"Социо-игровая технология - технология успешного общения"
материал
Целью социо-игровой технологии является развитие коммуникативных навыков и способностей у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsio-igrovaya_tehnologiya.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Социо-игровая технология – технология успешного общения.
Е.В. Тиссен
МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска,
воспитатель
Целью социо-игровой технологии является развитие коммуникативных навыков и способностей у детей дошкольного возраста
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- Формировать умение сотрудничать, находить общее решение, согласовывать свои действия с действиями партнера;
- Развивать у детей активную позицию, самостоятельность, творчество;
- Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе.
Представляю Вам несколько игр и упражнений, которые состоят из четырех блоков, каждый блок направлен на решение нескольких задач, в основу каждого блока положены дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность при организации игровой деятельности. Включать игры рекомендую ежедневно. Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью этого коллектива.
1блок.
Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать
Задачи:
- Учить слышать, понимать и соблюдать правила игры; развивать контроль за движениями и умением работать по инструкции;
- Воспитывать доверительные отношения друг к другу;
- Развивать чувство ответственности за другого человека.
Группа в обручах.
Оснащение: обручи по кол-ву участников, магнитофон, аудиозапись.
Описание игры: каждый берет себе обруч и с его помощью прицепляется к другому участнику – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, таким образом, дети под музыку двигаются по группе стараясь сохранить цепочку. (Можно разными способами: за руки, за талию, за ноги и т.д.)
Строим дом
Оснащение: листы бумаги, фломастеры, платки, образец рисунка «Домик с трубой» по количеству пар участников.
Описание игры: Вам надо распределиться парами и сесть друг против друга. С помощью ленты я вам свяжу руки и дам один фломастер. Связанными руками вам надо нарисовать «Домик с трубой» по образцу.
В этой игре просматривается общение пары: проявление терпения друг к другу, умение прислушиваться к партнеру, ну и конечно культура общения.
2блок.
Игры и упражнения на развитие умения активно слушать
Задачи:
- Развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
- Учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
- Развивать слуховое восприятие и память;
- Учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;
- Учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
- Учить понимать смысл сообщений, выделять его основную идею и высказывания, подводить итог мысли собеседника;
- Учить использовать прием активного слушания: дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Азбука почемучек
Оснащение: ничего не надо
Описание игры: садимся на стульчики так, чтоб образовался круг.
Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будете по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры.
Например: Абрикос – овощ или фрукт?
Банан - какого цвета? И т.д.
Идет следствие
Оснащение: магнитная доска, магниты, сюжетная картинка «Новогодний хоровод», «праздник 8 марта».
Описание игры: с помощью считалки вам нужно выбрать двоих «водящих» - это будут «детективы», а вы будите «свидетелями» ваша задача как «свидетелей», будет в том, что вам нужно описать сюжет на картинке не прямо, а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит.
Например: - Я вижу улыбки на лицах
- я слышу смех и топот ног.
- Все держатся за руки.
- Я слышу веселую музыку.
- Я вижу подарки.
- Я чувствую запах ели.
Если «детективы» решат что они разгадали сюжет, вам нужно будет сказать: «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать трижды.
3блок.
Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию
Задачи:
- Развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
- Развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно-следственных связей, а также умозаключения;
- Развивать способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания.
Через стекло
Оснащение: ничего не надо.
Описание игры: вам нужно разбиться на пары, и представить, что один из вас находиться на перроне, а другой находиться в вагоне, и вы отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки, но вы можете видеть друг друга, с помощью жестов вам надо передать информацию.
Например: - я тебе позвоню, когда приеду.
- Напиши мне письмо.
Бывает – не бывает
Оснащение: любые предметные картинки: крокодил, тучка, цыпленок, луна и т.д.
Описание игры: разбиваемся на пары разными способами. Одна пара берет картинку и придумывает небылицу, вторая пара должна доказать, что так быть не может.
Например: - крокодил летает
- крокодил не летает, у него нет крыльев
- нет, летает, его везут в самолете.
4блок.
Игры и упражнения на развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому)
Задачи:
- Учить детей излагать свои мысли точно, кратно, без искажений смысла;
- Развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывать личностные особенности слушателя;
- Научить детей устанавливать «обратную связь» при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми.
Опиши друга
Оснащение: ничего не надо.
Описание игры: делимся на две команды. Каждый из вас выбирает себе друга из противоположной команды, вам надо встать спиной друг к другу и поочереди описать друг друга, а команды следят насколько был точен, описан друг.
Построим город
Оснащение: конструктор.
Описание игры: с помощью считалки выбираются двое детей – «архитектор» и «начальник стройки». Задача «архитектора» - рассказать «начальнику стройки», какой город нужно построить.
Например: - в этом городе планируется семь построек. В центре города должна быть двухэтажная больница. Справа от больницы – улица, в начале, которой три пятиэтажных дома. Слева – одноэтажный магазин. За больницей – трехэтажная школа. Перед больницей – библиотека.
Когда строительство будет закончено, «начальник стройки» благодарит всех за работу, а «архитектор» оценивает правильность работы.
Работая в данном направлении, применяя социо-игровую технологию в работе с дошкольниками по развитию коммуникативных навыков я достигла следующих результатов: дети могут договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга; у детей сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие; дети могут разумно и доброжелательно общаться взрослым, отстаивать свою позицию; у них нет чувства страха за ошибку.
Используемая литература:
1. Дубина Л.А. «Коммуникативная компетентность дошкольников», сборник игр и упражнений. Книголюб, 2006.
2. Букатов В.М. «Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольника. - М., 2014.
3. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М «Социо-игровые подходы к педагогике». Красноярск, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой ситуации обучающей ситуации во второй младшей группе по социо-игровой технологии
Конспект игровой ситуации с детьми.которая помогает детям регулировать свое поведение, учит общаться со сверстникаим, развивает внимание....
Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представление опыта работы....
Развитие у дошкольников навыков партнёрского общения с помощью социо-игровой технологии
Представление у педагогов о возможностях применения социо-игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Вызвать у участников мастер-класса инт...
«Влияние социо-игровых технологий в образовательном процессе на социо-личностное развитие детей дошкольного возраста».
мастер-класс для педагогов...
«Социо-игровая педагогическая технология», с использованием нетрадиционной методики « Игровой Парашют ».
Цель:1. Повышение профессионального мастерства педагогов.2. Ознакомление педагогов с технологией использования игрового парашюта. 3. Освоение и последующее активное применение технологии в практи...
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...