Робототехника в ДОУ
консультация (старшая группа)

Наталия Васильевна Григорян

Робототехника в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мотивации к обучению, а также творческой, познавательной деятельности дошкольников в ДОУ – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют создание особых условий в обучении и в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Век компьютерной техники предоставляет новые возможности и направления в работе с детьми. Реализуя ФГОС дошкольного образования требуется создание инновационной образовательной среды для развития логического мышления детей, их интеллектуального, умственного, творческого развития. В последние годы очень популярно развитие робототехники не только в школе, но и в детском саду. Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста средствами робототехники определяет возможности решения задач образовательных областей с помощью организации игрового обучения конструкторами «LEGO».

Робототехника – это научная и техническая база для проектирования, производства и применения роботов. Впервые слово «Робот» использовалось чешским драматургом Карлом Чапек в 1921 году. В написанной им книге «Универсальные роботы Россума» говорилось об искусственно созданных человекоподобных.

Актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как является самым лучшим способом для интеллектуального развития дошкольников. При работе с конструкторскими моделями затрагивается проблема развития мышления детей. Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства. Высшей стадией развития мышления является формирование логического мышления, оно зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность.

Конструирование и робототехника полностью отвечают условиям развития логического мышления детей, их интересам, способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А. Р. Лурия. Он сделал вывод о том, что упражнения в конструировании оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Когда ребенок работает с конструктором, то он учится овладевать навыками начального технического конструирования; развивается мелкая моторика, координация «глаз - рука»; изучает понятия конструкций и ее основных свойств; развивается навык коммуникации.

В работе по конструированию и робототехнике можно выделить следующие формы работы:

1. Конструирование по образцу.

Это показ приемов конструирования игрушки-робота (или конструкции). Сначала дети рассматривают игрушку, выделяют основные части. Затем вместе с воспитателем отбирают нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирают все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части робота (конструкции).

2. Конструирование по модели.

В данной модели многие составляющие элементы скрыты. Ребенок должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление.

3. Конструирование по заданным условиям.

Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только конструировать по схеме, но и, наоборот, – по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и анализировать ее.

5. Конструирование по замыслу.

Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки (роботы) становятся более разнообразными и динамичными.

Традиционно окончание деятельности по конструированию завершается сюжетно-ролевой игрой или игрой-драматизацией с постройками.

С использованием образовательных конструкторов дети имеют возможность приобрести знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.

В результате конструирования дети демонстрируют степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, мотивация и интерес к решению различных задач. Дети учатся принимать решения в многочисленных ситуациях. Большая роль отводится проектной работе.

Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе, оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания в окружающем мире, закладывают первые предпосылки учебной деятельности.

Таким образом, используя конструкторы «LEGO», перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Влияние конструирования и робототехники развитие детей дошкольного возраста

Современные дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые непоседливые и подвижные ребята могут долгое время что-то собирать, складывать, строить....

РОБОТОТЕХНИКА В ДОУ

представление инновационной технологии...

Эссе по робототехники

«РОБОТОТЕХНИКА» эссеВ современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому возникла необходимость вести  п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок по начальным основам робототехники «Юные робототехники»

В данном материале содержится рабочая программа по кружку по начальным основам робототехники...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по робототехнике в старшей и подготовительной группе Тема: «Первые шаги. Введение в робототехнику».

Конструирование по робототехнике с использованием конструктора Leco Wedo Тема: «Первые шаги. Введение в робототехнику»....

Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.

Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ «РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ«РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА»Цель: познакомить родителей с конструктором Lego WeDo 2.0. Помочь собрать и запустить ...