогической деятельности. Метод-ИКТ при организации работы с родительской общественностью очень эффективен, поскольку позволяет организовать группы и сообщества родителей в социальных сетях. В данных электронных ресурсах родители смогут поделиться между собой мнениями, полезной информацией; воспитатель сможет виртуально давать рекомендации и консультации по запросу и по собственному желанию по организации воспитательного процесса в семье и пр., используя не только рабочее время. В рамках ИКТ могут быть организованы наглядно-информационные методы, такие как видеомосты, виртуальные родительские собрания. Данные формы эффективны, поскольку охватывают 100% мама и пап: все родители пользуются смартфонами и уделяют достаточное количество минут для времяпрепровождения в сети Интернет. Используя данный метод можно увидеть положительную динамику в развитии доброжелательного общения внутри коллектива группы родителей. Великий русский педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Главный замысел и цель семейной жизни
- воспитание детей». И это абсолютно справедливое утверждение. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей – один из способов реализации замысла и целей семейной жизни, о которых говорил великий педагог. Семья, в которой родитель, участвует в жизни ребенка и детского сада – тот ориентир, на который направлено современное дошкольное образование. Формы и методы организации сотрудничества – инструмент, который в руках грамотного педагога, не заставит долго ждать положительных результатов.
Литература
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева.
– М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.-141с.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ О.В. Солодянкина. – М. 2008.-76с.
- Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба
«Молодая семья», план-программа, занятия М.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2009.-103 с.
Предварительный просмотр:
Настольные игры, как средство развития коммуникативных отношений между сверстниками и семьей
Игра - ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Игра сопровождает ребенка с рождения, остается с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Она отражает ход мыслей и чувств детей, ведет их по стезе познания реальности. Существуют, как активные, так и более спокойные игры. Так называемым спокойным играм относятся настольные игры. Настольные игры – это лучший выбор для развлечения и обучения детей в ограниченном пространстве, в том числе и в группе детского сада. В любой настольной игре есть определенные правила. Так вот, во время игры у ребенка формируются умения: подчиняться правилам (это нужно, особенно в критических ситуациях), общению с другими людьми, терпению (ожидая свой ход), выигрывать, умение извлекать определенные уроки, правильно реагировать на проигрыш, понимать, что в следующий раз у него будет еще одна возможность выиграть. Это важный навык. Ведь победа приходит через поражения. Кроме стандартных настольных игр существуют и их разновидности – логические игры, головоломки, которые развивают внимание ребенка, логическое мышление, комбинаторику, память, моторику. Логические игры формируют умение у ребенка анализировать ситуацию, просчитывать ее развитие вперед на несколько ходов. Тренируют способность рассуждать, принимать решения, основываясь на своих умозаключениях, а также способствуют развитию интеллекта ребенка. Настольные и логические игры особенно для дошколят сочетают в себе игру и обучение. С помощью игр ребенок научиться считать, читать и даже познать окружающий мир, если игра тематическая. Настольные игры в детском саду – это отличное подспорье для воспитателей и специалистов. Их можно использовать в рамках занятий, в свободное время или вместо прогулок в плохую погоду. Настольные игры можно рекомендовать родителям для совместной деятельности с детьми дома. Так как совместные игры ребенка с родителями способствуют тесному контакту и взаимопониманию, умению уступать. Родителям можно предложить самим сделать или изготовить игры из подручных материалов. Важно отметить, что такая совместная творческая работа развивает фантазию, воображение, активизирует мыслительную деятельность, радость от полученных результатов, создает теплую и уютную атмосферу в семье, а также эту работу дети будут ценить, беречь, хранить, с восторгом делиться со своими сверстниками. Процесс самостоятельного создания игры-самоделки увлечет всех. Выполненные настольные игры будут радовать детей долгие годы, неизменно развивая и даря радость общения. Практикуя данную работу в своей педагогической деятельности, вижу положительную динамику в детско-родительских отношениях, уважение родителями детского мнения и желания, интерес родителей к образовательной деятельности, что и требуется по федеральным государственным образовательным стандартам. Перед тем, как работать над финальной версией игры,
нужно сделать черновой вариант, чтобы можно было «поиграться» с механизмом. Он не должен быть красивым; он нужен для того, чтобы увидеть так ли все работает, как задумано. Предлагаю варианты игр, которых можно самим изготовить и применять в работе с детьми. Выделение целого из частей. К этому типу игр можно отнести пазлы, где нужно из отдельных деталей собрать целое изображение. Пазлы можно сделать из фотографий и картинок, из фетра и дерева и т.д. При составлении «долгоиграющего» варианта, наклеиваем ее на лист картона. Делим картинку на несколько частей и разрезаем ее ножницами. Чем младше кроха, тем проще должно быть изображение, крупнее детали и небольшое их количество, с возрастом можно усложнять игру. Дети с удовольствием складывают любимых сказочных персонажей или героев мультфильмов. Такое занятие разовьет мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, а также усидчивость. Классификация. Такая забава заключается в том, чтобы найти предмет, похожий по форме, величине, цвету или предназначению. Играя с ребенком, вы можете ему объяснить значение предметов, в чем различие, почему и чем он отличается от остальных. Это разовьет у ребенка логику и причинно-следственные связи. Например, лото. Для начала нужно найти картинки в двойном экземпляре и вырезать. Первый экземпляр наклеить на картон, как игровое поле, а второй экземпляр - так же наклеив на картон - разрезать на карточки. Сериация. Наборы такого рода формируют у детей умение располагать и упорядочивать предметы по внешнему признаку – форме, цвету, размеру, классификации. К таким относятся матрешки, пирамидки и так далее. Матрешку, например, можно сделать из контейнеров от киндер - сюрпризов и пластмассовых яиц, фольги от конфет, картона. К ним приклеить распечатанную или нарисованную матрешку разных национальностей нашей республики. Главное, чтобы размеры картинок совпадали с высотой подручных материалов. Образное мышление. К таким относятся игры, в которых малыш может разыграть какой-то собственный сценарий по сказочным или мультипликационным сюжетам. К этому виду относятся настольные фермы, зоопарки. Например, для создания таких игр нужны будут спичечные коробки, лист картона, ножницы, клей, картинки животных и голоса, напечатанные словами.
