Арт-терапия. Правополушарное рисование, технология и практика, как инструмент эффективной работы с детьми с Ограниченными Возможностями здоровья.
статья по психологии

Лебедева Элеонора Игоревна

Данная статья раскрывает уникальность технологии Арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрывается понятие Арт-терапи́я (от англ. Art — «искусство» + терапия), как направления в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Статья будет полезна педагогам-психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lebedeva.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Э.И.

МБДОУ «ДС № 365г. Челябинска»

Арт-терапия. Правополушарное рисование, технология и практика, как инструмент эффективной работы с детьми с Ограниченными Возможностями здоровья.

Аннотация

Данная статья раскрывает уникальность технологии Арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрывается понятие Арт-терапи́я (от англ. Art — «искусство» + терапия), как направления в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Статья будет полезна педагогам-психологам.

Ключевые слова

Арт-терапия, изо-терапия, психотерапия, дети с ограниченными возможностями здоровья, творчество.

Lebedeva E. I.

MBDOU " DS No. 365g. Chelyabinsk»

Art therapy. Right-hemisphere drawing, technology and practice, as a tool for effective work with children with disabilities.

Annotation

This article reveals the uniqueness of Art therapy technology in working with children with disabilities. The article reveals the concept of Art therapy (from the English Art — " art " + therapy), as a direction in psychotherapy and psychological correction, based on the use of art and creativity for therapy. The article will be useful for teachers and psychologists.

Keywords

 Art therapy, art therapy, psychotherapy, children with disabilities, creativity.

Творчество для человека – одна из возможностей проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Творчество является эффективным методом по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием Арт-терапия.

Уникальность работы по Арт-терапии заключается в том, что она имеет универсальный характер и рассчитана на любого ребенка, т.е. активизировать резервные возможности как для детей с нормой, так и с проблемами в развитии, разница заключается только в качестве достигаемого результата. Арт-терапия не имеет противопоказаний, и с этой точки зрения трудно переоценить ее значение. Работа осуществляется и строится как бы, не о ребенке, а о продукте его творчества, что позволяет делать процесс работы щадящим.

Арт-терапия это направление, в психотерапии основанное на занятиях детей изобразительным искусством. Формирование и восстановление целостной личности происходит через художественное творчество, через взаимодействие с образами. Поскольку она работает именно с бессознательными содержанием ребенка, как бы «играючи». И в этом ее особенная ценность. Преимуществом арт-терапевтических техник в индивидуальной работе с детьми ОВЗ является ее практико-ориентированность и направленность на овладение различными методами, приемами, используемыми в индивидуальной работе с детьми ОВЗ. В своей практике достаточно успешно использую один из методов Арт-терапии изототерапия. К этому методу, можно отнести технику правополушарное рисование.

Правополушарное рисование – увлекательный способ попасть в мир творческого состояния и возможность убедиться в том, что можно посмотреть на существующий мир под новым взглядом. В настоящее время все большую популярность получают новые методики по развитию и открытию творческих способностей человека. Техника правополушарного рисования помогает раскрыть талант к творческим процессам за непродолжительное время. Положительный результат не заставит долго ждать, как показывает практика, в работе в данной технике, которая доступна и детям, и взрослым. Занятие это увлекательное, помогает активизировать творческую деятельность человека.

Современная образовательная система в первую очередь делает акцент на изучение точных наук, на творческие процессы уделяется  времени недостаточно. При этом наибольшая стимуляция происходит левого полушария, которое отвечает за логические процессы и аналитическое мышление человека. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга, способствует снижению воздействия стрессов и нагрузок на ребенка.

Техника правополушарного рисования разработана Бетти Эдвардс. В основе метода лежит теория американского невролога Роджерса Уолта Сперри, описывающая специализацию полушарий головного мозга человека.

