Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)
методическая разработка

Окунева Светлана Владимировна

В аек быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально-адаптированного, активного, любознательного, креативного поколения. Дошкольное образование, являясь перовой ступенью образования, должно выполнять эту задачу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В. Окунева

МБДОУ «Детский сад №315 Г. Челябинска»  Российская Федерация

Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)

Аннотация. В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, активного, любознательного, креативного поколения. Школьное образование, являясь первой ступенью в общем образовании, должно выполнять эту задачу.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, современное образование.

S. V. Okuneva

MBDOU " Kindergarten No. 315 of Chelyabinsk» Russian Federation

Innovative educational technologies and practices as a tool for effective solution of current problems of modern education (achieving the requirements of the Federal State Educational Standard)

Annotation. In the age of rapid development of information and innovative technologies and in connection with the transition to a new model of education, the task of preparing a socially adapted, active, inquisitive, creative generation is becoming urgent in our country. School education, being the first step in general education, should fulfill this task.

Keywords: innovative educational technologies, modern education.

Внедрение инновационных образовательных технологий в современные формы и методы организации работы с детьми – оптимально соответствуют поставленной цели развития личности обучающегося.

Инновационная деятельность в образовательной организации направлена на «разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование технологий на первой ступени школьного образования.

На этапе современного образования уже накоплен достаточно обширный банк образовательных технологий, осуществляя выбор которых перед педагогами стоит задача подобрать именно те, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании. Для этого необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «Образовательная технология».

Образовательная технология отвечает на вопрос «Как учить результативно?»

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность образовательной технологии:

  • определение целей обучения (почему и для чего?);
  • отбор и структура содержания (что?);
  • оптимальная организация учебного процесса (как?);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?);
  • учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто?);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).

Таким образом, «образовательная технология» – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных цифровых технологий.
  2. Современные методы обучения – активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Универсальной категории педагогических технологий для отечественной и зарубежной педагогики в настоящее время не существует. Отношение к этой важной научной и практической проблеме у разных авторов совершенно разное.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; технология решения задач; исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного обучения; лекционно-семинарско-зачетная система обучения; использование в обучении игровых технологий (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Каждому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Тем более это нашло отражение в должностных инструкциях, в аттестационных материалах. Использование инновационных образовательных технологий является одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога. Поэтому необходимо более интенсивное их внедрение в образовательный процесс. Безусловно, для применения некоторых инновационных образовательных технологий у педагогов недостаточно времени, средств или даже знаний, так как современные технологии требуют новейшие достижения науки, техники, психологии и т.п.

Но элементы технологий вполне доступны:

- Интерактивная технология обучения или групповая технология обучения

Интерактивные технологии или групповые технологии обучения – это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д.

Эти формы обучения важны для учащихся, так как позволяют каждому принять участие в обсуждении и решении проблемы, услышать другие мнения. Развитие коммуникативных навыков и умений учащихся происходит как в общении микрогрупп, так и в диалоге между группами.

Такая форма обучения психологически привлекательна для обучающихся, она способствует развитию навыков сотрудничества, коллективного творчества. Они не являются наблюдателями, наблюдателями, они сами решают сложные вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы со своей точки зрения.

- Кейс-метод

В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила название получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.

Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Разумеется, использование кейс технологий в обучении не может быть эффективными при их решении. Каждый урок следует учитывать цель-время, материал, возможность обучения. Использование интерактивных образовательных технологий и технологий может быть полезным, и они могут взаимодействовать друг с другом.

- Исследовательская технология (метод проектов)

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Применение проектных технологий в обучении позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге обучающегося и педагога, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность обучающихся.

- Технология развития критического мышления

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реалии-зацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающихся включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения.

- Технология портфолио 

Данная технология реализует следующие функции в образовательном процессе:

  • диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);
  • целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);
  • мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);
  • содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);
  • развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания);
  • рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);
  • обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);
  • корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

Список литературы

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для педагога. спец. / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]; под общ. ред. В.С. Кукушина. – 3-е изд.; испр. и доп. – М.: Ростов н/Д: Март, 2016. – 333 с.
  2. Современные образовательные технологии: [учеб. пособие] / Л. Л. Рыбцова и др.; под общ. ред. Л. Л. Рыбцовой ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 92 с.

3. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья«Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем»

В статье рассматриваются такие вопросы как:Понятие личности и ценности образования Ценности образования в российской педагогической школе  Образование - всеобщая форма развития личности...

Статья "Образовательные технологии как инструмент решения актуальных задач современного образования (достижения требований ФГОС)"

Образовательные технологии как инструмент решения актуальных задач современного образования (достижения требований ФГОС)В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с перех...

Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...

Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)

В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, ак...

«Построение развивающего образования дошкольников, как инструмент достижения требований ФГОС ДО» по технологиям «ПРОдетей» (ФИРО)

Программа ставит своей целью всестороннее развитие ребенка и направлена на решение следующих образовательных и развивающих задач:Образовательные и развивающие задачи: освоение содержания, отвечающего ...

Арт-терапия. Правополушарное рисование, технология и практика, как инструмент эффективной работы с детьми с Ограниченными Возможностями здоровья.

Данная статья раскрывает уникальность технологии Арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрывается понятие Арт-терапи́я (от англ. Art — «искусство...