Вырезать картинки животных, которые поселятся на ферме и приклеить их на спичечные коробки. Расположить спичечные коробки на листе картона и приклеить.
«Ферма» готова. Ориентация в пространстве. Подойдут для дошкольников и помогут освоить некоторые полезные навыки. В таких забавах нужно быстро ориентироваться на листе бумаги, книге или карте. Игры-путешествия относятся к этому виду, где с помощью фишек нужно перемещаться по игровому полу, на определенные клетки или кружочки пути. Для дорожек наклеиваем по порядку разноцветные бумажки, а ходить можно своими мини- клонами (вырезанные фотографии) или любыми маленькими игрушками. Вырезать метки и флажки из игральных карт или бумажных карточек. Для подсчета очков использовать монеты или фишки. Карточки с различными заданиями придают игре разнообразия, непредсказуемо влияют на ход игры. Фишки можно сделать из пластилина, камушка. Динамические. Это морской бой, бильярд, игры, в которых нужно чем-то куда-то попасть и что-то выполнить. Развивают множество полезных навыков: внимательность, глазомер, пространственное мышление. Настольные игры очень полезны. Особый интерес составляют игры, сделанные своими руками. Эти игры развивают социальные умения и навыки, развивают мелкую моторику и координацию движений; развитие концентрации и внимания, расширяется кругозор детей. Дети знакомятся с понятиями количества, цвета, осваивает навыки порядкового и количественного счета, учатся соотносить количество со знаком; изучают окружающий мир, животный, природный и социальный. Таким образом, настольные игры нужны – это отличная альтернатива компьютерным играм, веселое развлечение для всех, неформальное общение за игровым полем.
Предварительный просмотр:
Особенности межличностных отношений в многодетных семьях
Многими отечественными и зарубежными учеными утверждается та позиция, в соответствии с которой размер и очередность рождения влияет на развитие ребенка и формирование его черт личности. Основательные положения данной точки зрения отражены в концепции индивидуального развития А. Адлера. Он в частности говорил о важности порядка рождения в понимании их психологических особенностей. По мнению А. Адлера, система семейных отношений, морально-психологический климат в семье существенно меняется с появлением каждого следующего ребенка. Однако порядок рождения (позиция) в семье имеет решающее, но не абсолютизирующее значение для развития ребенка. Но современные исследования в области семьи и семейных отношений не могут дать однозначного ответа, в чем отличие в формировании индивидуальности детей в семье. Подтверждены положения о том, что кроме порядка и численности детей в семье на формирование психики ребенка влияют и другие факторы. На сегодняшний момент проявляется существенный дефицит исследований многодетных семей и психических особенностей детей из таких семей. Большинство работ по данной проблематике выполнены зарубежными исследователями. Обращения отечественных ученых к данному вопросу датировано лишь в 90-е годы. По мнению Л.Л. Баландина многодетная семья – это особая модель, которая позволяет изучать роль многих факторов (в частности, психологических) в развитии ребенка и его индивидуальности. В психологических исследованиях многодетных семей среди описываемых факторов особенно выделяются: параметры конфигурации (размер семьи, очередность рождения, интервалы между рождениями детей); особенности средовых условий развития (интеллект, образование родителей, социально-экономический статус семьи, культурные различия, межличностные отношения); индивидные особенности членов семьи (возраст, пол детей и родителей). Вопросы личностных характеристик детей в многодетных семьях являются объектами исследований в зарубежной психологии, в отечественной литературе представлена мало (М.Вагнер, Г.Т. Хоментаускас, Т.Н. Андреева и другие). Основными характеристиками семьи с большим количеством детей ученые называют стремление к
единству, центрированность на семье и сплоченность семьи. С увеличением размера семьи модифицируются отношения между ее членами, ролевая структура расширяется за счет разновозрастных отношений по типу «ребенок — ребенок». Снижение взаимодействия детей с родителями компенсируется усилением общения с сиблингами. Детское взаимодействие играет большую роль в психическом развитии детей, но оно не может компенсировать недостаток более обогащенного общения с родителями. Л.Л.Баландиной были выявлены психологические особенности детей из многодетных семей: 1. Когнитивные особенности. Так, в дети из многодетных семей обнаружили более низкие показатели интеллекта. Но данная закономерность значимо выражена только в младшем школьном возрасте. 2. Личностные особенности. Своеобразие социально-психологических характеристик детей из многодетных и однодетных семей нашло отражение в специфике восприятия межличностных отношений школьников. В многодетных семьях наблюдается некое единство ее членов. Дети из таких семей стремятся к общению прежде всего с членами своей семьи; они вытесняют из близкого круга других людей, которые входят в их окружение: взрослых, родственников, друзей, учителей. 3. Особенности межличностных отношений. В больших семьях по сравнению с малыми семьями отношение к детям является менее благоприятным. Потребность в общении со сверстниками удовлетворяется детьми из многодетных семей за счет взаимодействия с сиблингами, а из однодетных – другом/подругой. Н.И.Конюхов собрал статистический банк данных, отражающих влияние порядка рождения в семье на психологические особенности военнослужащих. Однако тестовые методики в тот период не применялись, а основные выводы были сделаны с помощью экспертных оценок. Тем не менее, были широко применены математические методы, а психологические особенности единственных детей в семье представлены в форме таблиц распределения тех или иных их личностных качеств, оцененных экспертами в интервальной шкале. С.Н.Епифанцев привел в своем исследовании статистические зависимости, отражающие взаимосвязь порядка рождения в семье с паранойяльно акцентуированными чертами личности у успешных руководителей. Это позволяет говорить о выходе данной проблемы на уровень акмеологического анализа с использованием современных психодиагностических средств.