Если рассмотреть строение мозга человека, мы увидим, что он напоминает грецкий орех: так же испещрен извилинами, и так же состоит из двух половин. «Общая теория психологии» утверждает, что наше тело и наш мозг связаны по диагонали. Правое полушарие мозга отвечает за левую часть тела, а правая часть тела подконтрольна левому полушарию. Наше рациональное левое полушарие отвечает за языковую деятельность у 98% правшей и 35% левшей. Левое полушарие принято считать «доминантным», «ведущим», «основным» в то время как правое – «ведомое», «подчиненное». Продолжительное время считалось, то правое полушарие работает с меньшим КПД (коэффициент полезного действия), чем левое. Полушарии головного мозга соединены между собой мозолистым телом – сплетением из 200-250 миллионов нервных волокон. Мозолистое тело является соединительным кабелем, по которому передается память и знания. Исходя из теории доминантности левого полушария, при исчезновении этого канала полноценная деятельность правого полушария невозможна. В результате экспериментов на животных и людях доказано обратное. При удалении мозолистого тела  у пациентов, страдающих сильными эпилептическими припадками не наблюдалось никаких изменений в ежедневном поведении, в то время как контроль над припадками был восстановлен. В результате последующих экспериментов было установлено, что мозолистое тело помогает ощущать человеку цельной личностью, в то время как у людей после ампутации возможно развитие «синдрома чужой руки», так как правое полушарие работает без воздействия со стороны левого.

Исходя, из экспериментов и фактов о дуальной природе нашего мозга следует, что правое полушарие более приспособлено к творчеству, чем левое. Левое полушарие, отвечает за правую руку. 90% населения мира – используют правую руку в выполнении большинства функций, а правое за левую. Практически в любом языке можно найти фразы о левой или правой руке и в 99% случаев левая сторона правое полушарие.

Таким образом в чем же разница между полушариями мозга и почему так важно именно правое, которое практически не получает развития в системе нашего образования.

Левое: вербальное, аналитическое, символическое, абстрактное, временное, рациональное, цифровое, логическое, линейное.

Правое: невербальное, синтетическое, актуальное, аналогическое, вневременное, нерациональное, пространственное, интуитивное, целостное.

Данная выше информация помогает понять важность и необходимость правого полушария для умения рисовать и дает так же представление о его роли в развитии творческих способностей личности.

Суть данной техники правополушарного рисования, именно в том, что правополушарное рисование временно подавляет работу левого полушария и передает ведущую роль в рисовании правому полушарию, которое более пригодно для данной деятельности. Поэтому художник «видит объект на самом деле» реально, сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света, тени и объединении всего этого в единую картину.

Согласно методу правополушарного рисования Бетти Эдвардс рисование состоит из пяти навыков, и двух тренировочных навыков.

Базовые навыки:

  1. Восприятие краев или можно говорить о восприятии границ: во время работы ребенок позволяет себе сам устанавливать границы, да вовремя работы он может и выходит смело за пределы границы своего листа. Таким способом он расширяет свои границы на бессознательном уровне, делая это изначально очень робко и осторожно, то впоследствии видя визуально нарушение границ возможно, и от этого ничего страшного не происходит. Ребенок учится понимать, на сколько, можно расширять свои границы, чтобы их держать под контролем и на сколько, можно сужать свои границы.
  2. Восприятие пространства: ребенок учится заполнять собой пространство на столько, на сколько, это ему комфортно. Ребенок позволяет себе быть здесь и сейчас таким, какой он есть, учится, управлять пространством на листе и снова видя, это визуально, он может чувствовать безопасность данного действия. Как следствие он начинает учиться строить пространство вокруг себя, расширять круг общения в группе, расширять интерес к другим видам деятельности, оценивать пространство вокруг себя и воспринимать окружение под другим углом. Свободы выбора и действий.
  3. Восприятие соотношений: ребенок учится восприятию большого и маленького, далекого и близкого, легкого и тяжелого, отрицательного и положительного, грозного и милосердного. Проживая это через рисунок, образ визуально, ребенок учится это находить в реальной жизни и учится выстраивать соотношения в общении, в действиях, поступках.
  4. Восприятие света и тени: играя цветами красок, ребенок учится различать светлое и темное, что происходит, когда сливаются светлые и черные краски, как сгущаются только темные краски и он видит, если в эту темноту добавить светлой, а именно белой чистой краски, чернота отступает, она наливается светом белого и чистого. И на оборот, когда в светлые краски попадает темный цвет, светлое, чистое исчезает и теряется легкость, прозрачность, нежность светлого. Так и в жизни ребенок учится воспринимать человека злого никак злого, а как человека, которому не хватает тепла, света и если подарить такому человеку тепло, дать света во внутренний мир злость отступит и человек просветлеет.
  5. Восприятие целостного образа: Самое главное ребенок видит свой удивительный мир, который он только создал сам, хотя изначально признавался, что не умеет рисовать, удивительная штука преодоление себя, за короткое творчества быть здесь и сейчас.

