Инновационные образовательные технологии в практике учителя-логопеда как инструмент повышения качества образовательного процесса
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

ДОНЕНКО ИННА БОРИСОВНА

использование технологий ИКТ, "Круги Луллия", "камешки Марблс" в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon donenko_mbdou_27_doklad.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные образовательные технологии в практике учителя-логопеда как инструмент повышения качества образовательного процесса

Учитель-логопед МБДОУ № 27

Доненко Инна Борисовна,

1 кв. категория

       Обновление содержания образования в настоящее время требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в современной образовательной системе, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения; знания интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Освоение нового содержания, эффективных форм и методов обучения, все это под силу лишь  профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого учителя, в том числе и учителя-логопеда. Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда ДОО является коррекция нарушений устной речи, особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения с детьми.

       Учителю-логопеду необходимо осваивать и применять инновационные образовательные технологии, творчески осмысливать содержание учебного материала, отыскивать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации, обеспечивали познавательный интерес к деятельности на протяжении всего занятия, и, таким образом. обеспечивали качество коррекционной работы.

      В своей логопедической практике я использую уже несколько лет разнообразные ИКТ (интерактивные речевые игры для автоматизации и дифференциации звуков и по развитию связной речи, презентации для  артикуляционной гимнастики). Так, в моем кабинете есть мультимедийная установка, и каждое утро дети старшей и подготовительной группы приходят на логопедическую минутку. В течение 7-9 минут мы выполняем комплекс артикуляционной гимнастики, в который входят как общие так и специальные упражнения для какой-либо группы звуков 1 комплекс на 2 недели, выполнение упражнений сопровождается фото или видео, речевым или музыкальным сопровождением.

        Ну а сейчас я хочу представить те инновационные технологии, которые относительно недавно использую в своей практике, но их применение дает положительный эффект в плане повышения мотивации детей и обеспечения познавательного интереса. Это применение камешков Марблс и  кругов (или колец) Луллия.

       Марбл (англ. «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, пластика или др. материалов.  Камешки Марблс являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач :

• Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка

• Упражнять в ориентировке на плоскости листа;

• Развивать связную речь;

• Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы;

• Проводить работу по автоматизации поставленных звуков;

• Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие;

• Развивать образное мышление, зрительное внимание, память;

• Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца.

                            Предлагаю детям разные игры и игровые упражнения:

1. Выложи звуковую дорожку, повторяя поставленный звук.

2. Пройди по… повторяя заданный слог .

3. Заполни слоговую дорожку с поставленным звуком.

4. Выложи букву.

5. Найди букву в сухом бассейне.

6. Прочитай слоги, закрывая их камешками.

7. Выполни звуковой анализ слова.

8. найди лишний предмет, назови, объясни, и спрячь его код камешек (обозначь его).

       Приятные на ощупь, эстетически красивые камешки «Марблс» вызывают бурю эмоций и взрыв творческой энергии. Обладают они и расслабляющим эффектом. С этим материалом дети работают с большим удовольствием, и благодаря этому в своей работе мне удалось добиться очень хороших спехов.

          Следующая игровая технология- круги Луллия.

       Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. (Кратко о материале: использую фанерные двухуровневые круги, с подвижной рамкой. Картинки распечатываю, ламинирую и закрепляю на клей, на верхнем круге с двух сторон. В настоящее время занимаюсь изготовлением съемных накладных колец с картинками).

Задачи:

• закрепление произношения поставленного звука;

• развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа;

• уточнение и активизация словарного запаса;

• совершенствование слоговой структуры слова;

• формирование предложений;

• совершенствование развития связной речи.

Игровые задания

       Круг № 1На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков.

Цель дифференциация звуков С-Ш, ориентировка в пространстве

- На верхнем круге найди картинку-отгадку к загадке. Какой звук в этом слове- с или ш?

- На нижнем круге подбери любую картинку, в названии которой будет (дифференцируемый звук)

- «Придумай предложение с получившейся парой слов».

- На верхнем круге найди картинку по описанию. Выдели рамкой.

- Какая картинка слева? Какой звук в названии картинки? С или ш? а справа?

- на верхнем круге найди картинку, в названии которой звук с спрятался в начале слова. На нижнем найди картинку, в названии которой звук с- в конце

- на нижнем круге найди картинку, в названии которой звук ш спрятался в конце слова. На верхнем круге- картинку в названии которой звук ш спрятался в средине и т.д.

       Круг № 2 Игра «Неприятели» Цель: расширение словаря антонимов. Ход игры: Лна маленьком и большом круге объекты, противоположные по определенному признаку. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по определенному признаку. И придумать предложение. Используя оба слова.

       Круг № 3

Игра: «Подбери схему к слову»

Цель: звуковой анализ слов.

Ход игры: На нижнем круге звуковые схемы слов, на верхнем предметные картинки. Логопед предлагает объединить объекты с подходящими схемами.

       Вариант: ребенок находит на верхнем круге картинку по описанию или по загадке, определяет количество звуков, а на нижнем находит соответствующую пустую схему и сам её заполняет стирающимся маркером на водной основе.

    В процессе игровых заданий предлагаю детям игровую ситуацию: типа игры: что, где, когда? Поле чудес, форт Боярд и т.д.

   Таким образом, коррекционная работа с использованием кругов Луллия, камешков Марблс предполагает  исправление речевых расстройств в игровой увлекательной форме. В процессе работы необходимо применять знания, логику, а так же развивать мыслительные и речевые способности ребенка. Ограничение во времени нацеливает на быстрое выполнение игровых заданий; смена заданий позволяет удерживать интерес ребенка к занятию. Наработки по данной теме показали, что в процессе внедрения в практику инновационных технологий на логопедических занятиях создается атмосфера эмоционального подъема и раскрепощённости, ситуация успеха для каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в повышении качества коррекционно-развивающего процесса

Основными участниками коррекционно-образовательного процесса являются ребенок – учитель-логопед – родители. В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит ...

"Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении"

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении....

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении

В материале указаны виды игровых технологий и их примение в практической деятельности педагога....

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР в рамках дошкольной образовательной организации».

Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР в рамках дошкольного образовательного учреждения».«Ум  ребенка...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

«Инновационные образовательные технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ»

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возрас...