В многодетной семье дети тесно общаются друг с другом и в силу этого могут маскировать свои интересы и цели, которые достигаются за счет ущемления интересов братьев и сестер. Единственные дети в семье такой навык приобретают с годами, так что нередко их эгоизм, присущий всем людям, менее естественно маскируется. Рассматриваемые лица душевно тоньше, мягче, эмпатичнее. Это же характерно и для их родителей. Единственные дети несколько более доверчивы в общении, в системе межличностных отношений. В силу более высокой эмоциональности, естественности они вынуждены быть более социально опосредованными, контролировать проявление своих эмоций, саморегулировать эмоциональные реакции. Конфигурация семьи: многодетность, однодетность существенно меняет различные параметры родительства, семейной среды и тем самым обусловливает особенности психического и личностного развития детей из разных семей. Как тот, так и другой тип семьи оказывает разнородное влияние на ребенка (позитивное и негативное). Знание и учет этих особенностей может помочь профилактике девиаций семейного воспитания. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Если человек ощущает благожелательное, доброе отношение окружающих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Благодаря своим особенностям, семья, как малая группа, создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного поколения. Основными характеристиками семьи с большим количеством детей ученые называют стремление к единству, центрированность на семье и сплоченность семьи. С увеличением размера семьи модифицируются отношения между ее членами, ролевая структура расширяется за счет разновозрастных отношений по типу «ребенок — ребенок». Снижение взаимодействия детей с родителями компенсируется усилением общения с сиблингами. Детское взаимодействие играет большую роль в психическом развитии детей, но оно не может компенсировать недостаток более обогащенного общения с родителями.
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через предметно-развивающую среду в детском саду
Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, развитие психических процессов (восприятие, воображение, память, мышление), овладение речью.
Повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно-развивающей среды является одной из значимых задач дошкольных образовательных организаций (ДОО), которая должна обеспечить познавательную активность каждого ребенка, дать возможность ребенку проявить и наиболее полно реализовать себя в различных видах деятельности. В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого- педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому в детском саду испытывается повышенный интерес к развитию предметно-пространственной среды. Предметно- развивающая среда ДОО служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Обстановка в группах должна быть комфортная и безопасная для детей, содержать: красочные книги, конструктивные наборы (легкий модульный материал (различные по конфигурации и размеру блоки) и строительные наборы), для сенсорного развития пирамидки, матрешки, кубы, объемные контейнеры с отверстиями различной формы, игрушки, предметы, дидактические игры. Должны иметься: уголки ряженья, центр для игры с песком и водой; оформлены зоны для сюжетно-ролевых игр. Для развития движений : мячи, ребристая доска, большие автомобили. Для развития мелкой моторики: шнуровки, пристежки, мозаика, игрушки с закручивающимися крышками, центры для рисования и творчества. Для театрализованной деятельности: плоскостные фигурки, куклы-петрушки, настольный и пальчиковый театр. Большую помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды в основном оказывают родители. Совместно с ними мы проводим кружки, конкурсы. Два раза в месяц Можно приглашать мам дошкольников, предлагать им провести мастер-классы, поделиться своим опытом, предложить новые поделки, поделиться впечатлениями. При такой обстановке дети с большим желанием учатся творить, стараются. Выставку работ мастер-классов мам можно проводить ежемесячно. Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОО, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
Предварительный просмотр:
Реализация задач нравственного воспитания через взаимодействие семьи и
детского сада
Воспитание ребенка начинается не с прихода его в образовательное учреждение, воспитание начинается с пеленок или еще раньше, с образования будущей семьи маленького члена общества. И к моменту поступления его в дошкольное учреждение у ребенка уже сформированы начальные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Дошкольный возраст-это время, когда формируются ощущения о своей самостоятельности и значимости, появляются знания об окружающем мире, формируются представления о родном крае, семье, традициях, именно в этом возрасте ребенок учится отличать моральные стороны поступков. Но ребенок растет и развивается не только в детском саду, основным источником всех знаний и умений ребенка является семья. Родители-первые воспитатели своих детей. «Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение», говорил немецкий психолог и социолог Эрих Фром. Поэтому то, каким станет ребенок, какие нравственные, духовные качества разовьются в его характере, в основном зависит от двух социальных институтов: семьи и детского сада. В современное время все острее наблюдается кризис в доминировании материальных ценностей над нравственными. Поэтому, мы имеем искаженное представление детей о добродетельных человеческих качествах, видим повсеместно детскую агрессивность и враждебность, в том числе, и у детей дошкольного возраста. И в семьях происходят значительные изменения, ставшие следствием изменений общества. Теряется духовная связь между разными поколениями в семьях, общение между детьми и бабушками, дедушками становится все меньше. А именно старшее поколение является носителем традиций, ценностей духовно-нравственного воспитания. Современные дети с дошкольного возраста предпочитают живое общение компьютерным играм, мультфильмам. В семьях забываются национальные традиции, праздники народов нашей Родины, зато отводится место вновь приобретенным, популярным праздникам и традициям, таким как день Святого Валентина, Хэллоуина. Нередко трудовые обязанности детей в семье, бывшие всегда нормой и своего рода традицией каждой семьи, переводятся в формат товарно-денежных отношений. Здесь мы видим проблему подмены истинных ценностей ложными.