Тренировочные навыки:

  1. Рисование по памяти: улучшаются когнитивные функции память, речь, умение концентрировать внимание, умение узнавать объекты (взглядом, на слух, на ощупь), умение совершать целенаправленные движения.
  2. Рисование при помощи воображения: воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой – способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения. Благодаря воображению можно перенестись в прошлое и будущее, представить и создать, то чего не существует в реальности. Это расширяет мир возможностей, вдохновляет познание нового и творчество.

Максимально задействовав рабочие ресурсы правого полушария. Художник рисует свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, образцы, которые заложены в левой части мозга. Художник начинает воспринимать окружающий мир иначе, он уже не опирается на память, где хранится информация об объекте, воспринимает объект, таким как он, предстал перед ним. Художник сравнивает его размеры с иными предметами. Определяет отношения отдельных его частей к его целому образу. Видит цвет, тени полутени, световую гамму, его расположение в пространстве. Художник создает картину, объединив все параметры в единое целое. Результатом работы  служит конечно картина, но результатом правополушарного рисования не только  изображение, но и также проявление внутренней натуры человека. Можно считать, что это своего рода ключ к подсознанию, психическому состоянию. Эмоциям. Это происходит от того, что он не раздумывает над тем, что рисует, не строит логических цепей, не анализирует.

        Правополушарное рисование позволяет выразить свой внутренний мир, состояние на бумаге через картины. Если в традиционном способе рисования все передается ассоциациями и символами, как например «любовь» чаще красным цветом в виде сердца. То в правополушарном рисовании это чувство выражается иначе, без символов, которые заложены в памяти человека.

        Правополушарное рисование, как один из приемов Арт-терапии позволяет:

- проявить индивидуальность;

- самореализовать свои творческие способности;

- самовыражаться через рисунок;

- получать удовольствие, позитив, улучшать настроение;

- справиться со стрессами, душевными переживаниями, депрессией;

- поверить в свои силы , успех, возможности;

- избавиться от комплексов, достичь гармонии внутреннего состояния;

- попадание в зону ближайшего развития почти каждого человека, не являющегося художником;

- положительное эмоциональное подкрепление в виде повышения самооценки и уверенности в себе;

- постепенная трансформация мыслей убеждений: от « Я вообще не умею рисовать» до «оказывается, я здорово рисую!»;

- активизация пробуждения «внутреннего ребенка».

        Арт-терапию называют одним из самых привлекательных, интересных направлений практической психологии и психотерапии сегодня. Арт-терапия также является творческим. Эффективным способом работы с подсознанием человека в любом возрасте.

        Правополушарное рисование помогает детям ОВЗ:

- уменьшить или полностью снять «комплекса художественной неполноценности»;

- повысить мотивацию не только к занятиям изобразительной деятельности, но и другим видам деятельности и не только творческим;

- развить и активизировать творческий потенциал – в процессе занятий дети придумываю свои авторские изобразительные техники;

- формировать новое видение и восприятие окружающего мира;

- развить когнитивные функции, любое рисование, в том числе и правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику;

- развить воображение, рисование правым полушарием снимает творческие барьеры, стимулирует фантазию и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса;

- повысить самооценку.

        Живопись – это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя. Ребенок демонстрирует свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведение, обретает уверенность в себе.

Список литературы.

  1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1986, 48с.
  2. Капытин А.И. Основы арт-терапии. Издательство Лань, 1999, 256 с.  
  3. Кисилева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007, - 336 с.
  4. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, систнма занятий. – СПб.: Речь, 2003, 256 с.
  5. Сусанина И.В. Введение в арт – терапию: учебное пособие. –М.: «Ктгито-Центр», 2007, 95 с.
  6. Психотерапетическая энциклопедия/ под редакцией. Карвасарского Б.Д. – 2-е изд.- СПб: Питер, 2002.
  7. Эдварс Бетти Переводчик: Попова Т.И. «Художник внутри вас» изд. Попурри, 2001, 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Информационно-коммуникационные технологии, как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютерных средств обучения, использования принципиально новых информационно-коммуникационных технологий, предназначенных для...

«Применение технологии правополушарного рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по признаку нарушение речи».

В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит, пере...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Песочная терапия — это здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель песочной терапии — создание естественной стимулиру...