Статья "Практика применения современных игровых образовательных технологий"
статья
Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для индивидуального и личностного развития каждого воспитанника дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marchenko_t.m._statya_dokument_microsoft_office_word.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика применения современных
игровых образовательных технологий.
Т.М. Марченко
Ленинск-Кузнецкий городской округ, Кемеровская обл.
Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для индивидуального и личностного развития каждого воспитанника дошкольной организации.
Потребность общества в гармоничном развитии личности предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Современные условия характеризуются обращением к личности каждого воспитанника, выявлению и развитию лучших его качеств. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.
Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации способствует переходу на новую ступень развития.
Ребенку дошкольного возраста характерны такие качества, как сила и глубина впечатлений, он наиболее податлив воспитательным влияниям. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в наиболее доступной и привлекательной форме для воспитанников детских дошкольных организаций. Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию дошкольников.
В игре удается привлечь внимание воспитанников к таким предметам, которые в обычных условиях их не интересуют. Игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая внимание, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игр.
Игры должны быть посильными каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности. Многократные повторения и систематическое использование игр оказывает эффективное воздействие на развитие детей дошкольного возраста при условии индивидуального подхода, при условии постепенного усложнения дидактических и игровых задач, так как только в результате активизации умственных и психических процессов происходит развитие этих процессов у детей дошкольного возраста.
Выполнение похожих заданий у одного ребёнка, вызывает определённые трудности, другой дошкольник выполняет данное задание с лёгкостью и теряет к нему интерес. Следовательно, для повышения уровня развития внимания и поддержания интереса нужно подобрать более сложную игру или изменить условия игры.
Учёт индивидуальных особенностей предполагает подбор игр разной сложности для детей с разным уровнем развития. Изменение уровня развития требует усложнения дидактических и игровых задач, подбора новых игр, нового дидактического материала. Непосильные задания следует упрощать, так как неудачи могут негативно отразиться на последующей деятельности детей.
Педагоги нашей дошкольной организации в начале года проводят мониторинг, по результатам которого выявляют исходный уровень развития каждого ребенка своей группы, формулируют цели и задачи и подбирают дидактические игры, объединяя их в игровые образовательные технологии.
Игровые образовательные технологии являются инновационной составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
В настоящее время игровые образовательные технологии представляют огромный интерес для воспитателей дошкольных организаций, имеют хороший потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции воспитанника в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Современные дети дошкольного возраста перенасыщены информацией, которую они получают из Интернета, телевидения, просмотра видеопрограмм. Но этот материал пассивен для восприятия. И важной задачей воспитателей становится развитие у детей умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации.
Например, для развития внимания воспитанников дошкольного возраста, мы подобрали серию дидактических и подвижных игр и объединили их в игровую образовательную технологию.
Мы систематически проводили дидактические и подвижные игры, способствующие развитию внимания детей. В процессе организации игр мы учитывали уже имеющийся уровень развития внимания. Для воспитанников со средним уровнем развития внимания подбирали игры, требующие приложения определённых усилий в процессе преодоления трудностей, связанных с решением умственных, практических и игровых задач. Детям с низким уровнем развития внимания предлагали упрощённые игры, уменьшали количество дидактического материала, сокращали правила, увеличивали время исполнения игровой задачи.
Достижение успеха в игровой деятельности способствовало повышению уровня развития внимания, самоутверждению, положительной самооценке, что оказывало благоприятное влияние на дальнейшее участие в игровой деятельности. Мы тщательно продумывали методику организации игр, подбирали интересный и яркий наглядный материал, обеспечивали рациональное размещение игрового оборудования, повышая тем самым интерес к предлагаемым играм. В процессе игры дошкольники преодолевали трудности, связанные с решением умственных и практических задач; свободно переключали внимание в изменившихся условиях игры, используя имеющиеся знания; дополнительное время могли концентрировать внимание на определённом объекте или распределять между несколькими объектами одновременно; испытывали чувство радости от преодоления трудностей и достижения успеха. Игры способствовали проявлению внимания детей к таким предметам, которые в обычных условиях их не интересовали, и на которых не удавалось сосредоточить внимание.
Подбирали игровые задания посильные для каждого ребёнка. Успешное выполнение вселяло уверенность, активизировало воспитанников на выполнение более сложных игровых заданий. Для тех детей, которые легко справлялись с дидактическими и игровыми задачами, подбирали более сложные задания путём усложнения правил игры, подбирали новый дидактический материал, дополняя его усложнёнными элементами, более схематичными, менее заметными деталями, что повышало интерес к игре, азарт, желание осилить и решить предложенное задание. Поощрение фишками и значками вносило элемент соревнования в игру, повышало эффективность воздействия, способствовало развитию внимания детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, использование игровых образовательных технологий в дошкольной организации способствует созданию личностно-ориентированной модели обучения, индивидуальному подходу к каждому воспитаннику, обеспечивает получение хороших результатов при реализации воспитательно-образовательных целей и задач.
Литература
- Козлова С.А., Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова, Т.А. Куликова // Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 – 416 с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина // Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...
Применение и результативность применения современных образовательных технологий
Материалы по развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, реабилитации детей с ОВЗ или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом.Продуктивное использован...
Непосредственная образовательная деятельность по речевому, сенсорному развитию с применением игровой образовательной технологии в первой младшей группе Тема: « Купим Ванечке сапожки»
Конспект открытого занятия с использованием игровой и образовательной технологии в первой младшей группе...
Непосредственная образовательная деятельность по речевому, сенсорному развитию с применением игровой образовательной технологии в первой младшей группе Тема: « Купим Ванечке сапожки»
Конспект открытого занятия с использованием игровой и образовательной технологии в первой младшей группе...
Рубрика "Воспитатель года 2018" Презентация применения инновационных образовательных технологий" -ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В современном обществе развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...
Применение и результативность применения современных образовательных технологий
Материалы по развитию детей, преодолению отклонений в их развитии, реабилитации детей с ОВЗ или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом.Продуктивное использован...