Поэтому возникают вопросы о возможности воздействия образовательного учреждения на формирование нравственности в семьях, внесение изменений в процесс семейного воспитания, не нарушая при этом право семьи на индивидуальность. Коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой цель в объединении усилий семьи и детского сада для реализации задач нравственного воспитания, через
активное творческое взаимодействие. Выстраивая взаимодействие с семьей педагогам необходимо придерживаться следующих принципов:
-при взаимодействии с семьей важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат, родительские запросы и интересы самого ребенка;
-образовательное учреждение должно быть открыто для семьи, что бы каждый родитель мог видеть, как развивается его ребенок;
-педагоги должны понимать, что активное взаимодействие возможно только при условии установления взаимопонимания и доверия;
-детский сад должен стать местом с приоритетными и ведущими ценностями отечественного образования, направленного на поддержание отечественной культуры, традиций и практик;
-современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы.
Осуществляя работу по нравственному воспитанию коллектив должен так выстраивать общение с семьями, что бы родители из пассивных участников, становились активно действующими участниками духовно - нравственного воспитания. Основное внимание в работе с родителями нужно уделять содержанию методам подачи педагогических знаний.
Родители будут оказывать большую помощь, активно участвовать в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием можно провести: выставки рисунков, совместные детско-родительские выставки поделок «Ласковое солнышко», «Осенние чудеса», «Цветы Победы», «Вкусные блюда», «Куклы- обереги», и т.д. Что бы родители вспомнили или узнали традиционные народные праздники и обычаи проводятся семинары-практикумы, мастер-классы:
«Рождественская звезда», «Пасхальная курочка», «Народные игры», «Национальная кухня разных народов», «Бабушкины посиделки или проводим вечер вместе», «Традиции выходного дня». В каждой группе можно оформить уголки нравственного воспитания. В уголках могут содержатся памятки, буклеты, папки-передвижки по вопросам воспитания в семье духовности и нравственности, располагается полочка с литературой для чтения дома, литература для родителей о проблемах развития и воспитания детей, выставляться фотографии проводимых в группах мероприятий. В настоящее время широко используется метод проектов, когда родители совместно с детьми находят материал и выполнят общую работу, защищая ее потом на общем мероприятий. Например, проекты «Альбом добрых дел», «Наша улица», «Дружная семья», «Как помочь бездомным животным», « Книжки для малышей». В проектной деятельности процесс совместного труда доставляет радость, а созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Представляя свои работы на общем мероприятии семья испытывает гордость, закрепляется положительный эффект от совместной деятельности и подается пример другим участникам. Педагогами используется и такой прием: «Вопросы для родителей», с детьми в группе проводятся беседа на нравственные темы «Добрые дела», «Для чего нужно здороваться?», «Что такое доброта?» и др., а затем детям дается задание узнать у родителей их отношение к вопросам или дополнительные данные(например: приветствия в разных странах, или как помогали родители взрослым в детстве). Дети, придя в группу, рассказывают о полученных знаниях или приносят рисунки и рассказывают о том, что им удалось узнать от взрослых. Ярко и весело проходят совместные праздники посвященные Дню матери, 23 февраля, Дню семьи на которых родители стали не только зрителями ,но и участниками, исполняя стихотворения, песни и танцы вместе с детьми. Особое место
отводится праздникам национального характера и общероссийского значения: День России, День Единства, и конечно 9 Мая. К этим мероприятиям готовятся не только выступления, но родители активно принимают участие в создании мини-музеев, фотовыставок. Используя материалы и предметы своей семьи, семейные истории. Совместные дела родителей, детей и педагогов создают образ общего дела, постепенно формируется позиция причастности к обществу, в котором он живет, формируется ответственность за свои поступки, дети учатся доводить начатое дело до конца, приобщатся к социокультурным нормам. Необходимо помнить, что только вместе мы сможем воспитать личность достойную, ответственную, только общими усилиями сможем воспитать в детях умение принять на себя ответственность за свои поступки, а значит действовать согласно своей совести.
Предварительный просмотр:
Ребенок и социум
Каждый ребенок в этом мире, индивидуален, со своим опытом и представлением о жизни. От того, каким он вырастит, зависит будущее. Его будущее и людей, которые его окружают. Сказано масштабно, звучит глобально, глубоко. Кажется, что может изменить один маленький человек? Но если вдуматься и затронуть историю, то мы можем вспомнить многих выдающихся людей, которые изменили нашу жизнь. Изменили ее в разных областях жизни. Изменили ее, неординарными поступками, либо научными трудами. Кто же развил в них такие способности, когда они были детьми? Ответ прост. Это родители, а так же та социальная среда, в которой они выросли. Ребенок первый свой жизненный опыт приобретает в собственной семье. Он открывает мир глазами родителей. Каждый родитель сам того не подозревая принимает огромную роль в формировании представлений о мире своему ребенку. От того какие правила, привычки, предпочтения предложит ребенку семья зависит его социальное становление. Родители ежедневно показывают на своем примере особенности взаимоотношений. Они показывают, как они решают ежедневные обыденные вопросы, связанные с домом, так и вне его. Показывают, как выходят из трудных ситуаций, как общаются со своими родителями и окружающими их людьми. Показывают правила поведения в общественных местах и дома. Формируют в ребенке первые предпочтения, ощущения и желания. Ребенок с детства впитывает эти особенности, а затем на этом приобретенном опыте строит свою жизнь. Поэтому очень важно, каждой семье дать своему ребенку положительный социальный опыт. С самого детства почитая семейные традиции и обычаи дать понятия национальной принадлежности, вызвать любовь к родной земле, родному краю. Прививать уважение ко всем членам семьи, к выбору их профессий. К тому, какое важное и значимое дело делают родители для общества через ту профессию, которую они выбрали. Показать ответственное отношение к своему труду. Раскрыть для ребенка словосочетание
«любимое дело». Таким образом вызвать у него чувство гордости за своих родителей. Важно, на своем примере, научить преодолевать трудности, через умения находить выходы из тяжелых трудных жизненных ситуаций. Дать понятия что «хорошо», а что
«плохо». Научить анализировать свои поступки и нести ответственность за них. Первый социальный институт для ребенка это детский сад. Там ребенок показывает свой первый опыт, делиться им с другими детьми и приобретает новый. В детском саду он проходит все стадии возрастного дошкольного развития. И тут очень важно грамотное сопровождение ребенка взрослым в данном случае педагогами. Которые должны развивать в детях здоровое любопытство к знаниям о себе и людях, к творчеству. Развивать речь. Выявлять способности, расширять их. Использовать для этого множество различных методов и приемов. Вовлекать ребенка в социум следует осторожно, грамотно. В соответствии с его возрастом и возможностями. Но при этом, ни в коем случае не оберегать его от проявления разных человеческих поведенческих реакций: жадности, агрессии и т. д. Научить находить пути взаимодействия встречаясь
с данными проявлениями. Научить не убегать от возникающих проблем, а решать их. Детский сад это своего рода «репетиция» перед встречей с большим миром. И чем качественнее она пройдет, тем легче будет ребенку адаптироваться в будущем, найти себе друзей, сверстников по интересам. Научится испытывать радость от общения с другими окружающими его людьми. Поведение любого человека играет особую роль в социальном мире. От того, какое поведение будет проявлять человек, зависит, будет ли он любим или гоним в обществе. Поэтому родителям и педагогам любого образовательного учреждения будь то это детский сад или школа, нужно обращать особое внимание на поведение ребенка. Корректировать его в зависимости от проявлений. Не забывая при этом, что чаще всего дети проецируют поведение взрослых. И поэтому, чтобы научить ребенка быть добрым, воспитанным, трудолюбивым надо дать ему таковой пример взрослыми, которые будут его окружать в течение жизни. Не секрет, что каждый из нас с особым ощущением вспоминает свое детство. Есть выражение, «как в детстве». Его мы применяем тогда, когда нам что-то напоминает о нем, независимо будет ли это еда, или какие-то вещи. Это говорит о том, что именно в детстве ребенок испытывает первые яркие воспоминания от ощущения этого мира. Именно эти воспоминания являются первой закладкой для того, будет ли ребенок уметь жить полной, здоровой жизнью, любить и ценить ее. Поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок с детства жил в любящей его семье, видел хороший пример, приобретал положительный социальный опыт, чтобы впоследствии он смог стать честным, порядочным, сильным духом и лучшими качествами, человеком!
Предварительный просмотр:
Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Актуальность исследования в том, что сюжетно-ролевые игры - самая привлекательная деятельность для детей, ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях и в отношениях и в суждениях. В современном обществе ребенок должен быть социально адаптирован, свободен в общении, уметь отстаивать свою позицию. Данный вопрос разрабатывался в трудах таких известных психологов и педагогов по теории игровой деятельности (А.Н.Леонтьев, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский), в педагогических исследованиях (А.П.Усова, Д.Б.Менджерицкая, Е.В.Зворыгина, Н.Я.Михайленко, Р.И.Жуковская) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры, в исследованиях (Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова) раскрывают современный подход к организации предметно-игровой среды в ДОО, позволяющий обеспечить реализацию эффективных психолого- педагогических условий для развития игровой деятельности дошкольников, в исследования (А.Н.Харчевникова, В.А.Деркунская) представляют авторский подход к организации сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста на основе половой дифференциации.
В настоящее время педагоги и специалисты ДОО очень часто сталкиваются с проблемой неумения детьми вести диалог друг с другом и с взрослыми, не богатым словарным запасом детей, монотонностью и невыразительностью детской речи. Дети старшего дошкольного возраста нуждаются в общении, в реализации своих творческих задумок, мы должны научить их этому, так как общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Отталкиваясь от этой проблемы, нами была разработана сюжетно-ролевая игра «Телевидение». Играя в телевизионные игры, дети
раскрепощаются, представляя себя артистами, развиваются их творческие способности, словарь, монологическая и диалогическая речь, что очень важно для личности ребенка. В исследовании принимали участие родители и дети старшего дошкольного возраста. Определили цель проекта, которая отвечает формированию культурной, творческой, коммуникативной и социально-активной личности через сюжетную ролевую игру «Телевидение». Задачами проекта выступили: знакомство детей с профессиями, имеющими отношение к телевидению; развитие у детей коммуникативных навыков, развитие творческого и социального самовыражения дошкольников; закрепление навыков ведения диалога; обогащение и активизация словарного запаса; формирование положительного отношения к труду взрослых. Использовали следующие формы и методы организации проекта: анкетирование, решение проблемных ситуаций, педагогические наблюдения, экскурсия, беседы, консультации для родителей, выставки продуктивной деятельности детей, совместная организованная деятельность, оформление информации для родителей в приемной, сюрпризные моменты, интервьюирование, игры. Провели словарную работу, где дети узнали и закрепили такие понятия как: оператор, режиссёр, гримёр, костюмер, телеведущий, корреспондент, художник-оформитель, видеокамера, микрофон, информировать, снимать, гримировать, руководить, передавать, следить, брать интервью, организованно, добросовестно, четко, телестудия, гримёрная, костюмерная, съемочная площадка. Представим краткую характеристику этапов работы по проекту. Проект состоит из трех этапов подготовительный, основной заключительный. На подготовительном этапе подобрали литературу, дидактические игры для решения поставленных задач. Чтобы узнать уровень знаний детей в этой области, мы провели анкетирование и выяснили, что дети имеют лишь поверхностное представление о телевидении. Для начального ознакомления провели беседу на тему: «Что такое телевидение?» Рассказали детям о телевидении как неотъемлемой части современной жизни; о профессиях людей, работающих на телевидении; формировала умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; выстраивать сюжетную линию в творческом рассказывании. На непосредственно образовательной деятельности мы слепили телевизоры, закрепив форму, размеры, помассировав кончики пальцев рук. Отмечая положительные стороны общения с телевидением, нельзя не сказать и о вреде. Провели консультацию с родителями, где посоветовали им больше играть с детьми на свежем воздухе или смотреть передачи вместе, обсуждая их, высказывая своё мнение о просмотренном фильме. Познакомившись с внешним видом и функциями телевизора, сконструировали Телебашню- неотъемлемую часть телевидения. Играли в дидактические игры. Научились определять лишний предмет. Очень понравилась детям речевая игра «Включи телевизор». Эта игра помогает детям обогатить словарь и развить фонематический слух. Интересными показались детям фотографии первых телевизоров. Мы познакомили их с историей развития телевидения.
Большой восторг у детей вызвала виртуальная экскурсия по телестудии.
Конечно же, закрепили полученные эмоции в рисовании на тему «Я работаю на Телестудии». Подготовили программу из рубрики «Встречи с интересными людьми». Они направлены на активизацию познавательной деятельности детей и содержат информацию об интересных людях или событиях в различных областях науки, истории. А так же, для родителей, мы выпустили папку-передвижку на тему: «Психическое здоровье дошкольника и телевидение». В течение трех недель все дети группы попробовали себя в качестве журналистов, операторов, репортеров и телеведущих. Эти передачи могут сниматься в любой форме. Мы сняли программу «Взгляд снизу», «В гостях у пожарных». В рубрике «В гостях у сказки» показали пальчиковый театр, вели диалоги, обсуждения. Завершением нашего проекта стало проживание полученных знаний, умений, опыта, полученных в процессе организованной образовательной деятельности в сюжетно – ролевой игре «Телевидение».
Мы с детьми разыграли игру. Распределили роли. Выбрали диктора телевидения. Он с удовольствием объявляла следующих участников. Первая передача «Минута славы». Выступал коллектив «озорные девчонки». Девочки станцевали свой любимый танец. Диктор предложил послушать корреспондента, который провёл опрос общественного мнения на тему «Весеннее настроение». В ходе которого, дети закрепили знания о весне. Выступление коллектива «Ромашковое поле» в прямом эфире «Танцев со звёздами» приковало внимание всех телезрителей к экрану. Затем посмотрели программу «Модный приговор» на тему «Когда мамы дома нет». Дети были увлечены процессом. Костюмеры хорошо поработали над образами моделей, операторы снимали, диктор вела передачи. В результате проведения подготовительной работы и сюжетно- ролевой игры «Телевидение», дети старшего дошкольного возраста стали более общительные. Сформированные коммуникативные навыки дети переносят из игры в повседневную жизнь. В результате мы стали замечать неподдельный интерес к сюжетно-ролевым играм, настроение в процессе игры позитивное. Речь детей заметно улучшилась, они выучили много стихов, умеют придумывать загадки, эмоционально и выразительно могут импровизировать с отдельно взятыми или предложенными им предметами.
Таким образом, можем сказать, что многие дети научились общаться с друг с другом по поводу подготовки к сюжетно-ролевой игре, адекватно себя ведут и эмоционально реагируют, используя разнообразные средства общения.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста».
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста.К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.
Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным этот этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.
Анализируя процесс социально — коммуникативного развития ребенка в период дошкольного детства необходимо выделить задачи, которые стоят перед ним на данном этапе развития:
— естественно-культурные задачи – достижение определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.
- социально-культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.
Особое внимание педагоги ДОО должны уделять развитию у детей умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.
C возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника – мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает в себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. В дошкольном возрасте игра выступает как приоритетный метод обучения, мы говорим об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок учебной деятельности.
- социально-психологические задачи – становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на этапе дошкольного детства имеют специфическое содержание и способы разрешения.
В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность.
В старшем дошкольном возрасте происходит формирование произвольного поведения. Это основное психологическое новообразование данного возраста состоит в стремлении и способности управлять собой, своими поступками. Становление произвольности выступает одной из базовых линий развития ребёнка в дошкольном детстве, выходит в авангард формирования личности.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
Конкретизируя перечисленные направления работы, С. А. Козлова считает, что задачами социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:
формирование представлений о социальном мире и о самом себе;
воспитание социальных чувств;
воспитание активной социальной позиции;
формирование представлений о себе, об окружающих людях, природе, рукотворном мире.
При этом средствами социально- коммуникативного развития дошкольников являются:
формирование бытовых и гигиенических умений;
окружающие ребенка продукты материальной культуры;
элементы духовной культуры;
стиль и содержание общения;
последовательное приобщение ребенка к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и продуктивной деятельности.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Педагоги должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивает эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Важную роль в этом играет деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.
По мере взросления игра приобретает все более усложненный характер. При этом особое значение отводится коллективным играм (длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом). Ребенок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности. Общественная жизнь, в свою очередь, детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества.
Таким образом, игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Предварительный просмотр:
Социальный проект «Подарок» как метод социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
В связи с изменениями социокультурного мира, изменениями в способах общения между людьми, изменилось и понимание социально-нравственных норм. За последние годы изменилось и отношение к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст, по мнению А.В. Запорожца, «является фундаментом гармонической личности», а с появлением новых исследований, было доказано, что в этом возрасте ребенок приобретает основной практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе навыки поведения». Ребенок рассматривается как субъект, что привело к изменению направленности воспитания, изменению его форм, средств и методов. В связи с этим должен и изменился и подход педагога ко всему воспитанию в целом и к самому себе в первую очередь как к носителю моральным нормам общества, и на его основе навыки поведения, в которых проявляется гуманное отношение к окружающим людям. Основываясь на эти факты, воспитатель, педагог, должен являться примером для подражания, наставником и старшим другом, носителем моральных норм. Это становиться возможным в процессе личностно-ориентированного образовательно-воспитательного процесса, в тесном взаимодействии педагога и детей, когда педагог дает возможность высказать свои суждения, предложения или несогласия каждому. Педагог должен быть сам заинтересован в своей работе и в будущем результате своей работы. Особенно актуальным становится поиск методов совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. По мнению, молодых ученых П. К. Бердибекова, Д. Х. Фазилова, Ч.С. Юнусова, строить воспитательно-образовательный процесс необходимо на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении.
«Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру». Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес». Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада. Использование проекта как метода социально-коммуникативного воспитания может напрямую помочь педагогу в решении педагогических задач связанных с усвоением норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Одним из интересных поводов для создания социального проекта может послужить волонтерская работа педагога, его помощь пожилым людям, живущим в центре «Забота». Рассказ воспитателя о пожилых людях, живущих без семьи, поможет создать проблемную ситуацию, которую дети будут с удовольствием решать. На мой взгляд, социальные проекты в дошкольном образовательном учреждении помогут в формировании отзывчивости, гуманного отношения к пожилым людям, гуманистической направленности поведения (определение С.А. Улитко), таких чувств как сопереживание, сочувствие, сорадость. Детям во время этической беседы о семье и семейных ценностях, задаются вопросы: все ли бабушки и дедушки должны жить вместе с семьёй? Есть ли на свете пожилые люди, которые живут без семьи? Как вы думаете, хорошо ли живется им без семьи? Хотели бы вы помочь этим пожилым людям? Воспитателю необходимо дать возможность высказаться каждому ребенку. У некоторых детей, возможно, будет удивление от того, что существуют бабушки и дедушки, которые живут в домах престарелых, центре «Забота». У некоторых детей возникнет желание помочь одиноким старикам. Педагогу остается только грамотно подвести детей к желанию сделать подарки для бабушек и дедушек из центра «Забота». Готовые подарки, совместно с детьми запечатываются в коробку для посылок, и отправляются в детский дом. Проект будет завершен, только тогда, когда дети получат ответ с благодарностью. В результате работы над проектом педагог своей заинтересованностью и своим увлечением, своей работой волонтером, стал примером гуманного отношения к пожилым людям, живущим без семьи. А дети, участвующие в проекте научились отзывчивости, сопереживанию, сочувствию и сорадости. В свою очередь формирование этих чувств и гуманного отношения к людям являются одним из основных задач социально– коммуникативного воспитания детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Теоретические аспекты проблем социализации детей дошкольного возраста в ДОО
Ахмадеева Л.Ф, Губачева И.О, г.Уфа
Социализация выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности — система общения ребенка с воспитателями и сверстниками. Социализация представляет собой много аспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. Эти особенности в педагогике называются факторами социализации. Влияние институтов социализации, в этом случае, выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, а также направления формирования его социальной компетентности. К внутренним факторам социализации относят возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценное социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения. Согласно данным исследований Антоновой Т.В., Иваненко М.И., Смирновой Е.О., Стеркиной Р.Б. уровень социализации ребенка в условиях ДОО целесообразно контролировать с помощью специальных показателей. Показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду могут служить следующие умения ребенка: умение ребенка войти в детское общество: умение ребенка действовать совместно с другими; умение следовать и уступать общественным нормам; умение ребенка контролировать свои желания и др. Обратившись еще раз к ФГОС ДО, мы видим, что основные требования стандарта связаны, в первую очередь, с психическим и физическим здоровьем ребенка. Во главу угла ставится личность дошкольника, его способности и возможности; его желания и отношения. Перед педагогами стоит задача пересмотра приоритетов профессиональной деятельности: ориентация не на систему знаний, умений и навыков, усвоенных ребенком, а на формирование у детей умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации, находить решения сложных вопросов, используя разнообразные источники информации. В свою очередь, формирование обозначенных качеств личности дошкольника, возможно только при условии его позитивной социализации. Актуальность использования современных игровых технологий в ДОО заключается в том, что в настоящее время происходит переход на новые технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества. Для социализации детей дошкольного возраста можно использовать следующие современные игровые технологические методы: интерактивный пол; робототехника; интерактивная песочница; интерактивный стол для детей.
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасного поведения в социуме для детей младшего дошкольного возраста
Формирование основ безопасного поведения в социуме является аспектом социального развития дошкольников, поэтому рассмотрим особенности социального развития. Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Социальное развитие предполагает ориентировку в системе социальных ролей, существующих в данном обществе. Ребенок с рождения неразрывно связан с обществом. В онтогенезе эти связи расширяются. В разные периоды жизни, человек в силу возрастных особенностей психики, по-разному взаимодействует с обществом. Младенец из всего разнообразия социальных отношений нуждается более всего в эмоциональном контакте с матерью и близкими людьми, подросток видит общество, как способ самоутверждения, взрослый человек не просто самореализуется через социум, но и сам способен что-то предложить ему. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Опасности дома. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия.
К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.). Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Опасности в природе. К природным опасностям относятся: стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения, сели; экстремальные ситуации; растения, животные, грибы и другие явления и объекты. Опасности контактов с незнакомыми людьми. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% – отцы, братья и другие родственники, а 45% – друзья, соседи, учителя, воспитатели. Признаками, определяющими опасность, являются: угроза жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения: это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту; это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОО (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки); их назначение и правила обращения с ними. Такой ребенок знает, что порядок в доме и ДОО не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место. Знает возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и в ДОО можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность). Знает, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой. Знает приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах; умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно – столовыми приборами; с разрешения взрослых – иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми – мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей); обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном (если родителей нет дома) для вызова пожарных (01); оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью; выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; правильно вести себя на воде; элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице; оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).
Таким образом, в ходе социального развития происходит присвоение ребенком объективно заданных норм, правил человеческого общества и утверждение себя как социального субъекта. Обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа. Крайне важно начать ее во время, нельзя упускать время. Жизнь дается человеку только раз. Чтобы ее прожить достойно и счастливо, надо ее сохранить. Задача взрослых – подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.
Предварительный просмотр:
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста является одной из самых важных в системе дошкольного образования и воспитания. Работа по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста содействует объединению детей и их родителей, бабушек и дедушек, формирует базовые ценности для детей; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня, формирует личностные и коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста. Особенности формирования уважительного отношения к семье изучались В.А.Сухомлинским, В.А. Титаренко, С.А. Козловой, Т.А. Марковой, О.Л. Зверевой и др. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в старшем дошкольном возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру. Вышеизложенное позволяет определить «уважительное отношение к семье» как образование личности, которое включает понимание сопричастности семье и роду, выражаемое через почитание родителей, предков; осознание нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи; желание передавать и умножать национальные, культурные традиции семьи; эмоциональную отзывчивость на чувства, заботы и переживания членов семьи; моральное удовлетворение от признания и любви родителей, потребность принимать активное участие в жизни семьи.
Что касается чувства принадлежности ребенка к семье, то тут можно отметить следующее: в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования социальный портрет ребенка, как итоговый результат выглядит следующим образом: ребенок имеет представление о себе, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях и т.п. Анализируя исследования Н.А. Каратаевой, О.Л. Зверевой, Г.А. Марковой и др., позволили нам рассматривать воспитания уважительного отношения к семье и формирование чувства принадлежности к семье в условиях ДОУ. На базе МАДОУ № 39 «Семицветик» города Нефтекамск было проведено констатирующее исследование среди старших дошкольников. Всего в исследовании приняли участие 25 человек. Изучив полученные показатели пришли к выводу, что у 70% детей уважительное отношение и чувство принадлежности к семье сформированы в пределах возрастной нормы. Воспитанники показали сформированность таких качеств, как уважение к родителям и страшим вообще, способность внести свой вклад в ведение домашнего быта, помнят и чтут семейные традиции, знают цену и ценность вещам и деньгам, умеют проявить щедрость и великодушие, способны проявить гуманность и понимание, тактичны. Для улучшения показателей сформированности уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста эффективными могут быть следующие специальные проекты и программы ориентированные: на увеличение объема информации о культуре русского народа и народов России; на повышение общего уровня семейной культуры у детей; на формирование семейных ценностей у детей. Также для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста эффективно использовать потенциал занятий по рисованию, лепке, аппликации, музыке и т.д. Неотъемлемой частью формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста должны стать регулярными такие мероприятия, как: проведение консультаций и родительских собраний, посещение вместе с детьми театральных постановок, цирковых представлений, просмотры кинофильмов, посещение музеев, выставок и т.д. Семья оказывает эмоциональное воспитательное воздействие, обусловленное родственными чувствами; постоянство и длительность такого воздействия обеспечивает его глубину; именно в семье ребенок чувствует себя защищенным, любимым. Таким образом мы изучили вопросы развития уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста и пришли к выводу, что только совместная работа в команде «Родители- воспитатели - дети» способствует сплочению и достижению положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...